Сделай Сам Свою Работу на 5

Существенность в аудите. Аудиторский риск.





 

Существенность – это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.

Следует помнить, что это вероятность отражает возможность определить наличие ошибки, влияющей на достоверность отчетности экономических субъектов, оценить эту ошибку для принятия соответствующего аудиторского решения.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бух. отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильное экономическое решение.

Аудиторский риск – это вероятность того, что аудитор даст не точное или ошибочное заключение о проверенной отчетности. Аудиторский риск зависит от качества проведения проверки в целом, от выбранных методов получения аудиторских доказательств.

Аудитор обязан определить содержит ли финансовая (бухгалтерская ) отчетность существенную погрешность. При ее обнаружении доводит до сведения клиента, который должен внести поправку. При отказе клиента от исправления ошибки аудитор должен представить заключение с оговоркой или отрицательное (в зависимости от того, существенна ошибка).



Порядок определения аудиторского риска закреплен в правиле (стандарте) аудита «Существенность и аудиторский риск».

Аудиторский риск включает в себя:

1) (АР) – приемлемый аудиторский риск. Это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор, предполагающий, что после проверки финансовой отчетности, возможно будут обнаружены погрешности.

2) Внутрихозяйственный риск (РВХ) – это подтвержденность финансовой отчетности существенным погрешностям при допущении, что внутрихозяйственный контроль отсутствует.

3) Риск контроля (РК) – представляет оценку эффективности внутрихозяйственного контроля клиента и ожидание аудитора, что ошибки в системе этого контроля клиентом не будут предотвращены.

4) Риск необнаружения (РН) – риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенные ошибки в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур.



Риск не может быть полностью устранен. Поэтому в аудиторской практике установлен стандартный риск = 5%.

Аудиторский риск можно представить в виде модели аудиторского риска:

Ар = ВрР * КР * РН

Применение модели аудиторского риска при планировании аудита можно пойти одним из предполагаемых путей. Первый способ использования модели поможет аудитору в оценке плана аудита с точки зрения его квалификации.

Предположим, что внутрихозяйственный риск = 80%, РК – 50% и риск необнаружения – 10%. Вычислим по этим цифрам риск при аудите, аудитор получает в результате 4%. Сопоставив уровень приемлемого риска (5%) с полученным результатом делаем вывод, что план приемлем для аудиторской проверки.

Другой способ заключается в определении риска необнаружения.

Квалификация видов риска в зависимости от его величины

№ п/п Оценка надежности ВрР(%) КР (%) Уровень надежности, %
  Высокая Умеренная Низкая Отсутствие 79,17

Пример: если предприятие – клиент с высоким уровнем надежности. АР=5%, ВрР=80%, КР=30%, РН=0,05 : (0,80*0,30)=0,2080=20,80%.

Таким образом уровень надежности низок.

(100% - 20,83%)=79,17%.

 

Аудиторское заключение и отчет аудитора.

Результатом проведения аудита, является аудиторское заключение и отчет аудитора.

Заключение аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления и судебных органов.



Аудиторский отчет. В нем содержатся результаты экспертизы организации бух. учета, составления отчетности и состояния внутреннего контроля, а так же выявления в ходе аудита соответствующих нарушений порядка ведения учета.

Аудиторское заключение состоит из трех частей

Название документов (аудиторское заключение в целом):

- Вводной ( название аудиторской фирмы, Ф.И.О. аудиторов, № лицензии и т.д.)

- Аналитический (описание проверенной отчетности, ход проверки, сбор всех доказательств и т.д.)

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту (об общих результатах проверки б/учета и отчетности). Аналитическая часть должна быть озаглавлена «Отчет аудитора».

Итоговая часть (заключение аудиторской фирмы; подпись, печать).

Аудиторское заключение бывает следующих видов:

1) Положительное – выдается, если аудитор убежден, что отчетность составлена на основе достоверной информации б/учета.

2) Условно – положительное – подтверждает достоверность отчетности с ограничением.

3) Отрицательное – выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности отчетности имеет существенное значение и может ввести в заблуждение пользователей информации.

4) Отказ от аудиторского заключения – когда ограничен объем проверки на столько, что не дают основания для вывода о состоянии отчетности.

Аудиторское заключение является неотъемлемой частью отчетности организации, обязанных в соответствии с законодательством проводить аудит. на отчетности должна быть пометка аудитора (подпись или спец. Штамп аудиторской фирмы).

Аудиторская организация при составлении аудиторского заключения руководствуется российским правилом (стандартом) «Порядок составления аудиторского заключения о бух. отчетности».

 

аудиторская организация не отвечает за события, происшедшие после даты подписания аудиторского заключения о бух. отчетности. Она не обязана проводить какие-либо специальные исследования и работы для выяснения и анализа таких событий по завершению аудита. Ответственность за информирование аудиторской организации о таких событиях несет руководство экономического субъекта.

Если аудиторам стало известно о событиях, происшедших за период после даты подписания аудиторского заключения до и после даты представления бух. отчетности пользователем, им следует обсудить возникшие проблемы с руководством экономического субъекта и в случае, если такие события оказывают существенное влияние на бух. отчетность, потребовать внесения соответствующих изменений в данную отчетность.

Если руководство экономического субъекта не предпримет мер по исправлению ошибок и неточностей или отражению всех существенных обстоятельств, обнаруженных после даты представления бух. отчетности, аудиторская организация должна:

- Письменно уведомить экономического субъекта о данном факте

- Перенести на руководство экономического субъекта всю ответственность за последствия решения о том, чтобы не вносить изменения

- Рассмотреть вопрос об информации пользователей бух. отчетности о данных существенных обстоятельствах

 

Взаимоотношения аудиторских формирований с налоговыми органами.

Чаще всего аудиторские фирмы в своей деятельности соприкасаются с Государственной налоговой службой.

Правовая обеспеченность этого контрольного органа наиболее проработана. Ей предоставлены широкие права как по проверке предприятий и фирм, так и по налогообложению различного рода штрафных санкций за сокрытие доходов от налогообложения и др.

Налоговая служба обязана наряду с другими вопросами осуществить проверку налоговых деклараций и др. финансовых требований предприятий и фирм. В связи с этим важна выработка принципов деловых отношений аудитора с налоговой службой.

Аудитор не должен становиться внештатным работником налоговой службы и не должен докладывать об установленном им нарушении в налогообложении.

Не следует забывать, что аудитор – это подсказчик, советчик для экономических субъектов, защищающий интересы, прежде всего собственника.

В то же время аудитор не вправе скрывать нарушения, установленные им при проверке правильности налоговых деклараций, т.к. в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.

Аудитор не должен устанавливать сознательно или несознательно допущена ошибка.

Он должен помочь бухгалтеру предприятия правильно составить расчет по налогам и рекомендовать внести соответствующие изменения в балансе предприятия. А предприятие само обязано уладить конфликт с налоговой инспекцией. В этом случае аудитору не следует докладывать налоговой службе о фактах недоплат налогов, т.к. это будет противоречить идее аудиторской деятельности.

 

«Методика проведения аудита».

В настоящее время можно выделить 4 основных подхода к созданию методики аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.

Бухгалтерский подход является традиционным. Заключается в разработке методик проверки по различным разделам б/учета (аудит кассовых операций, аудит расчетов с подотчетными лицами и т.д.). методики аудиторской проверки по счетам б/учета является в том или ином наборе составными частями каждой аудиторской проверки.

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пресекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственное деятельности экономического субъекта в учете (например, методика аудита уставного капитала, расчетов с учредителями).

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структура управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой и др.). Например, методика аудита предприятий с иностранными инвестициями, субъектов малого предпринимательства → в том числе работающие по упрощенной системе налогообложения.

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости вида их деятельности (методика аудита предприятий торговли и общественного питания, аудит с/х предприятий, строительных организаций, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов). В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполненных работ, оказание услуг), организационно-управленческого учета.

При различных методиках необходимо применять тесты, таблицы, анкеты, облегчающие работу аудиторов и ассистентов.

 

 

В аудите выделяют следующие основные положения, которые являются составной частью методики:

- Нормативное обеспечение для проведения аудита

- Предметная область проведения проверки

- Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту

- Особенности проведения аудита в условиях компьютерной обработки данных.

1. Нормативное обеспечивание, используемое для организации проверок, подразделяется на внешнее и внутреннее.

Внешнее – законы, стандарты, положения, методические материалы по учету, отчетности, налогообложение.

Внутреннее нормативное обеспечивание – это учетная политика субъекта, различные методические инструктивные материалы по организации учета и внутреннего контроля на предприятии.

2. Предметная область проведения проверок подразделяется на 2 группы работ комплексов. Первая включает учредительные и другие общие документы, учетную политику и т.д.

Таблица 1.

Виды общих работ, подлежащих аудиту.

№ п/п Наименование комплексов Краткие характеристики видов задач
Учредительные и другие общие документы Устав предприятия, лицензии по видам деятельности, структура предприятия, приказы, распоряжения, протоколы заседания учредителей и др., частное расписание; хоз. договора.
Учетная политика экономического субъекта Приказ по учетной политике бух. учета, учетной политике по налогообложению, рабочие документы по методическому аспекту учетной политики.
Бух. отчетность и приложения Ф №1, Ф№2 «О прибылях и убытках», Ф№3 «О движении капитала», Ф№4 «О денежных средствах», Ф№5 «Приложение к балансу», пояснительная записка к годовому отчету, расчеты, декларации по налогам и сборам.
Оценка финансового положения экономического субъекта Анализ финансового состояния экономических средств. Анализ оборачиваемости оборотных средств. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Оценка системы внутреннего контроля Контроль организации системы первичного учета по видам работ. Контроль средств контроля. Контроль методов средств контроля.

 

В процессе аудита аудиторской фирме следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск необнаружения искажений бухгалтерской отчетности.

 

Искажение в бухгалтерской отчетности

 

В ходе аудиторской проверки аудитор выполняет определенные процедуры для получения гарантии того, что финансовая отчетность правильно отражает реальное финансовое положение клиента. (Вместе с тем имеется значительная опасность, что некоторые искажения отчетности могут остаться нераскрытыми).

Правило (стандарт) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» определяет действия аудитора (аудиторской фирмы) в связи с выявлением в процессе аудита искажений проверяемого экономического субъекта, влияющих на достоверность этой отчетности.

Искажение бухгалтерской отчетности, т.е. неверное отражение и представление данных бух. учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения, может быть двух видов:

• Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий персонала проверяемого экономического субъекта. Оно совершается в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

• Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий персонала экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра относительно полноты учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Выше перечисленные виды искажения бухгалтерской отчетности могут быть существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтерской отчетности, в результате чего пользователь (информации) бухгалтерской отчетности может на ее основе сделать ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными.

Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом:

1. Ошибки в ведении бухгалтерского учета.

• Отсутствие ведения учета. Обычно выражается в том, что в бухгалтерии не ведется надлежащего учета по какому-либо виду деятельности или подразделения.

• Случайные ошибки.

а) арифметические просчеты – встречаются крайне редко, поскольку выявляются обычно самими бухгалтером.

б) случайные неправильные проводки – возникают в случае, если применяя правильный метод учета какого-либо факта хозяйственной деятельности, бухгалтер без наличия достаточных оснований составляет неправильную бухгалтерскую проводку.

в) ошибки при заполнении отчетных форм. Особенно часто делаются ошибки при заполнении Ф №2 «Отчет о прибылях и убытках». Аудитор должен тщательно сверить данные отчета с данными главной книги, регистров учета.

Повторяющиеся ошибки. Возникают по причине неопытности бухгалтера, который не знает правильного метода регистрации какого-либо факта хозяйственной деятельности и каждый раз делает неправильные проводки. Их можно учитывать наличие определенных факторов, способствующих повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений.

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений:

· Отклонения от установленных законодательством правил ведения бух. учета и отчетности;

· Отсутствие и несоблюдение в течении отчетного периода принятой учетной политики отражения в бух. учете отдельных хозяйственных операций;

· Нарушение налогового и валютного законодательства.

При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

· Видов нарушений;

· Степени существенности выявленных искажений;

· Риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

Выявленные в ходе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской фирме следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. Аудиторская фирма должна включить сведения о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

К факторам управления, влияющим на увеличение риска искажений относятся:

· Недостатки внутреннего контроля

· Чистые изменения в юридическом отделе или отделе внутреннего аудита;

· Значительное недоукомплектование учетного персонала;

· Необычные операции (например: платежи за услуги в конце года);

· Проблемы получения необходимых аудиторских документов (исправление на счетах, в регистрах, отсутствие подтверждающих документов и т.д.).

Для обнаружения искажений аудитору необходимо:

1. Определить возможные цели преднамеренного злоумышления данного клиента;

2. Познакомиться с персоналом, особенно с руководством, оценить их условия труда и оплаты;

3. Выявить возможности появления искажений;

4. Сделать сплошную и выборочную проверку;

5. Выявить признаки искажений путем выполнения аналитической процедуры.

 

Аудиторская выборка и аудиторские доказательства.

 

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основании аудиторских процедур, таких, как:

а) детальная проверка вероятности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

б) проверка (тест) средств внутреннего контроля;

в) аналитическая процедура (это разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудиторской информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выяснения ошибок и искажений и т.д.).

в программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.

Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита, являются:

а) проверка арифметических расчетов клиента;

б) инвентаризация;

в) проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

г) устный опрос персонала;

д) проверка документов;

е) аналитические процедуры.

Виды и источники аудиторских доказательств, а так же методы их получения изложены в стандарте аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства».

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными. Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затеи по степени ценности и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние доказательства.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств.

Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценки постановки бух. учета и организации внутреннего контроля, а так же бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение аудиторских процедур.

Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемой организации по результатам аудита.

Аудиторская выборка.

Аудиторская выборка в широком смысле – это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бух. учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего стандарта (правила) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

В узком смысле это перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

Обычно выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Здесь можно использовать 2 метода:

1. Случайный отбор (по таблице случайных чисел)

2. Систематический отбор (через постоянный интервал, которые строятся либо на определенном числе элементов, либо на стоимостной их оценке).

Аудиторская организация может проверить вероятность отражения в бухгалтерском учете сальдо и операции по счетам или проверить средства системы контроля сплошным способом, если число элементов настолько мало, что статистический метод не являются правомерными, либо если применение аудиторской выборки является менее эффективным, чем проведение сплошной проверки.

Аудиторская организация обязана распространить результаты, полученные при выборке на всю проверяемую совокупность.

Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

 

 

Использование работы эксперта

 

Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бух. учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области

В качестве эксперта аудиторская организация может использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом.

Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а так же целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь:

а) соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.д.);

б) соответствующий опыт и репутацию в области, заключение в которой предполагает получить аудиторская организация, как правило, подтвержденную соответствующими отзывами, рекомендациями, справками, публикациями и т.д.

Примерный перечень работ, для выполнения которых аудиторской организации может потребоваться использовать работу эксперта, его назначение, оформление результатов работы эксперта и их использование изложены в стандарте аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита.

Лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудиторский отказ от экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторское заключение, отличного от условно-положительного.

Заключение эксперта подлежит включению в рабочую документацию аудиторской организации.

Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не снимает ответственности за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его.

 

 

Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бух. учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля , а так же степень их должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.

Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать в получении достаточной убежденности в том, что система бух. учета достоверно (или недостоверно) отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта.

В том случае, если аудитор убеждается, что он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально, чем он делал бы в противном случае, а так же может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее 3 градаций: высокая, средняя, низкая.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций, чем 3 выше упомянутые.

Изучение и оценка особенностей б/у, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие формы:

а) специально разработанные тестовые процедуры;

б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

в) специальные бланки и проверочные листы;

г) блок-схемы и графики;

д) перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бух. учета и внутреннего контроля, а так же планируют процедуры ауд. Проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.

Требования предъявляемые к изучению и оценке системы б/у и системы внутреннего контроля изложены в стандарте аудиторской деятельности «Из. ауд. с. б/у и внутреннего контроля в ходе аудита».

Серьезные недостатки системы б/у и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе ауд. проверки, а так же рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству экономического субъекта.

 

Контроль качества аудиторских услуг

 

Под системой внутреннего контроля качества аудиторских услуг понимается контроль, осуществляемый силами самой аудиторской фирмы на основе единого утвержденного регламента, охватывающего все виды обеспечения контроля, достаточного для повышения гарантий снижения риска нарушения установленных внешних и внутренний норм и правил, предъявляемых к аудиту: предотвращения негативных последствий услуги для бизнеса клиента; улучшения процесса услуги.

Система контроля качества аудиторских услуг (СКК) является частью Единой внутрифирменной системы обеспечения качества аудиторской деятельности и предусмотрена в рамках внутрифирменной программой совершенствования системы организации и управления деятельностью фирмы.

В состав Единой системы входят система, осуществляющая непосредственный контроль качества и локальные системы, цель которых повысить уровень ряда других (кроме контроля) факторов, влияющих на качество услуг. В число факторов качества включены:

1. Организация и управление аудиторской деятельностью на уровне фирмы и на уровне департамента (от дела);

2. Профессионализм управленческого персонала;

3. Профессионализм аудиторов;

4. Стандарты и технология аудита;

5. Прочие сопутствующие факторы: внутренние (психологический климат, система поощрений и дисциплинарных взысканий, трудовая дисциплина и отношение аудиторов к работе) и внешние (нормативно-правовая база, проблемы и ограничения, создаваемые клиентом и т.д.).

В настоящее время разработан внутрифирменный стандарт «Контроль качества аудиторских услуг».

Наиболее существенные положения стандарта следующие:

1. Понятие качества аудиторских услуг. В качестве целевых приняты следующие признаки качества и эффективности услуг:

· Соответствие требованиям законодательства и нормативным актам РФ, а так же международным нормам и рекомендациям по аудиту;

· Эффективная технология;

· Законченность, понятия исполнителю и клиенту; исключающая любую недосказанность и неясность;

· Способность совершенствования, т.е. услуги должны становиться с каждым разом эффективнее в исполнении и воздействии на бизнес клиента.

2. Модель. Система состоит из трех блоков, наименование которых соответствует характеру контроля:

· Контроль качества услуг;

· Контроль функционирования СКК;

· Подсистемы обеспечения функционирования СКК: инф.-метод. обеспечение; организационно-техническое обеспечение; внедрение и функционирование системы.

3. Процедуры контроля. Процедурами контроля процесса оказания услуг являются:

· Наблюдение за процессом оказания услуги;

· Выборное дублирование процесса (перепроверка, выполнение аналогичных процедур);

· Проверка отчетов аудиторов на соответствие нормам и требованиям качества услуги;

· Сличение временных показателей хода процесса и экономической эффективности выполненной работы с установленными нормами.

Контроль эффективности услуг ведется с использованием следующих процедур:

· Обратной связи с клиентом (запросы/ тесты клиента о полезности услуг фирмы);

· Обзора качества услуг конкурентов фирмы;

· Изучение новшеств в области услуг;

· Планирование исследовательских работ по неизученным особенностям и результатам оказываемых услуг.

Контроль качества аудита – это методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования стандартов (правил) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

 

Аудиторские процедуры

 

Аудиторские процедуры состоят в выявлении, анализе и оценки соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи, между анализируемыми показателями.

Целью этих процедур является – установление того, на сколько анализируемые соотношения совпадают с ожидаемыми и какими должны быть эти соотношения.

Аналитические процедуры позволяют проанализировать различные взаимосвязи в финансовой отчетности, их сутью является:

· Сопоставление остатков на счетах текущего периода с соответствующими остатками предыдущих периодов;

· Сопоставление остатков на счетах учета текущего периода с остатками в регистрах, отчетах и главной книги;

· Оценка соотношения между остатками на различных счетах текущего периода с точки зрения их соответствия соотношениям, соответствующим условиям деятельности;

· Сопоставление сальдо на счетах учета с соответствующей нефинансовой информацией.

При проведении проверки аудиторы самостоятельно планируют и выполняют различные комбинации процедур аудита, которые классифицируются по видам:

Процедуры аудита.

1. Контрольные процедуры – аудиторские процедуры по проверке функционирования и надежности конкретного средства контроля.

2. Аналитические процедуры – представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей.

3. Процедуры по существу – представляют собой детальную проверку оборотов и сальдо по счетам б. учета.

Аналитические процедуры проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты. На стадии планирования аудита аналитические процедуры позволяют аудитору определить особенности деятельности организации, выявить необычные или неверно отраженные в отчетности факты, определить области повышенного риска, требующие дополнительного внимания.

Выбор метода зависит от цели их проведения и определяется аудитором.

К основным методам аналитических процедур можно отнести:

· Числовые и предметные сравнения;

· Коэффициентный анализ;

· Анализ, основанный на статистических методах;

· Другие.

Целью аналитических процедур так же являются:

а) изучение деятельности экономического субъекта;

б) оценка финансового положения экономического субъекта и перспектива непрерывности его деятельности;

в) выявление фактов искажения бух. отчетности, выявлении вероятности ошибок в финансовой отчетности.

Все требования предъявляемые к аналитическим процедурам изложены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры».

 

Перечень примерный к зачету по аудиту

 

Сущность, цели и задачи аудита.

Виды аудита. Критерии обязательного аудита.

Внутренний и внешний аудит. Различия между ними.

Виды услуг, оказываемых аудиторскими организациями.

Правовые основы и регулирование аудиторской деятельности.

Аттестация и лицензирование аудиторов.

Права, обязанности и ответственность аудиторов (аудиторских фирм).

Этика аудитора. Кодекс профессиональной этики аудиторов в РФ.

Стандарты аудиторской деятельности.

Существенность в аудите.

Аудиторские риски: понятие, их виды. Модель аудиторского риска.

Аудиторское заключение: его виды и структура.

Взаимоотношение аудиторских формирований с налоговыми органами.

События, произошедшие после даты составления отчетности.

Аудиторская выборка и аудиторские доказательства.

Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Использование работы эксперта.

Контроль качества аудиторской работы.

Планирование аудита.

Порядок проведения аудиторской проверки.

Документирование аудита.

Аудиторские проверки по требованию государственных органов.

Оценка стоимости аудита.

Аудиторская тайна и независимость аудиторов.

Сущность и значение аналитических процедур.

Классификация методик проведения аудита.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.