Сделай Сам Свою Работу на 5

Историческое развитие русской скульпуры XVIII - XX веков.





Глава I. Воплощение в скульптуре XVIII - XX веков сюжетов классической и современной литературы.

Историческое развитие русской скульпуры XVIII - XX веков.

 

С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов. В языческой Руси в центре храмов ставили идолов, сделанных схематично из камня, дерева, иногда из металла. После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались. Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф. Слабое развитие было обусловлено не имением значительных традиций и школ, так же сказывалось ограничение запретами православной церкви.

Развитие русская пластика получает лишь в первой половине XVIII века. Новое, как правило, восходит к иноземным истокам. И началом активного внедрения западной культуры на рубеже XVII-XVIII веков стало в прямом смысле «окно», которое Петр I прорубил в Европу. По словам В.О.Ключевского, в XV–XVIвв. Россия имела общение с Западной Европой, а влияние проявляется лишь тогда, когда в культуре формируется готовность к его восприятию. В России это произошло только в начале XVIII столетия.



 

Выявлению путей проникновения на Русь западноевропейских форм специально посвящена работа Н.Д. Чечулина «К вопросу о распространении в Московском государстве иностранных влияний» (М., 1902). Такими путями были (1) приезд на Русь иноземцев; (2) поездки русских людей за рубеж; (3) использование иностранных источников – книг, чертежей, гравюр; (4) привоз произведений искусства.

В русской скульптуре с начала XVIII века совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Достижения начала XVIII века связаны с декоративной скульптурой, украшением дворцов, других сооружений, народной деревянной скульптурой. Появляются прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета (Б.К.Растрелли и др.).



Важнейшие государственные и культурные преобразования, происшедшие при Петре Первом, открыли перед русской скульптурой возможности ее развития. В это время появляется большой интерес к круглой скульптуре и к портретному бюсту.

Не дожидаясь, когда сложатся свои кадры, Петр дал приказ покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. При его содействии была приобретена «Венера Таврическая» (ныне в Эрмитаже) Заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга, Летнего сада, приглашались иноземные ваятели.

Наиболее выдающимся из них был Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию в 1716 году и оставшийся здесь до конца жизни. Его работа в России была обширна и разнообразна. Он участвовал в создании многих декоративно-скульптурных комплексов, в том числе в украшении Петербургского Большого каскада.

Особенно он известен как автор замечательного бюста Петра Первого, исполненного и отлитого из бронзы. Еще при жизни Петра, скульптор снял с него маску и тогда же создал восковый бюст Петра. Созданный образ отличается реалистичностью в передаче портретных черт, вместе с тем необычайной торжественностью. В облике Петра ясно подчеркнут ум, воля, неукротимая энергия, он предстает государственным деятелем исключительного масштаба.

В течение многих лет Б. Растрелли работал над конным монументом Петра, который отливался уже после смерти автора. Памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при Павле Первом - в 1800 году. Тогда же были созданы под руководством М.И. Козловского рельефы постамента. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. Особенность решения Б. К. Растрелли чувствуется в сдержанно-суровом стиле монумента, в подчеркнутой без излишней пышности значительности образа Петра, а так же в великолепной пространственной ориентировке памятника.



Значительным произведением Б. К. Растрелли является портрет Анны Ивановны с арапченком (1741) бронза. Эта торжественная, монументальная группа на первый взгляд воспринимаются парадная, но одновременно с этим правдивостью и острой индивидуальной выразительности изображает непривлекательное лицо Анны. Объективное, исторически правдивое раскрытие образа императрицы. В этом произведении поражает с одной стороны - непревзойденная правдивость портретиста, с другой - пышная парадность решения и монументализация образа. Подавляющая своей тяжеловесностью, облаченная в драгоценные одеяния и мантию, фигура императрицы воспринимается еще более внушительной и грозной рядом с маленькой фигурой мальчика-арапченка.

Б. К. Растрелли был типичный западноевропейский мастер позднего барроко. Но в условиях Петровской России наибольшее развитие получила реалистическая сторона его таланта.

Во второй половине XVIII века русская скульптура завоевала видное место среди других видов искусства. Это время высокого развития искусства портрета. Широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.

Русский классицизм как ведущее художественное направление второй половины XVIII века явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Как мы помним, круглая скульптура в России первой половины столетия развивалась очень медленно, с трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому "болвану". Толчок к развитию всех жанров круглой скульптуры дал Б. К. Растрелли, но мы не можем назвать ни одного большого русского мастера той норы. Тем фееричнее был неуклонный расцвет, блистательный взлет русской пластики во второй половине века. Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии художеств, в классе скульптуры профессора Никола Жилле(1709–1791), руководившего им почти 20 лет (1758–1777). Сам Жилле был скорее рокайльным мастером, но уже тяготеющим к классицистической простоте, что характерно для целого ряда французских художников того времени, включая и Э. М. Фальконе, даже в мелкой пластике также шедшего от рококо к классицизму.

В русской скульптуре второй половины XVIII века осуществляются принципы синтеза искусств. Если раньше скульптура занимала подчиненное положение по отношению к архитектуре, была большей частью дополнением к ней. Впоследствии скульпторы не только «украшают» здания пластическими группами, отдельными фигурами и полосами рельефа, но средствами своего художественного языка продолжают, развивают идеи, определяющие существо архитектурного образа. События Русско-Шведской войны предопределили темы героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы над врагом.

Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф.И.Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Русских художников – выходцев из Академии объединяли также общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Как мы помним, образование художников строилось прежде всего на изучении античной мифологии, слепков и копий с произведений античного и ренессансного искусства, а в годы пенсионерства – подлинных вещей этих эпох. Интерес к героической античности влияет и на выбор богов и героев: на смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, персонажи гомеровского эпоса. Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармонически-ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной, архитектурно-декоративной, так и в станковой пластике. Заметим, что все самые известные мастера, вышедшие из стен Академии художеств с момента ее основания, оставили образцы и монументальной, и станковой скульптуры. Никакого свойственного нашему времени резкого разделения на "станковистов" и "монументалистов" в XVIII веке не было.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров. В поисках идеально-прекрасного, гармонического, героического начала отечественные скульпторы все же не впадают в отвлеченность и абстрактность; их образы остаются вполне жизненными. Их поиск обобщенно-прекрасного не исключает всей глубины постижения человеческого характера, стремления передать его многогранность, поэтому не случайно в станковой скульптуре второй половины века развивается и портрет. Заметим, что хотя Ф. И. Шубин и видел трудности своего бытия в том, что он "портретной", в стенах Академии к этому жанру никогда не относились снисходительно.

Федор Иванович Шубин - мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание М. Ломоносов. При его содействии Ф. И. Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Возвратившись в 1773 г в Петербург, Ф. И. Шубин создает гипсовый бюст Голицына, который прославил имя молодого автора. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининской эпохи. За бюст Екатерины Второй Ф. И. Шубина избирают академиком. Его засыпают заказами. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. Бюст Паниной близок к Голицыну - образ аристократа, но усталого, пресыщенного. Ф. И. Шубин умел создать образ человека во многих аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в сущность модели и понять психологию портретируемого. Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд поворот головы. Разнообразные оттенки выражения лица мастер раскрывает с разных точек зрения, дает почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или самодовольную пустоту человека. Ф. И. Шубин мастерски изображал как живой трепет и теплоту человеческого лица, столь же убедительно изображал и аксессуары: легкую и тяжелую ткань, мех, кружево, ордена.

Однако всегда главным для него оставалось - человеческие лица, образы, характеры. С годами Ф. И. Шубин глубже передает психологическую характеристику образов. Самая поразительная работа - бюст Павла 1 (1790). В нем смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Ломоносова проникнут человеческой теплотой.

Будучи в основном портретистом Ф. И. Шубин работал и в других областях скульптуры, создавал аллегорические статуи, монументально-декоративные рельефы для интерьеров Петергофа. (Бронзовая статуя Пандоры).

Творчество Ф. И. Шубина пришлось на период развития классического стиля в искусстве. Это отразилось в творческом наследии скульптора, который в своих портретах наметил смелые реалистические тенденции и в то же время выступал в качестве строгого классика в разработках исторических сюжетов.

Во второй половине XVIII века в России работал один из видных французских мастеров Этьен Морис Фальконе (1716-1791), который оказал значительное влияние на развитие русской скульптуры. Величественным символом, определившихся в петровскую эпоху новых исторических устремлений России, стал памятник Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе, над которым он работал в течение 12 лет. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира.

Если Б. К. Растрелли в своем памятнике Петра представил своего героя как императора - грозного и властного, то Э. Фальконе сделал упор на воссоздание образа Петра как величайшего представителя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.

Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу - естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, Петр простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения этот жест Петра - воплощает то жесткую непреклонность, то мудрое повеление, то спокойное умиротворение. Целостность и пластическое совершенство, свежесть и оригинальность замысла, выразительность и содержательность образа, крепкая органическая связь конной фигуры и постамента, прекрасное понимание пространственной постановки памятника, - все эти достоинства делают создание Э. Фальконе подлинным шедевром монументальной скульптуры.

В конце XVIII века русская скульптура вступает в период блестящего расцвета. В эти годы в искусство приходит целая плеяда выдающихся скульпторов, воспитанников Академии художеств в Петербурге.

В 1830-1840-е годы в русской скульптуре всё больше проступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский,), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Дальнейшее развитие классические тенденции монументальной скульптуры получили в творчестве Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Младший современник Ф. И. Шубина увековечил свое имя памятником А.В.Суворову - великому русскому полководцу. Это один из лучших памятников России XVIII - XIX веков.

Скульптору удалось создать памятник немеркнущей военной славы русского народа. Памятник Суворову, в котором с замечательной силой дан идеализированный образ национального героя, принадлежит к наиболее совершенным достижениям классицизма в русской скульптуре. Этот памятник можно увидеть в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.

Важное значение в скульптурном наследии М. И. Козловского также имеет группа «Самсон, разрывающий пасть льва», символизирующая побежденную Россией Швецию.

Мастера монументально-декоративной скульптуры конца XVIII начала XIX веков Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, П.К. Клодт украшали своими произведениями улицы города и архитектурные сооружения старого Петербурга, прославляя в своих статуях строительство флота, горное дело и победу русского оружия в дни Отечественной войны 1812 года. (Здание Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства).

Другой знаменитый скульптор той же поры И.П. Мартос является автором стоящего на Красной площади памятника освободителям Москвы Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором возлежит после полученных ранений. Скульптор сумел передать огромную внутреннюю стойкость обоих героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.

Скульптор Б.И. Орловский создал памятник русскому полководцу, победителю Наполеона, М. И. Кутузову.

Важным достижением начала XIX века является синтез скульптуры и архитектуры. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в купе с ней, обобщенность образного строя типичны для скульптуры классицизма. Во второй половине XIX века в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое движение с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж.Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.).

Во второй половине XIX века, когда в русском искусстве утверждались демократические принципы реализма, скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, изображается жизнь простого народа, создаются бытовые сценки из крестьянской жизни (Ф.Ф.Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е.А.Лансере). Скульпторы - реалисты нового времени, обращаясь к народной жизни, достигают большой силы в выражении социальных противоречий эпохи.

Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество Марка Матвеевича Антокольского (1843-1902). Он был самым последовательным и убежденным скульптором-реалистом. Образы деятелей русской истории Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Петра Первого, созданные М. М. Антокольским, самым крупным из скульпторов этого времени, поражают своей психологической выразительностью, глубиной раскрытия характера, реалистичностью.

А. М. Опекуншин увековечил свое имя памятником А.С. Пушкину, воздвигнутом в1880 году в Москве. Ему принадлежат статуя Петра Первого, памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске.

Таким образом, лучшие произведения скульптуры выполняют благородную роль пропаганды патриотических идей, прославляют славных сыновей своего отечества и украшают города.
В реалистическом искусстве второй половины XIX века уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной скульптуры. Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата скульптурой возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистических связей скульптуры с архитектурой, распространение натуралистических течений. Попытки преодоления кризиса типичны для скульптуры конца XIX - начала XX веков. В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций русской скульптуры этого периода становится искусство С. М. Волнухина, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А.С.Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный язык скульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы.

Начиная с последнего десятилетия XIX века, история русской пластики предстает в качестве этапа, когда совершается драматическая трансформация взаимоотношений скульптуры и общества, произведения и зрителя. В жизни одного поколения русских людей - творцов и критиков скульптур - оценки достижений подвергаются радикальному пересмотру. Логично будет предположить, что причиной тому явились действительно эпохальные изменения в тематике, технике, наконец, образной структуре этого вида искусств.
Особенности скульптуры второй половины XIX века:

·Приближение к реальной жизни;

·Использование народной тематики;

·Стремление увековечить образы прогрессивных деятелей русской истории;

·Утверждение новых этических ценностей.

Михаила Александровича Врубеля. М.А.Врубель – крупнейший мастер эпохи рубежа ХIХ-ХХ веков, русского Серебряного века. Он стал основоположником модерна и символизма в русском искусстве. Сюжеты творчества М.А.Врубеля навеяны произведениями литературы, поэзии и драматургии, а также эпическими сказаниями древности, фольклором. На основе этих источников М.А.Врубель создавал авторские неомифологические произведения. На рубеже XIX - XX веков русская скульптура достигла большой художественной выразительности и обогатила мировое искусство интересными поисками собственного пластического языка. Очень интересна пластическая трактовка форм в скульптуре «Голова Демона».


В условиях кризиса буржуазной культуры в XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А.П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в скульптуре, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистических образов.

 

В конце XIX начале XX веков в русской скульптуре наблюдается дальнейшее развитие прогрессивных реалистических тенденций. Из всех жанров успешнее всего развивается портрет. Существенную роль продолжает играть Академия художеств, где работают такие мастера как С. М. Волнухин, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков, Н.А. Андреев, А.С. Голубкина.

В первые же месяцы революции в соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представляющие ни исторического, ни художественного интереса (как считалось) и стали создаваться памятники (бюсты фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам.

Первые памятники были разными по трактовке образов и формы: от традиционных до формалистических, о портретных до обобщенно- символических.

В 1917 году был создан творческий союз скульпторов-художников, его первым председателем стал С. Т. Коненков. А в 1926 году создается Общество русских скульпторов (ОРС, просуществовал до 1932 года), куда вошли мастера различных художественных школ: А. Голубкина, Н.Андреев, И.Шадр, В.Мухина и многие другие. Их объединял интерес к современности.

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры.

Произведения овеянные революционной романтикой, создал в 20-х годах Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). «Сеятель». В памятниках, сооруженных в 20-30-х годах (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, - в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров и Н.Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, - в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена. В 30-х годах во всех видах и жанрах скульптуры - в портрете, статуарных композициях, рельефе - стало заметно тяготение к идеализации натуры.

Центральными в скульптуре 20-30-х годов становятся тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульпторе большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С.Д.Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображения: воина ("Часовой" Л. В. Шервуда), рабочего ( "Металлург" Г. И. Мотовилова).

Одним из классических произведений советской скульптуры явилась работа - изображение человека-борца И. Д. Шадра, «Булыжник - оружие пролетариата». Она исполнена в лучших традициях мирового и русского искусства, овеяна пафосом современности.

Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов). Скульптор-анималист В. Ватагин прекрасно раскрывает особенности и психологию животных, работает в дереве, в бронзе. Заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.).

Ведущим мастером советской скульптуры была Вера Игнатьевна Мухина (1889- 1953). Она получила образование в Париже. На протяжении всего творчества В. И. Мухина остается верной классическим традициям.

В этот период продолжает активное творчество С. Коненков. Портрет Достоевского, многочисленные портреты.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, коммунизма, идеи существовавшего строя, личностей эпохи воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С.Д.Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). С первых дней Великой отечественной войны скульпторы активно работали, участвовали в передвижных выставках. В скульптуре военных лет ощутим приоритет портретного жанра, скульпторы стремятся запечатлеть правдивый образ героя войны. В это время в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным берет верх идеально-правдивое, возвышенно-героическое. Во время войны не было возможности сооружать памятники., но именно в это время рождаются новые замыслы.


Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений второй половины ХХ века (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.). Евгением Викторовичем Вучетич (1908-1974) после войны была исполнена 13 метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечем в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине. В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы (на Пискаревском кладбище) и бюсты героев войны, архитектурно-скульптурные комплексы, которые воздвигаются на месте лагерей смерти, в честь героической обороны города (мамаев курган).

Во всех мемориалах в соответствии с замыслом и талантом художников разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры.

В 40-70-х годах скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М.К.Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н.Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Скульптура вновь вышла на открытый воздух, в городские ансамбли, сады, парки.

 

В 70-е годы ХХ века возникает «новая концепция пространства» - физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Осознание роли пространства в формировании художественного образа - новый этап в развитии скульптуры.

Наряду с официальной линией развития скульптуры в 1960-80 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель «второго авангарда» в скульптуре - Эрнст Иосифович Неизвестный. Техногенный мотивы «Роботы и Полуроботы».

Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры второй половины ХХ века. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.