Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечислить правоохранительные органы, которые выполняют функции правоохранительной деятельности.





- Органы прокуратуры;

- Органы внутренних дел;

- Органы службы безопасности;

- Таможенные органы;

- Органы охраны государственной границы;

- Органы и учреждения исполнения наказаний;

- Органы государственной налоговой службы;

- Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

- Другие органы, которые осуществляют право применимы или правоохранительные функции.

Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе, в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо предусмотрена законом, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия .
Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.
Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления.



6. Признаки правоохранительных органов. Понятие, признаки и виды правоохранительных органов

Правоохранительным органом является учреждение, должностное или иное лицо, которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.



Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки правоохранительного органа:

– правовая регламентация его статуса и деятельности;

– выполнение стоящих перед ним задач (защищать и охранять права и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом, а также обеспечивать законность и правопорядок);

– наличие в его распоряжении предусмотренных законом прав, позволяющих решать стоящие перед ними задачи.

Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:

– государственные;

– негосударственные.

К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

Основные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов.

 

Нормативной базой курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.



Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например, закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например, закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“».

Далее следуют указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

К нормативной базе курса относятся также постановления Правительства Российской Федерации, а такжеведомственные акты приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

Основные понятия «власти», «судебной власти», «государственной власти».

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько су­ществует государство как форма организации общества. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой ос­новные направления (ветви) государственной власти следовало бы раз­делять и вверять “в разные руки”. Это должно будет мешать узур­паторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.
Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживают­ся мнения, что государственная власть в целом включает три направ­ления (ветви):

· законодательную;

· исполнительную;

· судебную.

Сфе­ры их реализации подлежат четкому разграничению. Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основы­вать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдержива­ло бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и баланси­ровало.
Судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

Общее опре­деление власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возмож­ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, пове­дение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое вли­яние, правовые веления, принуждение и т. п.

Другими словами, власть — это не какое-то лицо, орган, объеди­нение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели.

Более узким является понятие государственной вла­сти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже присутствует действующий субъект — народ и (или) государство, его аппарат и органы местного самоуправления, которым делегирует­ся то, что они (народ или государство) могли бы делать сами, т. е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ). Соответственно, властью государ­ственной (политической) принято считать возможность и способ­ность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воз­действие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Еще уже понятие судебной власти. Это, как отме­чено выше, одна из ветвей государственной власти. Субъект судебной власти - суд, который обладает присущими только ему возможностями и спо­собностями воздействия на поведение людей, а через это — и на про­цессы, происходящие в обществе.
Судебная власть - возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воз­действовать на поведение людей и социальные процессы.

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

1.данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением — судом;

2.у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолиро­вать друг от друга или противопоставлять.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.