Форма представление результатов
Отчетный материал по результатам лабораторной работы состоит из двух частей. Во-первых, составляется краткая характеристика минералов в виде таблицы (приложение 9) на развернутых листах рабочей тетради или на листах формата А4 с добавлением колонки «Название минерала». Во-вторых, устные ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Приведите характеристику золота. Какие коренные и россыпные месторождения находятся на территории России?
1. По каким признакам можно определить самородную серу? Ее применение.
2. Охарактеризуйте свойства и происхождение алмазов.
3. Каковы физические свойства графита? Его происхождение и практическое применение.
4. Цветовая характеристика флюорита. Его происхождение.
5. Охарактеризуйте галит. Его происхождение и применение.
6. Отличительные признаки галита от сильвина.
7. Какие минералы относятся к классу сульфиды, их практическое применение.
8. Охарактеризуйте пирит, его происхождение и применение.
9. Какие свойства характерные для арсенопирита, его применение.
10. По каким признакам определяется молибденит, его генезис.
11. В чем отличие пирита от халькопирита.
12. Какие руды называются полиметаллическими?
13. Диагностические признаки киновари.
14. Перечислите сульфиды, являющиеся рудой на железо.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7.
Определение физических свойств и морфологических особенностей минералов класса окислов и гидроокислов
Цель: Диагностирование минералов, относящихся к оксидам и гидрооксидам.
Задание: Характеризовать морфологию минеральных индивидов, определение физических, химических и особых свойств минералов, и как итог – диагностика минералов в образцах.
Объем работы: 5 образцов минералов и их агрегатов.
Уровни сложности задания:
- Минимальное: определить три минерала, сделать их описание.
- Оптимальное: определить четыре минерала, сделать их описание.
- Максимальное: определить пять минералов, сделать их описание.
Принадлежности:
1. Коллекция минералов «Оксиды, гидрооксиды».
2. Шкала Мооса.
3. Предметное стекло.
4. Фарфоровая пластинка.
5. Компас.
6. 10% соляная кислота.
7. Лист формата А4.
Краткая теория
Оксиды – соединения химических элементов с кислородом, в гидрооксидах присутствует гидроксильная группа или вода, в оксигидратах наблюдаются соединения оксидов и гидрооксидов.
Наиболее распространенными минералами этих классов являются оксиды кремния, алюминия, железа, марганца и титана: магнетит (магнитный железняк), гематит (красный железняк), ильменит, корунд, лимонит (бурый железняк), гётит, боксит.
Большинство оксидов и гидроксидов может иметь как экзогенное, так и эндогенное происхождение. Магнетит, гематит, ильменит, корунд встречаются в магматических породах; первые два из перечисленных минералов являются также обычными компонентами почв. Гематит ‑ минерал, часто образующийся за счёт гидротермальной деятельности, а также широко распространенные в почвах. Гётит практически всегда имеет экзогенное происхождение. Гётит и гематит определяют красную и бурую окраску огромного количества почв.
Методические указания
Каждый студент получает коробочку с пятью минералами, относящимися к классу «Оксиды, гидрооксиды».
1. Внимательно рассмотрите образцы и определите число содержащихся в нем минералов, наметьте последовательность их диагностики по принципу «от простого к сложному».
2. Затем следует определять и фиксировать в рабочей тетради важнейшие диагностические признаки выбранного минерала в той последовательности, в какой предлагается в приложении 9.
3. После того как все перечисленные признаки определены, становится возможным определить минерал путем сопоставления его признаков с теми, что представлены в таблице (приложение 11 и 12).
4. Обязательно следует проверить правильность диагностики, для чего выясняются химические свойства диагностируемого минерала (его растворимость в кислотах или других реактивах и т.п.).
5. Только после положительных результатов проверки минерал относят окончательно к тому или иному минеральному виду, к той или иной разновидности, выделяемой по особенностям всей совокупности диагностируемых признаков.
Форма представление результатов
Отчетный материал по результатам лабораторной работы состоит из двух частей. Во-первых, составляется краткая характеристика минералов в виде таблицы (приложение 9) на развернутых листах рабочей тетради или на листах формата А4, с добавлением колонки «Название минерала». Во-вторых, устные ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
- Какие минералы относятся к классу оксиды, гидрооксиды? Их практическое применение.
- Дайте характеристику кварцу.
- Отличительные признаки кварца от халцедона.
- Перечислите разновидности кварца и их применение.
- Перечислите диагностические признаки опала.
- Охарактеризуйте корунд, перечислите его разновидности.
- Боксит, его происхождение, применение и минеральный состав.
- Диагностические признаки гематита, его генезис.
- Отличительные свойства магнетита, его генезис и месторождения в России.
- Перечислите минералы, являющиеся рудой на железо.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8.
Определение физических свойств и морфологических особенностей минералов класса карбонаты
Цель: Диагностирование минералов, относящихся к классу карбонатов.
Задание: Характеризовать морфологию минеральных индивидов, определение физических, химических и особых свойств минералов, и как итог – диагностика минералов в образцах.
Объем работы: 5 образцов минералов и их агрегатов.
Уровни сложности задания:
- Минимальное: определить три минерала, сделать их описание.
- Оптимальное: определить четыре минерала, сделать их описание.
- Максимальное: определить пять минералов, сделать их описание.
Принадлежности:
1. Коллекция минералов «Карбонаты».
2. Шкала Мооса.
3. Предметное стекло.
4. Фарфоровая пластинка.
5. Компас.
6. 10% соляная кислота.
7. Лист формата А4.
Краткая теория
Карбонаты ‑ широко распространенные минералы, имеющие чаще всего экзогенное происхождение. Это типичные минералы осадочных пород и почв.
Основные представители: кальцит, магнезит, доломит, сидерит (железный шпат), малахит, азурит.
Самым распространённым карбонатом является кальцит. Прозрачный кальцит называют исландским шпатом, непрозрачный ‑ известковым шпатом. Кальцит формирует такие породы, как известняк и мел. Подавляющее количество кальцита сформировалось за счёт биогенного его накопления. В то же время известен и кальцит гидротермального происхождения. Сидерит ‑ типичный минерал болотных руд; достаточно редко отмечается его эндогенное происхождение. Малахит ‑ красивый поделочный камень; как и близкий к нему по составу и свойствам минерал азурит (Сu3(СО3)2(ОН)2), он образуется на поверхности Земли в результате окисления сульфидов меди.
Методические указания
Каждый студент получает коробочку с пятью минералами, относящимися к классу «Карбонаты».
1. Внимательно рассмотрите образцы и определите число содержащихся в нем минералов, наметьте последовательность их диагностики по принципу «от простого к сложному».
2. Затем следует определять и фиксировать в рабочей тетради важнейшие диагностические признаки выбранного минерала в той последовательности, в какой предлагается в приложении 9.
3. После того как все перечисленные признаки определены, становится возможным определить минерал путем сопоставления его признаков с теми, что представлены в таблице (приложение11 и 12).
4. Обязательно следует проверить правильность диагностики, для чего выясняются химические свойства диагностируемого минерала (его растворимость в кислотах или других реактивах и т.п.).
5. Только после положительных результатов проверки минерал относят окончательно к тому или иному минеральному виду, к той или иной разновидности, выделяемой по особенностям всей совокупности диагностируемых признаков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|