Сделай Сам Свою Работу на 5

Решение педагогических задач в системе специального и инклюзивного образования

 

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности:

· анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

· проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий;

· осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса;

· анализ результатов решения.

Задание. С учётом представленного выше алгоритма решить педагогические задачи.

Педагогическая задача 1.

Ситуация.

У Вани умеренная умственная отсталость в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Ребёнку рекомендовано надомное обучение. При обследовании на ПМПК специалисты определили необходимость обучения ребёнка по 2 варианту ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Родители Вани категорически против надомного обучения. Ребёнок стал посещать уроки и занятия в адаптивной школе (для обучающихся с умственной отсталостью). Однако Ваня не может продуктивно работать в течение всего урока. Мальчик быстро устаёт, кладёт голову на стол или ложится на пол, не обращая внимания на требования педагога и полностью устраняясь от любой деятельности.

Анализ ситуации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постановка педагогической задачи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов решения (поскольку результатов нет, они прогнозируются)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогическая задача 2.

Ситуация.

Таня – ребёнок с КИ в возрасте 7 лет. Девочка была имплантирована в 6 лет, всё время посещала специализированный детский сад для глухих детей. При обследовании на ПМПК было рекомендовано обучение девочки в школе для слабослышащих детей.

Обоснование к данному решению: уровень общего и речевого развития ребёнка не соответствует возрастной норме, но может быть приближен к нему при проведении регулярной коррекционной работы. Имплантация осуществлена поздно. Коммуникативные контакты Тани со слышащими взрослыми и сверстниками значительно затруднены.

Девочка умеет читать и писать печатными буквами. Владеет жестовой и дактильной речью, активно взаимодействует с глухими сверстниками. Речевые процессоры носит постоянно.

Мать Тани сомневается в правильности решения специалистов ПМПК. В этой связи она обратилась к другой группе специалистов для определения образовательного маршрута для своего ребёнка. Мать беспокоят следующие вопросы «Если девочка посещала детский сад для глухих детей, то, возможно, правильнее было бы сделать выбор в пользу школы для глухих? А, может, в связи с операцией по КИ есть смысл сделать выбор массовой школы?».

Анализ ситуации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Постановка педагогической задачи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов решения (поскольку результатов нет, они прогнозируются)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Следовательно, коррекционно-педагогическая работа, как отмечалось выше, должна строиться не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и систему его социальных отношений.

При формулировке коррекционно-педагогических задач необходимо иметь в виду, что:

· задачи коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

· задачи коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

· задачи коррекции должны учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом ребёнка.


Литература

1. Андреева, Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу / Л.В. Андреева // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб: Образование, 1996.

2. Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие.// Тони Бут, Мэл Эйнскоу/ Под ред. Марка Вогана. Перевод: И. Аникеев, науч.ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.

3. Волкова, Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова, Н.Е. Граш, А.М. Волков // Дефектология. – 2002. – № 3.

4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995.

5. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей / Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

6. Дягтерёв, А.Н. Рекомендации парламентских слушаний по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» / А.Н. Дягтерёв. – М., 12 апреля 2012 г.

7. Зотова, А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / А.М. Зотова // Дефектология. – 1997. – № 6.

8. Инклюзивное образование в России. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.

9. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

10. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

11. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

12. Инклюзивное образование. Выпуск 5. Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

13. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.

14. Кесарев, Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции / Е.Д. Кесарев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

15. Кизима, А. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания / А. Кизима, Е. Есикова // Научно-методический журнал «Директор школы». – №. 3. – 2008.

16. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

17. Колков, В.В. Интеграция и проблемы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство: роль неправительственных организаций / В.В. Колков, Е.Н. Ким // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

18. Косарева, У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции / У.В. Косарева // Дефектология. – 2008. – № 6.

19. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. K.С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982.

20. Леонгард, Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума / Э.И. Леонгард // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

21. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1.

22. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – № 2. – 2008.

23. Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. – М., 2006.

24. Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

25. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н.Н. Малофеев // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. – № 12.

26. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. – № 4.

27. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.

28. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010.

29. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. Перевод с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – РООИ «Перспектива», 2011.

30. Образование инвалидов: от интеграции к инклюзии: учебно-метод. пособие / Г.С. Птушкин, Т.А. Поленова, Г.И. Расторгуев, Е.В. Траулько. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.

31. Пер, Ч. Гюнваль. От «школы для многих» к «Школе для всех» / Пер Ч. Гюнваль // Дефектология. – 2006. – № 2.

32. Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень. // Н.Н. Зыбарева, И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина. – М.: МГППУ, 2012.

33. Сабельникова, С.И.Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1.

34. Семаго, Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под научн. ред. М.М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

35. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е./ Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1.

36. Сиротюк, А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования. – М.: Вестник высшей школы. – 2012. – № 4.

37. Смолин, О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О.Н. Смолин // Дефектология. – № 4. – 2007.

38. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

39. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис….канд.пед.наук: 13.00.08: защищена 22.03.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. – Астрахань, 2008.

40. Хильдегунн, Ольсен «Включенное» образование – стратегия для достижения образования для всех / О. Хильдегунн // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001.

41. Хугебум, Ф. Интернальная интеграция в специальном образовании в Нидерландах / Ф. Хугебум // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

42. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 2.

43. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). – СПб.: Образование, 1996.

44. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3.

45. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. / Социологические исследования. – 2003 – № 5.

Интернет-ресурсы:

1.Библиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

2.Сайт Института коррекционной педагогики РАО www.ikprao

3.http://www.international.edu.ru. // Аналитические обзоры: Система образования Великобритании: Реформы образования в индустриально развитых странах.

4.http://www.inclusive-edu.ru/ Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования.

5.http://edu-open.ru/ Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию.

6.http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики.

7.http://www.perspektiva-inva.ru. // Материалы РООИ «Перспектива».

8.http://www.suvorov.reability.ru. // Сайт Суворова А.В.

9.http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf./

Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

10.http://psyjournals.ru/sdXXI/2011/n1/47744.shtml Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. – C. 34-41.

 

 

Модели интеграции (по Н.Д. Шматко)

Модель интеграции/ условия Постоянная полная Постоянная неполная Постоянная частичная Временная частичная Эпизодическая
Тип учреждения Массовые дошкольные и школьные учреждения Массовые дошкольные и школьные учреждения совместного обучения Дошкольные и школьные учреждения комбинированного вида Массовые и комбинированные дошкольные и школьные учреждения, детские сады компенсирующего вида Дошкольные учреждения комбинированного вида, массовые школы со специальными классами Дошкольные учреждения комбинированного вида, массовые школы со специальными классами Специальные дошкольные и школьные учреждения
Тип группы/ класса Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание: - в группе комбинированной направленности, - в гибком классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе
Место получения коррекционной помощи Вне учреждения В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении
Возможность оказания методической помощи массовым педагогам Оказывается по возможности Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно
Количество детей, интегрированных в одну массовую группу или класс 1-3 ребенка в группе или классе 1-3 ребенка с определенным нарушением в группе или классе 1-3 ребенка с определенным нарушением в группе или классе - в группе комбинированной направленности – 3-5 человек, - в гибком классе – 3 человека 1-3 ребенка в группе или классе Все воспитанники специальной группы или класса Все воспитанники специальной группы или класса
Педагог Массовый педагог Массовый педагог Массовый педагог Массовый педагог и учитель-дефектолог Массовый педагог Учитель-дефектолог и/или специалист массового образования (соревнования, конкурсы, …) Учитель-дефектолог и/или специалист массового образования (соревнования, конкурсы, …)
Время совместного воспитания и обучения В течение всего дня В течение всего дня (кроме коррекционных занятий) В течение всего дня (кроме коррекционных занятий) В течение всего дня (кроме фронтальных и индивидуальных занятий учителя-дефектолога) Часть дня или часть занятий практически ежедневно Отдельные занятия или мероприятия практически еженедельно (не реже 2-х раз в месяц) Отдельные занятия или мероприятия

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.