Камера – это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда. Приятно ощущать в руках аппарат, который вполне соответствует тому, что ты хочешь сфотографировать.
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон родился в 1908 г. Крупнейший французский фотограф-реалист. В юности изучал живопись и увлекался искусством сюрреализма. Начал фотографировать в начале тридцатых годов. Большое влияние на него оказали работы Эжена Атже, одного из первых в мире фотографов-репортеров.
Много путешествовал по странам Европы, Азии и Америки. Автор многочисленных книг и альбомов по фотографии, в том числе, «Images a la Sauvette» («Исподтишка»), «Европейцы», «Сохраненные образы», «Москва и москвичи», «Человек и машина».
С 1940 по 1943 год Брессон находился в немецком плену. Дважды бежал. Участвовал в антифашистском движении. В 1946 году Музей современного искусства Нью-Йорка, считая Картье-Брессона погибшим в плену, устраивает его посмертную выставку. Живой Брессон приезжает в Америку и принимает участие в ее подготовке. С этой выставки начинается всемирное признание фотомастера.
Творческий стиль Мастера:
■ сторонник репортажного метода в фотографии
■ работает «полным» кадром
■ кадрирует уже при съемке
■ избегает декоративности в снимках
■ «фон» в работах мастера имеет не меньшее смысловое и эмоциональное содержание, чем «первый» план
■ фотографирует преимущественно «полтинником» (объектив с фокусным расстоянием 50 мм)
■ снимки отличаются резкостью изображения, четкостью и лаконичностью рисунка
■ «Решающее мгновение» – термин, который ввел в фотографический язык Картье-Брессон
После войны, в 1947 году, Картье-Брессон совместно с венгерским фоторепортером Робером Капа (1913-1954) и польским Дэвидом Сеймуром (1911-1956) основывает группу «Магнум». Позднее к ним присоединились швейцарец Вернер Бишоф (1916-1954), венгр Золтан Брассаи (под этим псевдонимом работал Дьюл Халаш, который в возрасте 25 лет приехал в Париж и остался здесь навсегда) и другие видные фотомастера. Главный девиз «Магнума» был: «Долой войну!». Спустя годы эта группа переросла во всемирно известное фотоагентство «МАГНУМ», объединившее уже много десятков фотографов из всех стран мира. Его центр переместился сначала в Нью-Йорк (поближе к основному заказчику – журналу «Лайф»), а затем вновь в Париж, где сегодня находится центральное бюро агентства. Трагична судьба друзей и соратников Картье-Брессона: Робер Капа погиб, снимая войну во Вьетнаме; тогда же в перуанских Андах упал в пропасть и разбился Вернер Бишоф; Дэвид Сеймур был убит в дни кризиса на Суэцком канале у Эль-Кантара в 1956 году. Картье-Брессон уже при жизни стал классиком фотографии.
Примечательный факт: открытие в Лувре в 1955 г. персональной фотовыставки, которая наглядно показала значение его личного творчества и мировое признание фотографии как искусства. Его фотографии – прекрасное учебное пособие, по которому можно учиться видеть мир глазами художника и философа.
О своей работе и фотографии:
Камера – это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда. Приятно ощущать в руках аппарат, который вполне соответствует тому, что ты хочешь сфотографировать.
Снимать сверхширокоуголъником – это все равно, что кричать.О фотопечати:
■ Я как охотник, который только стреляет, но не любит готовить дичь. К тому же хороший лаборант – это совсем другая профессия.
■ Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока.
■ Есть два вида фотографии: один, когда люди открывают, и другой, когда они придумывают, делают то, что заранее задано. По-моему, жизнь бесконечно богаче, глубже, когда стараются ее раскрыть; и поэтому свидетельство фотографа является таким же средством выражения, как карандаш или кисть.
■ Разница между хорошим и средним снимком – это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие.
■ Сюжет, то есть содержание, будучи органически связано с формой, с пластическим ритмом и композицией, исключает всякую манерность и академизм.
■ Фотограф ориентируется во времени и пространстве, имея в виду сюжет и себя. Он должен стушеваться, забыть все, думая лишь о том, как через простую, но значительную деталь показать действительность, успеть молниеносно нажать спуск в нужное мгновение.
*В.А. Никитин, «Рассказы о фотографах и фотографиях», Лениздат, 1991 г., с. 114
■ Искусство съемки – это одновременно распознавание в доли секунды значения происходящего события, а также тщательная организация формы, в которой это событие может быть подано с наибольшей выразительностью.
■ Поднося аппарат к глазу, фотограф интуитивно сосредотачивает на одной линии глаз, мысль и сердце. Именно эта доля секунды является для фотографа единственным моментом созидания. Это есть накопление опыта, жизненного стиля, образа мышления, культуры, эмоциональности, воображения, случайности, и я не знаю чего еще. ш Лично я почти никогда не думаю о фотографии, я ее делаю, как пишут картины, и она мне позволяет запечатлеть и настоящую, и уходящую жизнь. т Фотография не изменилась со времени ее изобретения, за исключением технических аспектов, что для меня не является особой заботой. Фотография кажется легким делом. Это разнообразное и странное занятие, единственным общим знаменателем которого для тех, кто практикует, является орудие (фотоаппарат).
■ «Сфабрикованная» или инсценированная фотография меня не касается, и если я сужу, то лишь с психологической или социологической точки зрения.
■ Следует понять, что ходить по улице и «щелкать» по малейшему поводу все, что предстает перед глазами, было бы совершенным непониманием задач непосредственной гуманной и реалистической фотографии.
■ Фотоаппарат для меня – это альбом для набросков, инструмент интуиции и спонтанности, который зрительно задает и одновременно зрительно же решает вопрос.
■ Есть те, которые делают заранее подготовленные фотографии, и те, которые идут на открытие изображения и его схватывают.
■ Чтобы «запечатлеть» мир, надо чувствовать себя втянутым в то, что ты вырезаешь через видоискатель. Этот подход требует сосредоточенности, дисциплины духа, чутья и чувства геометрии.
■ Большой экономией средств достигается простота выражения. Нужно всегда фотографировать с самым большим уважением к предмету и к самому себе.
■ Фотографировать – это затаить дыхание, когда все наши способности действуют совместно перед ускользающей реальностью. Тогда поимка изображения становится большой физической и интеллектуальной радостью.
■Фотографировать – это в один и тот же миг, в малейшую долю секунды признать факт и строгую организацию увиденных форм, которые выражают этот факт. Это поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце.
■ Для меня фотография – это средство понимания, которое нельзя отделить от других средств зрительного выражения. Это способ кричать, высвобождаться, а не желание доказать и утверждать свою личность. Это образ жизни.
Из книги Эпиграф книги Картье-Брессона
А.Картье-Брессон, «Брюссель», 1932г.
Из книги «Решающее мгновение»
Эпиграф книги Картье-Брессона «Решающее мгновение» (Париж, 1952 г.) — слова кардинала Ретца: «На свете нет ничего, что не имело бы своего решающего мгновения» (возможно, отсюда термин «решающее мгновение» вошел в фотографический лексикон, став творческим кредо великого мастера).
■ Сюжет – это не нагромождение фактов, ибо факты сами по себе малоинтересны. Важно, что из них выбрать, как передать факты, несущие на себе печать глубокой реальности, какую позицию занять по отношению к фактам... Мы обнажаем перед остальными то, что видим сами, мы свидетели жизни, окружающей нас...
■ Сюжет тождественен содержанию, имеющему двойственный характер. С одной стороны, его формирует внешний мир, с другой – человеческий субъект.
■ Для меня фотография – это мгновенное понимание: в доли секунды я должен уяснить себе значение происходящего, а вместе с тем и точную композицию зрительно-ощутимых форм, выражающих это событие.
■ Содержание неотделимо от формы. Под «формой» я понимаю прочную художественную постройку, единственно возможную для того, чтобы конкретизировать и передать наши взгляды и чувства. В фотографии такая оптическая постройка возможна только при самопроизвольном пластическо-ритмическом выражении (под формой А. Картье-Брессон понимал строгую организацию поверхностей, линий, света и тени).
■ Фотография, единственная из всех форм выражения, изолирует отдельное мгновение от бесконечного ряда мгновений, останавливает время в его движении. Мы ищем безвозвратно ушедшее, это наше постоянное стремление и одна из характерных черт нашего ремесла. Фотография —удивительнейший инструмент, запечатлевающий жизнь в той форме, в какой она сама подает себя, а потому задача фотографии – внимательно следить за событиями и запечатлевать их, но ни в коем случае не искажать с помощью трюков при съемках или в фотолаборатории.
■ Мы должны избегать искусственности, уничтожающей правдивость изображения. Достаточно присутствия фотографа с камерой, чтобы его «жертва» потеряла непринужденность.
■ Я долго писал о репортаже, потому что занимаюсь им. Но средствами репортажа я отчаянно пытаюсь добиться единой фотографии, существующей только ради себя самой.
■ Сущностью фотографии для меня является познание ритма поверхности, линий и оттенков действительности; композиция должна быть постоянно в центре внимания фотографа, служить одновременной связью, органичным упорядочением зрительно воспринимаемых элементов.
Отрывки из интервью Ольги Свибловой (директора Московского Дома фотографии) с Анри Картье-Брессоном, данного после восьмилетнего молчания* .
*«Ретикуляция», 1997 г., № 8
...С какого времени Вы больше не фотографируете?
Я остановился в 1973-1974 годах, уже более 20 лет я их практически не делаю. А сегодня уже не занимаюсь и живописью, полностью поглощен рисунком.
Когда Вы перестали делать фотографии и вернулись к рисунку, для Вас было важно, что Вы к нему вернулись уже после фотографии? И почему Вы решили перестать фотографировать?
Потому, что в один прекрасный момент с меня было уже достаточно. Достаточно. Мир изменился. Сегодня вы попадаете на праздник, где порой бывает больше фотографов, чем участников, что же вы хотите?
Я верю в человека. Но у меня нет веры в общество. Мир, в котором мы живем, – это оголтелые гонки – продажи, сбыта. Я не знаю, куда он движется.
Сегодня Вы хотели бы взять в руки фотоаппарат и фотографировать на улице?
Нет, единственная вещь, которая остается, – это портреты, в основном, друзей и близких мне людей. Я их делаю все время. Это для меня вещь более трудная, чем работа на улице. В них особый пластический ритм, особая экспрессия. В конце концов, ты фотографируешь чье-то внутреннее безмолвие... и пластическую форму.
Мне кажется, что Ваши фотографии близки к картинам.
Я сделал не так уж много стоящих фотографий.
Сегодня, не знаю почему, фотография – это так... легко. Но фотографии, которые можно рассматривать более нескольких секунд, – большая редкость. ...Люблю то, что проходит незамеченным, бесследно исчезает, люблю, когда нет навязчивого «Я», «Я», «Я», но есть спокойно подкарауленный сюжет. Я заметил, что в этом и состоит дисциплина жизни.
Ваши фотографии не оценочны, они ничего и никого не изображают, они лишь фиксируют.
Да, это именно тот образ мыслей, который проистекает от свободы. Я не создан для того, чтобы судить. В человеке эмоция, восприимчивость первичны по отношению к рассудку.
Что для Вас фотография?
Спонтанный импульс, постоянная собранность зрения. Снимать – значит сконцентрироваться и все время смотреть, смотреть, смотреть. Фотография улавливает мгновение и его вечный смысл. Когда мне было 15 лет, я изучал живопись. И вот уже 20 лет как я только рисую. Фотографирование и рисование параллельны: рисунок имеет свою, уже выработанную графологию, конструкцию, то есть то, что разум, сознание улавливает из мгновения. Фотография – плод мгновенного действия, рисование – медитация.
Фотографирование – способ мгновенного рисования, блокнот набросков. Существует сверхъестественная связь с маленьким аппаратом, таким, как «Лейка», который люди не замечают. Существует удивление перед той или иной сценой, неважно какой.
Главное – эмоция, восприимчивость, чувство формы. Фотография – это то, чем становится живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды. Именно это меня всегда интересовало и еще интересует».
Фотографии Картье-Брессона – это гармоническое соединение двух различных моментов в фотографии: правды изображения и авторского выражения, т.е. объекта и субъекта фотографии.
Художественность и документальность в работах мастера, органически сливаясь, предстают перед зрителями «прекрасными остановленными мгновениями» – фотообразами окружающего мира.
Заключение
Пора заканчивать эту главу, хотя «за кадром» остались многие «фотозвезды», о ком хотелось бы еще рассказать, но, к сожалению, объем книги не позволяет это сделать. Однако, почему столь разные мастера собраны в одно «созвездие»? Что же их объединяет?
Пожалуй, ответить на это лучше всего словами поэта Леонида Мартынова: «Все большие художники похожи друг на друга тем, что ни на кого не похожи, кроме как на самих себя. В том, что каждый по-своему ломал каноны, создавая новое, неповторимое, – вот в чем сходство больших художников».
http://www.photoisland.net/pi_hist_text.php?lng=1&hist_id=79
http://www.fotomask.ru/books/6-fotomaster/275-anri-karte-bresson
http://www.lookatme.ru/wiki
http://photo-element.ru/philosophy/bresson/decisive-moment.html
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|