Рецензирование и защита курсовой работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Утверждаю
Заведующий кафедрой МиЭД
______________ Ю.В. Фадеева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсовой работе по дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Тула
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Курсовая работа – самостоятельное, творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретённых студентом знаниях и умении применять их на практике. При её выполнении, студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.
Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.
Цели и задачи курсовой работы
Курсовая работа относится к основному виду учебной деятельности. Она завершает изучение учебной дисциплины и преследует следующие цели: углубление знаний студента, развитие навыков поиска необходимых источников информации и работы с ними, формирование аналитического подхода к реальным жизненным ситуациям.
В ходе выполнения курсовой работы студент решает следующие задачи: закрепляет и обобщает полученные знания, учится самостоятельно применять эти знания для комплексного решения конкретных практических задач, развивает навыки анализа, системного подхода к проблеме, выполнения расчетов, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.
Организация и руководство курсовой работой
Для руководства курсовой работой из числа профессорско-преподавательского состава назначаются руководители, которые организуют и контролируют ход работы.
Тематика курсовых работ разрабатывается назначенными руководителями и утверждается кафедрой. Каждое задание должно быть тщательно продумано в научном и методическом отношении, соответствовать уровню подготовки студентов и бюджету времени, отводимому на выполнение курсовой работы. Контроль над организацией и процессом написания работы осуществляет заведующий кафедрой, который:
- организует разработку тематики и заданий на курсовые работы,
- назначает руководителей,
- организует работу студентов и их консультирование.
Ответственность за правильность принятых в курсовой работе решений несет непосредственный исполнитель – студент.
Непосредственное руководство осуществляет руководитель курсовой работы, который обязан:
- составить задание на курсовую работу и выдать его студенту в установленные сроки (в начале семестра);
- провести установочную индивидуальную консультацию с целью разъяснения задания и порядка его выполнения, контроля правильности понимания задания, оказания помощи в подборе литературы и вспомогательных материалов;
- установить график выполнения работы с указанием сроков выполнения главных этапов, представления законченной работы и её защиты;
- осуществлять научное и методическое руководство в процессе написания работы;
- систематически контролировать ход работы и принимать необходимые меры для своевременного выполнения задания.
Руководитель обязан подробно консультировать студента по сложным, трудно понимаемым вопросам, не получившим достаточного освещения в литературе. Если вопрос достаточно полно изложен в учебнике или учебном пособии, то руководитель должен обязать студента проработать соответствующую литературу.
Структура курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются:
- введение;
- основная часть - 3 главы (1 глава – теоретическая, 2 глава – методологическая (аналитическая), 3 глава – практическая с расчетом экономической эффективности предложенных мероприятий);
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (не являются обязательными).
Во введении (2-3 страницы) обосновывается актуальность темы, ее значение, указываются задачи и цели работы над темой, предмет и объект исследования, использованные методики и материалы.
В основной части, объемом 30-35 страниц, излагается содержание исследования, раскрывающее его тему. Изложение основных вопросов должно быть самостоятельным и творческим. При изложении темы необходимо сочетать теоретический и эмпирический анализ основных ее вопросов. Суждения, характеристики, предположения и выводы должны быть подкреплены ссылками на имеющиеся концепции и факты. При обращении к теоретическим работам отечественных и зарубежных авторов, материалам эмпирических исследований, необходимо указывать источники, а в случае заимствования оригинальных идей дословно цитировать, заключая эту часть текста в кавычки.
В заключении (2-3 страницы) подводятся краткие итоги, излагаются основные выводы по теме в целом.
Список литературы – органическая часть курсовой работы. Здесь указываются как источники, на которые сделаны ссылки в тексте работы, так и источники, на которые ссылки не делались, но которые были изучены автором при написании работы.
Сноски могут быть как внутристрочными, так и подстрочными.
Пример оформления внутристрочной сноски: [6, с. 27]. Это означает, что автор ссылается на 6 источник (стр. 27) из списка используемой литературы.
Пример оформления подстрочной сноски:
В тексте: Процессом называется цепь логически связанных, повторяющихся действий по переработке объекта с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внешних или внутренних потребителей¹.
Внизу страницы:
Друкер Ф.Питер. Рынок: как выйти в лидеры. Теория и практика. (Предпринимательство и инновации. Практика и принципы). - М: Book chamber international, 2009, 368 с.
4. Выбор темы и составление плана
Тематика курсовых работ определяется кафедрой. Рекомендуемые темы уточняются и согласуются с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть тему предполагаемой дипломной работы и будущие профессиональные интересы.
Успех выполнения курсовых работ во многом зависит от вдумчивого, правильного выбора темы. Важно, чтобы студент осознал ее актуальность, познавательное и практическое значение. Желательно, чтобы студент стремился выполнять курсовую работу по тем вопросам, по которым у него нет достаточного опыта, знаний, умений. В этом случае курсовая работа помогает студенту преодолеть имеющийся пробел в его подготовке.
Темы курсовых работ должны:
- соответствовать специфике направлению, соответствовать целям и задачам учебной дисциплины, по которой работа;
- удовлетворять целям и задачам курсовой работы;
- быть актуальными, реальными и связанными с решением прикладных задач по направлению.
Следующим шагом, определяющим успешность работы в целом, является составление плана. Целесообразно разрабатывать его в два этапа:
1) наметить основные блоки, содержащие главные моменты проблемы, дать название блокам;
2) провести детализацию каждого блока.
Например, введение должно, как правило, содержать следующие элементы:
а) обоснование актуальности темы;
б) анализ степени разработанности проблемы;
в) постановку целей и задач;
г) выбор метода исследования и информационной базы.
Подобным образом детализируются основные блоки (главы, параграфы) всей работы.
Разработка темы
Далее студент приступает к разработке темы, она включает следующие этапы:
- подбор литературы
- сбор и обработку материала;
- написание текста (введения, глав, заключения, списка литературы, формирование блока приложений).
Необходимой частью работы, позволяющей судить об уровне компетентности студента, является формирование списка использованной литературы. В него должны включаться как цитированные источники, так и вся использованная литература с тем условием, что она содержит сведения по данной теме. Однако список не должен быть перегружен. Количество используемых источников 25-30шт.
Подбор литературы студент должен делать в основном самостоятельно. Для более целенаправленного подбора материала, в первую очередь, рекомендуется ознакомиться с освещением избранной темы в новейших изданиях учебников, энциклопедий. Затем необходимо ознакомиться с изданиями, имеющимися в библиотеке Института. Положительным фактором является использование научных монографий по рассматриваемой теме. Для того чтобы содержание курсовой работы было современным и интересным необходимо использовать издания периодической печати. Такие издания могут быть рекомендованы руководителем из числа имеющихся в библиотеке Института. В другом случае студент может сам подбирать необходимые ему издания.
При написании основного содержания курсовой работы главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть поставленную тему, на основе анализа различных точек зрения выработать свою или указать, почему из многообразия позиций выбирается данная.
В работе нужно избегать отвлеченных рассуждений. Используемый материал должен быть направлен на достижение целей, поставленных в задании. В первой части работы рекомендуется изложить основные теоретические положения данной темы, а во второй – попытаться увязать теорию с фактическим положением дел в изучаемой области. Для этого, к примеру, проанализировать опыт на отдельных предприятиях, в отраслях, регионах. Излагая тему, студент должен показать способность осмысленно пользоваться литературой, ясно выражать мысли, обрабатывать фактический материал, грамотно делать выводы и обобщения, увязывать теоретические выкладки с практическим материалом.
Завершающая часть работы – Заключение. Оно должно содержать выводы, обобщающие исследование, практические рекомендации, мнение о целесообразности дальнейшей разработки темы и возможные направления этой разработки.
Материалы, дополняющие и иллюстрирующие работу приводятся в конце в виде приложений. Это могут быть расчеты, инструкции, таблицы и иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, фотоснимки и т.п.). Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись «Приложение» с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте. Страницы с приложениями нумеруются сквозным порядком.
Рецензирование и защита курсовой работы
В указанный срок студент сдает свою работу на проверку руководителю. По результатам проверки руководитель рецензирует работу (пишет отзыв) (Приложение 2) и студент допускается к защите. При наличии замечаний по оформлению и содержанию курсовая работа возвращается на доработку. Если и в результате повторной проверки руководитель видит, что студент не справился с задачей, он имеет право изменить ему тему. В этом случае студент будет работать над новой курсовой работой.
Защита – завершающий этап работы студента. Она является особой формой проверки качества выполнения работы и полученных знаний и навыков. Защищая работу, студент учится всесторонне обосновывать и отстаивать результаты своей работы, сформулированные предложения и рекомендации. При допуске к защите студент готовит краткое сообщение по содержанию работы, ответы на возможные вопросы. Для студентов очного отделения обязательна подготовка презентации по курсовой работе в программе Power Point. В презентации используются графические материалы, схемы, таблицы и т.д. У каждого слайда должно быть название. В титульном листе указываются: тема работы, Ф.И.О. студента, № группы, ученая степень и Ф.И.О. руководителя.
Защита курсовой работы состоит из доклада студента (5-7 минут) и ответов на поставленные вопросы. В докладе в сжатом виде указывается на актуальность темы, дается характеристика использованных источников, раскрывается структура работы и основное содержание излагаемых вопросов, а также сообщаются выводы, к которым пришел автор. По окончании доклада студент должен быть готов ответить на вопросы.
В процессе беседы со студентом руководитель выяснит его теоретическую подготовку по данной теме, знание им основной литературы, умение автора излагать и обосновывать результаты своего исследования. По результатам защиты студенту выставляется оценка.
Студент, не представивший в установленный срок курсовой работы или не защитивший ее по неуважительной причине, не допускается к сдаче экзамена по этой дисциплине.
Оценка курсовой работы
Проанализировав содержание работы, а также доклад и ответы студента на заданные вопросы, преподаватель выставляет ему оценку, которая записывается в зачетную ведомость и в зачетную книжку за подписью руководителя.
Оценку «отлично» получает студент, который показал в работе и на защите глубокие знания темы, творчески использовал их для самостоятельного анализа современных аспектов проблемы, сумел обобщить фактический материал, сделал интересные выводы и предложения.
Курсовая работа, получившая оценку «отлично», может быть рекомендована на конкурс научных студенческих работ, использована при подготовке научного доклада или выступления на научной студенческой конференции.
Оценку «хорошо» получает студент, который показал в работе и на защите полное знание материала, всесторонне осветил вопросы темы, но недостаточно проявил творческое отношение к работе.
Оценку «удовлетворительно» получает студент, правильно раскрывший в работе и на защите основные вопросы избранной темы, но испытывающий затруднения в логике изложения материала и допустивший те или иные неточности.
Если в ходе защиты представленная работа оценивается «неудовлетворительно», предстоит повторная защита, так как студент, получивший неудовлетворительную оценку за курсовую работу, к экзамену не допускается.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|