Сделай Сам Свою Работу на 5

Звукопроводящие сегменты тела человека






Звук (пауза) распространяется по телу человека с непостоян­ной скоростью. Одни участки тела он преодолевает быстро, другие медленно. Суставы звук преодолевает медленно, межсуставные промежутки - быстро. Совокупность участка медленного проведе­ния звука и участка быстрого проведения звука, расположенных рядом, представляет собой структурно-функциональную единицу, обозначаемую как звукопроводящий сегмент тела (рис. 27).

Тело человека разделе­но на двадцать восемь зву­копроводящих сегментов. Отсчет сегментов ведут от гортани, в которой происхо­дит звукоизвлечение. Пер­вый сегмент тела располо­жен между гортанью и ярем­ной вырезкой (впадиной) над грудиной (нижнешей­ный сегмент).

Второй сегмент вклю­чает в себя пространство ту­ловища, ограниченное клю­чицей спереди и остью ло­патки сзади, а также голов­кой плечевой кости снизу.

Трансовый голос 97


Третий сегмент простирается от ключицы до уровня сосков.

Четвертый сегмент - от уровня сосков до солнечного сплете­ния.

Пятый сегмент - от уровня солнечного сплетения до пупоч­ной области.

Шестой сегмент - от уровня пупочной ямки до лобковой ко­сти (точнее, до лонного сочленения и крестцово-копчикового со­членения). Этот сегмент завершает туловищную часть первого па­кета сегментов звукопроведения.



Седьмой сегмент - от лонного сочленения до тазобедренно­го сустава. Сегмент соединяет туловищную и ножную части паке­та в единый звукопроводящий комплекс. Прохождение звука че­рез седьмой сегмент иногда бывает затруднено из-за неправильно­го положения шеи или ног. Звукопроведение через седьмой сег­мент можно облегчить двумя способами. В первом случае слегка вытягивают шею вверх. В это время происходит легкий вдох, до­полнительный забор воздуха, и голос снова обретает способность двигаться по телу. При втором способе преодоления седьмого сег­мента необходимо равномерно распределить вес тела между обе­ими ногами и слегка согнуть ноги в коленях. Опора с преимуще­ством на правую или левую ногу блокирует проведение звука че­рез лонное сочленение и тазобедренные суставы.

Восьмой сегмент - от тазобедренного сустава до середины бедра.



Девятый сегмент - от середины бедра до коленного сустава.

Десятый сегмент - от коленного сустава примерно до середи­ны голени.

Одиннадцатый сегмент - от середины голени до голеностоп­ного сустава.

Двенадцатый сегмент - от голеностопного сустава до нижней поверхности стопы - пятка и плюсна (исключая свод стопы и пальцы ног). Но звук держится на стопе и не переходит в землю или окружающее пространство.

Тринадцатый сегмент - от гортани до сочленения первого шейного позвонка с основанием черепа.

Четырнадцатый сегмент - от основания черепа до скуловой дуги (кости).

Пятнадцатый сегмент - от скуловой дуги (кости) до крыши черепа.

Шестнадцатый сегмент - от крыши черепа до височно-ниж-нечелюстного сустава.

98 Глава 5


Семнадцатый сегмент - нижняя челюсть - свод стопы - го­ловка плечевой кости.

Восемнадцатый сегмент - головка плечевой кости - прибли­зительно середина плеча.

Девятнадцатый сегмент - от середины плеча до локтевого сустава.

Двадцатый сегмент - от локтевого сустава до верхней трети предплечья.

Двадцать первый сегмент - от верхней трети предплечья до нижней трети предплечья.

Двадцать второй сегмент - от нижней трети предплечья до лучезапястного сустава.

Двадцать третий сегмент - от лучезапястного сустава до цен­тра ладони.

Двадцать четвертый сегмент - от центра ладони до пястно-фаланговых суставов. Двадцать пятый сегмент - фаланги пальцев рук и ног.

Двадцать шестой сегмент - кончики пальцев рук и ног. Двадцать седьмой сегмент - копчик и кончик носа. Двадцать восьмой сегмент - зрачки глаз.



После заполнения звуком тела в звукопроведение вовлекает­ся пространство ауры человека в радиусе 1,5-5,0 метров от по­верхности тела.

Звукопроводящие сегменты объединены в стандартные паке­ты: шейный, ручной, головной, туловищный и ножной. Каждый па­кет сегментов звук преодолевает на одном дыхании (выдохе). Про­ведение звука по следующему пакету звукопроводящих сегментов тела требует физиологической голосовой паузы для добора возду­ха. Во время вдоха проведение звука по телу не происходит.

Звуковые трансовые маршруты

Издаваемый гортанью звук может пойти по одному из не­скольких направлений в теле человека: вверх к голове, вниз в ту­ловище и ноги или в руки - или же распространяться по всем на­правлениям одновременно. Направление звука зависит от особен­ностей позы индуктора транса автоматического рисования. Об­щим для всех трансогенных поз является расслабленность мышц тела, положение ног и способ распространения нагрузки на них.

Трансовый голос 99


Расслабленность мышц тела обеспечивает благоприятные условия для проведения звука. Напряжения в мышцах препят­ствуют звукопроведению, от них желательно избавиться.

Расстояние между стопами должно быть таким, чтобы обес­печить беспрепятственное распространение звука по телу. Лучше всего звук распространяется, когда это расстояние примерно рав­но длине голени. Это немного больше, чем ширина плеч.

100 Глава 5

Вторая особенность позы звукоизвлечения - нагрузка на ноги должна распространяться равномерно. Следует избегать опо­ры на одну ногу. Третья особенность - ноги в коленях слегка со­гнуты. В равнонагруженной позе глаза автоматически оказывают­ся в горизонтальной позиции и голос имеет естественные барха­тистые тона. Естественный мягкий голос буквально «льется» и легко воспринимается слушателем. Бархатистый голос обладает значительной трансовой силой. Прямые и напряженные ноги пре­вращают бархатистый естественный голос в неприятный скреже­щущий или лающий, что вызывает в слушателе непроизвольное чувство протеста вместо транса автоматического рисования.


Рассмотрим наиболее часто применяемые позы трансогенно-го звукоизвлечения (рис. 28). Позиции ног в трансогенных позах практически неизменны. Вариабельная часть позы - позиции рук. Изменяя позицию рук, мы можем изменить направление, по кото­рому звук распространяется по телу, а также немного варьировать высотой и тембром голоса.

При опущенных вдоль туловища руках звук от гортани рас­пространяется по шее вниз к грудной клетке и животу, затем пе­реходит в ноги до пяток и предплюсны. После достижения стоп звук вторым этапом распространяется от гортани к крыше черепа и затем к нижней челюсти. Третий этап - распространение звука по рукам до кистей. Четвертый этап - распространение звука по пальцам рук и ног, копчику, кончику носа и через глазные магис­трали. Пятым этапом является проведение звука по пространству ауры вокруг тела.

Вторая поза звукоизвлечения предназначена для пропуска­ния звука первоначально через руки и голову, а затем уже через туловище и ноги. Слегка согнутые в локтях и кистях руки распо­ложены перед туловищем таким образом, что кисти находятся на уровне солнечного сплетения.

Третья поза звукоизвлечения предназначена для первона­чального проведения звука в голову, а уже затем через руки, туло­вище и ноги. Приподнимите руки выше плеч, и голос изменит свой маршрут движения по телу. Описанные позы звукоизвлече­ния просты и помогают приспособиться к любым условиям про­ведения сеанса автоматического рисования.

Трансовый такт и его внешние проявления

Проведение звука по сегменту тела в психологическом отно­шении составляет особенную единицу трансового состояния, обо­значенную как трансовый такт или трансовая ступенька.

Трансовый такт включает в себя совокупность физических, физиологических и психических явлений, которые происходят при распространении звука, голоса, внутреннего голоса или пау­зы в одном звукопроводящем сегменте тела человека. Для просто­ты терминологии обозначим и звук, пришедший к нам извне, и звук нашего голоса, и внутренний голос, и паузу между словами или фразами просто звуком.

Трансовый голос 101


Состояние транса автоматического рисования возникает при прохождении звука или паузы по телу человека. Преодоление од­ного сегмента тела звуком или паузой означает погружение чело­века в транс на одну ступеньку. Чем больше произошло трансовых тактов, тем больше трансовых ступенек пройдено и тем глубже транс автоматического рисования.

Рождение звука в обыденном состоянии сознания сопровож­дается колебанием или движениями тела, которые передаются на движения глаз при проведении звука по телу. Современные люди приучены гасить колебания тела и глаз, но у детей эти колебания отчетливо видны. Погашенные колебания тела во время звукоизв-лечения вызывают напряжения мышц и психики, к которым боль­шинство из нас привыкло, и мы считаем состояние погашенных колебаний нормой. На самом деле это ошибочное мнение. Пога­шенные колебания тела и глаз во время и после звукоизвлечения порождают фоновое, ничем не спровоцированное психическое и физическое напряжение. Фоновое напряжение проявляется в виде тревожности, мнительности или немотивированной агрессивности.

Проведение звука по сегменту сопровождается колебанием глазных яблок и подрагиванием верхнего века (движением рес­ниц). При переходе звука с сегмента на сегмент заметны колеба­ния пройденного звуком (освобожденного) сегмента тела. Трансо-вый такт укладывается в промежуток времени между двумя сери­ями затухающих колебаний тела.

102 Глава 5

Колебания глаз происходят в две фазы. Первая фаза - отно­сительно медленные и высокоамплитудные колебания глаз, легко заметные и осознаваемые. Вторая фаза - быстрые и мелкие коле-


бания глаз, которые легко обнаруживает опытный в трансовых техниках наблюдатель. Малоопытный наблюдатель не обращает на них внимания.

Первая фаза колебаний глаз соответствует началу движения звука по медленнопроводящему участку тела. До тех пор, пока звук преодолевает медленнопроводящий участок тела, глаза со­вершают высокоамплитудные колебания. Вторая фаза колебаний начинается с момента преодоления звуком медленнопроводящего участка и во время движения звука по быстропроводящему уча­стку (рис. 29).

Окончание трансового такта знаменуется особыми феномена­ми: «опустошением головы», расслаблением мускулатуры на том участке тела, где происходило проведение звука, и ритмическим покачиванием этого участка. Как только возникает покачивание на данном участке тела, звук начинает проходить по следующему участку маршрута в медленнопроводящей его части.

Трансовый такт достаточно индивидуален и зависит от высо­ты голоса, типа произносимых звуков, размеров человеческого тела, его состояния и многих других причин. В то же время он по­стоянно выявляется и, несмотря на индивидуальность, может слу­жить объективным критерием изменения состояния человека.

В норме любой звук первоначально возникает как прообраз в каком-либо участке тела, затем он проецируется в область гортани, где происходит звукоизвлечение, и от гортани начинает распрост­раняться по стандартному маршруту. Прообраз звука зарождается при дыхании, задержанном на выдохе, затем следует проекция зву­ка в гортань (или уши) при кратковременной паузе в дыхании и внутреннем безмолвии. Потом появляется внутренний звук, кото­рый сопровождается низкоамплитудными движениями глаз и ту­ловища, и, наконец, в гортани звук извлекается в сопровождении высокоамплитудных колебаний тела и глаз. Затем звук от гортани последовательно проводится во все участки тела посегментно.

Речевые трансы

На практике гипнотерапевт редко использует простые звуки для вызывания трансовых откликов. Одним из основных приемов является произнесение гипнотических формул или диалог с паци-

Трансовый голос 103


ентом. Проведение по телу фраз или словосочетаний похоже на проведение простых звуков, однако имеет свои особенности.

Первая особенность проведения речи по телу состоит в том, что сегменты тела, проводящие речь, гораздо больше, чем сегмен­ты для проведения простых звуков. Речепроводящие сегменты тела заключены между крупными суставами.

Вторая особенность заключается в том, что проведению под­лежат не просто слова, а группы слов, формирующие граммати­ческие и синтаксические конструкции. Грамматические, синтакси­ческие конструкции и паузы между ними образуют функциональ­ную речевую и трансовую целостность.

Третья особенность: пауза - это всегда задержка дыхания или вдох, тогда как словесные конструкции произносятся на выдохе.

Для того чтобы речь проводилась по телу, необходимо совер­шить маленький вдох и «взять паузу». Первая пауза необходима для того, чтобы речь «вставилась» в звукопроводящий сегмент тела. В каждом крупном сегменте есть особый участок, или вход (тамбур), в который «входит» речь, и с него все начинается. Если перед речью не «взять паузу» на вдохе, то она не будет проводить­ся по телу, а станет беспаузной, малопонятной скороговоркой на повышенных или шипящих тонах.

104 Глава 5

С произнесения первого слова начинается движение речи по быстропроводящему участку сегмента (рис. 30). Группа слов, обо-


значающая подлежащее, преодолевает быстрый участок проведе­ния сегмента, затем следует остановка и естественная пауза (сква­жина). Во время паузы дыхание замирает. В этот момент речь дол­жна «войти» в медленнопроводящий участок тела. Для «входа» необходим маленький вдох. Вдох «входа» в медленнопроводящий участок речи бывает настолько легким, что его не замечают, но он всегда есть. После вдоха «входа» на выдохе обычно произносят группу слов сказуемого. Именно группа слов сказуемого или слов, эквивалентных сказуемому, преодолевает блок крупных суставов, обеспечивая проведение речи по телу.

Преодоление медленного участка проведения речи (блок -крупные суставы) возможно с помощью двух приемов - произне­сения слов группы сказуемого или умолчания. Умолчание - это прием опускания (не произнесения) группы слов сказуемого или любой другой группы слов. Технически это осуществляется следу­ющим образом. После вдоха «входа» в медленнопроводящий сег­мент необходимо выполнить дополнительный небольшой вдох. После дополнительного вдоха развивается пауза умолчания, кото­рая преодолевает медленнопроводящий участок тела.

Дополнительные члены предложения проводятся через сле­
дующий участок быстрого проведения речи по описанной техно­
логии. Проведение фразы продолжается до тех пор, пока не исчер­
паются смысловые группы слов или пока говорящий не «поставит
точку». Пока дыхание задержано, проведение речи по телу проис­
ходит, несмотря на то, что слова уже произнесены. Пауза во вре­
мя задержки дыхания после окончания речи обеспечивает прове­
дение речи по телу не только у говорящего, но и у слушающего.
Выдох обозначает окончание проведения речи по телу, то есть
«постановку точки» в наведении транса.

РЕЧЕВАЯ ТРАНСОВАЯ ЛЕСТНИЦА

Звуки речи, издаваемые гортанью, преодолевают шесть глав­ных препятствий при движении вниз: грудную клетку, тазовые кости и тазобедренные суставы, коленные суставы, голеностопные суставы, кости стопы и границу между подошвой стопы и землей или полом.

Движение звука вверх к голове начинается не с момента его произнесения, а только после того, как звук прошел через ноги в землю. Несмотря на то, что путь от гортани к голове очень коро-

Трансовый голос 105


ток, звук или пауза идут вверх только после прохождения через стопы в землю. Звуковая волна поднимается вверх к голове, пре­одолевая препятствия в суставе между первым позвонком и осно­ванием черепа и затем сочленения костей, формирующих череп.

Трансовые состояния развиваются по мере проведения по телу словосочетания, или фразы, или паузы между двумя слово­сочетаниями или фразами. По ходу прохождения суставного пре­пятствия преодолевается ступенька транса. Всего существует во­семь препятствий для прохождения звуковой речи и, соответствен­но, восемь ступенек или глубин речевого транса. Между восемью препятствиями для звука заключено семь речевых (трансовых) тактов.

Речевой трансовый такт - более сложный феномен, чем зву­ковой трансовый такт. Во время звукового трансового такта про­исходит движение простого звука, например «о-о-о» по единично­му сегменту. Речевой такт - это преодоление большого участка тела не просто звуком, а звукосмысловой конструкцией, состоя­щей из слов. В звукосмысловой конструкции или во фразе долж­но быть заключено действие и слово, его обозначающее (сказуе­мое). Без сказуемого или его аналогов звукосмысловая конструк­ция не движется по телу.

ПРОХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ПО ТРАНСОВОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Прохождение трансовой ступеньки сопровождается покачи­ванием тела. По мере движения звуковой волны по телу и преодо­ления препятствия колебания обретают большую амплитуду. На каждом препятствии меняется характер покачиваний - например, раскачивания вправо-влево после прохождения препятствия мо­гут смениться на покачивания вперед-назад, а те, в свою очередь, на круговые или торсионные движения туловища. Чем больше ступенек пройдено, тем сильнее раскачивание тела. Наблюдая за пациентом, можно точно определить глубину транса.

Перечислим крупные ступеньки трансовой лестницы.

Первая ступенька соответствует преодолению костей груд­ной клетки. Колебания грудной клетки обычно незаметны для глаза, но их можно зафиксировать, приложив в ней руку.

Вторая ступенька соответствует преодолению костей таза и тазобедренного сустава и характеризуется мелкими, почти неза­метными покачиваниями тела.

106 Глава 5


Третья ступенька транса соответствует преодолению колен­ных суставов и вовлечению в движение бедер, что сопровождает­ся усилением покачиваний тела.

Четвертая ступенька соответствует преодолению голено­стопных суставов и вовлечению в колебания голеней. Колебания туловища хорошо видны, заметно вовлечение в колебания го­леней.

Пятая ступенька соответствует преодолению звуком костей стопы: стопы начинают качаться, и человек становится неустойчи­вым. Колебания тела увеличивают амплитуду.

Шестая ступенька транса характеризуется прохождением звукового барьера между подошвой стоп и землей. Подошвы при­липают к земле, и колебания тела становятся заметно слабее. На шестой ступеньке транса больного трудно оторвать от пола, он «прилипает» к нему.

Седьмая ступенька транса наступает после преодоления ба-; рьера из семи шейных позвонков и сустава между первым шей­ным позвонком и основанием черепа. В колебания вовлекается шея, и больной колеблется всем телом - от пяток до головы. Го­лова может совершать круговые движения.

Восьмая ступенька транса наступает после прохождения го­лоса по всем костям головы. На этой ступеньке колебания тела резко ослабевают, голова откидывается назад, тело вытягивается в струнку. Пациент стоит вытянувшись и запрокинув голову на­зад. Он в глубоком трансе, но сознание не покидает его. Человек слышит, видит и даже оценивает все происходящее вокруг.

Время на прохождение речи по всем ступенькам трансовой
лестницы составляет 13-15 секунд.

 

ТРАНСОГЕННАЯ ПАУЗА

Естественной единицей измерения длительности трансовой паузы является трансовый (речевой) такт. Какова должна быть пауза для достижения транса? Хороший трансовый отклик воз­никает уже при длительности паузы, равной длительности одно-го-двух речевых тактов. Паузы длительностью 3-4 речевых так­та являются оптимальными для вызывания откликов автомати­ческого письма и рисования. Паузы длительностью 5-7 трансо­вых тактов также вызывают трансы автоматического рисования и письма.

Трансовый голос 107


Некоторые пациенты при больших трансовых паузах склон­ны переходить из трансов автоматического рисования в гипноти­ческий сон без всякого участия тренера. Трудно однозначно отве­тить на вопрос, как поступать в таких случаях. Безусловно, когда один из пациентов погрузился в гипнотический сон, а остальная группа рисует, тренеру необходимо отвлечь внимание от заснув­шего. Опыт показал, что заснувшему нужно создать благоприят­ные условия для сна и продолжать занятие с остальными участни­ками. Ничего страшного и необычного в таком повороте событий нет. Обычно гипнотический сон недолог и пациент просыпается самостоятельно. Как правило, он переживает во сне видения. Пос­ле выхода из сна он выглядит удовлетворенным. По-видимому, гипнотический сон является одним из эквивалентов автоматичес­кого рисования или письма. Иными словами, тренер (терапевт) обязан внимательно отслеживать ход событий на сеансе и быть готовым к тому, что кто-то из участников погрузится в гипноти­ческий сон вместо транса автоматического рисования.

Запаситесь подушками!

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАУЗ ВО ФРАЗЕ

Паузы (скважины) расчленяют фразу на трансогенные фраг­менты: подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложе­ния. Паузы бывают также соединительные (союзы «и», «или» -пауза после союза) и разъединительные (союзы «а», «но», «одна­ко»). Соединительные паузы должны длиться не более одного-двух трансовых тактов. Разъединительные паузы всегда должны быть продолжительнее соединительных и могут достигать 3-5 трансовых тактов.

Рассмотрим эффективную трансогенную фразу: «Ой, тума­ны, туманы, обнимите меня». Бесскважная фраза типа «Ой тума­ны туманы обнимите меня» не произведет никакого впечатления на пациента. Иное построение фразы - с паузами «входа» и меж­ду словами, разделяющими группы слов подлежащего и сказуемо­го, - обязательно приведет к трансовому отклику. Обозначив па­узу точками, произнесем ее следующим образом: «...Ой туманы-туманы... обнимите... меня...»

Как показал опыт, хороший трансогенный эффект достигает­ся при произнесении фраз, состоящих из 2-7 слов, разделенных 2—4 паузами. Оптимальное число пауз — 2-3. Излишняя скваж-

108 Глава 5


ность речи с большим числом пауз приводит к эффекту ускольза­ния пациента из транса, выходу в межтрансовое состояние и от­влечению.

ПОСЛЕФРАЗОВАЯ ТИШИНА

Длительность паузы в значительной степени определяет глу­бину погружения пациента в транс. Пауза влияет на глубину трансового отклика. Пациент чутко реагирует на паузу непроиз­вольными покачиваниями тела, движениями глаз и изменением глубины дыхания. Во время произнесения фразы терапевтом па­циент замирает и останавливает дыхание. В начале фразы перед паузой он задерживает дыхание, концентрируя слуховое внима­ние, а в начале звучания слова он делает выдох чуть больше обыч­ного. В состоянии углубленного выдоха пациент остается до на­ступления послефразовой тишины.

Во время транса для поддержания хорошего контакта с паци­ентом следует говорить тихим голосом и короткими фразами. Ти­шина во время транса обладает рядом замечательных свойств. Когда терапевт замолкает и держит послефразовую паузу до вы­доха, пациенты находятся на стадии вслушивания. Вслушивание в наступившую тишину является стадией углубления транса.

Чем длиннее пауза, тем из большей глубины подсознания извлекается трансовый отклик. Однако трансовая пауза не может быть очень длинной. Максимальная ее длительность может со­ставлять до семи трансовых тактов. Дальнейшее удлинение трансовой паузы приводит к феномену «выскальзывания» паци­ента из транса.

БЕСПАУЗНАЯ РЕЧЬ

Парадоксально, но непрерывная беспаузная или бесскважная речь также стимулирует развитие транса. Первое условие трансо-вости непрерывной беспаузной речи - ее длительность должна составлять не менее 10-12 речевых тактов.

Второе условие - необходимо «вставить» речь в звукопрово­дящий сегмент с помощью «взятия паузы».

Третье условие - прохождение блоков осуществляют с помо­щью повышения тембра голоса или замедления темпа произнесе­ния отдельных слов.

Трансовый голос 109


Выделение слов голосом или изменением темпа речи эквива­лентно употреблению сказуемого в речи с паузами. Бесскважность речи подразумевает, что паузы-скважины отсутствуют внутри тек­ста, но две паузы обрамляют его - до и после фразы.

Бесскважное произнесение фраз достигается за счет исполь­зования ряда технических приемов.

Первый прием - заполнение пауз между словами протяжны­ми неопределенными гласными звуками, похожими на «о», «а», «э», «и», «у». Лингвисты определяют подобные звуки как «закры­тые». Неопределенные звуки выполняют две функции: (1) голосо­вого заполнителя промежутков между словами (смысл фразы не­сколько затеняется, но ее трансовая сила возрастает); (2) выделе­ния голосом или интонацией смысловой или паузной нагрузки. Неопределенный звук - это пауза наоборот. И пауза, и неопреде­ленный звук способствуют проведению речи по телу.

Второй прием - произнесение фразы нараспев.

Третий прием - произнесение длинных фраз без пауз, осо­бым сдавленным голосом, как это делают рок-певцы.

Кроме бесскважного произнесения фраз, силу трансовости речи можно увеличить и другими приемами, удлиняющими фра­зу. Первый прием - искусственное удлинение относительно ко­ротких фраз за счет выделения как ударных, так и безударных гласных. Второй прием - произнесение согласных «л», «м», «н», «р», «ж», «с», «з», «ш» как коротких гласных. При использова­нии дополнительных приемов необходимо соблюдать меру и не злоупотреблять удлиненными звуками. Избыток удлиненных звуков в речи уменьшает ее трансовость, а также раздражает па­циента.

ИНТРИГА

Интрига фразы или трансовой формулы - это особый компо­нент трансовости. Функция интриги состоит в том, чтобы постро­ить трансовую перспективу и «впустить» подопечного в трансовое пространство. Трансовая перспектива фразы возникает при ее не­завершенности, когда необходимо что-то домыслить или совер­шить выбор между примерно равноправными, но совершенно не­приемлемыми завершениями фразы.

Интрига необходима для усиления трансового внимания, ко­торое отличается от интеллектуального внимания. В трансовом

110 Глава 5


внимании отсутствует определенность, скорее всего, оно напоми­нает вопрос при плохой слышимости: «Что вы сказали?» или «Что?». Трансовое внимание предшествует интеллектуальному. Интеллектуальное внимание всегда направлено на конкретную цель. В нем заключен вопрос: «Что это такое?». Интрига фразы способствует переводу пациента в межтрансовый переход.

Она достигается несколькими способами. Первый наиболее простой - сжатие фразы или скороговорка. Это происходит за счет укорачивания гласных в словах и пауз между словами. В ре­зультате речь становится быстрой и малопонятной, пациенту не­обходимо вслушаться и слегка напрячься. Скороговорка - это простая и эффективная интрига.

Силу скороговорки можно увеличить за счет следующего приема. Фразу разделяют на две части. Первую часть произносят скороговоркой, затем делают интригующую паузу - и вторую часть фразы произносят нараспев, постепенно повышая голос. За­вершить фразу необходимо паузой на выдохе. Этот прием создает хорошую трансовую перспективу.

Скороговорку иногда применяют перед завершением фразы. Это способствует перемещению из одного транса в межтрансовый переход и затем в следующий транс.

Интригу создает и включение во фразу бессмысленного на­бора звуков или слов из неизвестного пациенту иностранного язы­ка. Бессмыслица порождает недоумение и растерянность, которые помогают плавно переместить пациента в транс. Однако бессмыс­лица не должна выглядеть как грамматическая, орфографическая или иная ошибка. Это вызывает недоверие к терапевту и упрек в косноязычии.

Бессмыслица только тогда сможет выполнить свою задачу, когда она музыкальна и не нарушает мелодический или ритмичес­кий рисунок речи. Пациент не должен обнаружить бессмыслицу, ее необходимо скрыть в мелодии речи. Бессмыслица, вставленная в обычную фразу, подобна чудесной лодке, на которой пациент пересекает реку между миром логики и миром иллюзорности.

Бессмысленные слова легко конструируют дети, и к их языку стоит прислушиваться. Трансовое словотворчество детей - вечный и чудесный источник. Слова из детского лексикона следует кол­лекционировать и включать в трансогенные фразы. Детские слова-интриги совершенны, музыкальны, поэтичны и великолепно встра­иваются во фразы, придавая им «полетность» и трансовость.

Трансовый голос 111


Другим источником бессмысленных интригующих слов слу­жат произведения писателей и поэтов-абсурдистов, которые це­ленаправленно создают слова-интриги. Эффективен также прием включения во фразы научных и технических терминов, особенно из учебника по органической химии. Практически любое устраша­ющее название органического вещества, вставленное во фразу и пропетое или произнесенное скороговоркой, вызывает быстрый трансовый отклик. (Например, термин «циклопентанпергидрофе-нантрен» почему-то бывает хорошим ключом для вызывания трансовых откликов.) Неплохие слова-интриги можно обнару­жить в текстах песен рок- и поп-певцов, обработанных мелодичес­ки и ритмически так совершенно, что не заметить их невозможно. Слова-интриги из лексикона популярных певцов приносят неиз­менный успех.

Прекрасно создают интригу термины из мистической литера­туры. Вставленные во фразу, казалось бы, не к месту, они полнос­тью исполняют свое предназначение, способствуя развитию трансового отклика. Большое трансовое впечатление производят астрологические термины. Однако, используя термины в трансо-генных фразах, легко совершить одну ошибку - предъявить их специалисту и вместо транса вызвать критику в свой адрес.

Голос индуктора транса

и техники голосового подсоединения

Успех сеанса автоматического рисования во многом зависит от особенностей голоса терапевта. Чем шире голосовые возможно­сти терапевта, тем больше у него шансов на успех. Вызвать трансовый отклик у пациента лучше всего удается с помощью осо­бого «трансового» голоса. Это весьма специфический инструмент. Терапевт ведет пациента по дорогам трансформации прежде все­го с помощью своего голоса. Голос помогает «присоединиться» к пациенту и войти в состояние, которое обозначают как раппорт, или психологическое подсоединение для вызывания транса. Голос проникает в пациента и начинает трансформацию, он поддержи­вает транс и выводит пациента из транса. Поэтому овладение го­лосом является первостепенной задачей обучения автоматическо­му рисованию.

112 Глава 5


Техник голосового подсоединения известно много. Для эф­фективной практики начинающему терапевту вполне достаточно освоить две базовые техники. Они противоположны по исполне­нию, однако их можно видоизменять применительно к ситуации, а также использовать к комплексе, что предоставляет широкие возможности подстройки к самым разным пациентам.

Первую техникуназывают глазоголосовой, поскольку ее осо­бенность состоит в использовании глаз. Она заключается в следу­ющем. Рассеянным взглядом медленно скользите по телу пациен­та и слушайте свое тело, свой внутренний голос. Вначале внутрен­ний голос не проявляет себя. Но при взгляде на некоторые участ­ки тела ваш внутренний голос воспроизведет звук. Остановите взгляд и прислушайтесь к внутреннему звуку. Начните вводную часть сеанса своим обычным голосом, который вы попытаетесь на­ложить на внутренний голос. Обычный голос будет «соскальзы­вать» с внутреннего голоса. Необходимо поварьировать внешним голосом. Задача заключается в том, чтобы ваш обычный голос сре-зонировал с внутренним голосом. Как только внутренний и вне­шний голоса срезонировали, появляется внутренне-внешний голос, который звучит совсем по-иному. Резонансный внутренне-вне­шний голос присоединяет вас к пациенту, «проваливается» в него и куда-то устремляется. В этот момент ваше тело качнется по на­правлению к пациенту, а пациент передернет телом или поежится.

Первый этап подсоединения закончен. На этом этапе ваш го­лос сковывает тело и психику пациента. Если не выполнить вто­рой этап, то пациент будет напоминать застывшую глыбу цемен­та. Это негодный транс.

Второй этап начинается с того, что вы отводите взгляд с точ­ки, на которой появился внутренний звук. Точнее, взгляд сам сползает с нее. С этого момента начинается ваше собственное те­рапевтическое погружение в транс и вы «видите» свой голос в форме образов в теле пациента. Образы могут быть самыми неве­роятными. Воображение придаст им форму известного вам пред­мета или явления: дерева, скорпиона, осьминога, факела, шляпы, первой жены и еще бог знает чего или кого. Не обращайте на это внимание. Этот феномен есть не что иное, как игры иллюзии, со­провождающей транс. Но он свидетельствует о том, что вы подо­шли к очень важному моменту - возможности присоединения к некоей иррациональной сущности пациента, которая в ладах с его бессознательным.

Трансовый голос 113


В это время появляется новый голос. Он приходит извне. Го­лос расковывает пациента, он оживает в другом измерении. Самое любопытное, что это вы говорите новым голосом, а не кто-нибудь иной. С этого момента между вами и пациентом натянут прочный канат вашего «трансового» голоса, который открыл шлюз для трансовых откликов. Можете начинать собственно трансформа­цию. Гипнотизеры называют это состояние «раппорт».

Восприятие «трансового» голоса терапевтом и окружающи­ми людьми неодинаково. Вам он кажется необычным и очень кра­сивым, но окружающие могут сказать, что вы начали скрипеть, говорить нараспев, скандировать, нести чушь или что-то в этом роде. Пациент может не слышать вашего голоса или слышать только первые слова, но он в его власти. Вы замолкаете, и он реа­гирует на это трансовым откликом: рисует, пишет, погружается в оцепенение, принимает вычурную позу или танцует. При этом вы контролируете себя и пациента изнутри, но плохо оцениваете си­туацию вне себя и пациента, попавшего под влияние вашего «трансового» голоса.

Вторую техникуназывают слухоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании терапевтом собственного слуха. В отличие от первой техники терапевт не смотрит на паци­ента. Он может даже стоять к нему спиной. Взгляд отдыхает и ни к чему не привязан. Можно даже закрыть глаза, это позволит луч­ше слышать пациента.

Терапевт прислушивается к многочисленным звукам, исхо­дящим от пациента. Тот дышит, сопит, шуршит одеждой, кряхтит, слегка стонет, чмокает и вообще издает так много нечленораздель­ных звуков, что можно составлять целый каталог. Мы их не заме­чаем, потому что смотрим на пациента. Глаза делают нас глухими. Пациент также не замечает их, потому что они не связаны с созна­нием. Однако именно эти нечленораздельные звуки причмокива­ний и стонов являются отражением той жизни, которая скрыта за броней сознания. Задача терапевта - через щели и неплотности брони сознания по звукам проникнуть туда, где царствует ирраци­ональное.

Голос терапевта - подходящий инструмент для такого про­никновения. Идея способа заключается в том, что аппарат звуко-извлечения у человека один, а «управляющих» двое - иррацио­нальное и рациональное. Но рациональное чаще выигрывает кон­курентный спор за обладание гортанью, и мы нередко осознаем то, что говорим.

114 Глава 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.