Сделай Сам Свою Работу на 5

Объем произведенной продукции за год





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ КОЛЛЕДЖ № 35

 

Методические указания

К практическим занятиям

по дисциплине «статистика»

для специальностей: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

 

 

Москва 2013 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора по учебной

Экономических и налоговых дисциплин работе ГБОУ СПО ФК № 35

_____________ / _________________

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

 

Составитель (автор): Носаченко Е.А., преподаватель ГБОУ СПО ФК № 35

Рецензент:___________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по дисциплине статистика созданы с целью помочь студентам лучше осмыслить категории статистической науки, научиться применять научные методы статистического исследования и за статистическими показателями видеть конкретное их содержание, а так же вырабатывать практические навыки решения конкретных задач различного типа в области социально-экономической статистики на уровне возрастающих требований.



Методические указания направлены на приобретение профессиональных компетенций при формировании логического мышления, памяти, умения находить межпредметные связи, развития и саморазвития творческих способностей студентов, их активности и воспитания чувства ответственности, а также закрепление, расширение и систематизация полученных знаний по дисциплине..

Студенты самостоятельно осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных ситуаций по выполнению практической работы. Выполнение практической работы необходимо в последующей профессиональной деятельности и готовности использовать знания на практике (при анализе финансового состояния предприятия, принятия управленческих решений и развитие интеллектуальных умений).

Что отличает профессионально подготовленного специалиста? Прежде всего умение задавать правильные вопросы, а также твердое знание, какие методы и для решения каких задач могут быть им использованы. Умение работать с информацией, владение навыками упорядочивания различного рода данных, их анализ, оценка тенденций развития явлений и процессов, формулировка выводов и интерпретация полученных результатов отличают высококлассного компетентного специалиста в сфере экономики.



Дисциплина «Статистика» знакомит студентов с основами статистической методологии, с особенностями предмета статистики, методами оценки основных тенденций развития различных явлений и взаимосвязей между ними. Эта дисциплина связана с теорией вероятности и математической статистики, ее изучение опирается на знания, полученные студентами в результате освоения дисциплин микро- и макроэкономики.

Содержание пособия соответствует требованиям типовой рабочей программы по дисциплине и способствует достижению студентами требуемого уровня профессиональной подготовки, при этом основными принципами отбора содержания и построения его структуры являются соответствие Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, актуальность, системность, научность, доступность, практическая направленность. Концентрация усилий студентов переносится на решение задач и заданий, максимально приближенных к реальным ситуациям, возникающим в социальной или экономической сфере, на формирование профессиональных навыков и активизацию самостоятельной работы студентов.

При составлении задач и заданий были использованы данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru, статистических сборников и отчетности предприятия, а также учебные пособия авторов: В.С. Мхитаряна и Р.А. Шмойловой.



Практическая работа студентами оформляется в отдельной тетради и по содержанию включает:

1. Цель работы.

2. Задание.

3. Исходные данные.

4. Методические указания по выполнению практической работы.

5. Раздаточный материал.

6. Контрольные и тестовые вопросы, задачи.

7. Выводы.

8. Учебная и специальная литература.

 

Перечень и содержание практических занятий

Тема по рабочей программе Содержание практических занятий Кол-во часов
Тема 2 Статистическая отчетность Заполнение форм статистической отчетности 2
Тема 3 Сводка и группировка статистических данных Проведение сводки и группировки статистических материалов. Определение интервалов, построение ранжированных рядов 2
Тема 4 Статистические таблицы и графики Основные правила составления и оформления статистических таблиц и графиков 2
Тема 5 Абсолютные и относительные величины в статистике Пересчет абсолютных показателей в условно-натуральные измерители 2
Вычисление различных видов относительных величин 2
Тема 6 Средние величины Вычисление средних величин по статистическим данным кредитных организаций 2
Тема 7 Показатели вариации   Вычисление показателей вариации по статистическим данным предприятий 2
Тема 8 Статистические ряды динамики Построение рядов динамики и вычисление их показателей. 2
Тема 9 Индексы Решение задач на выявление с помощью индексов влияния различных факторов на динамику сложных явлений 2

 

Практическое занятие № 1

«Заполнение форм статистической отчетности»

Тема «Основные понятия и категории статистики» имеет большое значение не только для курса по дисциплине статистика, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе, формы статистической отчетности.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.

При рассмотрении материала важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, как статистическая закономерность, статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель, статистическая отчетность. Без их невозможно обойтись при дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики.

 

Цель практического занятия:

уметь:

- разрабатывать первичные статистические документы,

- проводить арифметический и логический контроль.

 

Ознакомиться:

- с формами статистической отчетности.

 

Рекомендуемая литература:

Статистика. Под ред. В.С. Мхитаряна, с. 33 – 54.

Практикум по теории статистики. Под ред. Проф. Р.А. Шмойловой, с. 5-14.

Задание 1:

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «статистика»? Какой смысл мы в него вкладываем?

2. Что является предметом статистического исследования? Какие, на ваш взгляд, явления общественной жизни являются или могут являться предметом статистического исследования?

3. Назовите основные разделы статистической науки, чем вызвано выделение самостоятельных статистических дисциплин?

4. Дайте определения понятиям:

- статистическая закономерность,

- статистическая совокупность и единица совокупности,

- признак и их классификация,

- вариация

- статистический показатель.

Задание 2:

Тестовые задания

1. Статистика – это наука, изучающая:

1. социально-экономические явления и процессы;

2. капиталистическую формацию в экономике;

3. количественную сторону качественно определенных массовых явлений;

4. качественную сторону количественно определенных массовых явлений.

2. Целью статистического исследования является:

1. получение данных, характеризующих каждую единицу наблюдения;

2. качественная характеристика единичных элементов совокупности;

3. получение характеристики множества в целом;

4. количественная характеристика единичных элементов совокупности.

3. Объект статистического исследования:

1. единица наблюдения;

2. признак единицы наблюдения;

3. статистическая совокупность;

4. вариация.

4. Под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц совокупности по:

1. каким-либо признакам и различие по другим;

2. качественным признакам и различие по количественным;

3. количественным признакам и различие по качественным;

4. существенным признакам и различие по не существенным.

5. Однородной считается совокупность единиц, которые:

1. близки между собой по значениям признака, существенным для определенного исследования;

2. значительно отличаются друг от друга по значениям признака, существенным для определенного исследования;

3. могут быть измерены непосредственно;

4. представляют собой количественную характеристику экономических явлений.

6. Единица совокупности:

1. неделимый первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации;

2. часть статистической совокупности, связанная с другими ее частями;

3. составной элемент множества, связанный с другими элементами этого множества;

4. первичный элемент множества, обладающий количественными характеристиками с другими элементами множества.

7. Теория статистики – отрасль статистической науки о наиболее общих принципах, правилах и законах:

1. качественного освещения количественно определенных социально-экономических явлений;

2. оценки связи между явлениями и процессами в обществе;

3. изучения социально-экономических явлений и процессов;

4. числового (количественного) освещения качественно-определенных социально-экономических явлений.

8. Статистическая служба в России:

1. имеет различную методологию для расчета необходимых величин в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта;

2. линейную структуру управления;

3. не зависит от государства;

4. обеспечивает информацией органы государственного управления.

9. Множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц, - это:

1. единицы совокупности;

2. отчетные единицы;

3. статистические совокупности;

4. система статистических показателей.

10. Экономическая статистика изучает:

1. статистическое мировоззрение;

2. структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и элементов общественного воспроизводства;

3. экономику страны как совокупность производственных отношений;

4. взаимодействия различных институтов, соответствующих рыночной экономике.

11. Предмет статистики – это:

1. описание процесса;

2. качественная сторона;

3. количественная сторона;

4. изучение уникальных, единичных в своем роде элементов.

12. По отношению к единице совокупности признаки бывают:

1. существенные и несущественные;

2. первичные и вторичные;

3. количественные и качественные;

4. атрибутивные, ранжированные, альтернативные.

13. Задачи государственной статистики – это:

1. информация о теневой экономике в стране;

2. обобщающих показателей, характеризующих экономическое состояние;

3. количественной характеристики социально-экономической ситуации в стране;

4. наиболее полной информации о сокрытии доходов.

14. Качественные признаки бывают:

1. существенные и несущественные;

2. первичные и вторичные;

3. количественные, ранжированные, качественные;

4. атрибутивные, порядковые, альтернативные.

15. Статистическая закономерность – форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие определенное событие:

1. не изменяются или изменяются несущественно;

2. изменяются или изменяются незначительно;

3. не связаны со следствием;

4. находятся в жесткой детерминированной связи.

16. Статистика:

1. изучает вариацию;

2. исключает вариацию;

3. либо изучает, либо исключает вариацию;

4. изучает и в случае необходимости исключает вариацию.

17. Отрасль науки о наиболее общих принципах, правилах и законах количественного освещения качественно определенных социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени – это:

1. эконометрика;

2. микроэкономика;

3. теория статистики;

4. экономическая статистика.

18. Укажите правильную последовательность этапов статистического исследования:

1. анализ собранной информации;

2. выводы и заключения на основе проведенного анализа;

3. сводка и группировка первичных данных;

4. определение цели и объекта исследования, анализ собранной информации;

5. сбор первичной статистической информации.

19. Количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности – это:

1. статистическая совокупность;

2. статистический показатель;

3. единица совокупности;

4. атрибутивный признак.

20. Количественный признак:

1. имеет числовое выражение;

2. выражается понятием или термином;

3. имеет только два варианта значения.

Задание 3:

Упражнения

1.На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество.

К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?

 

2.Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

 

3.Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию.

Как называется в статистике такое наблюдение?

 

4. Во время Всесоюзной переписи населения 1989 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа.

Как называется такой способ наблюдения?

 

5.Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику све­дений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

 

6.С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

б) пол - мужской;

в) возраст - 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время - да;

д) национальность - русская;

е) родной язык - русский;

ж) образование - среднее специальное;

з) место работы - детский сад;

и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

 

7. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:

а) всего детей в детском саду - 133;

б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;

в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.

Если вы установили несоответствие между некоторыми чис­лами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

 

Задание 4:

Задача

Необходимо каждому студенту подготовить индивидуальный статистический формуляр: «Личные сведения – автобиография» виде анкеты и заполнить ее.

Критерии оценки:

  1. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом незначительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 18, то практическая работа оценивается на «Отлично».
  2. Если студент выполнил все задания практической работы, но допустил при этом в заданиях 1, 3 ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 16, то практическая работа оценивается на «Хорошо».
  3. Если студент выполнил все задания практической работы, допустил при этом в заданиях 1, 3 значительные ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ на 10, то практическая работа оценивается на «Удовлетворительно».
  4. Если студент выполнил не все задания практической работы, допустил при этом ошибки, в тестовом задании из 20 вопросов дал правильный ответ менее 10 вопросов, то практическая работа оценивается на «Неудовлетворительно».

 

 

Практическое занятие № 2:

«Проведение сводки и группировки. Определение интервалов, построение ранжированных рядов»

В результате статистического наблюдения получают данные, характеризующие каждую единицу совокупности, другими словами, большое количество заполненных статистических формуляров. Очевидно, что затем информация должна быть каким-то образом обобщена и упорядочена, только после этого можно будет перейти к анализу полученных данных. Поэтому еще на этапе подготовки статистического наблюдения исследователь должен понимать, как он будет систематизировать первичные данные для получения характеристики объекта в целом.

«Каким образом и на основе каких принципов осуществляется обобщение результатов статистического наблюдения?» - ключевой вопрос этой темы. В ходе ее изучения необходимо усвоить, что комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом, называется сводкой. Процесс ее выполнения состоит из следующих этапов:

1. выбора группировочных признаков,

2. определения порядка формирования групп,

3. формирование системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

4. построение системы макетов статистических таблиц, в которых будут представлены результаты сводки.

После завершения этих работ дальнейший анализ выполняется на основе обобщенных данных, а первичные отчетные формы (формуляры) убираются в архив.

Традиционно обобщение информации производится на основе группировки данных или построения рядов распределения.

 

Цель практического занятия:

уметь:

- выполнять группировки по качественному признаку,

- выполнять группировки по количественному признаку,

- строить ряды распределения (статистические ряды распределения, ранжированный ряд, дискретный вариационный ряд, интервальный вариационный ряд).

 

Ознакомиться:

- с графическим изображением вариационного ряда (гистограмма, полигон распределения частот, кумулята, огива).

 

Рекомендуемая литература:

Статистика. Под ред. В.С. Мхитаряна, с. 33-87.

Практикум по теории статистики. Под ред. Проф. Р.А. Шмойловой, с. 26-52.

 

Задание 1:

Контрольные вопросы

1. Какие виды статистических группировок вы знаете?

2. Какие графики используют для графического представления статистических рядов распределения?

Задание 2:

Тестовые задания

1. Группировка, с помощью которой производится изучение внутреннего строения статистической совокупности, называется:

1. структурной;

2. аналитической;

3. групповой;

4. типологической.

2. Аналитическую группировку от других отличает то, что в ее основу положен признак:

1. результативный;

2. атрибутивный;

3. факторный;

4. количественный.

3. Таблица, состоящая из двух граф (строк) – интервалов групп и числа единиц совокупности, попадающих в данный интервал (частот), называется …… рядом.

1. дискретным вариационным;

2. интервальным вариационным;

3. интервальным вариационным;

4. атрибутивным;

5. ранжированным.

4. Частоты в виде относительных величин – это:

1. вариант;

2. частота;

3. частость;

4. интервал.

5. Абсолютная численность единиц совокупности, обладающих данным значением признака, - это:

1. вариант;

2. частота;

3. частость;

4. интервал.

6. Упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности по определенному варьирующему признаку – это:

1. ряд распределения;

2. расписание движения самолетов;

3. список студентов;

4. название населенных пунктов.

7. Комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом, - это:

1. наблюдение;

2. интерпретация;

3. сводка;

4. анализ.

8. Укажите пункт, не включенный в программу статистической сводки:

1. выбор группировочных признаков и определение порядка формирования групп;

2. разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

3. разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки;

4. организация статистического наблюдения.

9. Ряд распределения, построенный по количественному признаку называется:

1. атрибутивным;

2. ранжированным;

3. вариационным;

4. дискретным.

10. Как часто определенный вариант встречается в вариационном ряду, показывает:

1. вариант;

2. частость;

3. вариацию;

4. частоту.

11. Для выявления взаимосвязи между признаками используется группировка:

1. типологическая;

2. структурная;

3. аналитическая;

4. комбинационная.

12. Атрибутивный ряд – это ряд, в котором:

1. дискретные значения признака;

2. интервальные значения признака;

3. значение признака не могут быть измерены числом;

4. значения только признака-фактора.

13. Формула Стерджесса служит для определения:

1. величины интервала;

2. числа групп;

3. числа интервалов;

4. величины группировочного признака.

14. Расположение всех вариантов в возрастающем или убывающем порядке значений изучаемого признака – это:

1. интегрирование;

2. дифференцирование;

3. ранжирование;

4. выстраивание.

15. Таблица, состоящая из двух граф – интервалов значений признака, вариация которого изучается, и числа единиц совокупности, попадающих в данный интервал, - это вариационный ряд:

1. ранжированный;

2. атрибутивный;

3. дискретный;

4. интервальный.

16. Укажите дискретные признаки, которые могут быть положены в основание группировки:

1. оценка, полученная на экзамене;

2. количество мячей, забитых за футбольный мяч;

3. число детей в семье;

4. число заключенных браков;

5. величина реальных доходов в семье;

6. число жителей субъекта РФ;

7. тарифный разряд.

17. Укажите признаки, вариация которых носит непрерывный характер:

1. оценка, полученная на экзамене;

2. количество мячей, забитых за футбольный мяч;

3. число детей в семье;

4. число заключенных браков;

5. величина реальных доходов в семье;

6. число жителей субъекта РФ;

7. тарифный разряд.

18. Выберите количественные признаки:

1. пол;

2. национальность;

3. число членов семьи;

4. заработная плата;

5. рост человека (высокий, низкий, средний рост);

6. уровень образования (среднее, средне профессиональное, высшее)

19. Определите атрибутивные признаки:

1. пол;

2. национальность;

3. число членов семьи;

4. заработная плата;

5. рост человека (высокий, низкий, средний рост);

6. уровень образования (среднее, средне профессиональное, высшее)

20. Типологические группировки используются для:

1. характеристики внутреннего строения множества;

2. установления факта наличия связи между признаками;

3. оценки величины структурных сдвигов;

4. разделения качественно разнородной совокупности на однородные группы.

Задание 3:

Рассмотрим пример:

На основании данных, характеризующих число филиалов, принадлежащих банкам:

1) построить ранжированный ряд в порядке возрастания группировочного признака;

2) сгруппировать данные в интервальный ряд, образовав 3 группы банков по числу филиалов;

3) провести структурную группировку.

№ банка Число филиалов
Итого

 

РЕШЕНИЕ:

1. Строим ранжированный ряд в порядке возрастания группировочного признака

№ банка Число филиалов
Итого

 

2. Определяем величину интервала

24 – 3

d = ———= 7 (филиалов).

Строим интервальный ряд по числу филиалов банков и проводим структурную группировку

№ группы Интервальный ряд по числу филиалов Количество филиалов Число банков Структура в % к итогу по количеству филиалов
3 – 10 10 – 17 17 – 24
  Итого

Вывод: Наибольшее количество филиалов (60%) принадлежит банкам, относящимся к 3-ей группе.

Задача 1. Произведите группировку работников предприятия по стажу их работы, образовав 5 групп. Проведите структурную группировку.

 

Стаж работы, года Численность, работников
Итого  

 

 

Число групп Интервальный ряд по стажу работы, года Численность работников
   
И т о г о  

Задача 2.

Проведите сводку данных об объеме продукции, произведенной промышленным предприятием за год. Рассчитайте структуру выпуска продукции по кварталам.

Сделайте выводы.

Объем произведенной продукции за год

Кварталы Объем продукции, тыс. руб. Структура, в % к итогу
Ι  
ΙΙ  
ΙΙΙ  
ΙV  
Итого за год    

 

Задача 3.

Проведите сводку количества экспонатов основного фонда музеев на конец года.

Рассчитайте структуру отдельных видов экспонатов музеев

Сделайте выводы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.