Сделай Сам Свою Работу на 5

О ДЕТСКОМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ





 

1919–1930

КАК УЧИТЬСЯ?

(ПИСЬМО К МОЛОДЕЖИ)

 

Красный призрак социалистической революции реет над Европой.

Выросшая в обстановке мировой войны, затеянной капиталистами из-за дележа мира, рабочая молодежь глубоко ненавидит буржуазный строй. Она была свидетельницей всего того горя, слез, угнетения, бед, разрухи, которые принесла с собой эта преступная война. Война с беспощадной очевидностью показала всем, что рабочие, крестьянские массы для буржуазии не более как пушечное мясо. И если пожилые люди, надломленные невзгодами, равнодушно иногда ждали, какое еще несчастье свалится на их голову, то рабочая молодежь со свойственной молодости горячностью примкнула к тем, кто громко провозгласил: хозяйничанью буржуазии должен быть положен конец, трудящиеся должны взять свою судьбу в свои собственные руки.

Молодежь геройски защищает революцию с оружием в руках и в то же время стремится принять участие в строительстве новой жизни, в строительстве светлого будущего.

Но как, отправляясь на фронт, необходимо запастись винтовкой, так, стремясь строить новую жизнь, необходимо вооружиться силой знаний.



Господствующие классы прекрасно понимали всегда, что их господство держится на темноте и несознательности народных масс, и потому старались долгое время не давать никаких знаний трудящимся, а когда это стало невозможно, стали давать им лишь обрывки знаний, да и то в извращенном, фальсифицированном виде.

Вот почему рабочая молодежь очень плохо вооружена знаниями, не была вовсе в школе, а если и была, то немногому в ней научилась. У нас в России школ особенно мало. А между тем молодежи теперь нужно очень много знать, чтобы научиться быть настоящими хозяевами жизни.

Ей надо обратить особое внимание на свое самообразование. Надо уделять ему как можно больше времени.

Конечно, в такое время, как теперь, когда молодежь кипит и лучшие в ее рядах готовы положить жизнь, защищая революцию, призыв к самообразованию звучит для многих расхолаживающе, кажется им призывом оторваться от борьбы, от революционной работы и засесть за книжку. Блестящие глаза тускнеют, и слышится вялый ответ: «Да, мы знаем, как знание важно…» И чувствуется, что оторваться от этой кипящей, сверкающей, захватывающей коллективной жизни выше их сил.



Но самообразование самообразованию рознь. Настоящее самообразование выковывается не в кабинетах, а в процессе активного участия в коллективной жизни. И о таком самообразовании мы и говорим.

Начнем с грамотности. Каждый знает, что по части грамотности у нас в России дело обстоит еще хуже худого, а с другой стороны, что грамотность — ключ к знанию, без грамоты ни газеты, ни воззвания не прочтешь. Безграмотностью страшно, неимоверно тормозится строительство новой жизни. Нельзя относиться к этому явлению — к безграмотности — пассивно. И вот надо постановить, что каждый член юношеской организации обязан быть грамотным и, если он неграмотен, товарищи по организации обязаны обучить его читать и писать. Или в рядах ваших нет безграмотных? Тогда это показывает, что ваша организация распространяется на сравнительно незначительный круг, что мало делается для вовлечения в нее широких слоев молодежи. Но этого мало, надо постановить, что каждый член организации обязан выучить грамоте по крайней мере двух человек. Особенно важно обратить внимание на поднятие уровня грамотности среди девушек, которые в этом отношении находятся в особо тяжелом положении. Каждый должен превратиться в учителя грамоты и, где бы он ни был — в городе, в деревне, на фронте, — если вокруг него есть безграмотные, помогать им овладеть грамотой.

Затем, вы с увлечением читаете партийные газеты, находите, что то, что там говорится, верно. Но что вы сделали для распространения газет и популярных брошюр, листков и воззваний? Все ли кругом вас читают газеты? Сделали ли вы что-либо для их широкого распространения? Прибегали ли к разноске по домам, по квартирам? Заботились ли о том, чтобы сорганизовать сбор только что прочитанных газет и разнос их тем, кто еще не дорос до понимания того, что необходимо выписывать газету или покупать ее каждый день? Тут надо опять-таки взяться за дело и обязать каждого члена союза принимать участие в распространении брошюр и газет. Это, конечно, требует инициативы, настойчивости, умения организовать дело, но зато на таких именно невидных, но необходимых делах и вырабатываются организаторские способности, которые так нужны теперь.



А организовали ли вы чтение газет и брошюр среди тех, кто неграмотен, кто сам не может прочесть газетки?

Когда вы станете распространять газеты, читать их малограмотным, вы сейчас попадете в положение, что вас станут забрасывать массой вопросов.

И если вы будете пробовать отвечать на них, вы увидите, что многое из того, что вы считали для себя понятным, вам неясно; вы увидите, что вам надо по тому или другому вопросу почитать, подучиться. Вы обратитесь к книжке; такое чтение, когда человек ищет в ней ответа на определенный вопрос, всего плодотворнее. Недаром говорится: «Уча, учимся». Объяснение другим является лучшей самопроверкой. В книжке вы найдете ответы на поставленные вашими слушателями вопросы и вместе с тем обогатите и себя новыми знаниями, более углубленным пониманием предмета. Конечно, часто может выйти так, что вы не будете знать, где найти ответ на вопрос, и тут более знающие товарищи должны помогать менее знающим. Вероятно, выяснится необходимость, перед тем как идти читать и объяснять другим, разобрать в кружке товарищей и совместно обсудить тот или иной вопрос. Очень может быть, что так организуется постоянный кружок, и создание его будет не искусственным, а вызванным самой жизнью.

Если окажется, что весь кружок не в состоянии справиться с вопросом, может быть, из этого газетного кружка вырастет ряд новых кружков по изучению того или иного предмета. Далее, может быть, окажется необходимым пригласить лектора на какую-нибудь тему, в которой трудно разобраться самим. Такого лектора, который будет говорить о вопросах, на которые слушатели хотят получить ответы, будут слушать совсем иначе, чем лектора, который будет читать о чем-нибудь, может быть, и очень интересном, но к чему слушатели мало подготовлены, относительно чего они не стремятся получить определенный ответ.

Затем остро почувствуется необходимость в библиотеке, в справочниках. При организации молодежи необходимо будет организовать такую библиотеку.

Потом окажется, что надо будет снабжать книжками не только членов организации, но и лиц, среди которых работает молодежь, снабжая их газетками, брошюрками, давая им разъяснения. Библиотеку придется сделать открытой для публики.

Одновременно с этим каждый член Союза молодежи должен завести тетрадку, куда записывать каждый день, что им сделано по части распространения знаний: обучал такого-то грамоте, распространил столько-то газет, прочел вслух такую-то книжку тому-то и т. д., — и попутно записывать трудности, которые встречаются при работе, беседы, возникающие при этом, мысли и вопросы и т. д. Записывать туда же и свою самостоятельную работу: чтение, беседы в кружке и т. п.

Так естественно будет расти работа самообразования в организации молодежи. Особенностью ее будет то, что это будет не школьная, не кабинетная работа, а работа, вытекающая из потребностей жизни, что эта работа будет не для себя, а для других, для дела. То, что будет приобретаться для себя (умение говорить, ясно и толково передавать свои мысли, самостоятельно разбираться в разных вопросах, умение организовать передачу своих знаний другим и пр.) и что имеет большое значение, будет приобретаться, так сказать, попутно.

Тут мне хотелось только высказать свой взгляд, как, по-моему, наиболее целесообразно и жизненно поставить в организациях рабочей молодежи дело самообразования, а дело молодежи уже обдумать, как все это провести в жизнь, обдумать и начать проводить.

1919 г.

О ЮКАХ

В современной войне техника имеет несравненно большее значение, чем в предыдущей войне. Стоит только упомянуть о броненосцах, миноносцах, подводных лодках, 42-миллиметровых пушках, военных аэропланах, танках и т. д. и т. д. Военная наука развилась чрезвычайно, и поэтому военные специалисты имеют теперь большее значение, чем когда-либо; громадное значение имеет также правильное распределение боевых сил, согласованность распоряжений.

Планомерностью борьбы и отличается война от партизанщины, но тем не менее человеческий материал в современной войне продолжает играть крупную роль.

И англичане, и немцы, и другие европейские народы прекрасно это понимали и потому обратили особое внимание на подготовку юношества для военных целей.

Впервые эта идея возникла в Англии. Англичанам, имеющим повсюду колонии, чрезвычайно важно было иметь в этих колониях солдат, умеющих — найтись при всяких обстоятельствах. И рот было использовано стремление мальчиков ко всякого рода физическим упражнениям, к приключениям, к самостоятельности, желание быть сильным и покровительствовать более слабым. Бойскаутизм является средством не только физически укрепить подростка, но овладеть его душой, пропитать его духом шовинизма, милитаризма.

Наш доморощенный бойскаутизм, «потешные», настолько мало считался с интересами подростков и носил такой ура-патриотический характер, что отцвел, не успев расцвести.

Европейский бойскаутизм особенно сильно развился у нас во время войны и носил также архипатриотический характер.

Советская республика должна воспитывать юношество, способное с оружием в руках защитить дорогое ему дело. Но воспитание юношества не должно носить специфический военный характер, не должно вырождаться в военную учебу. Вырабатываемые у подростка умения и черты характера должны быть одинаково важны как для мирной, так и для военной цели.

Здоровье, выносливость, ловкость, умение работать физическую работу одинаково нужны и в мирное и в военное время. Умение плавать, быстро ходить, лазить одинаково нужно и дома и на войне.

Знание гигиены, умение помочь в несчастных случаях нужны не только на войне.

Умение готовить пищу себе, разводить огонь, изготовлять себе одежду нужно всегда.

Понимание коммунизма, понимание целей войны важны для всех.

Нам многому надо учиться у бойскаутизма, но поставить бойскаутизму совершенно иные, коммунистические цели. Уже была попытка Комиссариата здравоохранения наладить бойскаутизм под именем «юкизма» (юк — юный коммунист). Но юкизм слишком рабски подражает бойскаутизму. Так, правила поведения юка гласят: «Будь скромен, бережлив, честен и правдив, трудолюбив, вежлив и услужлив; верный сын трудового народа, юк чист в своих мыслях» и пр. Вся эта фразеология носит архибуржуазный характер и имеет целью воспитать послушных и добродетельных солдат. Ничего коммунистического в «Памятке юка» нет. «Памятка» должна была быть составлена совсем в другом духе. Практические программы юкизма носят слишком милитаристическую окраску.

Если говорить о том, как должен быть поставлен юкизм, то надо прежде всего указать, что юки должны непременно входить в Коммунистические союзы молодежи, которых теперь так много, и прослушивать там курс, выясняющий, что такое Советская республика.

Участвуя в рабочих союзах молодежи, юки постепенно превратятся в коммунистов, и коммунистические идеи станут идеями, за которые юки будут готовы положить свою жизнь. В идеях коммунизма столько светлого, что молодежь особенно горячо воспринимает их. Чтобы юкизм стал массовым явлением, а не ограничивался несколькими стами подростков, необходимо повести его пропаганду среди Коммунистических союзов молодежи, в клубах подростков, в учебных заведениях.

Кроме связи юков с организациями коммунистической молодежи, чрезвычайно важно организовать самоуправление юков. Жизнь юков еще не война, где опасна каждая ошибка, а потому необходимо дать им полный простор для самоуправления. Не слепое подчинение начальству, как проповедуют немецкий бойскаутизм и наш юкизм, а умение добросовестно исполнять назначенные товарищами обязанности, выработка в себе той внутренней дисциплины, без которой не может существовать коммунистическое войско. В старых войсках царила палочная дисциплина, невозможная и нежелательная при коммунизме. Но и коммунистическое войско может держаться только на дисциплине, которая возможна теперь лишь при внутренней дисциплине, заставляющей подчиняться добровольно единой воле ради пользы дела.

Чтобы развить в юках внутреннюю дисциплину, необходимо давать им определенные задания, для которых они должны определенным образом организоваться, распределять между собой труд. Такими заданиями могут, например, быть: очистить известную часть улицы, сколоть лед, вымыть стены и пр., помощь во время наводнения, помощь кооперативу, распределение каких-нибудь продуктов, разноска газет или листков по всем квартирам какого-либо квартала, выполнение какого-либо статистического обследования и пр. Эти задания будут учить работать коллективно, правильно распределять работу и пр.

Правильно построенный юкизм может стать средством воспитания сознательных коммунистов, одинаково инициативных и умелых как в обыденной жизни, так и на войне.

1919 г.

 

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

(ПИСЬМО В ЦК РКСМ)

 

Перехожу к делу.

1) На конгрессе Коминтерна молодежи было ведь постановление о детских группах. Там говорилось, что работу с детскими группами должны вести члены РКСМ совместно с членами партии, ни о какой самостоятельности детского движения в этом постановлении не говорилось. И так, как постановлено, так и ведется работа в Германии и других странах.

По-моему, от постановления Коминтерна молодежи отступать не следует. Да и по существу дела, конечно, самостоятельным детское движение не может быть. Можно провозгласить его самостоятельным, но по существу дела это будет мнимая самостоятельность. Да и от кого независимым надо делать детское движение? От РКСМ, от партии? Это неправильно.

Работа с детскими группами должна вестись РКСМ, членами партии еще и потому, что необходимы кадры совершенно новых педагогов — педагогов-коммунистов, которые могут выработаться только на практике, в процессе работы. На работе будет выявляться, у кого есть настоящие педагогические способности. Взрослые члены партии также должны работать с детьми, они могут оказаться очень полезными своим опытом.

2) Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравится, особенно пункт 3-й; это крайне неискренний пункт. Высказываясь против «аполитичности» скаут-мастера, торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания. Бояться партийно-политического воспитания ни РКСМ, ни партия не могут. В Германии работа с детскими группами ведется именно в партийном духе. Это вовсе не значит, что детей следует заставить зубрить устав и программу партии или резолюции ее, но важно показывать, как много партия сделала благодаря своей выдержке, сплоченности, дисциплине, самоотверженности. Надо воспитывать взгляд на Коммунистическую партию как на свою, на пролетарскую. В 3-м пункте скаут-мастера вскрыли свою сущность. Поэтому, я думаю, объединяться с ними нужно очень осторожно.

3) Нельзя всю работу среди детей сводить к скаутизму. Это будет неправильно. Конечно, скаутизм можно чрезвычайно расширить, но если формулировать работу юных пионеров так, как она формулирована в брошюре «О детском движении», это значит страшно сузить работу, сделать ее похожей на русский бойскаутизм. Задачи работы с детскими группами гораздо шире.

4) Использовать надо для работы с детьми все, что возможно: экскурсии, чтение вслух, рассказывание, организацию всяких детских кружков, санитарное просвещение, организацию трудовых артелей и т. д.

Об английских «воскресных школах» я слышала в бытность свою в Англии. Тогда (1902 г.) это дело было поставлено нелепо, сидели на скамейках и учили: тогда-то была такая-то революция, тогда-то — такая-то стачка. Дети ходили в эти воскресные школы неохотно.

 

Видела в Женеве работу с детьми одного старика педагога: по воскресеньям собирал ребят, читал им, ставили они спектакли; ребята обожали старика, но самостоятельности никакой там не было.

Детский пролеткульт был хороший в Туле, но там пролеткультовского, собственно, было очень мало — занимались дети всем чем угодно, в том числе и искусством. Очень там талантливый был организатор, влюбленный в свое дело.

Надо, конечно, втягивать в дело побольше народу, комячейки при художественных мастерских, при разных музыкальных учебных заведениях, санитарное просвещение и т. п.

5) Брошюра т. Б. находится под слишком сильным влиянием скаутизма, гораздо больше, чем надо, причем он берет больше внешнюю сторону его. Костюм, кстати, нельзя делать обязательным; если иметь в виду детей улицы, довольно значка. В присяге — много от старого бойскаутизма и т. п. Поэтому над брошюрой надо еще очень и очень много поработать.

6) Я попробую написать нужную вам брошюру, только надо будет достать кое-какие книжки, и потому не знаю, что у меня выйдет и как времени хватит.

Ну посмотрим!

1919 г.

 

ПРИВЕТСТВИЕ НА II СЪЕЗДЕ РКСМ

 

Позвольте, товарищи, приветствовать вас от внешкольного отдела Народного Комиссариата по просвещению.

Еще десять лет тому назад социал-демократы, и большевики и меньшевики, одинаково считали, что социалистическая революция начнется в Западной Европе, потому что западноевропейский пролетариат гораздо лучше сорганизован, чем пролетариат России. Мы думали, что революция в России будет только демократическая. Социалистическая же революция, которая уничтожит деление общества на классы, начнется на Западе, а Россия пойдет только вслед за Западом. Вероятно, это было бы так, если бы не наступила мировая война.

То, что мировая война должна наступить, предсказывали уже давно. Это предсказывал еще наш учитель — Фридрих Энгельс, который говорил, что мировая война неизбежна. В самом деле, капиталисты больше всего борются из-за прибылей. Они захватили земли, где не было капиталистического строя, где были полудикие, слаборазвитые народы. Когда весь мир был поделен так называемыми великими державами, то между ними произошла схватка из-за дележа добычи. Но, когда точно наступит момент мировой войны, социалисты не знали. В 1912 г., когда собрался международный конгресс в Базеле, была принята резолюция, что так как очень скоро разразится война, то социалисты должны сделать все возможное, чтобы использовать эту войну для того,

Чтобы начать революцию. Так постановили социалисты всех стран, и русские, и западноевропейские.

Но, когда разразилась мировая война, тут только стало видно, как везде сильна буржуазия. Она сильна не только тем, что у нее есть средства производства, не только тем, что она заставляла на себя работать тысячи и сотни тысяч рабочих. А она была еще сильна тем, что она умела при помощи школ, при помощи газет, при помощи прессы, кинематографа, театров и других просветительных средств повлиять на умы рабочих, сделав их рабами не за страх, а за совесть. В буржуазной прессе, которую читали рабочие Франции, Германии, Англии, каждый день повторялись разные буржуазные сказки, которым рабочие верили. В школах внушалось с малых лет уважение к богатству, уважение к сильным. Указывалось на то, что представители буржуазии есть самые умные, самые способные люди и наилучшие организаторы. И передовые рабочие Германии, Англии и других стран не решились выступить против организованной буржуазии, против организованного капитала, затеявшего мировую бойню.

У нас, социалистов, отношение к войне было другое. Большевики не находились под влиянием буржуазии, и они оценили эту войну как войну грабительскую, как войну империалистическую. Но война, которая продолжалась четыре года, показала и западноевропейским рабочим, что буржуазия втирала им очки и обманывала их. Когда рабочие очутились в окопах и увидели, как рабочие социал-демократы идут друг на друга ради интересов капиталистов, рабочие мало-помалу стали понимать, что они были рабами капитала. Возмущение против буржуазии, которая видела в рабочих только рабочие руки, а в момент войны — только пушечное мясо, росло в рабочих все больше и больше. Во всей Европе в рабочих массах накипело глухое негодование, которое грозит прорваться. На днях вышел 5-й номер журнала «Коммунистический Интернационал». Там есть прекрасное письмо из Франции, в котором описывается, что во Франции теперь народное возмущение все более и более растет. А ведь там вожди социалистов говорили, что это Германия начала войну, что «наша французская буржуазия была права». Первого мая во Франции были громадные демонстрации. Мы знаем, что в Одессе французские солдаты отказывались бороться с большевиками. Это не преувеличение. То, что это правда, мы видим из писем белогвардейцев, арестованных во время последнего заговора. В письме одного из них было сказано: «Французы ненадежны: они в Одессе не захотели бороться с большевиками».

Почему началось дело революции с России? Революция началась в России потому, что буржуазия здесь была более слаба, чем в Западной Европе. Она не была так организована, как в Западной Европе, и потому русским рабочим с этой буржуазией бороться было гораздо легче. В настоящее время, товарищи, Россия находится в трудном положении. Лорд Черчилль указывал на то, что 14 держав борются против России. Мы видим, как Деникин наступает. Каждый коммунист сейчас переживает очень тяжелое время. Он с волнением думает: победит или не победит Деникин? У коммунистов нет сомнения, что коммунизм победит. Но на время может быть победа белогвардейцев, но не на очень долгое время. Чтобы бороться с белогвардейцами, нужно полное напряжение сил. В России власть взять было легко, но так как рабочие менее организованы, то удержать им власть труднее. От всех нас, коммунистов, требуется величайшее самопожертвование. От нас требуется величайшее напряжение сил. Рабочая молодежь, которая выросла в атмосфере революции, должна быть готова на это самопожертвование.

Большинство из вас, может быть, еще маленькими детьми переживало 1905–1906 годы, а также 1912 год, когда рабочие массы стихийно поднялись с протестом. Вы переживали первую, Февральскую революцию и Октябрьскую революцию. У вас, товарищи, особенно силен революционный дух, воспитанный всей атмосферой классовой борьбы в России. Поэтому я уверена, что коммунистическая рабочая молодежь всегда будет в передних рядах тех, кто строит новую, социалистическую жизнь, и тех, кто защищает социалистическую республику. Да здравствует коммунистическая молодежь! Да здравствует социалистическая республика!

 

РЕЧЬ НА IV СЪЕЗДЕ РКСМ

Прежде всего позвольте приветствовать вас, товарищи, а затем я хотела бы поделиться с вами одной мыслью, которая постоянно возникала у меня в течение этого и другого съезда, который сейчас происходит. Сейчас идет съезд губоно, и там обсуждаются вопросы, как спасти школы и как построить их. Когда перед нами стояла задача, чтоб сохранить нашу республику от белогвардейцев, когда шел вопрос о существовании самой Советской республики, тут кадры молодежи самоотверженно боролись на фронтах. Они делали все что могли, чтобы поддержать Советскую республику; это, конечно, повело к тому, что между Советской властью и подрастающей рабочей молодежью организовалась крепкая спайка, так что с нашими вопросами мы всегда очень охотно обращаемся к молодому поколению. И вот, товарищи, сейчас, когда окончилась война, борьба за существование стала другой громадной задачей перед Советской Россией.

Ведь нельзя закрывать глаза на факты. Мы все знаем, что Россия страна дикая, что у нас такое количество безграмотных, как нигде. У нас очень плохие школы. Очень легко ругать Наркомпрос, но надо знать, какие у нас учителя, как они живут и что можем мы им дать. Культурная задача, которая сейчас неимоверно раздвинулась, — это потребность в новых работниках. Приходится слышать отчеты политпросветов, что в такой области, как журналистика, совершенно отсутствуют работники, и вот товарищи из РОСТА (Российское телеграфное агентство. — Ред.) указывали, что в провинциальных газетах совершенно отсутствуют работники… Уровень работников страшно низкий, работа растет, а работников нет.

Если бы вы послушали, что рассказывают на съезде губоно об отсутствии учителей. Их нет — это ощущает все подрастающее поколение, и в крестьянстве среди подрастающего поколения огромная жажда знаний, и школы не могут быть устроены, потому что нет учителей, школы пустуют. Нет учителей, потому что они в отчаянном положении, потому что мы не можем их снабжать, но не хотим, а не можем эту учительскую армию снабжать. Они оторваны от жизни, они часто не могут разобраться в окружающих явлениях. Революция застала их в деревнях, и некоторые деревни только теперь переживают то, что переживали столицы, что переживал центр несколько лет тому назад. У нас принято ругать учителей саботажниками, что это мелкобуржуазный слой населения, на него взваливают все вины. Мне приходилось в 1919 г. ездить на пароходе «Красная звезда». Останавливались в разных уголках — в уездных городах, местечках, селах и деревнях — и везде видели один и тот же факт. Советские работники, а очень часто и партийные, свысока говорили об учительстве, но если ближе посмотреть на это учительство, которым поддерживается все просвещение, то мы увидим, что оно стоит на своем посту. Тогда, когда школа разваливается, когда учитель живет в совершенно невозможных условиях, он все-таки продолжает вести свою обычную работу. Этим учителям не приходится пожинать никаких лавров. Но работа учительства — громадная работа, и, в сущности, в руках учителя все будущее молодое поколение. Еще Руссо говорил, что первоначальные годы развития ребенка — это самые главные годы развития. И вот мы видим, что эти первые годы развития находятся в руках того учительства, которое осталось от старого времени и которое постепенно вымирает. Учительство старое недостаточно подготовлено, и число его очень ограниченно.

А новые кадры? Тогда как в техникумах и везде вы видите целые тучи желающих поступить на различные факультеты: медицинский, правовой и т. д., в технические училища и пр., — в то же время наблюдается полное отсутствие желающих поступить в техникумы, подготовляющие учительский персонал, и особенно мало желающих из среды пролетариата. Это совершенно ненормальное положение. Мы не представляем себе, что начинать можно только с фабзавуча. Но надо, чтобы ребенок что-нибудь да знал. Теперь страшно понизился уровень знаний. Теперь, когда принимают на учительские курсы, поступающим ученикам задают вопрос, что больше: 2/3 или 3/4. И вот эти будущие учителя часто не знают, что больше: 2/3 или 3/4. С таким уровнем мы не построим никакой коммунистической республики. Надо осознать, что для этого нам надо обладать всеми достижениями науки. А когда мы возимся с тем, что больше: 2/3 или 3/4, — это значит: мы мало пригодны для того строительства, которое перед нами стоит.

Сейчас один товарищ говорил, что надо за счет школы первоначального воспитания устраивать другие школы, в том числе и школы фабзавуча, и ставил вопрос так, что это будут два конкурирующих учреждения. Нет, товарищи, нам нужно создать и ту и другую школу. Если у нас в школу фабзавуча будет поступать безграмотная молодежь, не имеющая элементарных представлений об арифметике, не говоря уже о математике, то никаких квалифицированных рабочих мы не дадим. Ведь квалифицированный рабочий не тот, кто умеет делать механические движения рукой, но тот, кто осознаёт свое производство. Даже в буржуазных государствах ведется подготовка квалифицированных рабочих. Чтобы создать их, нам надо улучшить нашу обыкновенную школу, тогда уже мы сможем говорить о поднятии квалификации и строительстве будущего. Этот труд равен всем видам другого труда, но заводский рабочий работает в среде товарищей, ему гораздо легче, так как в условиях коллективного труда человек чувствует себя гораздо сильнее и сплоченнее, а учитель заброшен, оторван и изолирован от других, далек от культуры, и, чтобы идти в учителя, надо иметь большое количество самоотвержения. Поэтому, если кто из вас почувствовал бы в себе призвание идти по этой трудной дороге, то пусть он не подавляет в себе этого желания, а другие пусть не мешают ему идти по выбранной дороге. Он останется тем же членом Коммунистического союза молодежи, кем и был, и остальные должны помочь ему построить будущую школу, так как одними упреками по адресу Наркомпроса мы будущего не построим.

Здесь нужно коллективное участие в работе, и мы надеемся, что молодежь на этом фронте просвещения окажет Советской республике те же услуги, что оказала и на боевых фронтах. Надо, когда говорят о недостатке учителей, помнить, что им неоткуда взяться. Или они возьмутся из слоев мелкобуржуазных или буржуазных — и тогда мы отдадим детей рабочих и крестьян в чужие руки, или кадр учителей пополнится молодежью, которая состоит в РКСМ, — и тогда действительно мы сможем создать настоящую трудовую политехническую организацию по принципу производства, которая даст молодому поколению те познания, которые ему необходимы для строительства новой жизни,

1921 г.

 

РКСМ И БОЙСКАУТИЗМ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

В члены РКСМ принимаются юноши и девушки от 14 до 23 лет включительно. Само собой, что все высказанное относится лишь к младшему, переходному возрасту, 14–16–18 лет (у различных лиц переходный возраст кончается в различные годы; законодательство подростками называет лиц от 16 до 18 лет, учитывая еще не сложившиеся силы молодежи этого возраста; точно так же правильнее переходный возраст и в отношении психическом считать между 14–18 годами).

Главная цель брошюры: с одной стороны, подчеркнуть все отрицательные стороны бойскаутизма, с другой — указать на целесообразность бойскаутских методов.

Постоянно вновь и вновь повторяются попытки в той или иной форме создать бойскаутские организации у нас в России. Однако буржуазная сущность бойскаутизма настолько резко выражена, настолько пропитывает насквозь весь бойскаутизм — причем таков его международный характер, — что не может ни игнорироваться (игнорировать эту буржуазную сущность пытается, например, Иннокентий Жуков, деятель Дальневосточной республики, страстно увлекающийся бойскаутизмом), ни быть формой, в которую можно влить иное содержание (юкизм). Над скаутизмом надо поставить крест.

С другой стороны, самодеятельность, активность и пр. понимаются у нас часто очень узко. Практика бойскаутизма бросает свет на те методы, которые должны широко применяться в деле воспитания молодежи. Эти методы должны практиковать Союзы молодежи, РКСМ, продумав их и применяя их для осуществления целей коммунизма; должны они быть внесены и в практику школы II ступени, которая у нас, даже в своем реформированном виде, носит ярко выраженную печать школы бюрократической, школы учебы.

Эти вопросы особенно необходимо поставить сейчас, когда так много говорится о хозяйственном строительстве. Хозяйственное строительство, равно как и коммунистическое, требует соответствующего воспитания молодежи.

1 января 1922 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Брошюра «РКСМ и бойскаутизм», написанная год тому назад, вызвала много нареканий, особенно со стороны членов РКСМ, хотя, конечно, каждый член РКСМ понимал, что написана она «дружественной державой», и потому отнесся к ней серьезно.

Теперь, перечитав спустя год эту брошюру, я вижу, что она порождает недоразумения, потому что она чрезвычайно неполна и многого из того, что говорилось при устном обсуждении вопроса, в ней не сказано или сказано неполно.

Мне важно было указать на следующее: работа РКСМ должна быть построена так, чтобы она давала простор активности каждого члена, что, только так строя свою работу, РКСМ сумеет привлечь в свои ряды широкие массы рабочей и крестьянской молодежи, что, только активно вмешиваясь в жизнь, молодежь сможет воспитать из себя настоящих коммунистов будущего. Только активно вмешиваясь в живую жизнь, молодежь сможет выработать в себе те организационные навыки, которых так часто не хватает старому поколению при строительстве новой жизни. Я считаю величайшим преступлением, всякую демагогию по адресу РКСМ, но именно потому, что придаю работе РКСМ громадное значение, что считаю, что теперешним комсомольцам придется быть участниками мировой революции. Я хочу, чтобы они в этой борьбе оказались на высоте задачи.

Мне не все равно поэтому, будут ли комсомольцы самодовольными хвастунами, захлебываясь, повторяющими: «Мы, мы, мы…» — или серьезными работниками, умеющими взвешивать свои действия и силы, умеющими отдаваться беззаветно служению великой цели.

Наши ребята выросли в атмосфере революции, и потому с ними можно говорить, не сюсюкая, называя вещи своими именами. Они сумеют выслушать правду.

Некоторые из товарищей усмотрели в моей брошюре желание обкарнать крылья молодежи, уверить ее, что уши выше лба не растут и т. д. Это просто ни с чем не сообразно. В моей брошюре речь шла совсем о другом. Великая цель не достигается с маху. Путь к ней распадается на ряд более мелких последовательных составных, так сказать, частей, и достижение великой цели возможно лишь путем достижения этих составных целей. Надо брать город за городом, деревню за деревней. Город, который надо сейчас брать, — это научиться перестраивать нашу повседневную жизнь, наш быт, наши привычки в духе коммунизма. Говорить об этом, выдвигать эту задачу не значит звать куда-то в другую сторону от коммунизма, с неба на землю; говорить об этом — значит говорить о том, как надо лучше помочь коммунизму внедриться во все поры жизни.

Но все же брошюрка «РКСМ и бойскаутизм», при чтении ее год спустя по ее написании, когда стало психологически возможно посмотреть на нее несколько со стороны, показалась мне неудовлетворительной вот с какой стороны. Я вовсе не хотела сказать, что РКСМ должен заниматься только самовоспитанием, а не участвовать в строительстве жизни уже и сейчас. Я вовсе не хотела сказать: «Ваше дело только играть и учиться, а не перестраивать жизнь, вы — детишки и не суйтесь туда, где вас не спрашивают». Я не предлагала свести деятельность РКСМ к игре. Говорить так значило бы совершенно не понимать задач РКСМ. Революция сделала наших ребят рано взрослыми, это во-первых. Во-вторых, учатся в процессе работы. Мне казалось это ясным само собой, но в брошюре эта мысль недостаточно развита. Мне надо бы. чтобы сделать ее ясной, набросать конкретно, что я понимаю под методами бойскаутизма в приложении их к работе РКСМ. Конечно, это мне несколько трудно было бы сделать, так как для этого надо участвовать в повседневной работе РКСМ. Однако без этого брошюра может быть истолкована неправильно. Я даже подумала, что, может быть, и вовсе не стоит повторять ее издание, но, раз вопрос поднят, нельзя его замалчивать. И потому я решила, что брошюру надо пустить вторым изданием, сказав в предисловии то, что сказано мной выше. Надеюсь, РКСМ не посетует на меня.

1 января 1923 г.

* * *

Если мы посмотрим на организацию РКСМ, то увидим, что организация эта является простой копией партийной организации с той только разницей, что члены комсомола — молодежь и что членами его могут быть и беспартийные юноши и девушки.

Центр тяжести в работе комсомолов — это поднятие уровня политической сознательности своих членов, и только.

Среди членов РКСМ много очень хорошей молодежи, всем сердцем преданной коммунизму, готовой отдать ему все свои силы.

Было бы чудом, если бы революция не вырастила такой молодежи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.