Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Анализ товарооборота торгового предприятия





Тема 1. Теоретические основы, метод, приемы и способы экономического анализа

Задача №273
Проанализировать выполнение плана реализации продукции и производительности труда. Рассчитать влияние факторов, влияющих на изменение объема реализации (способом абсолютных разниц). Сделать выводы и предложения.   Исходные данные:
Показатели План Факт
Объем реализации продукции, тыс. ден. ед. (в сравнимых ценах)
Среднедневная выработка одного работника, ден. ед. (в сравнимых ценах) 46,8
Методичекие указания:
Факторная модель, используемая в целях анализа трудовых показателей, имеет следующий вид: РП=С×П, где РП - объем реализованной продукции, ден. ед. С - среднесписочная численность рабочих, чел.; П - производительность труда, определяемая как отношение объема произведенной продукции к среднесписочной численности рабочих. Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Алгоритм расчета для модели: РП=С×П выглядит следующим образом: 1) рассчитываются абсолютные отклонения показателей: ΔС=СФПЛ; ΔП=ПФПЛ Индексы «ф» и «пл» означают соответственно фактические и плановые показатели. 2) определяется изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора: ΔРПΔС=ΔС×ППЛ; ΔРПΔПФ×ΔП. Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на ихз отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей. Среднегодовая выработка работника рассчитана с использованием значения среднедневной выработки и количества рабочих дней (принимаем в количестве 255). Расчеты сведены в таблицу:
Показатели План Факт Отклонение Влияние фактора на величину результирующего показателя РП
Объем реализации продукции, тыс. ден. ед. (в сравнимых ценах) (РП)        
Среднегодовая выработка одного работника, ден. ед. (в сравнимых ценах) (П)        
Среднегодовая выработка работника, ден. ед.        
Численность работников, чел. (С)        

 



 
 
 
 

Тема 2. Анализ организационно-технического уровня, внешних условий и стадии жизненного цикла



Задача №279
Осуществить и рассчитать экономический эффект, получаемый в результате осуществления мероприятий по совершенствованию организационно-технического уровня производства на предприятии, занимающемся пошивом обуви.   Исходные данные:
1. Количество изделий по плану, тыс. пар 23,5
2. Норма времени за изготовление изделия, часов  
- до внедрения мероприятий 2,65
- после внедрения мероприятий 1,11
3. Норма расхода сырья на 1 пару изделия, дц2  
- до внедрения мероприятий 1,57
- после внедрения мероприятий 1,37
4. Цена 1 дц2, ден. ед. 0,9
5. Режим работы цеха:  
- эффективный фонд времени на год, дней
- продолжительность смены, часов
 
 

Тема 3. Анализ объема производства и реализации продукции

Задача №27
Провести анализ показателей выполнения плана производства продукции методом абсолютных и относительных разниц на основе следующих данных:
Вид продукции Объем производства, ден. ед.
по плану фактически
А
Б
В
Итого ? ?
Решение:
1. Определением влияния факторов на результирующий показатель – общий объем производства продукции с помощью метода абсолютных разниц:
Вид продукции Объем производства, ден. ед. Абсолютное отклонение, ден. ед.
по плану фактически
А  
Б  
В  
Итого      

 

 

2. Определением влияния факторов на результирующий показатель – общий объем производства продукции с помощью метода относительных разниц:



Вид продукции Объем производства, ден. ед. Относительное отклонение, %
по плану фактически
А  
Б  
В  
Итого      

 

Задача №29

Используя способ абсолютных и относительных разниц произвести анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту на основе следующих данных:

Вид продукции Изготовлено продукции, ден. ед.
план факт
Изделие А 81,45 80,23
Изделие Б 92,73 93,50
Изделие В 44,80 44,80
Изделие Г - 20,32
Изделие Д 31,60 -
Изделие Е 26,85 47,34
Итого ? ?
Методические указания:

1. Определяем влияние факторов на результирующий показатель – общий объем производства продукции с помощью способа абсолютных разниц:

Вид продукции Объем производства, ден. ед. Абсолютное отклонение, ден. ед.
по плану фактически
Изделие А 81,45 80,23  
Изделие Б 92,73 93,50  
Изделие В 44,80 44,80  
Изделие Г - 20,32  
Изделие Д 31,60 -  
Изделие Е 26,85 47,34  
Итого 277,43 286,19  

 

2. Определяем влияние факторов на результирующий показатель – общий объем производства продукции с помощью способа относительных разниц:

Вид продукции Объем производства, ден. ед. Относительное отклонение, ден. ед.
по плану фактически
Изделие А 81,45 80,23  
Изделие Б 92,73 93,50  
Изделие В 44,80 44,80  
Изделие Г - 20,32  
Изделие Д 31,60 -  
Изделие Е 26,85 47,34  
Итого 277,43 286,19  
Задача №32
Используя способ цепных подстановок, способ абсолютных и относительных разниц, установить факторы влияния на выполнение производственной программы и определить их значения, если известны следующие данные:
Показатели План Факт
1. Товарная продукция, ден. ед.
2. Среднесписочная численность, чел.
3. Производительность труда, ден. ед./чел. ? ?
Методические указания:
Факторная модель, используемая в целях анализа трудовых показателей, имеет следующий вид: ТП=С×П, где С - среднесписочная численность рабочих, чел.; П - производительность труда, определяемая как отношение объема произведенной продукции к среднесписочной численности рабочих. По плану производительность труда составляет: ППЛ=ТППЛПЛ фактически: ПФ=ТПФФ Индексы «ф» и «пл» означают соответственно фактические и плановые показатели; Рассчитываем влияние факторов на результирующий показатель с помощью способа цепных подстановок:   Рассчитываем влияние факторов на результирующий показатель с помощью способа абсолютных разниц:   Рассчитываем влияние факторов на результирующий показатель с помощью способа относительных разниц:  
Задача №39
Проанализировать сезонность производства продукции. Определить коэффициенты сезонности, размах вариации. Указать мероприятия, способствующие сглаживанию сезонных колебаний.
Месяц Объем производства продукции, тыс. ден. ед.
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Итого
Методические указания:
Размах вариации – это разница между максимальным и минимальным значением показателей в динамическом ряду: R=xmax-xmin. Сезонность производства характеризуется двумя показателями, предоставленными статистической наукой: 1) коэффициент ритмичности: КРИТМ=ΣQФПЛ/ΣQПЛ, где QФПЛ - объем фактически реализованных услуг в отдельные отрезки времени в размерах не более плана; QПЛ - объем услуг по плану за эти же отрезки времени (принимаем равными за указанные периоды времени в размере QПЛ=312,33). 2) коэффициент равномерности: КРАВН=1-Σ|QiФ-QiСР|/ΣQiФ, где QiФ - фактические объемы реализованных услуг; QiСР - среднемесячный фактический объем реализованных услуг. Рассчитываем эти показатели: КРИТМ=     Подготовительные расчеты для определения коэффициента равномерности представлены в таблице:
Период QiФ |QiФ-QiСР|
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого  

 

КРАВН=.

 

Уровень ритмичности производства и реализации характеризует качество хозяйствования предприятий, отражает состояние низового планирования, уровень организации производства и эффективности использования ресурсов. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции и не в срок выполненные работы предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, работ и услуг, падает прибыль.

Тема 4. Анализ товарооборота торгового предприятия

Задача №278
Проанализировать состояние товарных запасов предприятия. Для этого: рассчитать темпы роста товарооборота и товарных запасов, коэффициент соотношения темпов роста этих показателей; рассчитать время оборота этих запасов; проанализировать влияние факторов на динамику средних запасов; проанализировать влияние факторов на динамику оборачиваемости запасов. Какие факторы ускоряют время обращения запасов? Какая дополнительная информация необходима для проведения более детального анализа?  
Показатели 1 квартал 2 квартал Отклонение от предыдущего квартала Темпы роста
Товарооборот, тыс. ден. ед.    
продовольственные товары    
непродовольственные товары    
Средние товарные запасы, тыс. ден. ед.    
продовольственные товары    
непродовольственные товары    
Методические указания:
Рассчитываем необходимые показатели в таблице:
Показатели 1 квартал 2 квартал Отклонение от предыдущего квартала Темпы роста
Товарооборот, тыс. ден. ед.    
продовольственные товары    
непродовольственные товары    
Средние товарные запасы, тыс. ден. ед.    
продовольственные товары    
непродовольственные товары    

 

В таблице рассчитаны темпы роста объема товарооборота и величины товарных запасов. Находим соотношение данных показателей в целом и в разреза групп товаров. Коэффициент соотношения темпов прироста товарооборота и запасов показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот при изменении товарных запасов на 1%.

Коэффициенты соотношения темпов прироста:

а) общего объема товарооборота и общей величины запасов:

 

б) объема товарооборота продовольственных товаров и общей величины запасов продовольственных товаров:

 

в) объема товарооборота непродовольственных товаров и общей величины запасов непродовольственных товаров:

 

Рассчитываем оборачиваемость товарных запасов. Для этого товарооборот следует разделить на стоимость товарных запасов. Рассчитанная величина будет характеризовать количество оборотов, которые осуществляются товарами в течение рассматриваемого периода времени. Результаты расчета коэффициентов оборачиваемости представлены в следующей таблице:

 

Показатели 1 квартал 2 квартал Коэффициент роста
Товарооборот, тыс. ден. ед.  
продовольственные товары  
непродовольственные товары  
Средние товарные запасы, тыс. ден. ед.  
продовольственные товары  
непродовольственные товары  
Коэффициент оборачиваемости всех товаров, оборотов 3,459 4,294  
Коэффициент оборачиваемости продовольственных товаров, оборотов 7,584 8,298  
Коэффициент оборачиваемости непродовольственных товаров, оборотов 1,695 2,326  

 

 

Зная, сколько оборотов совершают товарные запасы в течение периода (допустим, года), можно определить сколько времени продолжается один оборот. Таким образом, мы ответим на вопрос относительно времени оборачиваемости запасов. Для расчета величину, равную 360 дней, необходимо разделить на коэффициент оборачиваемости товарных запасов. Результаты расчета представлены в таблице:

 

Показатели 1 квартал 2 квартал Коэффициент роста
Коэффициент оборачиваемости всех товаров, оборотов 3,459 4,294  
Коэффициент оборачиваемости продовольственных товаров, оборотов 7,584 8,298  
Коэффициент оборачиваемости непродовольственных товаров, оборотов 1,695 2,326  
Продолжительность оборота всех товаров, дней 104,1 83,8  
Продолжительность оборота продовольственных товаров, дней 47,5 43,4  
Продолжительность оборота непродовольственных товаров, дней 212,4 154,8  

 

По стадиям цикла оборачиваемости товарных запасов направления повышения эффективности их использования можно выделить в три группы, представляющие:

закупочную стадию;

подготовительную стадию;

реализационную стадию.

Величина товарных запасов и величина характеризующих их оборотных средств могут быть уменьшены за счет совершенствования закупочной политики, а именно:

ускорения и удешевления перевозок;

улучшения организации складского хозяйства на основе его механизации и автоматизации;

снижения стоимости товарных ресурсов за счет использования качественных, но более дешевых заменителей товаров;

сокращения потерь товаров;

выбора оптимальных схем поставки с целью снижения страховых запасов.

Длительность подготовительной стадии может быть сокращена в результате:

внедрения поточных методов подготовки товаров к реализации;

уменьшения межоперационного времени за счет тщательной подготовки товаров к реализации, исключающей перебои и обеспечивающей ритмичную работу предприятий;

применения автоматического оборудования.

Сокращения времени реализационной стадии можно добиться:

- развитием системы маркетинга и планированием на его основе торговой деятельности;

- совершенствованием организации и стимулированием сбыта товаров, сокращением интервала отгрузки товаров покупателям и т. п.;

- оптимизацией системы расчетов и взаимозачетов между контрагентами.

Для более детального анализа целесообразно привлечь информацию о товарных запасах и объеме товарооборота в разрезе товарных групп и точек реализации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.