Сделай Сам Свою Работу на 5

Церковь Троицы в Никитках, Москва





Культура 17 века

Общее и в 16 и в 17 веке:
существование канонов в культовом искусстве (живопись, архитектура);
– религиозный характер образования;
– общественно-публицистические произведения стремились обосновать идею правомерности и

необходимости самодержавия.

ОБРАЗОВАНИЕ
1. В XVII веке возрастает количество грамотных людей.

- обычно грамоте обучали в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие.

- становление культурной традиции домашнего образования в дворянских семьях с приглашением

в качестве домашних учителей иностранцев

2. Многие стремились изучить иностранные языки.

Ø польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);

Ø латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России).

3. Проблема организации обучения становится актуальна, поэтому уже в 40 –гг по инициативе видного гос. деятеля Ртищева была организована школа при Андреевском монастыре. В 1687 г была открыта Славяно-греко-латинская академия. Первое высшее учебное заведение (открыта при Софье Алексеевне)



  • во главе встали греки Иоанниким и Софроний Лихуды
  • академия обучала « грамматики, пиитике, риторике, диалектике, философии и богословию»
  • обучение рассчитано на церковников и чиновников.

4. Книгопечатание позволяет массовое создание пособий по грамматике и арифметике.

Издание большими тиражами

букваря Василия Бурцева (1634),

«Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648),

«Считания удобного» (таблицы умножения) (1682)

НАУКА

Ø Чисто практическая сторона, почти не затрагивалась теория. Практические знания по геометрии «Книги сошного письма», содержащей знания в области геометрии для их применения в практике измерении земельных площадей. Знания по механике, физике и химии давал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки». Медицина основывалась на народных травяных рецептах. В Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей. (Были сосредоточены специалисты, готовящие рецепты)
В середине XVII века в Россию проникает гелиоцентрическая система Коперника.



Ø Активизация внешней торговли, оживление дипломатических связей, освоение новых земель как предпосылки к развитию географических знаний в стране. В первой половине века составляются первые географические карты – «Книга Большому чертежу», « Чертёж городам русским и шведским до Варяжкого моря».

 

ЛИТЕРАТУРА


Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты - положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено "Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, Скопина", а Лжедмитрию I - "Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его"

«Сказание» Авраамия Палицина, взгляд непосредственного участника событий

Выдающимся памятником русской литературы стало "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", написано во время его многолетнего заключения в Пустозерске. "Житие" - остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии "латинской" новизны. Повествование ведется от первого лица. Характерная черта Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства

 

Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.



НОВОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ!!!!!

 

1..Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит

отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя

зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом,

наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру

человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а

вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к

судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства. Наиболее значительными

произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Горе-Злочастии" отразившие конфликт

старого и нового в культурно-духовной жизни общества, наложивший драматический отпечаток на жизнь

конкретных людей

2. Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче" –произведения, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей

"Куранты" - первая русская рукописная газета. Составлялась Посольским приказом для информирования царя Годунова Б.Ф. и его ближайшего окружения о зарубежных событиях. Известна с 1600. В 1621 при Михаиле Фёдоровиче Посольский приказ приступил к постоянному изданию первой рукописной газеты "Вести-Куранты".

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей,связано возникновение стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко": стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени которого складываются легенды, песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина

 

АРХИТЕКТУРА
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Огромное влияние оказала церковная реформа!!!!!!!!!
Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Никон запретил строить неканонические, отличавщиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны вернутся к крестово-купольной схеме (пятиглавие), отказаться от шатрового стиля.

Под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда
монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над "гробом господнем" в Иерусалиме - главной христианской святыни

 

Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского

НОВОЕ!!!
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко

архитектурных образцах которого были использованы элементы западноевропейского барокко (колонны, наличники, фигурные фронтоны, цветные изразцы, белокаменная резьба, и др. элементы).

Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях (1693-1694),, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов.

 

Церковь Троицы в Никитках, Москва

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения.

Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях
появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля.

Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636).

 

совершенствование традиций деревянного зодчества. (Дворец в селе Коломенском (1667-1681), построенный Семёном Петровым и Иваном Михайловым, разобран через сто лет в 1767 году, т.к. требовалась серьезная реставрация, Екатериной II

 

 

Живопись


В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича

Симон Ушаков
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Формирование новой школы русского иконописи под влиянием европейской живописи. Выдвижение Симоном Ушаковым новых принципов «иконного писания», в основе которого лежало «живоподобие», попытка отражения земной красоты в искусстве. ( «Спас Нерукотворный», «Архиерей Великий», «Богоматерь Кикская», «Троица» и др.).


Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица
СРАВНИТЕ.

1. Спас 12 века и 2. Спас Симона Ушакова

 

НОВОЕ!!!
Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений Парсуна (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо)

Парсуна появляется как переходный период от иконописи к светской портретной живописи
По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом, во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

 

1.Парсуна Скопина-Шуйского 2.Парсуна. Иоанн IV (Иван Грозный)

 

 

Театр.
В 1672 был создан придворный театр в Москве

 


ГЛАВНОЕ!!! Изменения в культуре в 17 веке…в культуру проникают светские элементы
особенности:
возникновение шатрового стиля в XVI в.;
– появление стилей «дивное узорочье» и нарышкинское барокко» в XVII в.;
– появление книгопечатания в XVI в;
– появление первой высшей школы Славяно-греко-латинской академии в XVII в.;
– в XVII в. появился первый придворный театр;
– в XVII в. зародился жанр портретной живописи– парсуна.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.