Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.
1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.
2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).
3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.
экономические науки экономическая теория
конкретные экономические науки
отраслевые функциональные на стыке с другими
(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,
строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,
промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)
Функции экономической теории:
1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.
2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.
3. Образовательная.
4. Практическая (прикладная).
Методы экономического исследования:
1) наблюдение и сбор фактов;
2) эксперимент;
3) моделирование;
4) научных абстракций;
5) анализа и синтеза;
6) системный комплексный подход;
7) индукции и дедукции;
8) исторический и логический;
9) графический.
Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).
Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).
Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).
Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).
Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.
индукция дедукция
частные
факты
общее положение
частные выводы
Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.
Тема 1.2: История развития экономической теории.
Этапы развития экономической теории.
I меркантилизм (15-17 века)
IIклассическая полит. экон. (16-19 века)
IIIмарксистская пролетарская (19-20 века)
IVэкономик-с (20-21 века)
I этап –главные идеи:
1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.
2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Стратегия раннего меркантилизма.
Богатство в стране создаётся с помощью административных мер:
1. запрет вывоза денег за рубеж;
2. ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);
3. наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.
Стратегия позднего меркантилизма.
Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:
1. поощрение внешней торговли;
2. колониальная политика;
3. судоходство;
4. развитие производства экспортных товаров;
5. поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).
Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.
II этап – главные идеи:
1) Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».
2) Продукты даёт только материальное производство.
3) Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.
Идеи физиократов:
1. Источник богатства общества с/х производство.
2. Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.
Идеи классической рыночной школы:
1.Источник богатства общества – любое производство.
2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.
Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.
Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.
III этап – главные идеи:
1) Капиталистическое производство не состоятельно.
2) Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.
3) Построение социализма с государственной собственностью.
Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.
IV этап – главные идеи:
1) Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).
2) Курс на исследование чистой экономики.
3) Уход от классовых политических оценок и от фронтации.
Идеи неоклассицизма:
1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.
2. Государство лишь создаёт благоприятные условия условий для её функционирования.
Автор: Джеймс Маршал.
Идеи кейнсианства:
1. Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.
2. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.
Автор: Джон Кейнс.
Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.
Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.
Основные этапы производства:
1) Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.
2) Обмен– стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.
3) Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.
4) Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.
Производство предполагает функционирование в каждом обществе определённых производственных сил, которые включают в себя следующие элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами являются:
1) Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).
2) Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.
Другие факторы производства: организация производства, инвестиции, инновации, экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.
Все факторы производства объединяются в абстракции:
1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.
2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.
3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).
Плата за капитал – процент.
4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.
Человеческий фактор производства.
Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.
Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.
Труд определяется показателем производительности труда, который в свою очередь рассчитывается количественными показателями:
1) выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.
B=Q/t*ч
Q – количество продукции (шт.)
t – период
ч – человек
2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество труда затрачено на выработку единицы продукции.
T=t/Q
выработка должна возрастать, а трудоёмкость снижаться.
Основные факторы, определяющие уровень производительности труда:
1) уровень образованности, квалификации, профессионализма;
2) степень заинтересованности работника в результате труда;
3) степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.
4) природные условия.
Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.
Работник нового типа, его основные черты:
1) высоко и всесторонне образованный;
2) профессионально компетентный и деловой;
3) самостоятельный и творчески мыслящий;
4) активно и ответственно действующий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|