Задачи: перспективы Казахстана на евразийском пространстве.
В последнее время часто приходиться сталкиваться с суждением о том, что евразийская модель развития является неизбежным выбором народов постсоветского пространства, в частности казахов. Такая постановка вопроса делает необходимым более внимательное рассмотрение явления евразийства. Тема становиться более актуальной, если учесть, что эти идеи находят свое распространение и в Казахстане, пересекаясь с евразийскими инициативами нашей страны.
Классическое евразийство зародилось в начале 20 века в русских эмигрантских кругах Европы и было вызвано к жизни кризисом русской самоидентификации вследствие крушения имперской России. Евразийцы объясняли революцию как закономерный исторический факт. Выступая против евроцентризма, они отстаивали идею замкнутого идеократического государства, адекватного ландшафту и основанного на славянско-туранском союзе.
Сегодня, по прошествию почти ста лет, евразийская идея вновь овладевает умами русской интеллигенции. Недавнее образование в России евразийской партии дает основания полагать, что при благоприятном для них исходе выборов в Думу евразийство сможет выйти на уровень государственной идеологии. Зачинатель и проповедник идей “неоевразийства” в России А.Дугин отмечает поддержку его идей со стороны президента Путина. Книга А.Дугина “Основы геополитики” принята в качестве учебного пособия во многих вузах РФ. Евразийство стало полуофициальной геополитической доктриной России. Эксперт фонда национальной и международной безопасности РФ А.Н.Вавилов говорит, что “идеи евразийской интеграции … пробили себе дорогу из области философских исканий в мир практической политики. Евразийство можно считать не просто главной российской геополитической концепцией, но геополитической традицией нашего государства”.[1]
Значение евразийства в политической и экономической интеграции стран СНГ.
Евразийство: идеология государственности.
В СССР единственным легальным прибежищем русского национального самосознания была так называемая деревенская проза. Русским писателям «деревенщикам» дозволялось скупыми слезами оплакивать мучительную гибель русской деревни, трагедию русского крестьянства (на сущность и масштаб этой трагедии можно было лишь косвенно намекать).
Советская интеллигенция к русским относилась (и относится по сию пору) с презрением, а к русскому национализму – с омерзением. Вожди и авторитеты советской интеллигенции, преимущественно евреи, во времена «оттепели» исповедовали революционную коммунистическую романтику. Среди «шестидесятников» созрело убеждение, что, кроме злодея Сталина, в искажении и опошлении светлых идеалов Коммунизма и Революции виновен склонный к деспотизму и рабству «азиатский» русский народ. Впоследствии, когда неудовлетворенная брежневскими идеологическими компромиссами шестидесятническая интеллигенция обратилась в сторону антисоветизма и либерализма, русский народ – злобный и отсталый «азиатец» - оказался виновен в пришествии на Землю злодейского коммунизма и ответственен за все его преступления на планете (в прошлом, настоящем и будущем).
Надо сказать, что поскольку в СССР единственной дозволенной формой выражения русского национального самосознания была «деревенская проза», то интеллигенции было довольно легко объявлять русский патриотизм-национализм явлением глубоко реакционным, следствием деревенской ограниченности и крестьянской отсталости русского народа. Вообще куда бы ни повернулись идеологические симпатии Прогрессивной Интеллигенции – от коммунизма до антикоммунизма и либертарианства – на пути Прогресса, как бы его не понимали в этот раз, оказывалась тысячелетняя византийская русская дикость и «некультурность», и их худшая форма – русский патриотизм-национализм. К национализмам всех иных народов – от ичкерийского до прибалтийского – советская интеллигенция относилась с неизменной симпатией или, по крайней мере, с уважением. Достаточно напомнить, что либеральная интеллигенция прощала (или «не замечала») нерусским националистам («национальным демократам», как их стали именовать в перестройку) активное и добровольное соучастие в истреблении нацистами евреев во время Второй мировой войны («холокост»).
Поэтому вместо государств социалистических после распада Восточного блока органично возникли государства национальные с националистической идеологией.
«Казахстан считает многополярность наиболее справедливой и рациональной формой мироустройства с точки зрения обеспечения баланса сил и международной безопасности. Поэтому многосторонней дипломатии не существует альтернативы. Особенно в том, что касается международного терроризма, распространения ядерного оружия и технологий, трансграничной преступности, в том числе нелегального наркотрафика, торговли людьми и других опасных противоправных действий» [Токаев К.К. Казахстан в современном мире. // Международная жизнь. 2006 г. № 3 С. 88-95].
Список основной и дополнительной литературы
Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С.5-30.
Гумилев Л.Н. Историко-философские труды князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С.31-54.
Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С.731-762.
Живов В.М. Комментарии // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С
Трубецкой Н.С. Европа и человечество.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана.
Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме.
Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре.
Тесля А.А. К истории «И. Р.».
Исторический путь евразийства как идейно-политического течения (ч.1)
Съезд политической партии «Евразия»//Евразийское обозрение, № 6, май 2002 г.С1.
Сычева В. Идея евразийства - это тупик //«Итоги», 9 июля, 2002.
Мещеряков Н. На переломе. Из настроений белогвардейской эмиграции. – М., 1922. С.66- [4] См. Россия и латинство// Новое время, 1 февраля 1924 г.
Савицкий П.Н. Евразийство.// Основы евразийства – М., 2002. – С.280.
Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства – М., 2002. – С.298-299.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана//Европа и Человечество. –М., 2000 г. – С.88-90.
Савицкий П.Н. Степи и оседлость//На путях: Утверждение евразийства. – Москва, Берлин. Флоровский Г.В. На путях: Утверждение евразийства. – Москва, Берлин. 1922. – С.14-25
Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства// Наследие Чингисхана. – М., 2000. – С. 518-522.
Алексеев Н.Н. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства //Русский народ и государство. –М., 2000. –
Трубецкой Н.С. О газете «Евразия» //Евразия. – Париж. 1929. №7. –
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –М., 2000 г. – С.45.
Гумилев Л.Н. Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава.//Основы евразийства. – М., 2002. – С.482.
Рой МЕДВЕДЕВ Сойдутся ли Восток и Запад?
Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола // Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. — М.: «Аграф», 2002. −320 с.
Анатолий БЕРШТЕЙН, Дмитрий Карцев Третий мир. Единое наследие Чингисхана «Время новостей» N 231 17 декабря 2007г.
Задания для самостоятельной работы обучающихся
Задания для СРС Тема 1. Возникновение и развитие евразийства.
Подготовить презентацию по одному из представленных Вам в лекции деятелей.
Задания для СРС Тема 2. Основные идеи евразийства.
Составьте карту Евразии с делением на природно-климатические зоны и населением, занимающие их.
Задания для СРС Тема 3. Основы Евразийской культуры
(темы рефератов)
Пашня и Степь формы и результаты взаимодействия двух миров.
«Евразийская культура» (показать примеры межэтнического взаимодействия и, как следствие, возникающих этнокультурных заимствований у этносов, различных по происхождению и проживающих в одних природно-климатических условиях).
Задания для СРС Тема 4. Роль Л.Н. Гумилева в развитии евразийства.
(темы рефератов):
Особенности тюркской кочевой цивилизации.
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
Задания для СРС Тема 5. Неоевразийство.
Подготовьте анализ из монографии А.Г. Дугина «Основы геополитики» //http://lib.rus.ec/b/92458: Глава 4 Передел мира; Глава 5 Судьба России в имперской Евразии.
Задания для СРС Тема 6. Практическая реализация евразийской идеи (подготовить презентацию):
Евразийская идея Н.А. Назарбаева.
Задания для СРС Тема 7. Идея евразийства и многовекторность внешней политики Республики Казахстан (темы рефератов):
Значение евразийства в политической и экономической интеграции стран СНГ.
Идея евразийства и многовекторность внешней политики РК.
Задания для СРС Тема 8. Диалог Востока и Запада в наследии казахской интеллигенции
Подготовка реферата по темам: «Евразийские взгляды Ш.Уалиханова, А.Кунанбаева, А.Букейханова, М.Шокая и др.»
Задания для СРС Тема 9. Духовные ценности тюркской и евразийской культуры
Подготовить доклад на тему «Евразийские мысли О.Сулейменова»
Задания для СРС Тема 10. Евразийство и национальные ценности: за и против
Проведение «круглого стола» на тему: «Вызовы глобализации и проблемы сохранения национальной идентичности»
Задания для СРС Тема 11. Проект Н.А.Назарбаева о формировании Евразийского Союза государств
Работа над источниками и документами
Задания для СРС Тема 12. Основные принципы интеграции на основе идеи евразийства
Эссе на тему: «Особенности современной евразийской интеграции»
Задания для СРС Тема 13. Геополитика и региональная безопасность в евразийском континенте
Анализ деятельности ОДКБ, СВМДА, ШОС.
Задания для СРС Тема 14. Казахстан и мировое сообщество
Подготовка реферата по теме: «Доктрина внешней политики РК»
Задания для СРС Тема 15. Значение евразийства в экономической и культурно-гуманитарной интеграции стран СНГ
Подготовка проекта по созданию модели Евразийского союза
Темы и вопросы для самостоятельной работы:
Вопросы:
1. Что послужило возрождению идеи евразийства в наши дни?
2. Является ли идея евразийства актуальной в настоящее время?
3. Рассмотрите политическую историю России в 1917-1920 гг. Правы ли были евразийцы, утверждая, что у белого движения не было той идеологии, которую представили большевики?
4. Можно ли считать большевиков популистами?
5. Действительно ли народы Евразии, проживающие рядом являются похожими?
Вопросы:
1. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Гумилева – «жить порознь, но дружно»?
2. Рассматривая этногенез казахского народа можно утверждать, что современные этносы (русские, казахи, татары и др.) образовались благодаря той пассионарности, которую получили от монгол?
3. Можно рассматривать поступок Александра Невского как единственно правильное решение в той исторической реалии?
4. Можно утверждать, что выражение «Москва – третий Рим» образовалось благодаря вхождению Киевской Руси в состав Золотой Орды?
5. Находят ли практическое подтверждение утверждение Л.Н. Гумилева о комплиментарности народов Евразии в настоящее время?
Темы:
1. Сравните евразийство Н.А. Назарбаева, с мнением о евразийской идее В.В. Путина и А. Лукашенко.
2. Сравните отношение В. Путина к интеграционным процессам до 2008 года и в настоящее время.
3. Путин говорит о Евразийском союзе как о посредническом проекте – между Европой и странами АТР. Выскажите свою точку зрения.
4. Проект В.Путина политический. Как вы думаете, это, все-таки, своего рода вариант воссоздания СССР, несмотря на то, что В.Путин это отрицает?
5. Как Вы считаете, евразийский проект В. Путина в основе своей базируется на российском евразийстве А. Дугина?
Вопросы:
1. Что является основной целью внешней политики Казахстана?
2. Что имеет важное значение для становления и развития Казахстана как суверенного государства?
3.Какие факторы предопределяют интеграционные процессы с такими странами как Узбекистан и Кыргызстан?
4.Что является одной из важных задач в сфере регионального сотрудничества?
5.Что представляет особый интерес в долгосрочной внешнеполитической деятельности Казахстана?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|