Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы налогового учета и контроля





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой государственных

и муниципальных финансов

 

___________ Э.В. Пешина

 

Структурированный по темам и разделам

Лекционный теоретический материал

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

 

 

Наименование направления подготовки

Экономика

 

Наименование профиля (при наличии)

Налоги и налогообложение

Автор(ы) ассистент Позднякова О.С.

 

 

Екатеринбург

 

Тема 1 Теоретические основы налогового учета и контроля в налоговых органах

Принципы налогового учета и контроля

 

Существуют четыре основных принципа налогового контроля и учета:

Первый принцип обязательность налогового учета. Данный принцип раскрывается в следующих статьях НК РФ:

A) статья 23 НК РФ, в которой содержатся обязанности налогоплательщиков (Например: прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет);

Б) статья 31 НК РФ, которая расшифровывает обязанности налоговых органов (Например: налоговые органы обязаны осуществ­лять налоговый учет);



B) в статьях 83,84 НК РФ этот принцип раскрывается таким
образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо
от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Вполне возможна ситуация, когда и организация, и физическое лицо не будут платить налогов вообще. Однако это не освобождает их от обязанности состоять на налоговом учете,
а налоговые органы — вести учет таких налогоплательщиков.

Второй принцип - множественности учета. Мировой опыт выделяет следующие основные принципы учета: принцип одно­кратности учета, принцип множественности учета, и третий — ком­бинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по прин­ципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. В нашей стране применяется принцип множе­ственности учета, поскольку он позволяет решить конкретные зада­чи, связанные с особенностями нашего государства. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятель­ствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахожде­нием их недвижимого имущества, транспортных средств, обособленных подразделений юридических лиц. Данный принцип позволяет обеспечить поступление налогов во все бюджеты и бюджетные системы Российской Федерации.



Третий принцип - единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков.

Четвертый принцип - заявительный характер постановки на налоговый учет. Налоговый учет осуществляется на основании заяв­ления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет.

 

1.2 Субъекты налогового контроля и учета

 

Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных ор­ганов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговы­ми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых право­отношений — контрольных налоговых правоотношений

Контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:

1. субъект;

2. содержание;

3. объект.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы:

- контролирующие субъекты, т. е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы;



- контролируемые субъек­ты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы.

Контролирующими субъектами являются налоговые и тамо­женные органы. Контролируемыми субъектами являются налогопла­тельщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки.

Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотноше­нии базовым является положение, когда праву уполномоченной сто­роны проверять соблюдение своевременности, правильности и пол­ноты уплаты налогов и сборов и выполнения установленных налого­вых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны - подконтрольного субъекта - создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа.

В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного орга­на, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. Реализация такого контрольно­го налогового правоотношения осуществляется в строго установлен­ном Налоговым кодексом порядке с одновременным определением прав и обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных мероприятий.

Объектом конт­рольного налогового правоотношения является непосредственная дея­тельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частно­сти, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5) выявление обстоятельств, способствующих совершению на­рушений налогового законодательства.

 

1.3 Формы и методы налогового контроля и учета

 

Налоговый контроль система мер со стороны государства, направленная на процесс правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый конт­роль предусматривает проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правона­рушений, установление причин неполной уплаты платежей или ухо­да от уплаты налогов и обеспечение поступления налоговых плате­жей в бюджеты всех уровней бюджетной системы России.

Государственный финансовый контроль является элементом управления финансами всех уровней и является обязательным усло­вием эффективного функционирования налоговой системы и эконо­мики страны.

Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и ис­пользования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие - доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен, преж­де всего, на проверку своевременности и полноты поступлений дохо­дов, правомерности и целесообразности расходования средств.

Налоговые поступления являются основным источником дохо­дов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема доходов кон­солидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сбо­ров, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.

Государственный налоговый контроль представляет собой ком­плекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денеж­ных фондов всех уровней государственной власти в части налого­вых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступ­лений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками.

Функции государственного налогового контроля:

•обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

•воспрепятствование посредством проверки исполнения нало­гового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплатель­щиков;

•соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;

•выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Субъектами налогового контроля, или органами, осуще­ствляющими контроль, являются: Министерство финансов РФ, вхо­дящая в его состав Федеральная налоговая служба со своими под­разделениями; Министерство экономического развития и торговли РФ, входящая в его состав Федеральная таможенная служба со сво­ими подразделениями; органы государственных внебюджетных фон­дов; органы государственной системы власти различных уровней.

По времени осуществления различают такие виды налогового кон­троля, как: предварительный, текущий и последующий. Например, ка­меральная налоговая проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал — это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога — предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) — текущий контроль.

В зависимости от субъекта можно выде­лить следующие виды налогового контроля:

• государственный налоговый контроль;

• муниципальный налоговый контроль;

• независимый (аудиторский) налоговый контроль (внешний - проводит­ся специализированными фирмами, внутренний — осуществляется службами самого учреждения (комиссиями));

• общественный налоговый контроль (осуществляется граж­данами, трудовыми коллективами, политическими партиями).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.