ТЕАТР ПЕРЕДВИЖНЫХ КАРТИНОК (РАЁК)
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР. НАРОДНАЯ ДРАМА
Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа.
Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.
В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и
театральный этапы народного драматического творчества.
К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календар-
ных и семейных обрядах.
В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Русалки,
Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, на зимние Святки по деревне тянули плуг,"посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву.
Свадебный обряд также представлял собой театрализованную игру: рас-пределение "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа изображать счастье и довольство. Однако свадебный обряд не воспринимался народом как театральное действо.
В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряже-
ные. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина — в мужскую, рядились в животных, особенно часто в медведя и
козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки
передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.
Помимо обрядов, театральные элементы сопровождали исполнение мно-
гих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен и др. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение — близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или иной мере разыгрывал ее: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как герой сказки шел, нес ведро или мешок и т. д. Фактически это была игра одного актера. Собственно театральные формы народного драматического творчества — стадиально более поздний период, начало которого исследователи относят к XVII в. Однако задолго до этого времени на Руси были комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Это — скоморохи. Они объединялись в бродячие группы и до середины XVII в. принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов сложены пословицы (Всяк спляшет, да не как скоморох), песни и былины ("Вавило и скоморохи", "Гость Терентьище"). Их творчество отразилось в сказках, былинах, в разных формах__народного театра. В XVII в. скоморошество было запрещено специальными указами. Еще некоторое время скоморохи укрывались на окраинах Руси.
Специфические признаки фольклорного театра — отсутствие сцены, раз-
деление исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко
распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.
В зарождении, функционировании и распространении всех форм и ви-
дов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались.
БАЛАГАН
Во время ярмарок строились балаганы. Балаганы — временные сооруже-
ния для театральных, эстрадных или цирковых представлений. В России они известны с середины XVIII в. Балаганы обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям.
Выступления в 1881 г. одного из талантливых ярмарочных актеров По-
волжья, хозяина балагана под названием "Театр спиритизма и магии", Я- И.
Мамонова (1851-1907) описал Ф. И. Шаляпин.
"Первые театральные ожоги я получил в крепкие рождественские мо-
розы, когда мне было лет восемь. В рождественском балагане я в первый раз
увидел тогда ярмарочного актера Якова Ивановича Мамонова — известного в то время на Волге под именем Яшки как ярмарочный куплетист и клоун.
Яшка имел замечательную внешность, идеально гармонировавшую с его
амплуа. Он был хотя и не стар, но по-стариковски мешковат и толст —. это ему и придавало внушительность. Густые черные усы, жесткие, как стальная дратва, и до смешного сердитые глаза дополняли образ, созданный для того, чтобы внушать малышам суеверную жуть. Но страх перед Яшкой был особенный —__сладкий. Яшка пугал, но и привлекал к себе неотразимо. Все в нем было чудно: громоподобный, грубый хриплый голос, лихой жест и веселая развязность его насмешек и издевательств над разинувшей рты публикой.
— Эй вы, сестрички, собирайте тряпички, и вы, пустые головы, пожал-
те сюды! — кричал он толпе с дощатого балкона его же дощатого и крытого
холстом балагана.
Публике очень приходились по вкусу эти его клоунады, дурачества и тя-
желые шутки. Каждый выпад Яшки вызывал громкий, раскатистый смех. Ка-
зались Яшкины экспромты и смелыми. Подталкивая вперед к публике, напоказ, своих актеров — жену, сына и товарищей, Яшка подымал в воздух смешное чучело и орал: — Эй, сторонись, назем — Губернатора везем...
Целыми часами без устали на морозе Яшка смешил нетребовательную
толпу и оживлял площадь взрывами хохота. Я как завороженный следил за
Яшкиным лицедейством. Часами простаивал я перед балаганом, до костей
дрожал от холода, но не мог оторваться от упоительного зрелища. На морозе от Яшки порою валил пар, и тогда он казался мне существом совсем уже чудесным, кудесником и колдуном.
С каким нетерпением и жаждой ждал я каждое утро открытия балагана!
С каким обожанием смотрел я на моего кумира. Но как же я удивлялся, когда
после всех его затейливых выходок я видел его в трактире "Палермо" се-
рьезным, очень серьезным и даже грустным за парою пива и за солеными су-
харями из черного хлеба. Странно было видеть печальным этого неистощи-
мого весельчака и балагура. Не знал я еще тогда, что скрывается иногда за
сценическим весельем... Яшка первый в моей жизни поразил меня удивительным присутствием духа. Он не стеснялся кривляться перед толпой, ломать дурака, наряжаясь в колпак. Я думал: "Как это можно без всякого затруднения, не запинаясь, говорить так складно, как будто стихами?" Я был уверен к тому же, что Яшку все очень боятся — даже полицейские! Ведь вот, самого губернатора продергивает. И я вместе с ним мерз на площади, и мне становилось грустно, когда день клонился к концу и представление кончалось"
_
ТЕАТР ПЕРЕДВИЖНЫХ КАРТИНОК (РАЁК)
Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным об-
разом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.).
Д. А. Ровинский, известный собиратель и исследователь русских народ-
ных картинок (лубка), так описал раек: "Раек — это небольшой, аршинный во
все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его
перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными
изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые.
Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагал-
ся на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" — "по
ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода"
Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой
(обычно парной) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположе-
ния слогов не было. Например: "А вот андерманир штук — другой вид, город
Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих талъянских деньгами оделяет. А вот, извольте видеть, андерманир штук — другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают " (см. в Хрестоматии).
Этот народный стих был назван "раешным". Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|