Выбор времени для инновации: опережать или преследовать?
Лекция № 3
БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Эволюция отрасли
Жизненный цикл отрасли
ЖЦ и его стадии определяются прежде всего изменениями в темпе роста промышленности в течение определенного времени.
Жизненный цикл отрасли: рождение, рост, зрелость, спад.
На стадии зарождения продажи невелики, и степень проникновения в отрасль (на рынок) низка. Качество продукции низко, цены велики, товар пользуется спросом у состоятельных покупателей с большими амбициями.
Стадия роста – происходит ускорение проникновения на рынок, технология становится стандартной, качество повышается, цена падает, спрос растет.
На стадии зрелости рынок насыщается, происходит замедление роста, появляется замещаемый спрос (покупатель вторично покупает этот товар). В конце концов спрос полностью становится замещаемым, т.е. роста как такового нет.
Наконец, когда появляются новые отрасли, производящие более технологически совершенный товар, в отрасли начинается спад.
Создание и распространение знаний
Вторая движущая сила ЖЦ отрасли – знания. Новое знание в форме инновационного товара отвечает за рождение отрасли. На стадии рождения товара технология развивается очень быстро.
Насколько общий характер имеет модель жизненного цикла?
Продолжительность ЖЦ в разных отраслях различна:
· ж/д отрасль в США зарождалась с 1827 года 1870. К концу 50-х годов ХХ века она переживала уже спад.
· автомобильная отрасль – с 1890- х годов до 1915 – зарождение, в 1950 годы достигла зрелости.
· ПК – рождение 4 года: с 1978 по 1983. В 1984 году отрасль достигла зрелости.
· Компакт-диски с появления в 1984 году почти сразу же достигли стадии роста. И с 2000 годов пошел на спад.
Т.о. наметилась тенденция снижения ЖЦ. Но все зависит от вида отрасли. Отрасли, удовлетворяющие базовые потребности людей видимо никогда не достигну спада: строительство жилья, производство обуви, одежды, продуктов питания и пр.
Структура, конкуренция и факторы успеха в течение жизненного цикла
№
п/п
| Наимено
вание
| Рождение
| Рост
| Зрелость
| Спад
|
| Спрос
| Ограниченный
покупателями с
высоким спросом
| Ускоренное проникновение
на рынок
| Массовый
рынок, сни-
жение цены
| устаревание
|
| Техноло -гия
| Конкурирующие
технологии, по-
явление иннова-
ционных товаров
| Стандартизация
на основе доминирующих
технологий. По-
явление инновационных
технологий
| Распростране-
ние ноу-хау.
Технологичес - кое усовер-
шенствование
| Малочисленные инновации в
товары и процессы.
|
| Товары
| Низкое качество. Частая смена дизайна
| Улучшение качества и
дизайна
| Превращение в товар масс-
сового спроса
| Товары соответствуют стандартам.
Нерентабель-ное дифферен-циро1вание
|
| Производ- ство и сбыт
| Короткий производствен-ный цикл. Высоквалифи-цированный труд. Спец-каналы сбыта
| Дефицит мощностей. Массовое производство.
| Появление излишка производст-венных мощностей. Труд менее квалифицир.
| Хронические излишки мощностей.
|
| Торговля
| Производители и покупатели в развитых странах
| Экспорт товаров из развитых стран в остальные страны мира.
| Перемещение производства в менее развитые страны.
| Экспорт из стран с самыми низкими издержками.
|
| Конкурен -ция
| Мало компаний
| Вход, слияние и выход
| Разорение мелких компаний, усиление ценовой конкуренции
| Ценовые войны. Уход с рынка
|
| КФУ
| Инновационные товары. Имидж фирмы и товара
| Производствен-ный дизайн Создание сильного бренда. Быстрая разработка товаров. Инновационные процессы.
| Эффектив-ность затрат при помощи эффекта масштаба и низких затрат на старте. Высокое качество.
| Низкие накладные расходы. Выбор покупателя. Возможности рационализации.
|
Структура, конкуренция, КФУ существенно меняются в течение ЖЦ.
Рассмотрим изменение спроса, технологии, товаров, производства и сбыта, торговли, конкуренции КФУ на разных стадиях ЖЦ. См. таблицу.
Местоположение и международная торговля
ЖЦ связан с изменениями в торговле и прямых инвестициях, которые в совокупности ведут к миграции производства. Сначала спрос на новые товары появляется в промышленно развитых странах: США, Западной Европе, Японии, а затем по всему миру. С наступлением стадии зрелости сокращается объем инвестиций в технологии, требуются менее сложные навыки.
Таким образом, международная торговля проходит следующие этапы:
· новые отрасли появляются в развитых странах с высоким уровнем дохода;
· первоначально спрос в других странах удовлетворяется за счет экспорта;
· производство перемещается в развивающиеся страны;
· в стадии зрелости производство в развитых странах резко сокращается, производство в поисках дешевой рабочей силы..
Природа и интенсивность конкуренции
Конкуренция в течение ЖЦ проходит следующие этапы: переход от неценовой конкуренции к ценовой, по мере приближения к зрелости она усиливается и происходит снижение прибыли. В начале ЖЦ требуются большие инвестиции, что снижает уровень маржи.
Ключевые факторы успеха и эволюция отрасли
На первой стадии требуются инвестиции в НИОКР, квалифицированный персонал, затем инвестиции в производство, технологии. На стадии роста инвестиции в увеличение эффекта масштаба. На стадии зрелости КФУ – эффект масштаба, сервис, приверженность покупателей торговой марке.
Проблема подрывных технологий
Признанные лидеры в области старой технологии не в состоянии перейти на новую технологию. Примеры: сталелитейная отрасль США – мини-заводы, производители мини-ЭВМ не смогли добиться успеха в производстве ПК.
Приложение: альтернативные подходы к классификации отрасли
Отрасли можно классифицировать по-разному: по группам покупателей (потребительские и производственные товары), по ресурсам (трудоемкие, материалоемкие, наукоемкие, капиталоемкие, рыночные), по географическим масштабам (локальные, национальные, глобальные).
Стратегическая матрица окружающей среды BCG
Матрица использует две переменные:
Много
Источники
| Фрагментация
Одежда, строительство
домов, розничная продажа
ювелирных изделий, лесопики
| Специализация
Фармацевтика, машины
класса люкс, шоколадные конфеты
| Преимущества
мало
| Безвыходное положение (Пат)
Химические элементы, большие объемы определенных сортов бумаги, судовладельческие
компании, банковские услуги
юридическим лицам
| Объем
Реактивные двигатели, супермаркеты, мотоциклы,
стандартные процессоры
|
Маленький Большой
Размер КП
11 Технологические отрасли и управление инновациями
Конкурентное преимущество в технологически емких отраслях Инновационный процесс основывается на изобретениях. Изобретение – это создание новых товаров и процессов посредством создания нового знания или благодаря комбинациям уже существующего.
Инновация – это начало коммерциализации изобретения посредством изготовления или продвижения нового товара или услуги или использования нового метода руководства.
Прибыльность инновации
Прибыльность инноваций для инноватора зависит от ценности, произведенной инновацией и ее долей, которую способен получить инноватор. Стоимость , созданная инновацией, распределяется среди множества сторон. Рассмотрим ПК. Новаторы MITS, Tandy, Apple, Xerox получили от своих инноваций весьма скромные прибыли. Имитаторы же IBM, Dell, Compaq, Toshiba и масса других последователей в отрасли ПК заработали гораздо больше. Однако огромные прибыли получили их поставщики – Intel (микропроцессоры), Seagate Technology (дисководы), Sharp (жидкокристаллические мониторы), Microsoft (программное обеспечение). Из-за сильной отраслевой конкуренции самую большую часть стоимости приобрели покупатели, которые обычно платили ниже той ценности, что они получали.
Инновации нуждаются в защите. Барьерами защиты являются:
· патенты – исключительное право на новый и полезный продукт, процесс, вещество или дизайн; В США патенты действительны в течение 17 лет;
· копирайт (авторское право) – исключительное право на производство, публикацию, или продажу художественных, литературных, драматических или музыкальных произведений;
· торговые марки – слова, символы или другие знаки, используемые для определения товаров или услуг, поставляемых фирмой, являются основой для идентификации бренда;
· коммерческая тайна – под защитой коммерческой тайны находятся химические формулы, рецепты и производственные процессы.
Для имитации инновации требуется время.
Выбор времени для инновации: опережать или преследовать?
Очень сложный и неоднозначный вопрос. Зависит от многих составляющих. В частности от:
· степени защиты инновации правами собственности или опережения по времени;
· важность комплементарных ресурсов (например, электромобиль – батареи, электромоторы, новые материалы, сервис);
· потенциал для установления стандартов (трудно, если не невозможно вовсе победить программу Windows).
Управление рисками
Возникновение отрасли сопряжено с большими рисками, поскольку существуют две неопределенности:
· технологическая неопределенность – неясно как будет развиваться технология в будущем;
· рыночная неопределенность – никто не знает в начале потенциала рынка;
Конкуренция за стандарты
Кто сумел добиться стандарта со своим товаром, процессом, тот и будет диктовать условия остальным участникам рынка. Существует два вида стандартов: общественные и частные. Общественные стандарты устанавливаются правительством и могут иметь законодательную силу. Могут быть добровольными. Частные стандарты принадлежат компаниям и отдельным лицам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|