Сделай Сам Свою Работу на 5

Приёмы разрешения противоречий.





Знакомство с полями. Задачи «Удав в цирке». Решение: используя тепловое поле, артист перед выступлением охлаждает тело удава, чтобы он стал менее опасен. Задача «»Ёж в яблоках». Решение: ежи надевают кислые яблоки на иголки, чтобы убить мелких насекомых (возникает химическое поле).

Противоречия. Велосипед будущего (коллективная работа).

Ступенчатый эвроритм. Система «Зимние санки». Этажное конструирование новых санок.

Фантастическое сложение. Примеры сложения: «Луна + портфель», «запах + думать», «похвала + увеличение массы», «скорость + тяжесть».

Вещественно – полевой ресурс. Игра «Битва двух королей». Одна группа детей предлагает вредное действие, другая группа превращает вред в пользу. Задача «Дрессировщик и тигр». Решение: чтобы тигр не откусил голову дрессировщику во время исполнения циркового номера, дрессировщик натягивает тигру губы на зубы.

Разрешение противоречий во времени и в пространстве. Задача «Летающий Карлсон». Решение: во время полета лопасти пропеллера увеличиваются, в спокойном состоянии складываются и уменьшаются.

ОЗ (оперативная зона) и ОВ (оперативное время). Задачи: «Флаг гасконцев». Решение: когда флаг на сцене должен развеваться, во флагшток с дырочками подается воздух. Задача «Сквозь забор». Решение: свинье на шею надевает предмет, из-за которого она теперь не может пролезать в дыру забора.



Оператор РВС (размер – время – стоимость). Игра в мяч. Увеличение мяча в 100 раз. Что это будет за игра? Какие условия?

Метод числовой оси. В чём переход количественных изменений в качественные: изменение воздушного шарика, мороженое, объем памяти человека.

 

Применяем ТРИЗ.

Решение олимпиадных задач. Анализ решений. Самые красивые решения. Самые интересные решения.

Фантастика в литературе. Анализ фантастических приёмов в книгах Н.Носова «Незнайка на Луне», К. Булычева «Двести лет тому вперед».

Решение творческих задач: изобретательские задачи; логические задачи; вербальные задачи; на нахождение закономерностей. Задачи из сборника «Игры для ума».

Ярмарка фантастических изобретений. Работа в творческих группах. Вы – фирма. Придумайте свое название. Выбор объекта. Определение противоречий. ИКР. Творческий процесс. Защита проектов.



Творческая мастерская. Конкурс изделий – изобретений, выполненных в результате знакомства с курсом ТРИЗ.

 

Литература:

Для детей:

1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.- М.: Детская литература, 1989.

2. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина.-М.: Вита-Пресс, 2000.

3. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума.- СПб.: 2003

Для педагогов:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.- М.: Детская литература, 1989.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 2002.

3. Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина.- М.: Вита –Пресс, 2002.

4. Гин А. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс 2005.

5. Гин С. Мир логики.- М.: Вита-Пресс, 2003.

6. Гин С. Мир фантазии.-М.: Вита-Пресс, 2006.

7. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума.- СПб.:2003.

8. Журнал ТРИЗ под редакцией Кислова А.В.-СПб.: Взлёт 2005.

9. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звёздами фантазии.- Кишенёв: Лумина, 1988.

10. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать.- М.: Просвещение, 1994.

11. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ.- СПб.: Акцидент, 1998.

12. Нестеренко А.А. Страна загадок.- Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета, 1993.

13. Сборник «Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б.- СПб.: центр внедрения педагогического опыта, 1997-2004.

14. Серия «Техника-Молодёжь-Творчество». Сост. Селюцкий А.Б. изд. Петрозаводск, Карелия: нить в лабиринте, 1998; Правила игры без правил 1989; Как стать еретиком, 1991.

15. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. – СПб , 2002.



16. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. – СПб ,: Речь, 2002.

17.Таратенко Т. А. Технология развития творческих способностей. СПб,; 2005.

18. Толмачев А.А.Диагноз: ТРИЗ.- СПб. : 2004.

19. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. – М.: народное образование, 2001.

 

Приложение 1.

Интеграция предметов ТРИЗ и природоведение.

Преподаватель, владеющий технологией ТРИЗ, стремится подготовить любой урок так, чтобы учащиеся испытывали интерес и радость от встречи с неизвестным. Содержание учебного материала по природоведению позволяет учителю создавать разнообразные задачи, которые ребенок сможет решить при помощи использования системы специальных алгоритмов, приёмов и методов ТРИЗ. Применение творческих заданий, выполняемых при помощи ТРИЗ, повышает активность детей в обучении природоведению и создаёт условия для формирования вдумчивого творческого отношения к проблемам природы и её охраны.

Использование ТРИЗ – педагогики имеет большие достоинства:

- снимается психологический барьер боязни нового, неизвестного;

- обеспечивается гуманистический характер направленности обучения через решение актуальных для общества проблем;

- формируется оптимистическое мировоззрение, так как жизненные проблемы воспринимаются не как непреодолимое препятствие, а как очередная задача, которую надо решить.

 

 

Примеры з а д а ч, использованных на уроках природоведения в 4 классе:

 

Тема: «Земля - наш космический корабль».

Противоречие: Очки для наблюдения за солнечным затмением должны быть прозрачными, чтобы сквозь них наблюдать затмение солнца, и не должны быть прозрачными ,чтобы не испортить зрение от яркого света.

Прием № 32 – Изменение окраски и степени прозрачности. Вместо стекол используется старая засвеченная фотопленка.

 

Тема: «Путешествие по карте полушарий».

Противоречие: Глобус удобен для знакомства со всей земной поверхностью и неудобен при транспортировке.

Прием № 17- Переход в другое измерение. Используется плоскостное изображение земной поверхности - карта полушарий.

 

Тема: «Лес и человек».

Противоречие: Лес и его обитатели являются богатейшим ресурсом ,но при его нерациональном использовании исчезают редкие виды растений и животных.

Прием № 2 – Вынесение. Из всей природы выделяем отдельные участки – заповедники для сохранения первозданной природы.

 

Тема: «О почве».

Противоречие: Тракторы нужно использовать для обработки почвы, но тяжелая техника уплотняет землю, что наносит большой вред.

 

Прием № 8 – Антивес. Сам трактор движется над почвой за счет воздушной подушки и только его рабочий орган соприкасается с землей.

Тема: Лес - природное сообщество.

Противоречие: человек использует природу, концентрируясь на своих нуждах, делая то, что ему хочется. Нуждаясь в природе, он начинает её разрушать.

РТВ - Личностная аналогия (эмпатия).

Игра « Если бы я был грибом…»

«Если бы я была грибом, то я была бы мухомором. У меня была бы красная шляпа в белый горошек, ажурная белая юбочка. Я была бы пластинчатым грибом. В солнечную погоду я красовалась бы на полянке вместе со своими подружками. Грибники проходили бы мимо меня, а вот лось меня любит. Я готова ему помочь как доктор - выгнать из его организма всех глистов. Я люблю помогать другим.» Лаврова В.

Тема: « Луг - природное сообщество»

РТВ – Личностная аналогия (эмпатия)

Игра «Если бы я был насекомым»

« Я - божья коровка, отношусь к отряду жесткокрылых, или жуков. Я питаюсь мелкими клещами, тлёй, которые находятся на растениях. Мои твердые надкрылья защищают находящиеся под ними нежные летательные крылышки. А мой красный в черную крапинку пиджак предупреждает всех – не ешьте меня, я – отвратительна». Абашева М.

Тема: « Растениеводство в нашем крае»

Противоречие: Французский агроном Пармонтье убеждает сограждан в полезности использования картофеля в пищу, но сограждане отвергают призывы ученого.

Прием № 13 – Наоборот. Пармонтье приказывает охранять поля с картофелем, что привлекает внимание простых людей, и интерес к картофелю возрастает.

Тема: «Отрасли животноводства».

Противоречие: В далеком прошлом люди разоряли жилища диких пчел и забирали весь мед, а пчелиная семья погибала и не давала больше урожая.

Прием №1,2 – Дробление, вынесение. Современные пчеловоды делят урожай меда и забирают одну часть себе, а другую часть оставляют пчелам для питания.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.