Сделай Сам Свою Работу на 5

Аудит операций по расчетным счетам.





При аудиторской проверке банковских операций особое вни­мание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии с действующим законодательством органи­зации обязаны хранить свои денежные средства (сверх налично­го лимита) в обслуживающих учреждениях банков. В Бухгалтерском учёте для этого предусмотрен счёт 51 «Расчётный счёт».

Порядок открытия и режим ведения банковских счетов, а так­же осуществления операций, связанных с безналичными расче­тами, регулируются специальными инструктивными указания­ми Центрального банка России, а также нормами ГК РФ.

Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается.

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

–правильность оформления расчетных документов в банке;

–целесообразность совершенных операций;

–соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;

– соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;

– правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.



Источники информации:

– платежное поручение (кому перечислено);

– платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);

– сводное платежное поручение и требование-поручение;

– корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);

– журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

– главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 – расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 – оплата поставщикам). [7]

Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами. Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.



При аудите операций по расчетному счету аудитор также про­веряет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчет­ному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.

В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по вы­пискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге.

Прежде всего, следует сверить остатки на счетах денежных средств проверяемого периода в выписках банка, регистрах бух­галтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, Главной кни­ге) и отчетности. При наличии расхождений необходимо выя­вить их причины. При проверке поступивших на счета денежных средств уста­навливается правильность их учета и полнота зачисления. Пере­численную покупателями выручку сверяют с записями в учет­ных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с поку­пателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказ­чиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по догово­рам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним докумен­там. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвер­дить обоснованность и полноту зачисления денежных средств.



В ходе проверки выясняют также правильность указания кор­респонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим сум­мам выручки, авансов и др.

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов.

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, под­лежащие обособленному хранению. Открытие специальных сче­тов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по акк­редитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть от­крыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чеко­вые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.

Аудит операций по валютным счетам.

Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52 "Валютные счета", записи операций на котором ведут в валюте платежа (доллары США, немецкие марки и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств. При этом к счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: 52-1 "Валютные счета внутри страны", 52-2 "Валютные счета за рубежом".

В соответствии с действующим законодательством основными формами расчетов по внешнеэкономической деятельности являются: предоплата, инкассо, расчеты через аккредитив, открытый счет.

Цель аудита операций валютного счета:

· проверить своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;

· правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;

· правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;

· правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге;

· полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;

· имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;

· правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту.

Источники информации:

– платежные поручения;

–платежные требования;

– сводное платежное поручение и требование-поручение;

– корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2).

Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 – положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 – отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 – прочие расходы и доходы, счет 90 – продажа валюты).[8]

 

Завершение аудита.

По результатам проверки аудитор оформляет отчет (аудиторское заключение), который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Аудиторское заключение[9] - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатам проверки, проведенной по решению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем выражены в валюте Российской Федерации (руб.). Исправления не допускаются.

Аудиторская организация обязана предоставить аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.

Согласно пункту 4 данного стандарта, в аудиторском заключении должны указываться:

1. Следующие сведения об аудиторе:

- организационно-правовая форма и наименование;

- ее местонахождение;

- номер и дата о государственной регистрации;

- номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской

- деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

- членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

2.Следующие сведения об аудируемом лице:

-организационно-правовая форма и наименование;

-местонахождение;

-номер и дата о государственной регистрации;

-сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

3.Вводная часть;

4.Часть, описывающая объем аудита;

5.Часть, содержащая мнение аудитора.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы. Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса "Денежные средства в кассе", строке 262 баланса "Денежные средства на расчетных счетах", строке 263 баланса "Денежные средства на валютных счетах", строке 264 баланса "Прочие денежные средства" бухгалтерского баланса.В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.