Цикл представляет собой занятия, где участники вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля
Методические рекомендации в помощь руководителям театральных коллективов
«Содержание и структура учебно-воспитательного процесса в любительском театре».
Основными критериями культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров являются психолого-педагогическая и научно–теоретическая готовность; нравственная зрелость и устойчивость ценностной системы; поведенческо-волевая готовность; профессиональная и социокультурная компетентность. Высокий уровень по каждому из критериев характеризуется проявлением готовности к осуществлению профессиональной деятельности, самостоятельностью в выработке эстетических взглядов, оценок и убеждений, целостным пониманием значимости культурных ценностей, закономерностей формирования театральных традиций.
Режиссер любительского театра должен уметь:
Организовать культурную деятельность и народное художественное творчество в культурно-досуговых и образовательных учреждениях.
Осуществить руководство структурным подразделением учреждения культурной сферы. Подготовить и провести мероприятие (спектакль, праздник, вечер, представление, дискуссию, ток-шоу).
Знать источники финансирования. Задачи и содержание деятельности творческих коллективов. Особенности составления планов учебно-воспитательной работы.
Организовать работу культурно-досугового учреждения. Составить план работы (год, квартал, месяц).
Выполнить расчеты финансовой деятельности учреждения (на отдельное мероприятие и по соответствующему коду.)
Составить план учебно-воспитательной работы творческого коллектива.
Создать творческий коллектив, организовать проведение репетиций. Уметь учитывать специфику организации самодеятельного коллектива художественного творчества.
Должен уметь самостоятельно подготовить и провести культурно-досуговое мероприятие.
Выполнять отчет, который должен содержать анализ и выводы.
Должен знакомиться с основными направлениями, формами и тенденциями развития культурной деятельности в Тамбовском крае;
Ознакомиться с состоянием культурно-досуговой сферы муниципального образования (город, район, микрорайон)
Знать особенности реализации культурных программ в регионе; Структуру управления культурной деятельностью и народным художественным творчеством
1. Формирование и развитие театрального коллектива
· Используя методические приемы, привлечь участников и сформировать театральный коллектив.
· Провести социологическое исследование творческих запросов аудиториибудущего театрального коллектива.
· Принять устав– как основу жизнедеятельности коллектива; сформировать традиции коллектива.
Планирование работы театрального коллектива.
Составление перспективного плана работы на год, как организационной основы и программы деятельности театрального коллектива. Основные разделы плана:
1. организационная работа
2. работа по созданию творческого микроклимата
3. учебно-воспитательная работа
4. поисково – исследовательская работа
5. репертуар
6. шефская работа
В конце года (ноябрь - декабрь) руководитель коллектива сдает отчет за прошедший год.
Каждый руководитель должен иметь папку – накопитель идей.
Организация учебно-творческой работы в театральном коллективе
Содержание учебно-творческих занятий: овладение элементами актерского мастерства, сценической речи и сценического движения.
Использование других форм учебно-воспитательной работы, как: беседы, дискуссии, творческие встречи, просмотры и обсуждения спектаклей, самостоятельная работа самих участников.
Педагогические требования к подбору учебного материала: соответствие заданий художественно-педагогической задаче, возрасту участников, их подготовленности и затем постепенное усложнение материала.
Квалифицированный анализ учебно-творческой деятельности коллектива и каждого участника.
Содержание и структура учебно-воспитательного процесса в любительском театральном коллективе.
Актерское мастерство.
Первая учебная задача – научить отличать подлинное действие от имитации, а всякое задание проверять с помощью магического «если бы» (подбор упражнений, заданий, с последующим анализом)
Следующая задача – организация внимания и тренировка воображения
(подбор упражнений, игр, заданий - анализ).
Следующая ступень в ознакомлении участников с требованиями сценического действия – небольшие этюды без партнеров.
Обучение одной из основ сценического искусства – взаимодействие с партнером (упражнения на общение)
Переход к этюдам на общение без слов, затем постепенно со словами в завершающий период занятий сценической грамотой.
Творческий показ этюдов участниками театрального коллектива.
Сценическая речь.
Воспитание речевой культуры.
Отработка технических навыков в работе над дикцией,
Отработка технических навыков в работе над дыханием,
Отработка технических навыков в работе над голосом.
Освоение логических законов и эмоциональной выразительности речи.
Работа над действенностью слова.
Развитие внимание к образной природе художественного слова.
Подбор репертуара: басня, поэзия, проза.
Логический анализ текста.
Вскрытие подтекста.
Определение эмоциональных ударений.
Установление смысловых пауз.
Творческий показ.
Сценическое движение.
Развитие чувства ритма.
Умения владеть своим телом.
Воспитание мышечной свободы и стилевым навыка
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Основными задачами являются:
Ø развитие эстетических способностей;
Ø развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
Ø активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Ø овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Содержание программы:
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет.
I раздел «Основы театральной культуры» - призван познакомить участников с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей участников, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Программные задачи (I год обучения):
· развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· знакомить участников с театральной терминологией;
· знакомить участников с видами театрального искусства;
· знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре.
Программные задачи (II год обучения):
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Основной формой проведения занятий является игра!
Игровой тренинг – это особая форма общения в процессе музыкально – театральной деятельности. Представляет собой комплекс специально подобранных занятий и упражнений, направленных на развитие у участников основных психических процессов: внимание, память, воображение.
1 Цикл занятий включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие вокально-слуховой и музыкально двигательной координации. Занятия на освоение коллективного действия
- Вводные занятие – правила поведения в театре и в коллективе.
- Это Мы – изучение и характер объектов внимания, круги внимания.
Внимательные глазки, ушки, пальчики. Переключение внимания.
- Калейдоскоп– речевое и игровое фантазирование, импровизация на стихи и музыку этюдным методом.
- Пантомима– этюды без слов. Работа с партнёром.
- Я правильно двигаюсь- снятие мышечного зажима, основы сценического движения и пластики.
- Дышим правильно – комплекс упражнений для приобретения основ правильного сценического певческого дыхания. Упражнения по сценической речи.
- Я - гримёр - учимся наносить театральный грим.
Цикл представляет собой занятия, где участники вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля
- Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки
- Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности
- отработка сцен спектакля этюдным методом,
- подбор музыки,
- разучивание песен и танцев
- сводная часть спектакля,
- подбор костюмов к образам
- генеральные прогоны
- и как итог работы представления спектакля на суд зрителя
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|