Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор времени для инновации: опережать или преследовать?





Лекция № 3

БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ


Эволюция отрасли


Жизненный цикл отрасли

ЖЦ и его стадии определяются прежде всего изменениями в темпе роста промышленности в течение определенного времени.

Жизненный цикл отрасли: рождение, рост, зрелость, спад.

На стадии зарождения продажи невелики, и степень проникновения в отрасль (на рынок) низка. Качество продукции низко, цены велики, товар пользуется спросом у состоятельных покупателей с большими амбициями.

Стадия роста – происходит ускорение проникновения на рынок, технология становится стандартной, качество повышается, цена падает, спрос растет.

На стадии зрелости рынок насыщается, происходит замедление роста, появляется замещаемый спрос (покупатель вторично покупает этот товар). В конце концов спрос полностью становится замещаемым, т.е. роста как такового нет.

Наконец, когда появляются новые отрасли, производящие более технологически совершенный товар, в отрасли начинается спад.

 

Создание и распространение знаний

Вторая движущая сила ЖЦ отрасли – знания. Новое знание в форме инновационного товара отвечает за рождение отрасли. На стадии рождения товара технология развивается очень быстро.



 

Насколько общий характер имеет модель жизненного цикла?

Продолжительность ЖЦ в разных отраслях различна:

· ж/д отрасль в США зарождалась с 1827 года 1870. К концу 50-х годов ХХ века она переживала уже спад.

· автомобильная отрасль – с 1890- х годов до 1915 – зарождение, в 1950 годы достигла зрелости.

· ПК – рождение 4 года: с 1978 по 1983. В 1984 году отрасль достигла зрелости.

· Компакт-диски с появления в 1984 году почти сразу же достигли стадии роста. И с 2000 годов пошел на спад.

Т.о. наметилась тенденция снижения ЖЦ. Но все зависит от вида отрасли. Отрасли, удовлетворяющие базовые потребности людей видимо никогда не достигну спада: строительство жилья, производство обуви, одежды, продуктов питания и пр.


Структура, конкуренция и факторы успеха в течение жизненного цикла

№ п/п Наимено вание Рождение Рост Зрелость Спад
Спрос Ограниченный покупателями с высоким спросом Ускоренное проникновение на рынок Массовый рынок, сни- жение цены устаревание
Техноло -гия Конкурирующие технологии, по- явление иннова- ционных товаров Стандартизация на основе доминирующих технологий. По- явление инновационных технологий Распростране- ние ноу-хау. Технологичес - кое усовер- шенствование Малочисленные инновации в товары и процессы.
Товары Низкое качество. Частая смена дизайна Улучшение качества и дизайна Превращение в товар масс- сового спроса Товары соответствуют стандартам. Нерентабель-ное дифферен-циро1вание
Производ- ство и сбыт Короткий производствен-ный цикл. Высоквалифи-цированный труд. Спец-каналы сбыта Дефицит мощностей. Массовое производство. Появление излишка производст-венных мощностей. Труд менее квалифицир. Хронические излишки мощностей.
Торговля Производители и покупатели в развитых странах Экспорт товаров из развитых стран в остальные страны мира. Перемещение производства в менее развитые страны. Экспорт из стран с самыми низкими издержками.
Конкурен -ция Мало компаний Вход, слияние и выход Разорение мелких компаний, усиление ценовой конкуренции Ценовые войны. Уход с рынка
КФУ Инновационные товары. Имидж фирмы и товара Производствен-ный дизайн Создание сильного бренда. Быстрая разработка товаров. Инновационные процессы. Эффектив-ность затрат при помощи эффекта масштаба и низких затрат на старте. Высокое качество. Низкие накладные расходы. Выбор покупателя. Возможности рационализации.

 



Структура, конкуренция, КФУ существенно меняются в течение ЖЦ.



Рассмотрим изменение спроса, технологии, товаров, производства и сбыта, торговли, конкуренции КФУ на разных стадиях ЖЦ. См. таблицу.

 

Местоположение и международная торговля

ЖЦ связан с изменениями в торговле и прямых инвестициях, которые в совокупности ведут к миграции производства. Сначала спрос на новые товары появляется в промышленно развитых странах: США, Западной Европе, Японии, а затем по всему миру. С наступлением стадии зрелости сокращается объем инвестиций в технологии, требуются менее сложные навыки.

Таким образом, международная торговля проходит следующие этапы:

· новые отрасли появляются в развитых странах с высоким уровнем дохода;

· первоначально спрос в других странах удовлетворяется за счет экспорта;

· производство перемещается в развивающиеся страны;

· в стадии зрелости производство в развитых странах резко сокращается, производство в поисках дешевой рабочей силы..

 

 

Природа и интенсивность конкуренции

Конкуренция в течение ЖЦ проходит следующие этапы: переход от неценовой конкуренции к ценовой, по мере приближения к зрелости она усиливается и происходит снижение прибыли. В начале ЖЦ требуются большие инвестиции, что снижает уровень маржи.

Ключевые факторы успеха и эволюция отрасли

На первой стадии требуются инвестиции в НИОКР, квалифицированный персонал, затем инвестиции в производство, технологии. На стадии роста инвестиции в увеличение эффекта масштаба. На стадии зрелости КФУ – эффект масштаба, сервис, приверженность покупателей торговой марке.

 

Проблема подрывных технологий

Признанные лидеры в области старой технологии не в состоянии перейти на новую технологию. Примеры: сталелитейная отрасль США – мини-заводы, производители мини-ЭВМ не смогли добиться успеха в производстве ПК.

 

Приложение: альтернативные подходы к классификации отрасли

Отрасли можно классифицировать по-разному: по группам покупателей (потребительские и производственные товары), по ресурсам (трудоемкие, материалоемкие, наукоемкие, капиталоемкие, рыночные), по географическим масштабам (локальные, национальные, глобальные).


Стратегическая матрица окружающей среды BCG

Матрица использует две переменные:

 

Много     Источники Фрагментация Одежда, строительство домов, розничная продажа ювелирных изделий, лесопики Специализация Фармацевтика, машины класса люкс, шоколадные конфеты
Преимущества     мало Безвыходное положение (Пат) Химические элементы, большие объемы определенных сортов бумаги, судовладельческие компании, банковские услуги юридическим лицам Объем Реактивные двигатели, супермаркеты, мотоциклы, стандартные процессоры

 

Маленький Большой

 

Размер КП


11 Технологические отрасли и управление инновациями


Конкурентное преимущество в технологически емких отраслях

Инновационный процесс основывается на изобретениях. Изобретение – это создание новых товаров и процессов посредством создания нового знания или благодаря комбинациям уже существующего.

Инновация – это начало коммерциализации изобретения посредством изготовления или продвижения нового товара или услуги или использования нового метода руководства.

Прибыльность инновации

Прибыльность инноваций для инноватора зависит от ценности, произведенной инновацией и ее долей, которую способен получить инноватор. Стоимость , созданная инновацией, распределяется среди множества сторон. Рассмотрим ПК. Новаторы MITS, Tandy, Apple, Xerox получили от своих инноваций весьма скромные прибыли. Имитаторы же IBM, Dell, Compaq, Toshiba и масса других последователей в отрасли ПК заработали гораздо больше. Однако огромные прибыли получили их поставщики – Intel (микропроцессоры), Seagate Technology (дисководы), Sharp (жидкокристаллические мониторы), Microsoft (программное обеспечение). Из-за сильной отраслевой конкуренции самую большую часть стоимости приобрели покупатели, которые обычно платили ниже той ценности, что они получали.

Инновации нуждаются в защите. Барьерами защиты являются:

· патенты – исключительное право на новый и полезный продукт, процесс, вещество или дизайн; В США патенты действительны в течение 17 лет;

· копирайт (авторское право) – исключительное право на производство, публикацию, или продажу художественных, литературных, драматических или музыкальных произведений;

· торговые марки – слова, символы или другие знаки, используемые для определения товаров или услуг, поставляемых фирмой, являются основой для идентификации бренда;

· коммерческая тайна – под защитой коммерческой тайны находятся химические формулы, рецепты и производственные процессы.

Для имитации инновации требуется время.

 

Выбор времени для инновации: опережать или преследовать?

Очень сложный и неоднозначный вопрос. Зависит от многих составляющих. В частности от:

· степени защиты инновации правами собственности или опережения по времени;

· важность комплементарных ресурсов (например, электромобиль – батареи, электромоторы, новые материалы, сервис);

· потенциал для установления стандартов (трудно, если не невозможно вовсе победить программу Windows).

 

Управление рисками

Возникновение отрасли сопряжено с большими рисками, поскольку существуют две неопределенности:

· технологическая неопределенность – неясно как будет развиваться технология в будущем;

· рыночная неопределенность – никто не знает в начале потенциала рынка;


Конкуренция за стандарты

Кто сумел добиться стандарта со своим товаром, процессом, тот и будет диктовать условия остальным участникам рынка. Существует два вида стандартов: общественные и частные. Общественные стандарты устанавливаются правительством и могут иметь законодательную силу. Могут быть добровольными. Частные стандарты принадлежат компаниям и отдельным лицам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.