Сольные номера исполняются только солистами балета
ЧТО НАДО ЗНАТЬ ОБ ОПЕРЕ
Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Составные части оперы: арии, ансамбли, речитативы, хоры, балетные сцены, увертюра.
Слово «опера» появилось в середине 17 века в Италии. Оно произошло от латинского слова «опус» (opus) – дело, произведение, творение. А так как этот жанр представляет собой сумму нескольких сочинений (увертюра, музыкальные антракты, хоры, ансамбли, сольные арии и т.д.), то использовано множественное число от слова опус – опера, что в точном переводе означает дела, произведения, творения.
Опера пишется на определённый текст. Полный литературный текст оперы называется либретто (уменьшительное от итальянского слова libro – книга, книжечка). Либретто создаются литераторами-профессионалами, а иногда самими композиторами.
В зависимости от содержания, оперы бывают сказочные, лирические, комические, героические.
Опера делится на акты, картины и сцены, внутри которых располагаются различные музыкальные формы (арии, ансамбли и т.п.).
ФОРМЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ
Основу музыкальной драматургии оперы составляют различные формы оперного пения: речитатив, ария, каватина, кабалетта, ариозо, ариетта, баллада, песня, романс и др.
Одной из самых употребительных (старейшей) формой пения является речитатив.
Речитатив– распевно-декламационная музыкальная речь, «музыкальный говорок». Основная выразительная функция речитатива – передача интонаций разговорной речи. С помощью речитатива композитор обычно рассказывает о ходе действия («разъясняет действие», говоря словами П. Чайковского), комментирует устами героев события, происходящие на сцене, связывает между собой различные другие формы оперного пения.
Центральное место в опере занимает ария.
Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод (двух- или трёхчастного строения) в опере, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
В арии раскрывается душевный мир героя, его эмоциональное состояние, отношение на окружающие явления, события. Это музыкальная характеристика, музыкальный портрет героя.
Ариетта (arietta) – уменьшительное от слова «aria», т.е. – маленькая ария, песенка.
Ариозо(от итал. arioso) – более краткая и свободная по построению, чем ария, вокальная форма (ариозо Ленского из «Евгения Онегина» П. Чайковского).
Каватина– разновидность арии. В старинной опере так называли выходную, т.е. первую по ходу действия арию героя или героини оперы (каватина Людмилы из «Руслана я Людмилы» М. Глинки).
Кабалетта (младшая сестра «каватины») – небольшая ария, носящая более мужественный характер, энергичный, даже героический. Музыка кабалетты движется как бы маршевой поступью (кабалетта Монрико из оперы «Трубадур» Верди).
Песня– жанр вокальной музыки, имеет куплетное строение. В оперу песня пришла из недр народного музыкального творчества, из бытовой музыкальной практики (лирические, шуточные, песни-причитания, застольные, колыбельные, плясовые, обрядовые, исторические и др.). В операх зарубежных композиторов (изредка и в русских) встречается с термин куплеты, но по строению и функции, они соответствуют песне (песня Ваня из «Жизнь за царя» М. Глинки).
Романс (от исп. romance, буквально – по-романски) – камерное вокально-лирическое произведение для голоса с инструментом. В опере используется для передачи лирических и лирико-драматических переживаний действующего лица (романс Антониды из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», романс Полины из «Пиковой дамы» П. Чайковского).
АНСАМБЛЬ И ХОР
Наряду с сольным пением важнейшуюроль в опере играют ансамбли.
Ансамбльв опере – это совместное пение нескольких действующих лиц.
Ансамбли различаются по количеству участников: дуэт (2), терцет или трио (3) и т.д. (дуэт Кармен и Хозе из оперы Ж. Бизе «Кармен»; трио «Не томи, родимый» из I акта оперы «Жизнь за царя» М. Глинки и др.).
Хор: 1) от греческого слова «хорс» и латинского «хорус», что означает «толпа», «собрание»; одно из действующих лиц оперы; 2) коллектив певцов исполняющих вокальную музыку.
Использование хора в опере тесно связано с народными сценами и воплощением народности в оперной музыке (хоровые «прологи» и «эпилоги» в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. Глинки; хор поселян в «Князе Игоре» А. Бородина и т.д.).
ОРКЕСТР
В опере первостепенное значение имеет симфонический оркестр.
На первом этапе существования оперы оркестр ограничивался сопровождением певцом, но по мере развития оперного искусства возрастала и роль оркестра в опере. Симфонический оркестр богат выразительными возможностями, переливается всеми красками тембровой палитры, активно вмешивается в ход действия, помогая оттенить и углубить образное содержание музыки.
Оперный оркестр не всегда используется в полном составе – «тутти», а наоборот – часто небольшими группами, где по усмотрению композитора, «слово» предоставляется солирующим инструментам оркестра (Римский-Корсаков сопроводил каватину Берендея в «Снегурочке» аккомпанементом солирующей виолончели; Верди использовал мрачный, темный контрабас в сцене, предшествующей Дездемоне). Такие красочные (тембровые) «мазки» и «светотени» являются сильнейшим выразительным средством.
Другая существенная функция оркестра – объединить и связать отдельные вокально-драматические звенья оперного проведения.
Оркестр выступает в опере и в качестве совершенно самостоятельного участника действия. Примером может являться увертюра.
Увертюра (от франц. «Уврир» – открывать) – оркестровое вступление к опере, подготавливающее слушателей к предстоящему действию.
Первоначально увертюра была лишь призывом к вниманию, оповещением о начале спектакля, но в конце 18 века увертюра стала передавать идейно-эмоциональное содержание оперы, подготавливать слушателя к восприятию, вводить его в атмосферу оперы и знакомить с основными музыкальными образами (увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя»; А. Бородина «Князь Игорь» и др.).
Другой вид самостоятельных выступлений в опере – музыкальные антракты, т.е. музыка, исполняемая оркестром между действиями и служащая вступлением к сценическому действию, т.е. «увертюра местного значения» (антракты к 4-ому акту «Руслана и Людмилы»).
С помощью музыкальных антрактов композитор рисует события совершающиеся за пределами сцены (сражение – «Сеча при Керженце» – антракт между 1-ой и 2-ой картинами 3-его акта «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова). В некоторых операх музыкальные антракты разрастаются в целые симфонические картины («Три чуда» – вступление к последней картине 4-ого акта «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова).
Оперное искусство постоянно развивается, появляются новые виды: джазовая (Дж. Гершвин США), рок-оперы (А.Рыбников «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» и др.), камерная опера, опера-балет.
Опера – искусство ёмкое, богатое многосторонними средствами музыкальной выразительности, способное отражать реальный окружающий мир и события, происходящие в нём.
Литература:
1. Вайнкоп Ю.Я. Что надо знать об опере. – Гос. музыкальное изд-во, 1963
2. Отровская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. – СПб.: «Валери СПД», 1998.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О БАЛЕТЕ
Балет(французское ballet происходит от итальянского ballo – танец, пляска) – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
В балете выделяют три составные части: классический танец, характерный танец и пантомиму.
1. Классический танец – система танцевальных движений, основанных на определённых позициях ног, рук, положения корпуса, головы.
Этот танец красив и грациозен. Он исполняется на пуантах (на кончиках пальцев) и включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Существует 2 вида классического танца:
· Аллегро – быстрый, виртуозный танец
· Адажио – медленный, плавный, лирический танец.
2. Хара́ктерный танец – вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергается обработке балетмейстером для балетного спектакля.
В балете П.Чайковского «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными.
3. Пантомима(греческое слово), означает «все воспроизводящий подражанием».
Это движения, жесты, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передаётся содержание спектакля, развитие его сюжета. В современном балете широко применяются движения, заимствованные из гимнастики, акробатики. Употреблённые уместно и тактично, они обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.
СТРОЕНИЕ БАЛЕТА
По своему строению балет похож на оперу. У него есть либретто, увертюра (интродукция – вступление, небольшая увертюра), музыкальные антракты.
Балетный спектакль делится на действия, картины, сцены и номера.
Сольные номера исполняются только солистами балета
Вариация – небольшой сольный классический танец, обычно технически сложный и композиционно развёрнутый. Различают:
- мужские вариации, построенные на мелких, технически сложных движениях; и
- женские вариации, построенные на больших прыжковых движениях.
Па-де-дё (французское pas de deux, буквально – танец вдвоём), музыкально-танцевальная форма – общий выход двух танцовщиков (антре), лирический дуэт (адажио), мужской и женский сольный танец (вариации) и совместное заключение(кода).
Па-де-труа (фр. pas de trots букв. танец втроём) – в классическом балете танец трёх исполнителей.
2. Ансамблевые номера исполняют корифеи балета – ведущие артисты кордебалета. Такие номера включают от 4 до 8 исполнителей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|