Сделай Сам Свою Работу на 5

Телевизионного изображения

Цветовое восприятие. Особенности монтажа. Цветовые ре­шения в кино и на телевидении

Цвет постоянно находится в движении, так как включает в себя и элементы освещенности, и динамику перемещения от тени и света, и эволюцию перехода от тональности к тональности. Мы всегда воспринимаем цвет по секторам — от самого яркого, насы-


щенного, контрастного — и запоминаем, как эмоцию. Чем силь­нее эмоция, тем насыщеннее ощущение от цвета, чем контраст­нее монтажный переход, тем сильнее ощущение от изменения цвета. Цветовые «удары» служат опорными точками в монтажных пере­ходах: чем ближе по цветовой гамме фон и объект, тем «смазан-нее» у нас восприятие изображения, т.е. объект и фон сливаются. Поэтому цветовому решению фильма или передачи отводится осо­бая роль.

Современный человек с трудом может абстрагироваться от многоцветия мира. В черно-белом виде мы воспринимаем, как пра­вило, прошлое или события, имеющие негативное значение (при стрессах все краски действительности делятся на черные и белые). Мы не говорим «белые и черные», тем самым выделяя и ставя черный цвет на первое место, ибо цветовое восприятие в первую очередь связано с чувственным, эмоциональным переживанием. Интересно отметить, что и окружающая нас природа, ее явления так же эмоционально окрашены, что связано с космосом, с зако­нами мироздания. Смена времен года сопровождается определен­ным цветом, при этом переходный период сопряжен либо с угаса­нием цвета, либо с его преобладанием. Зима — это белый цвет; поздней зимой цвет набирает темную тональность (ощущение «пре-дожидания», нагнетание отрицательных эмоций). И наконец, раз­решение — нежная прозрачная зелень весны. В свою очередь весна также начинает набирать цветность: темнеет зелень, ярко пылают все краски (за исключением черной), происходит «взрыв» красно­го, синего, желтого, зеленого цветов, распределенных в окружа­ющем нас пространстве на первый взгляд в равном количестве. Затем и лето переходит в новую гамму: желтым цветом окрашено большинство деревьев, и лишь пятнами выделяются красный и зеленый цвета. На фоне желтого в цветовом круге они кажутся конкурирующими друг с другом (если долго смотреть на зеленый, возникает красная обводка, и наоборот) — таков закон восприя­тия цвета органами зрения. Затем через черный и серый (дождь, чернеющие стволы деревьев, обнаженный кустарник, земля) про­исходит переход в белое царство зимы, где «звонко» сочетаются в новой паре желтый и синий (через белый снег), которые так же являются противоположными.



Это чудо природы складывается в цветовой круг нашего вос­приятия. Между основными цветами располагаются все переход­ные оттенки. При сложении цветов мы получаем: от белого к чер-


Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители


§ 3. Монтажное построение телевизионного изображения


 


ному, от яркого к темному, от* положительных эмоций к отрица­тельным. Чистые цвета вызывают положительные эмоции (с от­тенками либо радости, либо ностальгии), смешанные цвета — ощущение перехода, напряжения, предчувствия (состояние не­стабильности, неуравновешенности). Цветовое восприятие всегда связано с действием(внутренним, если это переживание, оно тя­готеет к развитию, или внешним, тогда это выражается в «окра­шенности» предметов).

Разберем этот вопрос на конкретной схеме.

Рис. 6

Зеленый — цвет, который вызывает ощущение спокойствия, обновления. Однако если мы окрашиваем кадр в зеленую гамму, цвет лица персонажа из естественного переходит в противополож­ный—неестественный (красное в зеленый), что создает ощущение тревоги. Такой кадр воспринимается нами как «мертвый», «чужой», «ирреальный», «символический». Иными словами, цвет может со­здать определенную тональность — положительную или отрица­тельную.

Красный — цвет жизни, привлекающий, агрессивный, будора­жащий. Он всегда является доминантным и поглощает все другие краски. С одной стороны, как огонь, он дает свет, словно «пожи­рая» темноту, выделяя окружающий мир с искажением, с дру­гой — «съедает» белое, т.е. окрашивает его в различные оттенки. Красный цвет всегда в конфликте с черным и белым. Отсюда мо­гут возникнуть интересные монтажные решения, связанные с тем-поритмическим построением:


 

— красное и черное, здесь ярче воспринимается красное, тра­гичнее — черное;

— красное и белое, здесь ярче воспринимается белое.

При «разбелении» красного акцент делается на яркости. За ос­нову берется ¥г яркости любого из цветов:

— на белом (площадь от 2/з экрана + Vi яркости) красное, как деталь; центральный цвет красный (кровь на белом воспри­нимается как «светлая» трагедия, переход в вечность);

— на красном фоне белое «поглощается» красным (красное — 2/з экрана, белое не выделяется на первый план, как в пер­вом случае, а как бы уходит в глубину пространства), крас­ное — возбуждающее, агрессивное, разрушающее гармо­нию белого.

Желтый — солнечный, «рассыпающийся» на красное и белое, жаркий, веселый, неустойчивый, изменчивый вызывает ощуще­ние радости и тревоги одновременно. В большом количестве он давит своей насыщенностью. Зритель долго не выдерживает как красную, так и желтую тональности. В сочетании желтый — крас­ный, желтый — «легкий», красный — «тяжелый». От желтого — к красному кадр утяжеляется и имеет завершенную форму, тогда как при обратном решении он становится «легче» и требует даль­нейшего разрешения. Например: мы начинаем панораму с желтых листьев и переходим на красные; ощущение от такого изображе­ния законченное, «логическое» (в кадре есть «точка» — от легкого к тяжелому, от яркого к более темному по палитре цвету). И на­оборот: панорама начинается с красных листьев и завершается желтыми — кадр как бы стал более легким, возникает желание его «раскрыть», сделать отъезд до среднего или общего плана либо перейти к следующему кадру, более завершенному по цвету, т.е. к более устойчивому.

Синий — тяжелый, мрачный, «съедающий» движение, «дого­няющий», Машина, окрашенная в синий цвет, при движении создает иллюзию падения ее скорости. Синий цвет также «напря­женный», «неустойчивый», он либо переходит через разбеленность в голубой — легкий, светлый, прозрачный, вызывающий ощуще­ние вечности (несмотря на «холодный» оттенок), либо в черный цвет. На синий предмет долго смотреть тяжело, он «давит», по­рождает отрицательные эмоции.

11 - 4003


Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

щ- Итак, основные цвета мы воспринимаем как «тяжелые» (крас­ный, синий, черный) и «легкие» (зеленый, желтый, белый); «холод­ные» (зеленый, синий, белый) и «теплые» (желтый, красный, ко­ричневый — смешанный цвет, не переходящий в черный).

Как мы уже отмечали, цвет может передавать чувства, настрое­ние человека. При монтаже учитывается, переходим ли мы от теп­лой тональности к холодной (кадры при этом в зрительском воспри­ятии ритмически увеличиваются) — возникают отрицательные эмо­ции, или наоборот, от холодной гаммы в теплую — эмоции становятся положительными и кадры как бы укорачиваются. Например, при одинаковой крупности планов последний план «удлиняется», ста­новится доминантным:

Статичный план

Статичный план

Теплая гамма
Холодная гамма

ПНР

через холодную гамму

Последний план как «взрыв» в положительную сторону, но как «короткий» план:

Статичный план

Статичный план

Теплая гамма
Холодная гамма

ПНР

через холодную гамму

Последний план воспринимается как «подготовленный» (плав­ный монтажный переход):

Статичный план

Статичный план

Теплая гамма
Холодная гамма

ПНР

через теплую гамму

Если рассмотреть приведенные схемы, можно обнаружить сле­дующие закономерности: длина плана зависит не только от време­ни присутствия изображения на экране, но и от его тональности, яркости, крупности, сочетаемости предметов по цвету.


§ 3. Монтажное построение телевизионного изображения

Сами по себе цвета «выступают»:

♦ как дополняющие центр внимания (основной цвет допол­няется по тональностям и яркостям);

♦ как противоположные — по контрасту (вводится «борьба» цветов).

При этом принимается во внимание соотношение цветовых площадей (красный букет на зеленом фоне — доминантность цве­тов; цветы станут центром внимания, если они занимают 2/з пло­щади экрана или 1Л яркости).

Можно выделить следующие тенденции в использовании цвето­вых решений в кино и на телевидении.

1. Цвет берется как естественное «окрашенное» изображение. Изобразительный ряд должен быть «выстроен» по цветам (на монтаже мы производим коррекцию цветов: зеленый, синий, красный и желтый должны совпадать по своим яр­костям и тональностям), тогда изображение будет «ровным», без цветовых перепадов, а сочетание двух рядом стоящих планов — плавным.

2. Цвет выделяется как доминантный или «драматургический». Движение цвета здесь используется как принцип его нараста­ния (т.е. из естественного он постепенно или резко перерас­тает в образный) или как принцип контраста. Все зависит от поставленной задачи на уровне разработки образа: цвет мо­жет быть как фон действия; как принадлежность персонажу; как переход в другое психологическое состояние и т.д.

3. Сочетание цвета и черно-белого изображения.

4. «Вычитание» составной цвета из кадра (например, все изоб­ражение — цветное, а фигура персонажа решена в черно-белом варианте или, наоборот, на черно-белом фоне дей­ствует персонаж «в цвете»). Такое комбинированное реше­ние достигается при помощи электронного монтажа.

5. Цвет принимает «участие» в процессе соляризации (при сверхбольших экспозициях — уменьшение плотности «по­чернения», что приводит к превращению негативного изоб­ражения в позитивное и, наоборот, позитивного в нега­тивное). Одновременно происходят изменения в дополни­тельном (к основному) цвете или замена цвета.

6. Цвет помогает формировать ощущение пространства — зам­кнутого или безграничного — при точном сочетании гори-


Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители


зонтальных и вертикальных построений кадра, крупных и общих планов (контрастный цветной портрет на первом пла­не на фоне пейзажа акварельной или пастельной цветовой насыщенности значительно усиливает ощущение простран­ства). 7. Цвет может влиять на ощущение времени — от текущего до «застывшего».

* * *

Все сказанное дает основание рассматривать цвет не только как средство художественного решения фильма или передачи в целом, но и как драматургический прием, так как умелое исполь­зование цветовой гаммы позволяет усилить эмоциональное воз­действие произведения, развить его образную структуру, когда символы и аллегории приобретают значение «цветовых пережива­ний». Цвет может как «собрать», так и «рассыпать» «видимый мир», усиливая впечатление от реальных предметов или создавая ирре­альные образы. Особенно остро это воспринимается зрителем че­рез прямоугольное пространство экрана, ибо цвет здесь просмат­ривается, словно через увеличительное стекло авторского виде­ния.

Вопросы

О Как цветовое восприятие связано с действием?

© Каким образом проявляются закономерности монтажа при пере­ходе от теплой тональности к холодной?

© Каковы современные тенденции в использовании цветовых ре­шений в кино и на телевидении?

 


Заключение

Еще не прошли те времена, когда монтаж на телевидении про­возгласили «всем». Сегодня режиссеры при создании передачи или видеорекламы пользуются новейшей аппаратурой, где электрони­ка трансформирует изображение согласно авторскому замыслу, где можно легко изменить темпоритм, композицию кадра, колорис­тический рисунок изображения и перевести звук из «плоского» в «объемный» или наоборот. Иными словами, при помощи монтажа можно создавать «вторую реальность», изменять «смысл» происхо­дящего, фальсифицировать действительность.

Монтаж — процесс творческий, и его возможности нельзя ограничивать сводом правил и техническими рекомендациями. В последнее время наметился интересный путь: «возврат в прош­лое», но с использованием новейшей техники монтажа. На Каннс­ком фестивале рекламных роликов в 1994 г. лучшими были призна­ны рекламы, снятые на кинопленку, но смонтированные видео­способом. При этом основной тенденцией стало использование кинематографических традиций: хорошее актерское исполнение, съемка почти неподвижной камерой, точное композиционное ре­шение, тонирование кадра, использование контрапункта звука и изображения, юмор и присутствие художественного вкуса при ми­нимальном использовании электронной технологии.

В кинематографе и на телевидении (как и в жизни) все нахо­дится в движении: меняется мода, звучат новые имена, появляют­ся и исчезают рубрики и циклы передач. И далеко не всегда брос­кие монтажные фразы служат свидетельством незаурядности, и некогда новый прием может стать затертым штампом. Время рас­судит, кто займет место в истории искусства, а кто своим нова­торством лишь проложит дорогу следом идущим. Существует глав­ное — Мастерство, Искусство, поиски новых форм и средств вы­разительности, которые дают возможность открыть перед зрителем новые измерения. И остается необходимость изучать то лучшее, что было найдено и проверено временем, — образцы мировой клас­сики.



 


 


 


 


Словарь терминов и понятий



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.