Принципы налогового учета и контроля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой государственных
и муниципальных финансов
___________ Э.В. Пешина
Структурированный по темам и разделам
Лекционный теоретический материал
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Наименование направления подготовки
Экономика
Наименование профиля (при наличии)
Налоги и налогообложение
Автор(ы) ассистент Позднякова О.С.
Екатеринбург
Тема 1 Теоретические основы налогового учета и контроля в налоговых органах
Принципы налогового учета и контроля
Существуют четыре основных принципа налогового контроля и учета:
Первый принцип обязательность налогового учета. Данный принцип раскрывается в следующих статьях НК РФ:
A) статья 23 НК РФ, в которой содержатся обязанности налогоплательщиков (Например: прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет);
Б) статья 31 НК РФ, которая расшифровывает обязанности налоговых органов (Например: налоговые органы обязаны осуществлять налоговый учет);
B) в статьях 83,84 НК РФ этот принцип раскрывается таким образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Вполне возможна ситуация, когда и организация, и физическое лицо не будут платить налогов вообще. Однако это не освобождает их от обязанности состоять на налоговом учете, а налоговые органы — вести учет таких налогоплательщиков.
Второй принцип - множественности учета. Мировой опыт выделяет следующие основные принципы учета: принцип однократности учета, принцип множественности учета, и третий — комбинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. В нашей стране применяется принцип множественности учета, поскольку он позволяет решить конкретные задачи, связанные с особенностями нашего государства. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества, транспортных средств, обособленных подразделений юридических лиц. Данный принцип позволяет обеспечить поступление налогов во все бюджеты и бюджетные системы Российской Федерации.
Третий принцип - единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков.
Четвертый принцип - заявительный характер постановки на налоговый учет. Налоговый учет осуществляется на основании заявления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет.
1.2 Субъекты налогового контроля и учета
Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений — контрольных налоговых правоотношений
Контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:
1. субъект;
2. содержание;
3. объект.
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы:
- контролирующие субъекты, т. е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы;
- контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы.
Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки.
Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнения установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны - подконтрольного субъекта - создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа.
В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. Реализация такого контрольного налогового правоотношения осуществляется в строго установленном Налоговым кодексом порядке с одновременным определением прав и обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных мероприятий.
Объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:
1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;
3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
1.3 Формы и методы налогового контроля и учета
Налоговый контроль система мер со стороны государства, направленная на процесс правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль предусматривает проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты платежей или ухода от уплаты налогов и обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы России.
Государственный финансовый контроль является элементом управления финансами всех уровней и является обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны.
Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие - доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен, прежде всего, на проверку своевременности и полноты поступлений доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.
Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства.
Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками.
Функции государственного налогового контроля:
•обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;
•воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;
•соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;
•выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Субъектами налогового контроля, или органами, осуществляющими контроль, являются: Министерство финансов РФ, входящая в его состав Федеральная налоговая служба со своими подразделениями; Министерство экономического развития и торговли РФ, входящая в его состав Федеральная таможенная служба со своими подразделениями; органы государственных внебюджетных фондов; органы государственной системы власти различных уровней.
По времени осуществления различают такие виды налогового контроля, как: предварительный, текущий и последующий. Например, камеральная налоговая проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал — это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога — предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) — текущий контроль.
В зависимости от субъекта можно выделить следующие виды налогового контроля:
• государственный налоговый контроль;
• муниципальный налоговый контроль;
• независимый (аудиторский) налоговый контроль (внешний - проводится специализированными фирмами, внутренний — осуществляется службами самого учреждения (комиссиями));
• общественный налоговый контроль (осуществляется гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиями).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|