Какие бывают жанры интервью. Особенности интервью
Методы
По степени формализации
· Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
· Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
· Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По стадии исследования
· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству участников
· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
· Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии. изучи все Жанр интервью
Какие бывают жанры интервью. Особенности интервью
Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. Интервью может служить самым разным целям: психологическим, клиническим, социологическим, исследовательским, кадровым. Жанр интервью в журналистике представляет собой диалог репортёра с одним человеком или несколькими , представляющими интерес для зрителей или читателей. Это могут быть очевидцы происшествий, общественные деятели, учёные.
Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть «интервьюер» и «респондент». Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.
Какие бывают жанры интервью В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:
- интервью-мнение
- Интервью-сообщение.
Сообщение преследует информационные задачи, освещая уточняя факты, тогда как главной задачей интервью-мнения является обнародование оценок, взглядов, суждений.
Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.
По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:
- Интервью мнений – наиболее распространённый и простой тип интервью, в котором респондентом может быть как известная в мировом масштабе личность, так и случайный прохожий, высказывающие своё суждение по какому либо вопросу.
- Интервью с очевидцем. Проводится с непосредственными свидетелями события. В этом случае репортёр не должен мешать респонденту репликами и наводящими вопросами, давая возможность высказаться.
- Интервью-«конфронтация» — тип интервью, особенность которого заключается в наступательной тактике ведения беседы, в которой нет места дружественным чувствам: задачей репортёра является припереть собеседника к стенке, заставить объясняться и оправдываться.
- Интервью-пресс-конференция. Особенность этого жанра интервью — предварительная подготовка респондентов по определённым вопросам. Журналист может лишь получить комментарий, уточнение. Задачей журналиста является первым задать интересующий вопрос, пока его не задали другие репортёры.
По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:
- Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.
- Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.
- Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.
- Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.
Требования к интервьюеру
Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.
Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.
Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан бать компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.
Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным.
Формы интервью
1. Пресс-конференция — коллективное интервью. Журналистов приглашают на встречу с человеком, который является источником информации, в назначенное время и в определенном месте. В основном место встречи – это информационное агентство, информационная служба или помещение, специально оборудованное для подобных целей. Целью созыва пресс-конференции обычно является определенный информационный повод, сведения о котором нужно распространить, разъяснить или опровергнуть. Такие события обычно проводят по заведенному порядку. Инициаторподробно сообщает о событии (свершившемся или планируемом), предложении, решении. После этого журналистам разрешается задавать вопросы.
2. Выход к прессе можно назвать малой формой пресс-конференции. Только проводится он с целью информирования журналистов об итогах уже прошедшего мероприятия (переговоров, заседания и т. п.). Инициатором выхода является ньюсмейкер. Выход к прессе отличается от пресс-конференции тем, что заранее не планируется. Заканчивается заседание и сразу после него ньюсмейкер или его пресс-секретарь делают заявление и отвечают на вопросы журналистов, при этом предоставляя им лишь небольшое и необходимое количество информации.
3. Брифинги проводятся регулярно. Посвящаются они распространению необходимой информации о деятельности компаний или организаций. На брифингах министерства иностранных дел, например, журналистов оповещают о состоянии внешней политики. Также работники СМИ могут узнать официальное объяснение событий мировой политики.
4. «Круглый стол» является сложным форматом интервью. Журналисту приходится вести разговор с несколькими участниками, а не с одним, как в обычном интервью. В таком случае у интервьюера появляются функции модератора. Ему нужно не только задавать вопросы и выслушивать ответы, но и управлять беседой. Такой формат интервью должен быть тщательнейшим образом проработан. Продумать четкий сценарий и стратегию встречи нужно до мелочей, ведь могут возникнуть самые непредвиденные ситуации.
5. Интервью по телефону - удобный и оперативный вид интервью. Его можно использовать в условиях строгого ограничения времени, когда у журналиста нет возможности выезжать на съемку.
6. Интервью с помощью разных служб Интернета. Электронная почта, форум, чат и т. д. — возможные пути для сбора информации и проведения интервью. Если же нужно получить официальный комментарий, переписки в чате будет недостаточно. Тогда можно поговорить с интервьюируемым по видеосвязи
Роль собеседника в интервью
По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать "на шаг вперед" – представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а "деревья" вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Иногда при подготовке к важным интервью журналист "репетирует" будущий разговор с коллегой, который играет роль собеседника.
Заготовка журналиста может быть различной – от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. В обязательном порядке нужно продумать лишь "ударный аспект" интервью – фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы "подороже продать" интервью читателям. Подобные фразы – провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды – могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться "на авось" не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова.
Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена – применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду – почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.
Бэкграунд – это дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, однако позволяющая глубже понять его смысл. Обычно в качестве бэкграунда приводятся сообщения об аналогичных событиях и статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу бэкграундом будет информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной модели и данной авиакомпании, как часто это происходило в том же районе и по аналогичной причине, какие выплаты положены семьям погибших в авиакатастрофе, что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов.
Ядро всегда располагается в начале расширенной новостной заметки. Место же деталей и бэкграунда не фиксировано. Они могут быть размещены в любом месте статьи, кроме начала, и чередоваться в любом порядке. На практике наиболее распространены две схемы:
1) чередование деталей и бэкграунда, когда уточняющая и дополнительная информация попеременно следуют друг за другом;
2) разделение, когда после ядра друг за другом идут детали, а в конце заметки в виде отдельного массива текста располагается бэкграунд.
Это можно представить так:
Схема 1
Ядро, Деталь-1, Деталь-2, Бэкграунд.
Схема 2
Ядро, Деталь-1, Бэкграунд-1, Деталь-2, Бэкграунд-2.
Формула Квинтилиана: [кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?-необходима для новостей вчера, сегодня и всегда
«Жесткая» и «мягкая» новость. Лид
Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.
Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).
Это – лид(lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:
- он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
- он сообщает наиболее важную информацию по теме
- он устанавливает тон повествования
Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.
Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body(корпус), а в России чаще всего просто «текст».
Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.
«Жесткая» новость
Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью(hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». (См. Выпуск 1). При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).
Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.
Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.
Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.
По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.
«Мягкая» новость
В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.
Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.
Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.
В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе:Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.
(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|