Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.





Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

 

экономические науки экономическая теория

 

конкретные экономические науки

           
     
 
 


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

 

Функции экономической теории:

1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.



2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.

3. Образовательная.

4. Практическая (прикладная).

 

Методы экономического исследования:

1) наблюдение и сбор фактов;

2) эксперимент;

3) моделирование;

4) научных абстракций;

5) анализа и синтеза;

6) системный комплексный подход;

7) индукции и дедукции;

8) исторический и логический;

9) графический.

Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).

Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).



Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).

Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).

Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.

 

индукция дедукция


частные

факты

общее положение

частные выводы

 


Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.

 

 

Тема 1.2: История развития экономической теории.

Этапы развития экономической теории.


I меркантилизм (15-17 века)

IIклассическая полит. экон. (16-19 века)

IIIмарксистская пролетарская (19-20 века)

IVэкономик-с (20-21 века)


I этап –главные идеи:

1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.

2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).

3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.

Стратегия раннего меркантилизма.

Богатство в стране создаётся с помощью административных мер:

1. запрет вывоза денег за рубеж;

2. ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);

3. наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.

Стратегия позднего меркантилизма.

Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:

1. поощрение внешней торговли;

2. колониальная политика;

3. судоходство;

4. развитие производства экспортных товаров;

5. поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).



Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.

 

 

II этап – главные идеи:

1) Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».

2) Продукты даёт только материальное производство.

3) Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.

Идеи физиократов:

1. Источник богатства общества с/х производство.

2. Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.

Идеи классической рыночной школы:

1.Источник богатства общества – любое производство.

2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.

Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.

Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.

 

III этап – главные идеи:

1) Капиталистическое производство не состоятельно.

2) Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.

3) Построение социализма с государственной собственностью.

Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.

 

IV этап – главные идеи:

1) Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).

2) Курс на исследование чистой экономики.

3) Уход от классовых политических оценок и от фронтации.

Идеи неоклассицизма:

1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.

2. Государство лишь создаёт благоприятные условия условий для её функционирования.

Автор: Джеймс Маршал.

Идеи кейнсианства:

1. Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.

2. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Автор: Джон Кейнс.

 

Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.

Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.

Основные этапы производства:

1) Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.

2) Обмен– стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.

3) Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.

4) Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.

Производство предполагает функционирование в каждом обществе определённых производственных сил, которые включают в себя следующие элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами являются:

1) Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).

2) Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.

Другие факторы производства: организация производства, инвестиции, инновации, экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.

Все факторы производства объединяются в абстракции:

1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.

2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.

3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).

Плата за капитал – процент.

4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.

 

Человеческий фактор производства.

Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.

Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.

Труд определяется показателем производительности труда, который в свою очередь рассчитывается количественными показателями:

1) выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.

B=Q/t*ч

Q – количество продукции (шт.)

t – период

ч – человек

2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество труда затрачено на выработку единицы продукции.

T=t/Q

выработка должна возрастать, а трудоёмкость снижаться.

Основные факторы, определяющие уровень производительности труда:

1) уровень образованности, квалификации, профессионализма;

2) степень заинтересованности работника в результате труда;

3) степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.

4) природные условия.

Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.

Работник нового типа, его основные черты:

1) высоко и всесторонне образованный;

2) профессионально компетентный и деловой;

3) самостоятельный и творчески мыслящий;

4) активно и ответственно действующий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.