Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ТУРБО ПАСКАЛЬ





ПРОСТЫЕ ПРОГРАММЫ

 

Цель работы: составление блок-схем и простых программ.

 

Отчет по лабораторной работе должен содержать:

 

1. Титульный лист.

2. Постановка задачи по варианту.

3. Блок-схема.

4. Текст программы на языке Turbo Pascal.

5. Результаты работы программы.

 

Задание

Составить блок-схему и программу вычисления функции Упри заданных значениях a, b, x.

 

Таблица1 - Индивидуальные варианты

№ варианта Функция У(Х)

 

КРАТКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Алгоритмический язык Паскаль был разработан в 1973 г. швейцарским математиком Никлаусом Виртом для обучения студентов структурному программированию. Язык получил свое название в честь французского математика Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). В 1984 г. бывший студент Никлаус Вирт, французский математик Филипп Кан, разработал среду программирования Turbo-Pascal для ПК.



Обычно все файлы, относящиеся к Турбо-Паскалю, хранятся на диске в каталоге под произвольным именем: Pascal, T_Pascal, TP55, TP7 и т.п.

Чтобы инициировать работу Турбо – Паскаля, надо запустить программу из файла Turbo.exe на выполнение.

Для компиляции и выполнения программы можно либо с помощью меню системы Turbo Pascal команды Run , либо нажать клавиши Ctrl+F9.

Текст программы набирается в редакторе, а ввод данных и результат отражается в окне пользователя,которое закрывается окном редактора. Чтобы иметь возможность детально ознакомиться с результатами работы программы, нажимаем Alt/F5. Повторное нажатие Alt/F5 вернет на экран текст программы.

ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ

1)26 латинских букв:

От A до z(Паскаль не различает заглавные и малые буквы);

2) 10 цифр:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

3) Специальные символы:

:= ; , . () [] {} : .. (* *) _ подчеркивание;

4) Арифметические операции

+ сложения, унарный плюс;

- вычитания, унарный минус;

* умножения;

/ деления.

5)Знаки соотношений



= Логическое равенство

<> Логическое неравенство

< > Отношения «меньше чем» и «больше чем»

<= >= Отношения «меньше или равно» и «больше или равно»

6) спецификаторы:^ # $

7) Служебные (зарезервированные) слова, такие как begin, end, var, file, case и другие. Их нельзя использовать в программе в качестве имен, введенных программистом.

8) русские буквы – используются только для комментариев и строковых константах.

В набор основных символов входит пробел. Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.

В языке ПАСКАЛЬ можно также применять логические операции:

NOT – логическое отрицание

AND – логическое И

OR – логическое ИЛИ

XOR – исключающее «ИЛИ».

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

КОНСТАНТЫ

Константы могут быть числовымии строковыми.

Числовые константы

В языке ПАСКАЛЬ числа обычно записываются в десятичной системе счисления.

Они могут быть:

- целыми

- действительными (иливещественными).

Ø целые – записываются как набор цифр, перед которыми ставится знак «+» или «-», например, 217 -45 8954 +483.

Ø действительные – записываются в форме с естественной и плавающей запятой.

В естественной форме целую часть от дробной отделяет точка (4.7, 13.13).

Форма с плавающей запятой используется для записи очень больших или очень маленьких чисел. Числа записываются в форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е (экспоненциальная форма).

Например, число

4.05Е9=4.05*109=4050000000.

73.1Е-9=73.1*10-9=0.0000000731,

где 4.05 и 73.1 называются мантиссой, а 9 и -9 – порядком.



Строковые константы

Это последовательность символов, записанная между апострофами.

Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа. Число символов в строке не может превышать 255 символов.

Примеры строк:

'СТРОКА' 'STRING' 'АД''ЮТАНТ'.

ПЕРЕМЕННЫЕ

Переменная –это именованная область в оперативной памяти компьютера.

Для хранения данных выделяется ячейка оперативной памяти, которой присваивается имя, затем в нее помещается значение переменной.

Значение переменной может изменяться в ходе выполнения программы.

ИМЕНА (идентификаторы) называют элементы языка – константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.

Имя (или идентификатор) переменной подчиняется следующим трем правилам:

1. Обязательное правило. Все идентификаторы в основной программе уникальны, т. е. имя переменной дается только одной переменной и не повторяется.

2. Рекомендуемое правило. Имя переменной (как и имя файла) отражает ее значение.

3. Правило вкуса. Длина имени не превышает 8 символов.

Трансляторы языка программирования обычно накладывают на имена переменных следующие четыре жестких ограничения:

1) в имени могут использоваться только латинские буквы, цифры и знак подчеркивания;

3) первым символом не может быть цифра;

2) знак пробела недопустим;

4) имя не может совпадать с зарезервированными ключевыми словами Паскаля, входящими в состав языка.

Числовая переменная –это переменная, значением которой является число.

Строковая переменная –это переменная, значением которой является строка.

Логическая переменная –это переменная, значением которой является ложь (false) или истина (true).

СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ

В языке Паскаля существуют стандартные (встроенные) функции, которые вызываются по следующим правилам:

- указывается название функции,

- аргумент функции заключается в круглые скобки.

Таблица 2 - Основные встроенные (стандартные) функции

Функция Вычисления
SIN(X) sin Х (аргумент задается в радианах)
COS(X) cos Х (аргумент задается в радианах)
ARCTAN(X) arctg Х (аргумент задается в радианах)
LN(X) натуральный логарифм Х
EXP(X) ex
SQR(X) Х2
SQRT(X) квадратный корень Х
ABS(X) модуль Х;
TRUNC(X) целая часть числа Х, результат - integer
INT(X) целая часть числа Х, результат - real
FRAC(X) дробная часть числа Х, результат - real
ROUND(X) округление до ближайшего целого, результат - integer
PI число 3.1415926535897932385
Odd(X) проверка четности целого числа "X" - функция выдает значение TRUE (истина), если число нечетное, FALSE (ложь) - если число четное.

ВЫРАЖЕНИЯ

Выражение состоит из констант, переменных, стандартных функций, знаков операций и скобок.

Правила:

1. В выражении можно использовать только перечисленные выше символы.

2. Все арифметические знаки операций должны присутствовать в явном виде.

4*А*Х

3. При записи выражения можно использовать только круглые скобки.

4. Два арифметических знака не должны стоять рядом А*(-Х).

5. Если числитель и знаменатель дроби многочлены, то они заключаются в круглые скобки. Например, (4*А*Х-В)/(2-D)

6. Порядок вычисления операций.

Приоритет:

- действия в скобках;

- стандартные функции;

- унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @;

- операции типа умножения * / div mod and;

- операции типа сложения + - or xor;

- операции отношения = <> < > <= >=.

Запись функций

X n = EXP(N*LN(X));

 

tg(X) = SIN(X)/COS(X);

 

ctg(X) = COS(X)/SIN(X);

 

arcsin(X)= ARCTAN(X/SQRT(1-SQR(X)));

 

arccos(X)=ARCTAN(SQRT(1-SQR(X))/X).

ТИПЫ ДАННЫХ

 

В языке ПАСКАЛЬ существует правило: тип явно задается в описании переменной или функции, которое предшествует их использованию.

Тип данных определяет:

- возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;

- внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;

- операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ

В языке ПАСКАЛЬ существуют скалярные и структурированные типы данных.

К скалярным типам относятся стандартные типы и типы, определяемые пользователем.

Стандартные типы: целые, действительные, символьный, логические, адресный.

Типы, определяемые пользователем:

- перечисляемый;

- интервальный.

Структурированные типы: массивы, множества, записи и файлы.

Стандартные типы данных

ЦЕЛЫЕ типы

Целочисленные типы
Тип Диапазон Размер в байтах
Короткое целое (Shorting) -128..127
Целое (Integer) -32768..32767
Длинное целое (Longint) -2147483648..2147483647
Целое длиной в байт (Byte) 0..255
Целое длиной в слово (Word) 0..65535

 

Над целыми операндами можно выполнять следующие арифметические операции: + - * div mod.

Результат выполнения операции деления целых величин (div) есть целая часть частного.

Например:

17 div 2 = 8, 3 div 5 = 0.

Результат выполнения операции получения остатка от деления (mod) - остаток от деления целых.

Например:

17 mod 2 = 1, 3 mod 5 = 3.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ (вещественные) типы данных

 

Вещественные типы
Тип Диапазон Размер в байтах
Вещественный (Real) 2.9Е-39..1.7Е38
С одинарной точностью (Single) 1.5Е-45..3.4Е38
С двойной точностью (Double) 5.0Е-324..1.7Е308
С повышенной точностью (Extended) 3.4Е-4932..1.1Е4932
Комплексный (Comp) -9.2Е18..9.2Е18

 

ЛОГИЧЕСКИЙ тип (Boolean) определяет те данные, которые могут принимать логические значения TRUE и FALSE.

СИМВОЛЬНЫЙ тип (Char)

Значение символьной переменной или константы - это один символ из допустимого набора, заключенного в апастроф. Например: 'A' 'a' 'Ю' 'ю'.

СТРОКОВЫЙтип(String)

Строковая константа, или строка, представляет собой совокупность символов, заключенную в апострофы.

Например:

‘результат=‘ ‘ABS’

Строковые переменные - это одномерные упакованные массивы символов, для описания которых в TURBO PASCAL введен тип String.

Например, если строка содержит до 30 символов, ее тип будет определен как String[30].

Если количество символов не указано, то по умолчанию оно равно 255 символам.

АДРЕСНЫЙ тип (Pointer) определяет переменные, которые могут содержать значения адресов данных или фрагментов программы.

Для хранения адреса требуются два слова (4 байта), одно из них определяет сегмент, второе - смещение.

Для получения значения адреса какой-либо переменной введена унарная операция @.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Общий вид программы:

ProgramИмя программы

Раздел описаний

Begin

Раздел операторов

End.

Такая структура обязательна.

Любой объект, используемый в программе, должен быть учтен в разделе описаний.

Раздел операторов - это основная часть программы, здесь содержатся команды, составляющие программу.

Раздел описаний может содержать следующие объекты:

Uses Список используемых модулей;

Например, UsesPrinter;

Label Список меток из основного блока программы;

Например,Label10, metca;

ConstОпределение констант программы;

Например, ConstA=10;

Type Описание типов;

Например, Type

Diapason = 1..20;

Letters = ’a’..’z’;

Name = Word;

Matriza = array [1..20,1..20] of integer.

Var Описание переменных;

Например, Var P,Q,R: Integer;

A,B: Char;

F1,F2: Boolean.

Procedure Текст процедуры;

Function Текст функции.

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ТУРБО ПАСКАЛЬ

1. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ.

В Паскале знак присваивания :=.

Например

A:=5; Y:=X*Ln(X)*R; А:=В.

2. КОММЕНТАРИИ– это невыполняемый оператор для пояснений.

Например:

(* Ввод данных*);

{Вычисление функции}.

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА

(с клавиатуры)

1) Read(A1,A2,...AK) реализует чтение значений данных и присваивание этих значений переменным А1, А2, ..., АК и после выполнения этого оператора курсор остается в этой же строке.

2. ReadLn(A1,A2,...AK) реализует чтение данных, присваивание считанных значений переменным А1, А2, ..., АК и переход курсора на новую строку после выполнения этого оператора.

3. ReadLn реализует задержку окна пользователя до нажатия клавишиENTER.

При вводе значения исходных данных могут отделяться друг от друга

пробелами;

• нажатием клавиши табуляции;

Enter.

ОПЕРАТОРЫ ВЫВОДА

1. Write(A1,A2,...AK) реализует вывод значений переменных А1, А2,...,АК в строку экрана и курсор остается на этой же строке.

2. WriteLn(A1,A2,...AK) реализует вывод значений переменных А1, А2, ..., АК и переход на следующую строку.

3. WriteLn(lst, A1,A2,...AK)реализует вывод значений переменных на печать.

Примечание: Для этого необходимо в разделе описания описать библиотеку для работы с принтером UsesPrinter;

4. WriteLn реализует пропуск строки и переход к началу следующей строки.

Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных.

Для действительного типа по умолчанию вывод значения будет в экспоненциальной форме.

Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода.

Для величин целого типа и строки список вывода имеет вид А:К, где А - переменная или строка, К- ширина поля вывода.

Например, Writeln( A:3).

Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы.

Если выводимое значение не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отведено необходимое количество позиций.

Для величин действительного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М,

где А - переменная действительного типа, К - ширина поля вывода всего числа, М - число цифрдробной части выводимого значения.

Например, Writeln( A:7:3).

В этом случае действительные значения выводятся в форме десятичного числа с фиксированной точкой.

ПРИМЕР ПРОСТОЙ ПРОГРАММЫ

Составить блок-схему и программу вычисления функции y= a*sinx/b при заданных значениях x, a, b.

 
 


ProgramPrimer;

{Раздел описания}

Var a, b, x, y: real; {Описание переменных a, b, x, y}

Begin

Writeln(‘Введите a, b, x’);{Вывод на экран подсказки ‘Введите a, b, x’}

Readln(a, b, x);{Ввод переменных a, b, x }

Y:=a*sin(x)/b;{Вычисление выражения и присваивание этого значения переменной У}

Writeln(‘y=’, y:7:3);{Вывод значения У с тремя знаками после запятой}

Readln;{ Задержка экрана пользователя до нажатия rл.Enter}

End.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.