Сделай Сам Свою Работу на 5

Софисты и Сократ (Платон)





Милетская школа

Фалес

Анаксимен

Анаксимандр и «апейрон» (беспредельная, неопределенная вращающаяся масса). Земля не опирается ни на что.

Гераклит

Пифагор (582-500)

Пять элементов мира (земля, огонь, воздух, вода и эфир)

Число в основе мироздания, даже музыка имеет количественную определенность. Число владеет вещами.

Мир состоит из частиц различной формы:

· Земля - из кубиков

· Огонь – из тетраэдров (4-хгранная пирамида)

· Воздух – восьмигранников (октаэдров)

· Вода из – двадцатигранников (икосаэдров)

· Эфир – из двенадцатигранников (додекаэдров)

 

Афинский период

Анаксагор

Все вещи были всегда. Каждая веще смешение «семян других вещей». Бесконечная делимость.

Демокрит-Левкипп

Атомизм. Нет ничего , кроме атомов и пустоты Душа и боги – не вечны. Боги как иллюзия человека.

 

Элеаты

Конец предфилософии и начало подлинной философии. От натурализма к философским понятиям.

Ксенофан- Критик идей переселения душ Пифагора-буддизма. «Ворона серотелая летает неспеша – твоя осиротелая в ней каркает душа». Бог – абстрактный ум, единое в чистом виде.



Парменид– Впервые стал доказывать философские тезисы. «Бытие существует, а небытие не существует, так как его нельзя помыслить. Ибо если мы помыслили бытие, то оно уже существует». Не различал мысль о предмете и сам предмет.

Зенон - Бытие едино, неделимо, неподвижно и неизменно

Истинное бытие Платона и мир теней. Космос – овеществление бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Космос – живое существо, наделенное душой и умом. Материя (хора) – некое пространство, некоторый вид – незримый, бесформенный, неуловимый. Она тождественна самой себе и в то же время пластична, она способна принимать различные формы, становясь оформленной материей. Она способна к восприятию всех тех ограничений и пределов, что на нее налагаются. Ее нельзя считать телом, потому что с поня­тием тела связано понятие о какой-либо форме, но ей нельзя отказать и в телесности. Вспоминается апейрон Анаксимандра, за­сушенный идеалистом. Материя, по Платону, мертва и непозна­ваема. Платоновская материя почти что небытие.



Аристотель: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» (Этика I, 4, с. 7) — слова, которые в историко-философской традиции звучат короче: «Платон мне — друг, но истина дороже».

Материя и форма Аристотеля (образ горчара и глины). Бог как форма форм (источник форм и движения). Движение как смена форм.

Четыре вида причинности:

материальная (из чего?),

формальная (Что это есть?),

движущая (источник движения?),

целевая причина (для чего, ради чего?).

Сущее и сущность.

 

Проблема истины и метода познания

Софисты и Сократ

Софисты как первые платные учителя философии и сторонники софизмов (стремление доказать истину любыми средствами, убедительность и искусство убеждать выше истины). Нет универсальных истин – все зависит от точки зрения. Протагор: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют и несуществующих, что они не существуют». Любое мнение – истинно, так как кроме него ничего нет. Каждому мнению можно найти противоположное и тоже истинное

Доказательства-аргументы:

изменчивость объекта

изменчивость субъекта

многосторонность предмета (ничто не существует само по себе, а лишь в отношении к другому)

все меняется не как попало, а лишь движется к противоположному себе

Горгий: Любое мнение – ложно.

Опровержение софистов:

Отрицание универсальных истин подрывает точку зрения самих софистов. Гносеологический релятивизм.

Во всяком явлении не только изменчивость, но и устойчивость (объект, субъект, метод)

Единство противоположностей

Многосторонность не исключает тождества в каках-то отношениях



 

Сократ – враг софистов и защитник истины. Истина рождается в споре умного с мудрецом (специалистом в мудрости – философом). Маевтика как повивальное искусство рождения истины. Философ – «акушер истины». Задача философа – задавать вопросы и наводить других на познание истины.

Диалектика и метафизика

Точка зрения на: Метафизика Диалектика
1. Единство, целостность и взаимосвязь мира Вырывание отдельного из общего, явления – из всеобщей связи Рассмотрение явления во всеобщих внешних и внутренних связях
2. Источник развития Внешняя причина, первопричина, первотолчок, бог Внутреннее противоречие, борьба противоположностей при их единстве (ЗЕБП)
3. Характер развития Эволюция или революция Дискретность, неоднородность развития, постоянная смена эволюции и революции ПКК
4. Направленность развития Прогресс, регресс или круговорот Единство утверждения и отрицания, прогресса и регресса, сложный спиралевидный характер развития ЗОО

 

Платон – познание как воспоминание. Анамнезис.

Аристотель – познание как постижение сущности. Форма как аналог эйдосов. 6-ть видов сущности: субстрат, суть бытия, суть бытия + субстрат, всеобщее, общее, род.

 

Античная этика

Софисты и Сократ (Платон)

Моральный релятивизм. Открытие человека. Человек - мера всех вещей. “Познай самого себя!”

Высшая добродетель - мудрость, то есть знание добродетели. Искусный обман со знанием дела - нравственнее праведного невежества.

Аристотель

Знание нравственности и поведение в соответствие с ней - ни одно и то же.

Эпикур (341-270 г. до р.х.)

Кроткий рабовладелец. Его рабы участвовали в философских беседах. Сад Эпикура для бесед с учениками с надписью на входе: “Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо”. Скромность Эпикура и невозможность заниматься политической деятельностью в условиях деспотичных эллинистических монархий породила лозунг “Проживи незаметно!”. Философия - путь к счастью. “Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому, и старому: первому - для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим”.

Цель этики - научить людей быть счастливыми. В отличие от богов, люди могут быть только относительно счастливы. Все стремится избегать страданий и достижения наслаждения. “Правда, мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства, или чувственности/.. нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души”. Сладость жизни от трезвости рассуждений. Удовлетворять следует лишь естественные и необходимые потребности, здоровая умеренность во всем (умеренность от слова “мера”).

Цель и смысл жизни - достижение атараксии, т.е. идеального душевного состояния. Это возможно лишь при избавлении человека от страха перед Богами, страха перед небесными явлениями и страха перед смертью. Познание мира освобождает от страха перед небесными явлениями. Боги же смертны, бездеятельны, их не за что почитать, ибо они ничего хорошего людям не сделали. Бояться смерти глупо по двум причинам: во-первых, душа смертна и никакой загробной жизни нет; а во-вторых, жизнь и смерть никогда не встречаются (“пока мы живы - смерти нет, а когда приходит смерть, то нет жизни). Идеальный человек Э. - мудрец, не бесстрастен, но избегает любви как рабства. Он не нищенствует и готов прийти на помощь другу.

Эпикуреец не раболепствует перед судьбой, он понимает, что в жизни одно неизбежно, но другое случайно, а третье зависит от нас самих, от нашей воли.

Кинизм

“Собачья философия”, попытка переоценки ценностей. Преодоление абстрактно-умозрительного подхода в этике.

Антисфен

 

Диоген Синопский

Истина доказывается практически, а не теоретически. Спор Диогена с Зеноном о движении. Чрезмерными поступками в поисках меры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.