Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование международной торговли





Международные экономические отношения

1. Международное разделение труда, международная специализация и международное кооперирование. Мировая торговля и ее государственное регулирование.

2. Международное движение капитала и его формы. Прямые и портфельные инвестиции.

3. Валютные отношения. Особенности современной валютной системы. Фиксированный и плавающий валютный курс.

4. Торговый и платежный баланс страны. Регулирование платежного баланса.

5. Глобализация и конкурентоспособность национальной экономики.

 

Международное разделение труда и мировая торговля

Международная торговля — это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда.

Экспорт — это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт — это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за рубежа.

Торговое сальдо (торговый баланс)— это разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот— это сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

При анализе международной торговли следует учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, экономические ресурсы (природные, трудовые и др.) распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться (и действительно изменяется) со временем.



Основу развития мировой экономики составляет международное разделение труда. Оно осуществляется в формах общего (разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства), частного (разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям), единичного (разделение труда внутри одного предприятия) и территориального разделения труда. Территориальное разделение труда основывается на различиях в климатических и природных условиях стран и подразделяется на межрегиональное (внутри страны) и международное (между странами).

Международное разделение труда обусловливает специализацию отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг, что в свою очередь влечет за собой кооперирование стран при обмене этими товарами и услугами.



 

Государственное регулирование международной торговли

Существует две группы взглядов на необходимость государственного регулирования внешней торговли. В основе первой группы лежит принцип свободной торговли, вторую группу составляют приверженцы протекционизма.

Свободная торговля— принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли.

Протекционизм— это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

Основными инструментами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспорт­ных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензиро­вание и т.п.)

К экономическим барьерам на пути свободной торговли относятся таможенные пошлины, импортные квоты (установление максимального объема товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени) или экспортные ограничения (количественные ограничения на экспорт товаров).

К неэкономическим барьерам относятся бюрократические запреты в таможенных процедурах, лицензирование импорта, введение неоправданных стандартов качества продукции, субсидирование неэффективных отечественных производителей.

Основным способом государственного регулирования международной торговли является таможенная политика, основу которой составляют таможенные тарифы и пошлины.



Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте товара, являющийся условием экспорта или импорта.

Таможенные пошлины устанавливаются на товары в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В России применяются адвалорные (начисляемые к таможен­ной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемого товара) и комбини­рованные (сочетающие оба названных вида таможенного обложения).

Существуют сезонные пошлины, устанавливаемые главным обра­зом на сельскохозяйственное сырье. Когда в сезон уборки сельскохо­зяйственных культур заводы по их переработке и склады торговой про­дукции загружены, сезонные пошлины, вводимые на определенный период (не более чем на 6 месяцев), призваны ограничить ввоз импорт­ного сырья и готовой продукции из него.

Например, осенью неоднократно вводились сезонные (повышен­ные по сравнению с обычными) пошлины на импорт сахара. В Законе РФ «О таможенном тарифе» предусмотрены также возможности уста­новления особых пошлин (специальных, антидемпинговых, компен­сационных), а также тарифных льгот.

Как правило, пошлины взимаются с таможенной стоимости, за­явленной декларантом на основе достоверной, качественно опреде­ляемой и документально подтвержденной информации. Но при отсутствии информации о правильной заявленной стоимости или при наличии оснований полагать, что она не является достоверной и доста­точной, таможенный орган сам может определить таможенную стои­мость на основании имеющихся у него сведений. Для этого применя­ются следующие методы: по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости (по цене, по которой импортный товар продается на российском рынке, за вычетом расходов, связанных с оформлением его импорта, транспор­тировкой, .страхованием и т.д.); сложением стоимости (по цене экс­портного товара, определяемого на основе сложения издержек произ­водства, его транспортировки до таможенной границы и обычно полу­чаемой прибыли); резервный метод, применяемый таможенным органом, когда нельзя использовать другие методы.

Внастоящее время основной формой регулирования внешней тор­говли являются импортные пошлины. Они выступают не только инст­рументом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета.

Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный та­риф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищая от­расли национального производства, способные быть конкурентоспо­собными на внутреннем и на мировом рынках, стимулируя прогрес­сивные структурные сдвиги во внешней торговле и рациональное со­отношение экспорта и импорта товаров. Этим принципам должно отвечать построение таможенного тарифа.

При установлении таможенного тарифа учитывается чувствитель­ность отечественного производства к импорту соответствующих товаров. В современном таможенном тарифе более высокие пошлины уста­новлены на товары, весьма чувствительные к импорту, которые эф­фективно могут производиться на территории Российской Федерации. На товары, нечувствительные к импорту (например, нефть, газ, во­енная техника), которые практически не импортируются, размер по­шлин существенного значения не имеет, и они могут быть достаточно низкими. Низкие пошлины устанавливаются также на товары, в ос­новном оборудование, необходимые в стране для технического пере­вооружения отдельных отраслей, которые в России не производятся или производятся более низкого качества по сравнению с импортны­ми, а организовать производство на современном уровне в ближайшее время не представляется возможным.

Средний уровень таможенного тарифа невысокий (около 11 %). Но следует отметить, что пошлины в действующем тарифе установлены в диапазоне 5-30%, в отличие от других стран, где размер пошлин бо­лее дифференцирован, что позволяет им гибко реагировать на измене­ния потребностей в стране на те или иные товары и влияние импорта на отечественное производство.

Таможенный тариф выступает инструментом активной внешне­торговой политики на мировой арене, так как его ставки дифференци­рованы в зависимости от состояния договорных отношений России со страной происхождения импорта и он содержит три величины ставки на каждый товар.

Предельной ставкой ввозной пошлины является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствова­ния. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких до­говоров, применяются ставки пошлины, увеличенные в два раза по сравнению с предельными.

В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия установила преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран составляют 75% от пре­дельной ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 48 государств) при ввозе на территорию Российской Федерации импортной пошлиной не облага­ются. Перечень этих товаров определяется правительством.

Не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран Содружества Независимых Государств. По отношению к това­рам из стран, составивших вместе с Россией Таможенный союз (Бело­руссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), не только не применяют­ся импортные пошлины, но и ведется работа по согласованию размера таможенных пошлин по отношению к странам, не входящим в Союз.

Экспортные пошлины в России призва­ны сдерживать экспорт сырьевых товаров и изымать часть прибылей экс­портеров в государственный бюджет. За счет экспортных пошлин, введенных главным образом на сырьевые товары, формиру­ется значительная часть федерального бюджета России.

Ставки вывозных пошлин устанавливаются Правительством РФ, а порядок установления вывозных пошлин на сырую нефть определен статьей Закона РФ «О таможенном тарифе», внесенной в него Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. В соответствии с этой статьей пошлина на нефть устанавливается в зависимости от измене­ния цены сырой нефти марки «Юралс» на мировых рынках за период мониторинга, проводимого 6 раз в год.

Из форм нетарифного регулирования наиболее существенную роль играют количественные ограничения (квоты), которые могут сдер­живать вывоз или ввоз товаров.

В начале рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых то­варов наряду с экспортными пошлинами активно использовались экс­портные квоты. Кроме того, был введен институт спецэкспортеров; вывоз сырьевых товаров был разрешен только предприятиям и органи­зациям, специально для этого зарегистрированным в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации. В дальней­шем по мере сужения внутреннего рынка необходимость в ограниче­ниях экспорта сырья отпала и экспортные квоты в основном, а также институт спецэкспортеров были отменены.

В настоящее время экспортные квоты применяются в ограничен­ных случаях, главным образом тогда, когда Россия, в соответствии с международными соглашениями, берет на себя обязанность ограни­чить вывоз определенных товаров. Такие соглашения могут носить многосторонний или двусторонний характер.

Импортные квоты в настоящее время в России, как правило, не применяются, за небольшими исключениями. Например, впервой по­ловине 1998 г. вводились импортные квоты на ввоз в Россию ковровых изделий из ЕС, но после нахождения компромисса с Комиссией ЕС по вопросу ввоза текстильных изделий из России в страны ЕС они были отменены.

Лицензирование, предполагающее получение экспортером или им­портером специального разрешения — лицензии на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением экспортных или импортных квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами. Лицензирование является основной формой осуществления экс­портного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать на­циональной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животного и растительного мира. Так, лицензионный контроль установлен за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения и некоторых других товаров и услуг.

Частью нетарифных барьеров являются так называемые паратарифные барьеры, в частности таможенная и административная проце­дура при импорте, система и процедура оценки импортных товаров, различия в тарифной классификации и документации, количество таможенных постов и закрытие некоторых из них с точки зрения ог­раничения импорта и др. Хотя в документах ВТО этим вопросам уде­ляется много внимания в целях ограничения применения этих барье­ров, они сохраняются во многих странах и в какой-то мере использу­ются в России.

Еще одна группа нетарифных барьеров связана со стандартами, в том числе с техническими стандартами, нормами упаковки и марки­ровки, стандартами, связанными с охраной окружающей среды, и т.д. В условиях подготовки России к вступлению в ВТО в 2002 г. был при­нят Закон «О техническом регулировании», который внес изменения в действующую систему стандартов, сертификации и оценки подтвер­ждения соответствия. Уточнен порядок ввоза на территорию Россий­ской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации и подлежащих контролю с точки зрения обеспечения безопасности при их потреблении или эксплуатации.

К этим формам регулирования относится также контроль за со­блюдением при импорте товаров фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов и требований, установлен­ных в России.

К нетарифным барьерам в международной практике относятся спе­циальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, админист­ративные и статистические сборы, государственное участие в торговле.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.