Сделай Сам Свою Работу на 5

обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе





Анализ государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ по теме «Графика».

Для методической разработки уроков по теме «Декоративная графика» прежде всего необходимо ознакомиться с материалами государственных общеобразовательных программ по изобразительному искусству, которые соответствуют требованиям новых ФГОС ООО.

 

Тема «Графика» очень широко представлена во всех государственных общеобразовательных программах по изобразительному искусству.

· Программа«Изобразительное искусство»разработана под руководством В.С.Кузина (действует более 25 лет).

· Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»разработана под руководством Б.М.Неменского (действует более 25 лет).

· Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»разработана под руководством Т.Я.Шпикаловой (действует более 15 лет).

При сравнении основных концептуальных принципов действующих в настоящее время программ можно установить следующее:

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно и результат получается не одинаковый.



 

· Программа «Изобразительное искусство», разработанная под руководством В.С.Кузина, ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты.

Ведущий вид деятельности является рисование с натуры.

 

· Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М.Неменского, на первое место ставится эмоционально – образное развитие обучающихся, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения уделяется мало внимания. Авторы полагают, что обучающимся надо предоставлять как можно больше свободы творчества.

Одной из концептуальных позиций программы Б.М.Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления – будь то графика или живопись. При таком объединении занятий открывается возможность направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики.



Тема графики широко представлена в данной программе с 1 по 7 класс. Начиная с первого класса, происходит постепенное развитие и усложнение данной темы.

Особенно ярко тема «Графики» рассматривается в 6 классе. Большое внимание в программе уделяется выразительным средствам графики (выразительности линий, штриху, пятну, ритму линий и пятен, фактурным поверхностям, графическим материалам). Шестиклассники не только повторяют уже изученные в начальной школе сведения о графике, но и выполняют более сложные творческие графические задания, требующие от обучающихся импровизации, творческой активности, терпения. Изучая тему «Графика», обучающиеся учатся по-другому относиться к окружающей действительности, замечать то, чего раньше не подмечали. Графические навыки помогают им мыслить строго, логично, при этом, не мешая воображению и способности обобщать и доводить свою творческую деятельность до конца.

 

· В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства», разработанной под руководством Т.Я.Шпикаловой, соединены принципы конструкции, идущие от содержания искусства, с языковым принципом, выработанным ещё в программе Б.П.Юсова, элементы которого органически вошли в программу Б.М.Неменского. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя – экспериментаторы просто были одни и те же.



Программа Шпикаловой Т.Я. – интегрированный курс изобразительного искусства и технологии. Тема «графики» прослеживается во всех классах. На протяжении всего курса происходит формирование эстетических представлений и художественных умений с графическими средствами выразительности, уделяется внимание роли линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Рассматриваются приемы передачи объема в искусстве графики, передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Раскрываются простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Тема «Декоративной графики» в программе рассматривается частично.

Анализ по программам (5-7 классы).

 

№   Шпикалова Т.Я. Неменский Б.М. Кузин В.С.
5 кл.   9 часов 10 часов 10 часов
6 кл. 10 часов 11 часов 10 часов
7 кл.   12 часов 12 часов 11 часов

 

Совершенно необходимо сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Для того чтобы у ребёнка с возрастом не пропал интерес к изобразительной деятельности, учитель обязан научить его основам реалистического рисунка. А новая интересная работа над рисунком возможна на уроках, где используются перья и тушь.

Особенности образовательных программ

обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузини др. «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикаловаи др.
Цели Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий:человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Особенности Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Все, выше приведенные программы, существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами графики.

Анализ общеобразовательных программ по изобразительному искусству позволяет утверждать, что графика, а возможно декоративная графика, занимает весомую часть, треть, от всей программы.

Сегодня общество живёт в обстановке огромных перемен в развивающемся мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютерных и цифровых технологий. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать обучающихся деятельностью, которая требует от них умений и навыков ручного труда. В программе Б.М.Неменского вопросы, связанные с творческой самореализацией обучающихся решаются успешно. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками. В своей книге «Мудрость красоты» Б.М.Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат.

В результате проведенного анализа программ по теме «Графика» для создания серии уроков решено было взять за основу программу «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Использовать ее лучшие стороны и нетрадиционный подход к творчеству. Ведь именно это вызывает интерес у обучающихся к графическому искусству и повышение качественного уровня ученических работ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.