Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Области консультаций и сотрудничества





Строя свои отношения, Россия и НАТО сосредоточат свое внимание на конкретных областях, представляющих взаимный интерес. Они будут проводить консультации и стремиться осуществлять сотрудничество в возможно более широкой степени в следующих областях:

– вопросы, представляющие взаимный интерес, относящиеся к безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе или к конкретным кризисам, включая вклад России и НАТО в безопасность и стабильность в этом регионе;

– предотвращение конфликтов, включая превентивную дипломатию, урегулирование кризисов и разрешение конфликтов, принимая во внимание роль и ответственность ООН и ОБСЕ и деятельность этих организаций в этих областях;

– совместные операции, включая миротворческие операции, в каждом конкретном случае, под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ и, в случае использования многонациональных оперативных сил (МОС), участие в них на ранней стадии;

– участие России в Совете Евроатлантического партнерства и программе «Партнерство ради мира»;

– обмен информацией и консультации по вопросам стратегии, оборонной политики, военных доктрин России и НАТО, а также бюджетам и программам развития инфраструктуры;



– вопросы контроля над вооружениями;

– весь спектр вопросов ядерной безопасности;

– предотвращение распространения ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки, борьба с незаконным оборотом ядерных материалов и укрепление сотрудничества в конкретных областях контроля над вооружениями, включая политические и оборонные аспекты распространения;

– возможное сотрудничество в области тактической противоракетной обороны;

– укрепление региональной безопасности воздушного движения, увеличение возможностей воздушного движения и взаимные обмены, в случае необходимости, для содействия доверию через расширение мер транспарентности и обмен информацией, касающиеся противовоздушной обороны и соответствующих аспектов управления и контроля за воздушным пространством; это будет включать изучение возможного соответствующего сотрудничества в области ПВО;



– повышение транспарентности, предсказуемости и взаимного доверия в отношении размеров и функций обычных сил России и государств-членов НАТО; взаимные обмены, по мере необходимости, по вопросам ядерного оружия, включая доктрины и стратегию России и НАТО;

– координация программы расширенного сотрудничества между соответствующими военными организациями, как подробно изложено ниже;

– развитие возможного сотрудничества в области вооружений через участие России в работе Конференции национальных директоров по вооружениям НАТО;

– конверсия оборонной промышленности;

– разработка взаимно согласованных проектов сотрудничества, связанных с обороной, в области экономики, окружающей среды и науки;

– осуществление совместных инициатив и учений в области чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий катастроф;

– борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;

– улучшение понимания общественностью развивающихся отношений между Россией и НАТО, включая учреждение центра документации или информационного бюро НАТО в Москве.

По взаимному согласию могут быть добавлены другие области.

IV. Военно-политические вопросы

Россия и НАТО подтверждают свое общее намерение добиваться укрепления стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе.

Государства-члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. Это включает тот факт, что НАТО приняла решение о том, что не имеет намерений, планов или причин создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия.



(…) Их общей целью является заключение соглашения об адаптации в возможно более сжатые сроки и, как первый шаг в этом процессе, они будут, совместно с другими государствами-участниками Договора об ОВСЕ[4], добиваться заключения как можно скорее рамочной договоренности, определяющей базовые элементы адаптированного Договора об ОВСЕ, соответствующие целям и принципам Документа об охвате и параметрах, согласованного в Лиссабоне в декабре 1996 года.

Россия и НАТО считают, что важной целью адаптации Договора об ОВСЕ должно стать существенное снижение общего количества ограничиваемых Договором вооружений и техники, разрешенных в районе применения Договора, совместимого с законными потребностями в области обороны для каждого государства-участника. Россия и НАТО поощряют все государства-участники Договора об ОВСЕ рассмотреть вопрос о сокращении их уровней для наличия по Договору как часть общих усилий по достижению пониженных уровней для техники, соответствующих изменениям в области безопасности в Европе.

Россия и государства-члены НАТО берут на себя обязательство проявлять сдержанность в период переговоров, как это предусматривается в Документе по охвату и параметрам, в отношении нынешних построений и способностей своих обычных вооруженных сил – в частности в том, что касается уровней и развертывания их сил, – в районе применения Договора об ОВСЕ с целью не допустить нанесения ущерба безопасности какого-либо из его участников в результате развития ситуации в области безопасности в Европе. Данное обязательство не ущемляет возможности принятия отдельными государствами-участниками на добровольной основе решений о сокращении уровней или развертываний их сил и не наносит ущерба их законным интересам безопасности.

Россия и государства-члены НАТО исходят из того, что адаптация Договора об ОВСЕ должна содействовать обеспечению равной безопасности всех государств-участников вне зависимости от их членства в каком-либо военно-политическом союзе, сохранять и укреплять стабильность, а также продолжать предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания сил в различных регионах Европы и в Европе в целом. Адаптированный Договор об ОВСЕ должен также далее повышать транспарентность в военной сфере путем расширения обменов информацией и контроля и позволять возможное присоединение новых государств-участников.

Россия и государства-члены НАТО предлагают другим государствам-участникам Договора об ОВСЕ осуществить такую адаптацию Договора об ОВСЕ, которая позволит государствам-участникам достичь, посредством транспарентного и основанного на сотрудничестве процесса, выводов относительно сокращений, которые они могли бы предпринять, и вытекающих из этого национальных предельных уровней для ограничиваемых Договором вооружений и техники. Последние затем будут кодифицированы в адаптированном Договоре в качестве обязывающих лимитов, подлежащих консенсусному согласованию между всеми государствами-участниками и рассмотрению в 2001 году и затем через каждые 5 лет. При этом государства-участники будут учитывать все уровни ограничиваемых Договором вооружений и техники, установленные для района от Атлантики до Урала первоначальным Договором об ОВСЕ, учитывать существенные сокращения, осуществленные с тех пор, изменения в ситуации в Европе и необходимость обеспечить, что безопасность ни одного государства не уменьшится.

Россия и государства-члены НАТО вновь подтверждают, что государства-участники Договора об ОВСЕ индивидуально или совместно с другими должны поддерживать только такие военные потенциалы, которые соизмеримы с индивидуальными или коллективными законными потребностями в области безопасности с учетом их международных обязательств, включая Договор об ОВСЕ.

Каждое государство-участник будет основывать свое согласие на положения в адаптированном Договоре по всем национальным предельным уровням государств-участников на своих оценках нынешней и будущей ситуации в области безопасности в Европе.

(…) НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил.

(…) Россия и государства-члены НАТО используют и совершенствуют существующие режимы контроля над вооружениями и укрепления доверия для создания таких отношений в сфере безопасности, которые основаны на мирном сотрудничестве.

Россия и НАТО в целях развития сотрудничества между военными структурами будут расширять политико-военные консультации и сотрудничество в рамках Совместного Постоянного Совета посредством активного диалога между главными военными инстанциями России и НАТО и ее государств-членов. Они осуществляют программу существенно расширенных военных мероприятий и практическое сотрудничество между Россией и НАТО на всех уровнях. В рамках полномочий Совместного Постоянного Совета этот активный диалог между военными строится на принципе, что ни одна из сторон не рассматривает другую как угрозу и не стремится нанести ущерб безопасности другой стороны. Активный диалог между военными включает регулярные взаимные брифинги по военным доктринам России и НАТО, стратегии и связанному с этим составу сил и предусматривает широкие возможности для проведения совместных учений и тренировок.

Для поддержки этого активного диалога и военных компонентов Совместного Постоянного Совета Россия и НАТО учредят военные миссии связи на различных уровнях на основе взаимности и последующих совместных договоренностей.

Для упрочения партнерства и обеспечения того, что оно будет основываться в максимально возможной степени на практической деятельности и прямом сотрудничестве, соответствующие военные инстанции России и НАТО изучают пути дальнейшего развития концепции проведения совместных миротворческих операций России и НАТО. Эта инициатива должна принимать во внимание позитивный опыт взаимодействия в Боснии и Герцеговине, и уроки, извлеченные из этого, будут применяться при создании многонациональных оперативных сил. (…)

Источник: www.mid.ru

Отношения России и НАТО

[Распад СССР и роспуск Организации Варшавского договора сделали блок НАТО фактическим гегемоном на территории Европы. Новой России надлежало определить свое отношение и рамки сотрудничества с НАТО. С этой целью был подписан Основополагающий акт. Между тем в российском обществе и политической элите контакты с этой организацией и роль ее в современном мире продолжают восприниматься далеко неоднозначно, располагаясь от намерений самого тесного сотрудничества до откровенной враждебности. В особенности обострило восприятие продолжающееся расширение НАТО на восток и дискуссии по размещению американской ПРО в Европе. Саммит НАТО в Бухаресте в марте 2008 г. снова подчеркнул наличие расхождений между позицией России и странами Альянса. Ниже предлагается комментарий «Новых известий», содержащий различные точки зрения относительно итогов саммита и перспектив сотрудничества].

После завершившегося в конце прошлой недели саммита НАТО в Бухаресте, как и вслед за встречей президентов России и США в Сочи, так и не были определены варианты решения проблемы расширения НАТО на восток и размещения ПРО США в Европе. Правда, по мнению экспертов, экспансия НАТО куда меньше угрожает безопасности России, чем устаревшие стереотипы в сознании отечественных военных начальников.

По итогам встречи в Сочи главы двух государств ограничились «зафиксированными разногласиями». Суть разногласий в действительности была зафиксирована еще в 2000 году, когда два главных документа, формирующих военную доктрину России – Концепция внешней политики и Концепция национальной безопасности – провозгласили главной угрозой для страны расширение НАТО на восток. Впрочем, многие эксперты не видят причин для страха перед расширением альянса, даже если рассматривать НАТО как потенциального противника.

Угроза для внутреннего применения

«Проблема расширения НАТО с точки зрения безопасности не имеет смысла, – заявил «НИ» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – Вот недавно в альянс вступили страны Прибалтики, то есть НАТО вплотную подошло к нашим границам, и что? Небо на землю не упало. Более того, Норвегия, будучи членом альянса, уже много лет с нами граничит, и это никогда никого не волновало. Кто вообще сказал, что, расширяясь, НАТО становится сильнее? Включая в свой состав такие страны, как Албания и Хорватия, Североатлантический альянс становится более рыхлой и неустойчивой организацией».

По мнению эксперта, нагнетание напряжения вокруг проблемы расширения НАТО отвлекает от действительно серьезных угроз: «Наших военных куда больше должны беспокоить проблемы полной неготовности к любым современным войнам. И дело тут не только в том, что лучшее российское вооружение уходит на экспорт, а на боевое дежурство почти ничего не поступает. Дело тут и в полном отсутствии какого-либо стратегического планирования. Военные, которые должны быть только исполнителями, берутся за роль творцов нашей внешней стратегии. А между тем нормальная стратегия в области безопасности нам сейчас очень нужна.

Скажем, если Россия возьмет курс на реальное сотрудничество с НАТО, это решит множество серьезных проблем, в том числе и трудности в отношениях с бывшими советскими республиками.

Вражда с НАТО – это лишь пропагандистская кампания, рассчитанная скорее на телезрителей, чем на политиков и военных, считает профессор МГИМО Владимир Кулагин. Как сообщил он «НИ», смотреть надо не на официальные заявления, а на реальные бюджетные расходы, которые более адекватно отражают реальную картину мира: «Проблема наших взаимоотношений с НАТО лежит вне сферы безопасности. С точки зрения российских властей, угрозу представляет любое крупное межгосударственное объединение, реализующее либеральный проект. Но даже если учитывать эту идеологическую несовместимость, представить себе войну с НАТО совершенно невозможно. Россия – это 3% мирового ВВП, а члены НАТО – 50%. Совершенно понятно, что при таком раскладе сил Россия на страны – члены НАТО нападать не будет. НАТО тоже не планирует войны с Россией по политическим соображениям. И это все понимают, в том числе и Владимир Путин, который пока сдерживает наше военное лобби и сохраняет расходы на вооружения в пределах 3%. А вот внутренние расходы МФД, ФСБ и МЧС быстро растут – и это отражает реальную ситуацию: главные угрозы безопасности России находятся внутри страны».

Нужно специальное приглашение

По мнению же директора Центра международной безопасности Алексея Арбатова, страхи перед «наступлением НАТО искусственно нагнетаются людьми, не желающими реформирования армии. Сегодня в вооруженных силах множество тяжелых проблем – экономических, технических, организационных. Но многим нашим генералам, желающим сохранить посты, кажется самым простым вариантом поддерживать напряжение в отношениях с Североатлантическим альянсом – мол, угрозы старые и ответы нужны на них прежние, менять ничего не надо. Неудивительно, что реформа армии оказалась в глубокой стагнации». Как пояснил эксперт «НИ», главная проблема – в системе принятия решений: «Сейчас все решения принимаются узкой группой людей в рамках генералитета, поэтому никакой возможности контролировать этот процесс или хотя бы наблюдать его не существует. Разумеется, когда менять структуру управления армии поручают тому же руководству армии – толку от этого никакого. Даже среди самих генералов находятся адекватные люди, которые просят избавить их от этой необходимости вытягивать себя за волосы».

Впрочем, Алексей Арбатов полагает, что аналогичные проблемы есть в руководстве НАТО, ведь они могли бы попытаться и со своей стороны разбить стену недоверия: «Все отлично понимают, что Россия никогда не подаст сама заявку на вступление в НАТО – какая-нибудь Эстония и Латвия наложат на вступление вето, и как это будет тогда выглядеть? Мы же великая держава, нам это будет обидно. Поэтому альянс мог бы сам пригласить Россию присоединиться к своей структуре. Тогда те, кто разжигает здесь антизападные настроения, оказались бы без почвы под ногами».

Нежелание НАТО проявлять инициативу, по мнению Алексея Арбатова, вызвано также отчасти отсутствием конструктивных предложений со стороны Москвы: «Мы легко прибегаем к угрозам, но совершенно ничего не предлагаем взамен. Если НАТО согласится с Россией по вопросам ПРО в Европе и включению Грузии с Украиной – что сможет предложить Россия? Как только речь заходит, например, о поддержке НАТО в Афганистане, тут же по телевидению начинается волна: «Ага, нас опять хотят затянуть в войну!». (…)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.