Полдюжины прописных истин, к которым автор пришел отчасти на собственных ошибках.
Владимир Львович Леви.
Искусство быть собой.
Оглавление
От редакции. 4
О пользе и бесполезности прописных истин. 5
Скандал с самим собой. 5
Ну, а сами вы?. 5
Гром не грянет... 6
Различия между людьми. 6
Нет совершенных. 7
Полдюжины прописных истин, к которым автор пришел отчасти на собственных ошибках. 7
О женской логике, свойственной и мужчинам. 9
Мы – автоматы?. 9
Многоликое безотчетное. 9
Это есть в нас всегда. 10
Внесознательно. 10
Бессознательно. 10
Подсознательно. 10
Сознательно. 10
Это свернутая вселенная. 11
Круг абсолюта. 11
Да-нетная машина. 11
Парадоксальные состояния. 12
Маятник здравого смысла. 13
О вопросах неразрешимых. 13
Шутки мелочей. 14
Денно и нощно. 15
На бумаге все гладко,. 18
Парадокс сверхзначимости. 19
Прикажите не заболеть (ни дня без самовнушения). 20
Гипноз реальности. 20
Я выбираю себя. 20
Чувства не должны быть слишком легко управляемыми. 21
Заказ состояния. 21
Прикажите не заболеть. 22
Эспериментальный АТ. 23
Молитва себе. 23
Черт, которого я знаю (что такое АТ). 24
Для тех, кто намерен читать дальше. 24
А вы?. 24
Происхождение АТ. 25
Это просто привычка. 25
Когда можно начинать?. 26
Кому можно и кому нельзя заниматься?. 26
Страх, что не получится. правило самоэкспериментирования. 27
Вы знаете о себе больше, чем думаете. 27
О границах возможного. 28
Пять принципов для начинающих. 28
Принцип первый: внутренняя задача. 28
Принцип второй: дозированный фанатизм. 28
Принцип третий: не бойтесь себя. 29
Принцип четвертый: дайте себе время! 29
Принцип пятый: все в нас самих. 29
Как это выглядит?. 29
Продолжительность курса АТ. 30
Значит, не пробовал. 30
Сколько времени нужно заниматься в одно занятие?. 30
Личная интонация. 30
Типичное курсовое занятие. 31
Состояние до АТ. 32
Задача. 32
Примерная схема занятия АТ. 32
Мини-тренинг. 32
С магнитофоном. 32
Нужно ли все время себя контролировать?. 33
Главное, что дает АТ,. 33
Для тех, кто намерен заняться. 33
Гений внимания. 33
Монтаж новизны. 33
Внушите себе это! 34
Четыре круга личной магии. 35
«Прожектор». 35
Учусь смотреть (непрерывное созерцание). 36
Учусь внимать (ритмичное созерцание). 36
Учусь впитывать (мысленное созерцание). 36
Внутренний видеоскоп. 37
Как войти в собственный палец. 37
Вариант с открытыми глазами (подготовительный). 37
Вариант с закрытыми глазами (основной). 37
О вредных самососредоточениях. 38
Сосредоточение – это возвращение (замечание об оптимальных ритмах внимания). 38
На вкус, на цвет... 38
Как думать ни о чем? (специальные упражнения рассредоточения). 39
Сила в покое. 40
Это мы. 40
Не совсем как хотим. 41
И все-таки можно... 41
Умеете ли вы лежать?. 42
Поза АТ. 42
Разожмитесь. 42
И в этом своя стратегия. 43
Гаммы саморасслабления. 44
Улыбка для себя. 45
Как заглянуть в свои глаза. 46
«Скользящий маятник». 47
Своя музыка. 47
А темп-то голый! 47
Проклятие спешке! 48
Тише едешь – дальше будешь. 48
Музыка. 49
Слабоволие как предрассудок (тонкости тонуса; «надо» и «хочется»). 50
Что такое самочувствие?. 50
Есть ли общий рецепт?. 51
Упрямая вещь тонус. 51
Оперативная тонизация. 51
Пружина и молния. 52
Учитывать принцип маятника. 53
Умеете ли вы пить кофе?. 54
Опережая утомление. 54
Как же отдыхать?. 55
Планы и реальность. 55
Зигзаги. 56
И в зигзагах необходимо соблюдать меру. 56
Размышления о «синдроме безволия». 57
Есть ли рецепты?. 57
Что же нужно? Что в идеале желательно?. 58
Эхо-магнит. 58
Вариации. 60
Эхо-магнитная импровизация (по рассказу одного бывшего пациента, писателя). 61
Подыши от души. 61
Дышите глубже, вы взволнованы. 62
Академия дыхательных наук. 62
Чихать с удовольствием. 63
Дыхательная ритмизация. 64
Сонное дыхание. 64
Подружитесь со своим голосом. 65
Держи голову в холоде... 66
Законы снабжения. 66
Почему Цезарь любил краснеющих? Сигнальная лампочка подсознания. 67
А по заказу?. 68
Волевое тепло. 68
Холодная голова... 70
И горячее сердце. 71
Не давите на него сами. 71
Своею собственной рукой. 72
Взаймы у Морфея. 72
Самая легкая тяжесть. 73
Заказ на ночь. 74
Как снова научиться спать. 75
Сон ничто, отдых – все. 75
Досрочно выполним план сновидений (письмо с ответом). 76
Шкала аутогенного расслабления. 78
Примерная схема 15-недельного курса АТ. 79
Непостижимое искусство жить. 79
«...Стало легче и интереснее жить...». 80
«...Подъем работоспособности до невероятной величины...». 80
«...Главное – поймать ощущение...». 80
Союз с волнением (письмо с комментарием). 81
О молчании и о многом другом. 83
Собирайте сокровища! Заблаговременно! 85
Школа радости. 86
В кого угодно, во что угодно (упражнения перевоплощения). 87
Бесконечный двойник, или краткая инструкция по самостоятельной сборке личности (из письма к юному человеку). 88
Ступенчатые Перевоплощения (бесконечный двойник). 89
Фаза сборки. 89
Фаза вселения. 89
Фаза проявления. 89
Фаза овладения: цепные перевоплощения. 89
Как стать психологом. 90
Это странное обаяние, или опережающая благодарность (из письма заочному пациенту). 94
Безнадежное положение, или второй рост (о том, как статьвысоким, красивым, выдающимся и так далее). 95
Амнистия и объективность (из ответа человеку, который считает, что ему не повезло более прочих). 99
Краткий путеводитель АТ. 100
Эту книгу писали и вы. 102
Первое издание этой книги, вышедшее в 1973 году, моментально стало библиографической редкостью и уже переведено на иностранные языки. Готовя второе издание, автор – писатель и врач-психотерапевт, известный и книгами для массового читателя, и научными трудами в области психиатрии и психологии, продолжал заниматься лечебной и научной работой. В книгу вошли новые материалы о том, что такое внутренняя значимость, о самочувствии человека в общении и другие. Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта, старинных истин и новых идей. Это книга-лечебник для всех и практикум внутреннего самовоспитания.
Памяти любимого отца
От редакции.
В нашей социалистической действительности большое место занимают проблемы формирования нового человека, всесторонне развитой личности. Эти понятия включают в себя очень многие качества. Едва ли не основные из них – стремление служить общему делу, отдавать ему все свои творческие силы, всю энергию души, способность противостоять рутине, косности, всему тому, что мешает строить новую жизнь, умение подчинить собственные интересы интересам коллектива.
Эти качества, характеризующие общественно активную личность, ее сознательность, волю и желание успешно трудиться на благо советского общества, отнюдь не всегда проявляются в каждом человеке в должной мере. Это может объясняться и условиями воспитания и свойствами натуры.
Советское общество создает максимальные возможности для развития способностей каждого человека, повышения его трудовой активности. Однако многое здесь решают и самовоспитание, самоусовершенствование. Каждый может развить в себе общественно полезные качества. Нужно только найти к себе верный подход, разгадать тайну своего «Я». Овладеть искусством быть собой.
Хорошим помощником в этом может стать настоящая книга, написанная врачом-психотерапевтом и писателем.
Первое издание книги быстро разошлось, но читательского спроса на нее далеко не удовлетворило.
Глубокие профессиональные знания и богатый врачебный опыт дают автору возможность свободно ориентироваться в тончайших вопросах практической психотехники, мягко и тактично давать рекомендации и советы, авторитетно их аргументировать. Особое место в книге занимает практика аутогенной тренировки, привлекающей сегодня живой интерес как специалистов, так и массового читателя.
Второе издание книги дополнено новыми материалами: расширена практическая сторона – во многом за счет психотерапевтической переписки. Письма и ответы автор старался подбирать общезначимые, чтобы читателю легче было сопоставлять с собственным опытом, чтобы с наиболее ощутимым результатом овладевать искусством самопознания и самовоспитания.
То, что в индивиде наиболее истинно, то, в чем он больше всего является самим собой, есть его возможное, которое история его вскрывает с неопределенностью.
Поль Валери
О пользе и бесполезности прописных истин.
Стремление к самосовершенствованию имеет возраст человечества. Размах различий между людьми необъятен, каждый человек уникален. У каждого свои побуждения изменять себя, начать никогда не поздно. Аксиомы самопознания. Любить себя – значит быть требовательным к себе.
Скандал с самим собой.
Все хорошие советы уже даны. Все правила мудрости и самообладания были составлены задолго до нашей эры, и со времен Марка Аврелия к ним не прибавилось ничего существенного. То досадное обстоятельство, что до сих пор эти рецепты мало кому помогали, имеет множество причин; вот по крайней мере две из них:
когда люди могут себе помочь, они часто не хотят этого. Многие бессознательно стремятся к страданию. Многим хочется оставаться детски беспомощными;
когда люди искренне хотят себе помочь, воспользовавшись чьей-то подсказкой, они по большей части все равно не знают, как это сделать, ибо на всякий добрый совет нужен еще десяток – как его выполнить.
Самая же основная трудность в том, что у некоторых людей слабо развиты сознательные силы, которые могли бы управлять мощью бессознательного в выбранном направлении. Наша природа еще мало доверяет нашему разуму. Поэтому очень легко принять любое разумное решение в отношении себя и очень трудно его выполнить. Полное согласие между сознанием и подсознанием встречается не чаще, чем счастливый брак. Но излюбленный способ действия подсознания – вести дело так, будто его и нет, будто сознание управляет всем целиком и полностью. Когда же сознание обнаруживает подвох, начинается скандал с самим собой...
Эта книга не дает рецептов счастья, но рассказывает о некоторых приемах сознательной помощи своему подсознанию. Приемы эти, в основном подпадающие под понятие «самовнушение», доступны каждому, кто пожелает и, главное, даст себе время ими овладеть.
Речь идет об элементарной технике обращения со своим «я», о самых основных рычагах управления собой.
Ну, а сами вы?
Человеческая мудрость, в том числе и та, что касается управления собой, не знает границ науки, искусства, обрядов и обыденной жизни. Приемы актерского вживания в образ, правила заклинаний, самовнушения, лечебные и обыденные – нужно быть слепым, чтобы не увидеть, что в сути это одно. Иногда, правда, чтобы увидеть общее, приходится делать некоторое усилие. Между современным аутотренингом (АТ)*, древней йогой и другими старыми и новыми способами духовно-телесного совершенствования оказалось множество совпадений, гораздо больше, чем различий, и по большей части это не заимствования. Панацеи, конечно, нет и, вероятно, не будет, строгая наука о личности только начинается. Но есть живой поток
После первых статей и книг я стал получать массу писем. Появилось множество «заочников». С корреспонденцией не справляюсь, принять всех не в состоянии... В этой области есть прекрасные специалисты, но их не хватает: очень уж велика потребность массы людей в подручных средствах управления своим организмом и психикой. В какой же мере автор сам владеет методом, о котором пишет?
В достаточной для себя. Может быть, только до времени: помогать другим, несомненно, легче, чем помочь самому себе. АТ не сделал меня совершенством, но помог избавиться от многих неприятностей. Некоторые из подопечных ушли дальше.
Гром не грянет...
Никого нельзя принудить к самосовершенствованию ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом, если у него нет к тому собственных внутренних побуждений. Несовершенство же обычно застигает врасплох. Недостаточность своего обыденного самообладания человек начинает замечать на трудностях: повышенный объем и сложность работы, напряженная ситуация, конфликт, болезнь, возраст – тут-то и обнаруживается, что многим, казалось бы, простым вещам надо учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению и эмоциональной перенастройке, расслаблению, отдыху, сну...
Управлять собой трудно тогда, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учится. Удивительно ли, что к экзаменам приходят неподготовленными?
Различия между людьми.
и физические, и психические, порой оказываются значительнее, чем различия между животными разных видов. Один и тот же человек в разное время может отличаться от себя больше, чем от другого.
Отсюда уже ясно, как трудно создать универсальную систему здоровья. Спрос на такие системы, однако, был всегда. Всегда были и предложения.
«Развитие магнетической силы и усиление памяти», «Волевая гимнастика», «Школа самообладания», «Сила воли в деловой и повседневной жизни», «Пять минут в день для здоровья», «Как перестать волноваться и начать жить»... – подобные руководства выходили в прошлом и позапрошлом веках, а в нынешнем их стало, естественно, еще больше. В некоторых из них много полезного, но совокупный результат, видимо, всегда соответствовал формуле: «умные стали умней, глупые – глупей, а тысячи прочих ни в чем не изменились». В начале века в Европе и Америке была популярна система Мюллера. Казалось, естественнее и гармоничнее ничего нельзя было придумать: воздух, солнце, разнообразные движения, во всем умеренность... Приверженцы этой системы есть до сих пор, сам же творец ее почему-то довольно рано умер. Впрочем, если даже система не помогла своему создателю, это еще не значит, что она не годится, равно как и обратное. Мое мнение: всякая система по-своему хороша, если следовать ей с верой. Но не со слепой...
Это относится и к индийской йоге, которая организует человека сверху донизу, физически и духовно, и все это годами. Чтобы получить от йоги желаемое, нужно буквально переродиться в йога, жить этим постоянно, самому к йоге приспособиться и приспособить ее к себе. Это труд, своего рода подвижничество, и совершенно особый стиль жизни. Всеохватность йоги не исключает использования отдельных приемов, но в отрыве от системы их ценность заметно снижается.
Что же касается аутотренинга, то это пока только набор приемов, до всеохватной системы он не дошел. Может быть, это и к лучшему. Пока его назначение – помогать людям, ведущим обычный, то есть более или менее бессистемный образ жизни. Как и у йоги, главный недостаток АТ – малый диапазон индивидуализации.
Нет совершенных.
Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой; нет и такого, который никогда над собой не властен.
Многие люди, прекрасно владеющие собой в общении, хладнокровные в самых опасных ситуациях, ничего не могут поделать, когда нужно заставить себя заниматься, или не устоят перед рюмкой. Собранные и организованные часто бывают раздражительны или застенчивы. Один теряет контроль над собой при публичных выступлениях, другой на экзаменах, третий – только в интимных ситуациях, четвертый – в общении с одним-единственным человеком. Словом, у каждого есть свои сферы наименьшего и наибольшего самоконтроля. И вряд ли необходимо, чтобы человек всегда одинаково владел собой.
Я не могу определить эту меру – каждый определяет ее для себя сам. А чтобы понять, почему человек в данном случае хозяин себе, а в другом – нет, порой приходится разбирать всю его жизнь с раннего детства, учитывать и наследственность, и воспитание, психотерапевты ломают копья... Но можно самому постичь в себе многое, имея в виду
Полдюжины прописных истин, к которым автор пришел отчасти на собственных ошибках.
1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.
3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей (хотя бы еще одного человека; но чем больше, тем лучше).
4. Нельзя изучать человека холодно: таким путем человек непознаваем, потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему.
5. Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении.
6. Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек – это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо: больше, чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не «есть».
Итак, никакой агитации за самоусовершенствование больше не будет, предупредим лишь о некоторых трудностях чтения и дохождения упомянутых истин.
Если кто-то полагает, что путь книги к читателю – это автор – рукопись – редактура (инстанции) – типография (инстанции) – книготорг – магазин (библиотека), и если думает, что, заполучив книгу, уже обладает ею как собственностью, как неким материально-духовным телом, то он
а) наивен,
б) безнадежно наивен,
в) имеет право не читать эту книгу.
Настоящая непроходимость начинается лишь с момента, когда читающий открывает книгу. Нет, еще раньше, гораздо раньше...
«Глубокоуважаемый профессор Владислав Яковлевич!
В Вашей книге «В погоне за мыслью» меня заинтересовало... Я читала также Вашу книгу «Как жить с самим собой», и там меня одолело сомнение...
Заранее отблагодарю,
Ваша читательница Н.»
Ну вот и опять... Что ж, написать моей заранее благодарной читательнице, что не «В погоне за мыслью», а «Охота за мыслью»?. Что я не Владислав Яковлевич и не профессор – там же черным по белому, в аннотации... И не «жить с... ». А если письмо она тоже не прочтет? Я не педант – профессор так профессор, но эта странная пелена перед глазами, эта удивительная неточность, размытость восприятия... Чем это объяснить?
Барьер Внимания. Читаю изобильные письма и произвожу между делом кое-какие подсчеты. Печально: оказывается, по меньшей мере каждый второй читатель, глядя в книгу с самыми лучшими намерениями,
смотрит и не видит,
или смотрит, но видит:
а) не то (21,3%),
б) не совсем то (15,7%),
в) совсем не то (13%).
Другие подсчеты показывают, что количество внимания, затрачиваемого на прочтение одной книги, у среднего потребителя печатной продукции в среднем лишь в два раза превышает затрачиваемое на поимку одной мухи и в 33,3 раза меньше расходуемого на про-
смотр хоккейного или футбольного матча с участием ведущих клубных команд. Может быть, люди устают. Этот сумасшедший век – трудно сосредоточиться... Автор должен быть терпеливым, внимательным, должен разъяснять, разжевывать... Автор виноват сам – пишет плохо, вниманием не овладевает, наворачивает непонятную заумь, то есть создает Барьеры Языка, Барьеры Культуры. А читатель...
«Уважаемый доктор!
Читая Вашу книгу «Я и Мы», нашел у себя маниакальный психоз и шизофрению в стадии трех восклицательных знаков. Посоветуйте, что делать дальше.
С уважением — О.»
«Товарищ автор!
Я работаю пожарным. Занимаюсь по системе йога. К сожалению, в вашей книге ничего нет по системе йога в применении к пожарному делу. Надеемся, что в следующем издании это упущение будет восстановлено.
С приветом — Ж.»
Общий уровень, грамотность и т. д., конечно, существенны, но главное – какие шоры на глазах и мозгах – барьеры всяческих установок, всевозможные внутренние фильтры. У себя это ловишь тоже, но требуется порядочно времени...
Короче, аутотренинг необходим и для чтения – так что ж, ближе к делу. Первое условие:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|