Предмет, задачи и методы демографии (ОК-6)
Демография
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
по направлению подготовки
37.03.01 Психология
Квалификация (степень) «бакалавр»
Москва
Хохлова Ю.В.
Демография. Рабочая программа учебной дисциплины. – М. :ТФ МГЭИ, 2014г.
Рекомендовано к публикации научно-методическим советом
Тверского филиала МГЭИ (протокол № 5 от 10.04.2014 г.)
Предназначено для студентов всех форм обучению по направлениям бакалавриата: 37.03.01 Психология.
@ Тверской филиал МГЭИ, 2014
@ Хохлова Ю.В., 2014
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Планируемые результаты обучения
|
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
| 3. Объем дисциплины и его распределение на виды работ студента
|
| 4. Содержание и структура дисциплины
|
| 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
|
| 6. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
|
| 7. Перечень основной и дополнительной литературы
|
| 8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»
|
| 9. Методические указания по освоению дисциплины
|
| 10. Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе
|
| 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса
|
|
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Демография» относится к первому циклу учебного плана и преподается студентам по направлениям подготовки «Психология», в 3-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Освоение демографииосновывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, философии, логики и др.
Демографические проблемы остро встали в нашей стране в первой половине 90-х годов прошлого века. Именно в этот период Россия вступила в стадию демографической катастрофы, выражающуюся беспрецедентно низкой рождаемостью, высоким уровнем разводов, низкой, по отношению к развитым странам, продолжительностью жизни населения, особенно мужского и сельского, а также высоким уровнем смертности. Вот уже в течение десяти лет население России не растет, а сокращается.
Это далеко не полный перечень демографических проблем нашей страны, от успешного решения которых зависит ее будущее.
Демографические процессы в обществе развиваются под воздействием многих факторов: экономических, социальных, политических, культурных и прочих. В свою очередь, демографические процессы оказывают влияние на ход общественного развития. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня безработицы, преступности и т.п.
Знание демографии, умение анализировать демографическую информацию и делать из нее соответствующие выводы необходимо современному специалисту, работающему практически в любой отрасли экономической, политической или духовной жизни общества. Способствовать демографическому образованию студентов Московского гуманитарно-экономического института и призвана настоящая дисциплина.
Цель освоения дисциплины– ознакомить студентов с сущностью и содержанием основных демографических процессов и научными методами их исследования, помочь им понять законы воспроизводства населения и закономерности миграционных процессов, научить их видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и во всем мире, вооружить пониманием демографических проблем своей страны и умением оценивать их остроту, вероятные перспективы и возможные социальные последствия.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны иметь представление о состоянии демографической ситуации в России и во всем мире; об основных тенденциях развития демографической ситуации в мире и России; о демографическом прогнозировании и современной демографической политике; знать научные основы демографии и историю ее становления и развития; объект, предмет, задачи и методы демографического исследования; основные закономерности воспроизводства населения; источники данных о населении; факторы, влияющие на процессы рождаемости и смертности, а также на репродуктивное и самосохранительное поведение; основные закономерности и факторы миграционных процессов; уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности; оценивать состояние, вероятные перспективы и возможные социальные последствия сложившейся демографической ситуации; эффективно взаимодействовать с людьми, представляющими различные демографические группы; давать научные рекомендации людям, обратившимся за психологической помощью, по проблемам планирования семьи, репродуктивного и самосохранительного поведения.
Процесс изучения дисциплины «Демография» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующей компетенции (согласно ФГОС ВПО):
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Изучение дисциплины завершается зачетом.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
|
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе:
|
|
|
| Лекций (Л)
|
|
|
| Семинары (С), в т.ч. зачет
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего),
в том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
|
|
|
| Решение практических ситуаций
|
|
|
| Подготовка научных докладов и сообщений
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации Зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость
Зач. ед.
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок обучения – 4 года. Очная форма обучения. 2 семестр.
№
| Наименование темы
| Количество часов по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная работа
| лекции
| семинары
| практические
занятия
|
| Демография как наука. Предмет, задачи и методы демографии
|
|
|
| -
|
|
|
| Закономерности народонаселения
|
|
|
| -
|
|
|
| Источники информации о населении и демографических процессах
|
|
|
| -
|
|
|
| Численность и структура населения
|
|
|
| -
|
|
|
| Рождаемость и репродуктивное поведение
|
|
|
| -
|
|
|
| Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
|
|
|
| -
|
|
|
| Миграция населения
|
|
|
| -
|
|
|
| Демографическое прогнозирование
|
|
|
|
|
|
|
| Теоретические основы демографической политики
|
|
|
|
|
|
| | Зачет
| | | | | | | | Итого
|
|
|
| |
|
|
Срок обучения – 5 лет. Заочная форма обучения. 3 семестр
№
| Наименование темы
| Количество часов по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная работа
| лекции
| семинары
| практические
занятия
|
| Демография как наука. Предмет, задачи и методы демографии
|
|
|
| -
|
|
|
| Закономерности народонаселения
|
|
|
| -
|
|
|
| Источники информации о населении и демографических процессах
|
|
|
| -
|
|
|
| Численность и структура населения
|
|
|
| -
|
|
|
| Рождаемость и репродуктивное поведение
|
|
|
| -
|
|
|
| Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
|
|
|
| -
|
|
|
| Миграция населения
|
|
|
| -
|
|
|
| Демографическое прогнозирование
|
|
|
|
|
|
|
| Теоретические основы демографической политики
|
|
|
|
|
|
| | Зачет
| | | | | | | | Итого
|
|
|
| | |
|
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Демография как наука.
Предмет, задачи и методы демографии (ОК-6)
Краткая история становления и развития демографии как науки. Население как объект демографии. Предмет демографии: воспроизводство населения и его закономерности.
Основные категории демографии. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, структура населения, изменения половозрастной структуры населения. Виды движения населения: естественное (рождаемость и смертность) и механическое (миграция). Репродуктивное поведение, плодовитость, самосохранительное поведение, средняя продолжительность жизни и др.
Задачи демографии: изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических прогнозов; научное обоснование мер демографической политики.
Взаимосвязи демографических процессов с другими общественными явлениями. Связь демографии с другими общественными науками: философией, историей, политической экономией, этнографией, социологией, статистикой, социальной психологией, социальной гигиеной, медицинской социологией, математикой и др.
Методы исследования демографических процессов: статистические, социологические, математические. Основные отрасли демографии: демографическая статистика, экономическая, математическая, историческая, этническая, социологическая*.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|