Сделай Сам Свою Работу на 5

Темперамента и психические состояния в спортивной деятельности





Пояснения к теме.Темпераментом называются прирожденные свойст­ва человека, которыми определяются особенности динамики его пси­хической деятельности. Автор двухфакторной модели личности анг­лийский психолог Ганс Айзенк в качестве основных показателей тем­перамента использовал двумерную модель из биполярных шкал: экс­траверсию—интроверсию и эмоциональную стабильность—неста­бильность (нейротизм).

Свойства темперамента, составляющие структуру личности по Ай-зенку, генетически детерминированы, тесно связаны в личности с ее психическими состояниями и с чертами характера, проявляющимися в деятельности, поведении и общении. Эмоциональная нестабиль­ность (нейротизм) — понятие синонимичное состоянию тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость личности, эмоцио­нальная возбудимость и импульсивность, состояние психоэмоциональ­ной напряженности, раздражительности, импульсивности в словес­ных реакциях, переживание тоски и депрессивности.

Свойства темперамента.К основным свойствам темперамента пси­хологи относят сенситивность (чувствительность), реактивность, ак­тивность (энергичность), темп реакций, поведенческую адаптивность (пластичность—ригидность). Выраженность этих свойств связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, с балан­сом процессов возбуждения—торможения в центральной нервной си­стеме и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретику­лярной формации. Наиболее разработанным из названных свойств на психофизиологическом уровне в теории и практике спортивной пси­хологии является учение Айзенка об экстраверсии—интроверсии и его методика выявления этих свойств.



Применение концепции Айзенка в спортивной психологии.Спорт­смен-экстраверт, по сравнению со спортсменом-интровертом, труд­нее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью кболи, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности тренировки, чаще отвлекается во вре­мя объемной и однообразной работы на тренировках и др. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность,




110 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособ­ляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, чаще всего весел и несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, бы­вает остроумным, не всегда обязателен.

У спортсмена-интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности в уста­новлении контактов с людьми и адаптации к быстро меняющимся усло­виям совместной деятельности. В большинстве случаев интроверт спо­коен, уравновешен, миролюбив, его действия более продуманны и ра­циональны, чем у экстраверта. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумы­вается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побу­ждениям, часто пессимистичен. Интроверт не любит волнений, при­держивается заведенного жизненного порядка. Он обязателен, строго контролирует свои чувства и редко ведет себя внешне агрессивно, умеет скрывать свои чувства.

Другая шкала теста Айзенка измеряет важное свойство личности спортсменов — их нейротизм— стабильность.

На полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называе­мые нейротики, которые отличаются эмоциональной нестабильностью и психической лабильностью, неуравновешенностью нервно-психи­ческих процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабиль­ностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, повышенная сенсор­ная чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлитель­ность, нерешительность. Другой полюс этой второй шкалы в тесте Ай­зенка (низкие оценки) — это эмоционально-стабильные лица, характе­ризующиеся преобладающим спокойствием, уравновешенностью, уве­ренностью, решительностью.



Показатели шкал экстраверсии—интроверсии и эмоциональной ста­бильности—нестабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждая из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание показателей этих двух в разной степени выраженных шкал и создает неповторимое своеоб­разие личности, представленное в так называемом «круге Айзенка» (рис.11).

Конкретные тестовые показатели располагаются между полюса­ми, чаще где-то ближе к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствую­щей выраженностью личностных свойств. В общем смысле экстра-


Тема 3. Проявление свойств темперамента в спортивной деятельности 111

версия — это направленность личности на внешний, окружающий мир людей и событий, а интроверсия — направленность личности на ее собственный внутренний мир.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента — холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо — увеличивается абсолют­ная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх — уменьшается выраженность показателя стабильности.

Задание 1. Измерение свойств темперамента спортсмена1

Вводные замечания. Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы — АиВ, которые могут применяться как одно­временно — для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени — для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

1 Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С. 237-243.


112 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии—интроверсии, еще 24 — со шкалой нейро-тизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Методика работы.Эксперимент проводится индивидуально или в груп­пе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам пред­лагается ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе долго не раздумывая».


Тема 3. Проявление свойств темперамента в спортивной деятельности 113

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.