Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговая политика в период НЭП





1.1.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. — в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи “Повесть временных лет” перечисляются народы “иже дань дают Руси”. Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов. Дань взималась двумя способами: “повозом”, когда она привозилась к князю, и “полюдьем”, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб — дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет). Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые окладные книги. Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” — за прочие преступления. Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде — своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции — Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42—43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.





В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257—59 гг. монгольскими “численниками”. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов “ордынских тягостей”: “выход” (“царева дань”), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы (“мыт”, “тамка”); извозные повинности (“ям”, “подводы”); взносы на содержание монгольских послов (“корм”) и др. Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.



Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Размер “сохи” в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные — для литья пушек, полоняничные — для выкупа ратных людей, засечные — для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать — на создание регулярной армии и т.д. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Иван Грозный (1530—1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен “ясаком” — меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и “полоняничные” деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения. При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три: 1) выти, обжи, луки; 2) местные сошки различных размеров; з) большая (московская) соха.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии “Соляными бунтами”.

Государственные реформы, проведенные в России Петром I (1672—1725), коснулись всех сфер общественной жизни, в том числе и налогового законодательства. С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения. До 1678 г. единицей налогообложения была “соха”, устанавливаемая “сошным письмом”, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Такая система налогообложения была более прогрессивной, однако она все же не отвечала реалиям того времени, поэтому впоследствии произошел переход от подворной системы обложения к поголовной, где единицей обложения стала вместо двора мужская душа, т.е. взамен множества мелких подворных налогов каждый мужчина должен был платить один единый подушный налог. Так, в соответствии с Именным указом от 26 июня 1724 г. установлено: “…С каждого мужска пола души земскому комиссару велено собирать на год по семидесят по четыре копейки, а на треть года — на первую и вторую — по двадцати по пяти, а на третью — по двадцати по четыре копейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить не повинны”. Платежи были определены в три срока: первая треть — в январе и феврале, вторая — в марте и апреле, третья — в октябре и ноябре месяцах. На протяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета государства оставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам.

В связи с тяжестью налогового бремени общий размер подушной подати постоянно уменьшался, и при Екатерине II он составлял 70 копеек с души.По Указу от 3 мая 1783 г. “подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете”. Предполагалось, что община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям.

С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.

Александром I в 1802 г. манифестом “Об учреждении министерств” было создано Министерство финансов и определена его роль, которая заключалась в управлении казенными доходами государства. При Александре I (1777—1825) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать. Также вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.

В 1860 г. Александр II повелел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система. Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. С 1867 г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы. В 1869 г. была отменена круговая порука по прямым податям для селений, где числится менее 40 ревизских душ. Законом от 23 июня 1899 г. изменялся порядок применения круговой поруки, теперь круговую поруку стало возможно применять лишь в случае исчерпания всех возможных мер взыскания, которые применялись в отношении конкретных неплательщиков. Окончательно круговая порука была отменена в России в 1903 г. Манифестом и Положением от 19 февраля 1861 г. не только провозглашалась отмена крепостной зависимости, но и решались вопросы выкупа земельного надела. Причем выкупные платежи рассматривались как один из источников доходов бюджета, а по мнению ряда авторов, их можно рассматривать как одну из феодальных повинностей.

В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны были нести следующие казенные и земские денежные повинности:

1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные; 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого, крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.

1.2.

В условиях командной экономики стимул к «закручиванию налоговой гайки» был особенно велик. После 1917 г. эксплуата­ция национальных ресурсов становилась все более грабитель­ской и все сильнее она отклонялась от лозунгов, провозглашен­ных революцией. Основным доходом Советской республики были эмиссия де­нег, контрибуции и продразверстка. Эти налоги не носили фис­кального характера, а были своего рода способом классовой борь­бы, формой подавления скрытых противников революции. Но когда налоговое бремя достигает определенной, кризисной точки, как это случилось в условиях командно-силового распределения ресурсов нации, чаша терпения налогоплательщиков переполняет­ся и люди начинают возмущаться. С этим неизбежно сталкивались все правительства. Но в любом случае ни одно независимое обще­ство не могло обойтись без сбора налогов, необходимых для фи­нансирования расходов правительства и для исполнения им своих функций. Одним из непременных условий независимости нации является способность властей облагать своих граждан налогами.

Итак, чтобы налоговая система работала эффективно и по­могала правительству решать важнейшие задачи, не будучи при этом непосильной для народа, она должна теоретически удовле­творять двум требованиям:

1. Приносить правительству необходимые доходы.

2. Налоговая система должна быть справедливой

Налоговая политика в период НЭП

Налоги и сборы
·
Прямые налоги:
промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;
·
Косвенные налоги:
акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;
·
Пошлины:
патентная, судебная и др.;
·
Сборы:
гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Добровольные взносы
Добровольные взносы:
допускались только с разрешения правительства
являлись формой участия населения денежными средствами в финансировании затрат, производимых государственными и общественными организациями.

Цель налоговой политики в период НЭП:
вытеснение частного капитала
Налоговые поступления:
основной источник доходов государственного бюджета

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 1930-1932 гг

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Главное ее значение в том, что в итоге унификаций доходов социалистических предприятий и хозяйственных организации платежи в бюджет были поставлены в прямую зависимость от выполнения производственно-финансовых планов по количественным и качественным показателям. Повысилась заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в результатах хозрасчетной деятельности, и была обеспечена устойчивая доходная база государственного бюджета. Платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций стали проводиться по принципу отчислений, размеры которых зависели от уровня их доходов и их собственных плановых потребностей в затратах.

Сочетание двух форм платежей (так называемый налог с оборота и отчисления от прибылей) позволяло регулировать уровень рентабельности предприятий и хозорганизаций, усиливать их заинтересованность в наиболее экономном и эффективном использовании средств, в снижении себестоимости продукции и вместе с тем позволяло осуществлять политику снижения розничных цен, не затрагивая непосредственно ту долю денежных накоплений, которая остается в распоряжении хозрасчетных предприятий и хозяйственных организаций.

В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота. В 1960-е гг. в СССР был введен еще ряд налогов.

*Подоходный налог с колхозников\\ *Фиксированные (рентные) платежи\\

1.3.

 

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. бы* ли установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

 

1.4.

Налог должен прямо соответствовать уровню доходов в гос-ве и гос-во должно стремиться к понижению.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

 

1.5.

Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных налоговых отношений отражен в ст. 2 Налогового кодекса.

К ним относятся:

* отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

* отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

* отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

1.6.

Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В ст. 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, узаконенный метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования государственного бюджета.

Признаки метода НП:

1. Приоритет публичных интересов над частными.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм

3. Императивность

4. Обязательное участие компетентных представителей государства

5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования

Ст.78 НКРФ-Императивный метод. Ограниченный круг действий(не работало без ФЗ N 137)

Ст.346.14– диспозитивный метод.( т.к. возможность для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую и учетную политику, использовать налоговые льготы, участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя).

 

 

1.7.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.