Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема логопедического обследования реб с ФФНР.

Сбор анамнеза. При изучении характера протекания беременности следует отметить: токсикоз (1-й, 2-й половины беремен); хронические заболев матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные); простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беремен); применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, гормональные препараты; При изучении характера протекания родов отмечают:нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные); слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение; травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка); резус-фактор; вес и рост реб при рождении. При изучении раннего постнатального развития отмечают: характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); характер "жизненного ритма" реб (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна); раннее психомоторное развитие (с какого времени реб удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году). При изучении характера речевого развития: время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда. 2.Исследование слухового вним и восприят: узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления: источника звука. 3. Исследов состояния восприятия речи; беседа и выполнение специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: "Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами". 4.Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса: называние и дифференциация основных цветов и их оттенков; соотношение картинки с цветовым фоном; показ правой, левой руки; показ предметов впереди, позади, вверху, внизу; складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей; складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти). 5. Исследование состояния моторики: прыжки на обеих ногах; прыжки (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать). Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение: а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем); б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; "пальчики здороваются", "игра на рояле", "кулак-ребро-ладонь"). Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений: а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть - закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону; б) для губ: "улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок"; в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким ("лопаткой"), узким ("иголочкой"), попеременно широким-узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта; г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом. Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы. 6.При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении: губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность); прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой от крытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения); языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла); твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины). 7.При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в конце, в середине; во фразах). 8.При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого; дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный). 8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования; (способность употребления основных видов интонации). 9. При исследовании фонематических функций отмечается: а) способность к фонематическому анализу и синтезу: при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней; при выделении звука из слова: звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата; при определении первого, последнего звука в слове; при определении последовательности и количества звуков в слове; при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; б) слухо-произносительная дифференциация звуков: не смешиваемых в произношении: почка-бочка; смешиваемых в произношении: рак-лак; при повторении серий слогов: та-да, ба-ма 10.При исследовании состояния лексики: а) для изучения состояния словаря существительных предлагается: называние предметных картинок по лексическим темам; обобщение картинок одним словом; называние целого предмета и его частей: стул - ножки, сиденье, спинка; б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается: называние действий по картинкам или по демонстрации: птица - летает; рыба - плавает; называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач - лечит; в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается: называние цвета: красный, синий, подбор определений к слову: еж – колючий; подбор антонимов (с 6 лет): большой - . открывать - . 11.При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания. Изменение сущ по числам: стол - столы.Изменение сущ по падежам: У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую); Употребление формы Р. п. мн. ч.: Много чего? дом - домов кофта - . Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия; согласование прилагат с сущ. (называние цвета): шар - красный; согласование сущ. с числит два и пять: гриб - два гриба - пять грибов; образование сущ. с уменьшит-ласкат суффик: ключ - ключик; образование относительных прил. от сущ.:стакан из стекла - стеклянный коробка из картона - ; образование притяжат прил. (с 6 лет): книга дедушки – дедушкина кн; Образование приставочных глаг:летает - улетает, пролетает и т.д.; пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок. При проведении обследования звукопроизн у детей мы отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произнош. Когда не удается точно установить, как реб произносит звук, но на слух произнош отличается от правильного, мы отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда реб, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае малышу предлагается произнести звук по подражанию. При обследовании речи детей обращается вним на темп их речи, четкость, правильность произнош слов, звонкость голоса. Детей, у кот еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, мы обследуем с использованием сюжетных картинок. С их помощью уточняются ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы. Проводя индивидуальное обслед, все ответы детей записываются в тетрадь с указанием даты обследования. При обслед отмечается наличие грубых видимых дефектов, если они присутствуют в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), т.ктакие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем записывается в тетради состояние звукопроизн: пропуск звука; замену звука; в) искажение звука;смешение звуков Отмечается также состояние словаря:соответствует ли словарь возрасту; правильно ли реб произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, зв; переставляет слоги, зв; называет только отдельные слоги). Проверяя состояние фразовой речи отмечаем: а) как говорит реб - фразами или только словами; б) правильно ли строит фразу - согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т.д.; в) состояние связной речи - может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т.д. В тетради записываются и другие особенности, встречающиеся в речи реб: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т.п. Проведенное обслед позволяет четко представить общую картину состояния речи каждого реб. Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.В течение года в таблице отмечаются все изменения в речи детей, это наглядно показывает результаты проведенной работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре и звукопроизн каждого реб.



 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.