Церковь Троицы в Никитках, Москва
Культура 17 века
Общее и в 16 и в 17 веке: – существование канонов в культовом искусстве (живопись, архитектура); – религиозный характер образования; – общественно-публицистические произведения стремились обосновать идею правомерности и
необходимости самодержавия.
ОБРАЗОВАНИЕ 1. В XVII веке возрастает количество грамотных людей.
- обычно грамоте обучали в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие.
- становление культурной традиции домашнего образования в дворянских семьях с приглашением
в качестве домашних учителей иностранцев
2. Многие стремились изучить иностранные языки.
Ø польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);
Ø латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России).
3. Проблема организации обучения становится актуальна, поэтому уже в 40 –гг по инициативе видного гос. деятеля Ртищева была организована школа при Андреевском монастыре. В 1687 г была открыта Славяно-греко-латинская академия. Первое высшее учебное заведение (открыта при Софье Алексеевне)
- во главе встали греки Иоанниким и Софроний Лихуды
- академия обучала « грамматики, пиитике, риторике, диалектике, философии и богословию»
- обучение рассчитано на церковников и чиновников.
4. Книгопечатание позволяет массовое создание пособий по грамматике и арифметике.
Издание большими тиражами
букваря Василия Бурцева (1634),
«Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648),
«Считания удобного» (таблицы умножения) (1682)
НАУКА
Ø Чисто практическая сторона, почти не затрагивалась теория. Практические знания по геометрии «Книги сошного письма», содержащей знания в области геометрии для их применения в практике измерении земельных площадей. Знания по механике, физике и химии давал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки». Медицина основывалась на народных травяных рецептах. В Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей. (Были сосредоточены специалисты, готовящие рецепты) В середине XVII века в Россию проникает гелиоцентрическая система Коперника.
Ø Активизация внешней торговли, оживление дипломатических связей, освоение новых земель как предпосылки к развитию географических знаний в стране. В первой половине века составляются первые географические карты – «Книга Большому чертежу», « Чертёж городам русским и шведским до Варяжкого моря».
ЛИТЕРАТУРА
Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты - положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено "Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, Скопина", а Лжедмитрию I - "Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его"
«Сказание» Авраамия Палицина, взгляд непосредственного участника событий
Выдающимся памятником русской литературы стало "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", написано во время его многолетнего заключения в Пустозерске. "Житие" - остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии "латинской" новизны. Повествование ведется от первого лица. Характерная черта Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства
Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.
НОВОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ!!!!!
1..Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит
отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя
зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом,
наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру
человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а
вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к
судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства. Наиболее значительными
произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Горе-Злочастии" отразившие конфликт
старого и нового в культурно-духовной жизни общества, наложивший драматический отпечаток на жизнь
конкретных людей
2. Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче" –произведения, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей
"Куранты" - первая русская рукописная газета. Составлялась Посольским приказом для информирования царя Годунова Б.Ф. и его ближайшего окружения о зарубежных событиях. Известна с 1600. В 1621 при Михаиле Фёдоровиче Посольский приказ приступил к постоянному изданию первой рукописной газеты "Вести-Куранты".
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей,связано возникновение стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко": стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.
В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени которого складываются легенды, песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина
АРХИТЕКТУРА В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Огромное влияние оказала церковная реформа!!!!!!!!! Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Никон запретил строить неканонические, отличавщиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны вернутся к крестово-купольной схеме (пятиглавие), отказаться от шатрового стиля.
Под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над "гробом господнем" в Иерусалиме - главной христианской святыни
Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского
НОВОЕ!!! В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко
архитектурных образцах которого были использованы элементы западноевропейского барокко (колонны, наличники, фигурные фронтоны, цветные изразцы, белокаменная резьба, и др. элементы).
Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях (1693-1694),, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов.
Церковь Троицы в Никитках, Москва
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения.
Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю. Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля.
Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636).
совершенствование традиций деревянного зодчества. (Дворец в селе Коломенском (1667-1681), построенный Семёном Петровым и Иваном Михайловым, разобран через сто лет в 1767 году, т.к. требовалась серьезная реставрация, Екатериной II
Живопись
В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича
Симон Ушаков Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Формирование новой школы русского иконописи под влиянием европейской живописи. Выдвижение Симоном Ушаковым новых принципов «иконного писания», в основе которого лежало «живоподобие», попытка отражения земной красоты в искусстве. ( «Спас Нерукотворный», «Архиерей Великий», «Богоматерь Кикская», «Троица» и др.).
Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица СРАВНИТЕ.
1. Спас 12 века и 2. Спас Симона Ушакова
НОВОЕ!!! Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений Парсуна (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо)
Парсуна появляется как переходный период от иконописи к светской портретной живописи По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом, во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.
1.Парсуна Скопина-Шуйского 2.Парсуна. Иоанн IV (Иван Грозный)
Театр. В 1672 был создан придворный театр в Москве
ГЛАВНОЕ!!! Изменения в культуре в 17 веке…в культуру проникают светские элементы особенности: – возникновение шатрового стиля в XVI в.; – появление стилей «дивное узорочье» и нарышкинское барокко» в XVII в.; – появление книгопечатания в XVI в; – появление первой высшей школы Славяно-греко-латинской академии в XVII в.; – в XVII в. появился первый придворный театр; – в XVII в. зародился жанр портретной живописи– парсуна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|