Сделай Сам Свою Работу на 5

Французская опера (Гуно «Фауст», Бизе «Кармен»)





Французская культура отличалась пестротой разнообразных явлений во всех областях музыкально-общественной жизни. Это обуславливалось разными крупными историческими событиями, такими как, буржуазно-демократической революцией (1848), движением народных масс после поражения Франции (франко-прусская война), созданием Парижской коммуны.

В этот период заметные изменения произошли в области музыкального театра. Два основных оперных жанра («большая опера» и комическая) находились в состоянии упадка. Наиболее прогрессивным жанром стала лирическая опера. Несмотря на то, что сюжетной основой большинства из них были произведения, взятые из различных эпох мировой классики, композиторы, работавшие в жанре лирической оперы, трактовали эти сюжеты лишь в лирическом или лирико-бытовом плане (даже если сюжет был шире и глубже). Таким образом, личная драма героев становилась доминантой содержания. Музыкальный язык лирической оперы приобрел более демократический характер, приблизился к бытовой лирике, песенно-романсовым интонациям (в том числе и в речитативах), в композицию шире вошла танцевальная музыка и другие бытовые жанры. Музыкальная драматургия более гибко следовала за развитием действия. Лирическая опера дала миру величайшие произведения, наиболее характерными и популярными из которых стали оперы «Фауст» Гуно и «Кармен» Бизе.



«Кармен» создана на основе традиций французского музыкального театра, но вместе с тем она внесла много нового. Из богатейших достижений французской оперы Бизе сумел отобрать все самое ценное и прогрессивное: от «большой» оперы – яркость театрального действия, от лирической – тонкость в раскрытии интимной драмы, от комической – жанрово-бытовые и народные сцены и разговорные диалоги, соединяющие музыкальные номера. Таким образом, Бизе создал по существу новый жанр – реалистическую музыкальную драму. В ней сочетаются «сквозные» сцены, основанные на музыкально-драматическом диалоге, и закругленные песенные, ариозные, танцевальные номера. Всем оперным сценам, независимо от их строения, Бизе придал большую стройность и цельность. Многие из них симметричны, чему часто способствует их репризное строение, многие заканчиваются небольшими кодами, завершающими развитие музыкального материала.



Опера в четырех действиях создана на основе новеллы Мериме, которую Бизе значительно переосмыслил. Наибольшие изменения затронули главные образы: Кармен и Хозе. Кармен свободолюбива и горда, над ней, как и над остальными персонажами, властвует рок, но, зная это, она не изменяет своим принципам, предпочитая смерть принуждению. Хозе также волей рока выхвачен из привычной для него жизни, но любовь Кармен заставляет его решиться на отчаянный и преступный шаг – убийство Кармен. Некоторые сюжетные отклонения в опере поясняют и углубляют любовный конфликт. Введен новый персонаж, традиционный для лирической оперы – Микаэлла, верная, нежно любящая девушка, невеста Хозе. Появление ее в опере не только обостряет драматизм отношений главных героев, но и оттеняет своеобразие и обаяние облика Кармен. Также расширено и развито значение в опере тореро Эскамильо с его блестящей жизнерадостностью и самоуверенностью. Драма героев разворачивается на фоне ярких народных сцен, интонационно общих с эмоциональными характеристиками главных героев. Праздник – главная музыкальная атмосфера оперы.

Трагедия главных героев заключена в несовместимости с одной стороны их жизненных «кредо», проявляющихся прежде всего в их отношении к любви («свободной» у Кармен и «верной» у Хозе), а с другой стороны их взаимной любви, приведшей к роковой развязке. Это подчеркивается и усиливается разностью их музыкальных характеристик. Кармен раскрывается через стихию танца, движения, динамики и энергии. Хозе, напротив, через кантиленную песенность, лирико-романтическую нерешительность. Объединяет их тема рока, сочетающая в себе и движение, и распев, которая становится главным сквозным лейтмотивом оперы, а ее варианты – лейтмотивами Кармен и, отчасти, Хозе. Первый раз эта тема звучит в увертюре к опере, в которой сразу же показываются ее наиболее важные драматургические принципы. Прежде всего это принцип контраста. Увертюра делится на два разновеликих раздела. Первый – это праздничный марш-шествие (который прозвучит в финале оперы перед корридой), дополненный средней более песенной темой (куплеты тореадора). Второй экспонирует тему рока, роковой страсти, которая строится на коротком мотиве-опевании, основанном на «цыганском» ладу, и акцентированных аккордов, обрывающих каждую фразу мелодии.



1 действие делится на две неравные половины. Вначале следует ряд сцен народно-жанрового характера, которые создают атмосферу действия и подготавливают музыкальную характеристику Кармен. Здесь и болтовня скучающих солдат, и смена караула, и военные игры мальчишек, и любовные встречи, и ссора женщин на сигаретной фабрике. Второй раздел начинается с выхода Кармен, у которой три сольных номера: хабанера, песенка, и сегидилья. Наиболее яркие первый и третий. Обе они сочетают четкий метр, прихотливый ритм, связанные с ясной танцевальностью и свободно развертываемую мелодику (скачки, заполнения, опевания, кантиленность, декламационность, жанровость). Первый выход Кармен привлекает внимание своей яркостью и значительностью, поскольку сопровождается проведением темы рока в ритмическом уменьшении и высоком «порхающем» регистре – в таком варианте она становится лейтмотивом Кармен. Сцена выхода Кармен с ее речитативными репликами служит своеобразным вступлением к хабанере. В хабанере народность облика Кармен выявлена очень определенно: в ней использована мелодия кубинской песни, взятая композитором из сборника Ирадьера «Цветы Испании». Ритм сопровождения в хабанере характерен для этого танца, как и ритмической рисунок вокальной мелодии. Последний номер Кармен в первом акте оперы – сегидилья. Характер ее музыки грациозен, она так же «завлекательна» и лукава, как и предшествующие, а мелодика пронизана характерными элементами испанского музыкального фольклора. Интересная ладовая структура песни – мелодический минор, переплетающийся с параллельным мажором, с использованием второй низкой ступени. «Гитарный» аккомпанемент оркестра, танцевальный ритм песни воспринимаются также как подлинно испанский стиль. В сегидилье вместе с тем заключена психологически тонкая характеристика Кармен, подчеркивающая изменчивость ее натуры: богатство ладовых изменений, неуловимость тональных устоев, красочные неожиданные тональные сдвиги – все призвано раскрыть ее характер.

Второму действию предшествует оркестровый антракт – это вариации на солдатскую песенку Хозе из предстоящего акта. Песня Хозе – свежа и своеобразна по своему ладовому колориту: в ней ладовая переменность параллельных тональностей (g-moll и B-dur) сочетается со сменой одноименных тональностей. Очень прост и интересен ритмический рисунок песни, варьирующий квинтовый мотив относительно сильной доли такта.

2 действие также контрастно по композиции – построено на чередовании народных сцен и сцен драматических, продолжающих развитие сюжета. Оно выполняет функцию среднего этапа развития, во многом предопределяющего трагическую развязку оперы. Если в 1 действии образ Кармен преобладал – Хозе там не имел ни одного сольного номера, то здесь они выступают на равных. Впервые так ярко противопоставляются их музыкальные характеристики: танцевально-ритмическая Кармен контрастна песенно-кантиленной характеристике Хозе. Наиболее ярко он характеризуется в солдатской песенке (сочетание маршевости и песенности) и особенно в ариозо («ария с цветком»), которому предшествует лирический вариант лейтмотива рока. Ариозо – это широкая кантиленная мелодия, сочетающая комплекс лирических интонаций (опевания, большой диапазон, начало с «вершины источника») и большого внутреннего напряжения (хроматизмы, мягкие синкопы, задержания, вертикальная диссонантность). Ариозо Хозе непосредственно переходит в дуэт, где ведущая роль принадлежит Кармен.

Принципконтраста усиливается во второй половине оперы, в том числе и в соотношении антрактов и действий. Так, антракт к третьему действию – «Ноктюрн» - это картина романтического пейзажа, мелодика которого насыщена кантиленой, опеваниями, протяженными фразами, изложенными в прозрачной оркестровке с преобладанием струнной группы. Он достаточно резко контрастирует с самим действием, наиболее «ночным» в опере.

3 действие – последний этап развития перед развязкой драмы героев. Его мрачная романтическая атмосфера созвучна с предчувствием трагического исхода. Наиболее сильно это ощущается в сцене гадания, когда происходит поворот к трагической развязке. Фраскита и Мерседес беспечно болтают о предсказаниях карт, и только Кармен видит свою будущую смерть. В ее ариозо «Уж если раз ответ» концентрируются наиболее трагические интонации: низкий регистр, «похоронный» аккомпанемент сарабанды, хроматизм, нисходящие ламентозные секунды. Эта сцена завершает цепочку минорных тональностей 3 действия (c-moll – марш, секстет и хор; a-moll – начало сцены гадания; f-moll – ариозо Кармен). Такое движение дает ощущение сгущающейся драмы, конечной ступенью которой и оказывается ариозо Кармен.

Антракт перед четвертым действием предваряет праздничное настроение, царящее в народной сцене начала действия, тем самым создавая арку к первому разделу увертюры. Однако, несмотря на праздничность, этот антракт более напряжен по звучанию: блестящее и вместе с тем массивное звучание всего оркестра во вступительных аккордах, вступающая солирующая флейта со страстной и вместе с тем тоскливой мелодией, остинатный ритм прозрачного фона pizzicato струнных с бубном - являются и контрастом к трагической развязке, и подготовкой ее.

4 действие – трагический исход взаимоотношений героев. Центральная сцена – большой диалог Кармен и Хозе. Он происходит на фоне ликующей темы праздничной толпы (коррида), крики которой и марш-шествие из увертюры четырежды прерывают их диалог. Как и во 2м действии – характеристики героев контрастны. Партия Хозе насыщена умоляюще-страстными интонациями, напряженными благородными певучими мелодиями, близкими по характеру к его ариозо из 2 действия. В них выражается любовь и мольба. Речитативы Кармен с ее горделиво-непреклонными репликами наиболее выразительны. Непреклонность, нежелание смирить свою гордую. Свободолюбивую натуру в ней сильней страха смерти. Завершает оперу лейтмотив рока, как бы ставя последнюю точку.

«Фауст» — одно из высших достижений французского оперного творчества XIX века. Музыка оперы мелодична, правдива в обрисовке характеров и ситуаций. Композитор мастерски использовал богатство оперных форм, создав драматически насыщенное, разнообразное в сценическом отношении действие. Одна из главных причин популярности «Фауста» состояла в том, что в нем сконцентрировались лучшие и принципиально новые черты молодого жанра лирической оперы: эмоционально непосредственная и ярко индивидуальная передача внутреннего мира героев оперы, колоритно и сочно показанный жизненный фон, на котором развертывается все этапы душевной драмы Фауста и Маргариты. Безусловно, одной из самых сильных сторон оперы явился ее яркий мелодический стиль, выросший на основе французской песенности и романсовой лирики середины 19 века.

Глубокое философское содержание гетевского «Фауста» лишь поверхностно затронуто в опере. Ее сюжет трактован в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты заняла первенствующее положение, оттеснив на второй план главные у Гете образы Фауста и Мефистофеля.

Образ Маргариты стоит в центре оперы Гуно. В нем привлекают простота и лиричность, женственная грация. В то же время он дан в развитии: композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты – от робкого пробуждения наивного любовного чувства к упоению страстью и далее к горю и безумию. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое в итоге вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст – преимущественно той же романсовой стихией, но более пылко и восторженно. Такова, например, тема упоения обретенной молодости, которая проводится неоднократно, начиная с интродукции, а так же тема достигнутого счастью, которая звучит в конце 2 акта.

Чувства, объединяющие Фауста и Маргариту, запечатлены в восторженно-хоральном складе звучания. Две темы призваны выразить эти чувства. Первая проходит сначала в той же интродукции – при видении Маргариты, вызванном чарами Мефистофеля, и далее – в дуэте 2 акта; вторая – опять же в дуэте, а позже в тюрьме в словах Маргариты. Обе темы родственны: их начальные интонации даны в зеркальном отражении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля – и в музыке он характеризуется другой сферой интонаций, выдержанной в иронически-злых, высмеивающих тонах, особенно это выражено в куплетах о «золотом тельце» и серенаде. Лишь один раз – в сцене заклинания цветов во 2 акте – речь Мефистофеля наделяется демоническими чертами.

Лирическая драма героев разворачивается на широком и разнообразном фоне народно-бытовых сцен. Таковы идиллически-пасторальные напевы хора, вторгающиеся в размышления Фауста (в интродукции), замечательные народные сцены на площади (в 1 акте), воинственный хор солдат и т.п. Действие постоянно разворачивается на площади, улице, в саду – им противопоставлены церковь, тюремная камера. Такими контрастами определяется не только чередование картин, но и развертывание действия внутри них, что придает развитию оперы живой и действенный темп.

В оркестровой интродукции сумрачной, полной тяжелого раздумья музыке противостоит светлая, лирически нежная мелодия кларнетов и флейты.

Начало первого акта передает мучительно-напряженные думы Фауста; его ариозо «В душе с печалию глубокой» звучит элегической жалобой. Проникнуто решимостью ариозо Фауста «Привет, последний день, тебе». Резкий контраст образует светлый хор горожан. При появлении Мефистофеля в музыке слышатся лукавая вкрадчивость и насмешливая самоуверенность. Ариозо Фауста «Ко мне возвратись, счастливая юность» проникнуто жаждой счастья и любви. Нежно-прозрачная мелодия в оркестре воссоздает чистый, девственно-прекрасный облик Маргариты.

Большая хоровая сцена второго акта насыщена сочным народным юмором. Каватина Валентина «Бог всесильный, бог любви!» носит характер торжественного гимна. Куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской» создают образ стихийно-неуловимой, жестокой силы, царящей над людьми. Акт заключает великолепная народная сцена, на фоне которой происходит первая встреча Фауста и Маргариты; вся сцена пронизана чарующими мелодиями и ритмами вальса.

Оркестровое вступление третьего акта своим настороженным, тревожным настроением предвосхищает роковой исход драмы. Мягкий, спокойно-лиричный романс Зибеля «Расскажите вы ей» выдержан в движении вальса. Чувством благоговейного трепета исполнена каватина Фауста «Привет тебе, приют невинный». Просто и бесхитростно звучит мелодия баллады Маргариты «В Фуле жил да был король». Балладу сменяет бравурная ария-вальс «Ах смешно, смешно смотреть мне на себя!» В квартете комический диалог Мефистофеля и Марты противопоставлен нежным признаниям Фауса и Маргариты. Дуэт Фауста и Маргариты завершается восторженной, пылкой мелодией.

Четвертый акт отмечен глубоким драматизмом. На фоне аккордов органа и скорбного пения молящихся звучат исступленные возгласы Маргариты; им отвечают неумолимо-безжалостные реплики Мефистофеля и адских духов. Следующую сцену открывает торжественный военный марш с хором солдат «Родины славу не посрамим». Иронический характер имеет серенада Мефистофеля «Выходи, о друг мой нежный!» В терцете сопоставляются насмешливые реплики Мефистофеля, взволнованные восклицания Фауста и гневные возгласы Валентина. В скорбном ариозо Валентина «Что кому суждено» музыка достигает высокого драматизма.

Оркестровое вступление пятого акта состоит из двух эпизодов: первый передает душевные муки Маргариты, во втором звучат ритмы бешеной скачки. Небольшое ариозо Фауста «О, небо! Вот она», пронизанное душевной болью и состраданием, оттеняется безмятежностью счастья в начале дуэта Маргариты и Фауста «Ты опять со мною». Восторженным светлым чувством исполнено ариозо Маргариты «О, тебе жарко я молюсь» и последующий терцет. Спокойно и торжественно звучит финальный хор «Все будем уповать».

Музыка второй картины пятого акта («Вальпургиева ночь») основана на резких контрастах. Первый хор «Если в ветвистой чаще мрачной» вызывает ощущение таинственности. Покоем и радостью веет от музыки хора «Чаши влагой чудесной». Мелодия застольной песни Фауста «Дивный нектар, чудной силой» полна юношеского задора. В мрачные, зловещие тона окрашен хор ведьм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.