|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«Белорусская медицинская академия последипломного образования»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
кадровой политики,
учреждений образования
и внешних связей
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
__________________Е.С. Зятиков
«_____»______________200____г.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АПТЕКИ»
ПРОГРАММА
для учреждений, обеспечивающих получение среднего
специального образования медицинского профиля,
по специальности 2-79 01 08 «Фармация»
Минск
Программа учебной практики «Организация работы аптеки» разработана преподавателем высшей квалификационной категории
УО «Могилевское государственное медицинское училище» Василенко Г.В.;
преподавателем УО «Могилевское государственное медицинское училище»
Рецензенты:
Заведующая ФДП центральной аптеки № 3 РУП Могилевского отделения «Белорусская железная дорога», провизор 1 категории Прокопенко Н.Д.;
И.О. заведующего аптеки № 1 г. Могилева, провизор высшей категории Зуева И.Е.
Рекомендована к утверждению учебно-методическим советом государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (протокол №____от_____200___г)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика учащихся является важнейшей частью учебного процесса подготовки фармацевта. Учебная практика «Организация работы аптеки» проводится в IV семестре в объеме 108 часов (18 дней) при шестидневной рабочей неделе и состоит из пропедевтической практики и практики в качестве помощника фармацевта – ассистента. Учебная практика проводится на базе производственных аптек Республики Беларусь. Аптеки-базы должны быть подобраны так, чтобы они обеспечивали прохождение учащимися учебной практики по всем разделам. При отсутствии в производственных аптеках работающего асептического блока раздел «Знакомство с основными помещениями и организацией работы асептического блока» отрабатывается в аптеках организаций здравоохранения.
Цели и задачи практики:
1. Адаптация учащихся к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.
2. Выработка у учащихся навыков соблюдения санитарного режима и фармацевтического порядка.
3. Знакомство учащихся с организацией работ по изготовлению лекарственных средств в условиях аптеки.
4. Закрепление и углубление теоретических знаний по фармацевтической технологии аптечного изготовления.
5. Отработка и совершенствование практических навыков и умений изготовления лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям организаций здравоохранения.
6. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности путем формирования ответственного отношения к профессиональной деятельности, строгого соблюдения дисциплины труда, техники безопасности, охраны труда.
7. Деонтологическое воспитание учащихся.
Перед началом учебной практики учащиеся обязаны пройти медицинский осмотр и иметь при себе оформленную медицинскую книжку, направление, командировочное удостоверение, программу практики.
К практике допускаются учащиеся, имеющие комплект санитарной одежды и сменную обувь.
На время прохождения учебной практики приказом по аптеке назначается общий руководитель практики и руководитель практики на рабочем месте.
Учебную практику учащиеся должны пройти в установленные учебным планом сроки в полном объеме по всем разделам. Пропущенные дни практики независимо от причин отрабатываются по договоренности с руководителем аптеки и руководителем практики от УО «Могилевское государственное медицинское училище».
Учащиеся должны изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, санитарного режима и внутреннего трудового распорядка аптеки.
Продолжительность рабочего дня учащегося составляет 6 часов (при шестидневной рабочей неделе), из них 1 час отводится на оформление дневника. Время работы учащегося фиксируется в отдельном табеле учета рабочего времени.
Форма табеля учета рабочего времени
Дата
| Время прихода
| Время ухода
| Подпись
| Примечание
|
Учащиеся должны ежедневно заполнять дневник практики по установленной форме.
Форма дневника
№
п\п
| Содержание рецепта
| Расчеты
| Свойства лекарственных веществ
| Приготовление с теоретическим обоснованием
|
В дневнике записываются все виды выполненных работ и описывается приготовление лекарственных средств по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения (по два рецепта ежедневно).
Рецепты записываются полностью без сокращений (кроме общепринятых) на латинском языке в номенклатуре действующей Государственной Фармакопеи.
Дневник ежедневно проверяется руководителем практики на рабочем месте, ставится дата и подпись. Дневник в период учебной практики хранится в аптеке и должен предъявляться руководителю практики от учреждения образования в любое время рабочего дня. В конце практики дневник подписывается и заверяется руководителем аптеки. Учащемуся выдается характеристика подписанная и заверенная руководителем аптеки.
По окончании практики учащиеся представляют в учреждение образования характеристику, дневник, отчет по установленной форме, табель учета рабочего времени и проходят собеседование, итогом которого является отметка по 10-балльной системе.
В результате прохождения учебной практики «Организация работы аптеки» учащиеся должны иметь представление:
-об организации лекарственного обеспечения населения;
-о структуре, назначении и функциях аптечных организаций;
-о должностных обязанностях основных категорий аптечных работников;
-о структуре, оборудовании, оснащении и организации работы асептического блока.
Учащиеся должны знать:
-правила по технике безопасности и охраны труда;
-требования по санитарно-гигиеническому режиму аптечных учреждений;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-теоретические основы приготовления порошков, микстур, водных и неводных растворов, ароматных вод.
Учащиеся должны уметь:
-дезинфицировать и мыть аптечную посуду, тару и укупорочный материал, убирать производственные помещения;
-получать воду очищенную;
-фасовать, упаковывать, оформлять различные лекарственные средства;
-организовывать и подготавливать к работе рабочее место фармацевта-ассистента;
-работать с приборами, измеряющими массу и объем и ухаживать за ними;
- подбирать тару и укупорочный материал;
-тарировать тару;
-отвешивать твердые, сыпучие, вязкие, жидкие лекарственные вещества;
- измельчать и смешивать лекарственные вещества;
-отмеривать жидкости;
-проверять качество смешивания, дозировать порошки, упаковывать, растворять лекарственные вещества;
-процеживать (фильтровать) растворы;
-проверять на отсутствие механических включений;
-оформлять паспорт письменного контроля;
-оформлять лекарственное средство к отпуску.
Обоснованные изменения в содержании программного материала и в распределении учебных часов по темам в пределах общего бюджета времени, отводимого на учебную практику, вносятся предметной (цикловой) комиссией.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема
| Количество часов
| Раздел 1 Знакомство с аптекой, назначением основных помещений,
должностными обязанностями различных категорий
аптечных работников. Инструктаж по технике
безопасности. Изучение инструкции по санитарно-
гигиеническому режиму аптечных учреждений
|
| Раздел 2 Подготовка тары (флаконов и укупорочного материала),
обработка и мойка аптечной посуды. Уборка
производственных помещений
|
| Раздел 3 Устройство и принцип работы аквадистиллятора. Получение
воды очищенной. Знакомство с основными помещениями и
организацией работы асептического блока
|
| Раздел 4 Знакомство с организацией рабочего места фасовщика.
Работа в качестве фасовщика
|
| Раздел 5 Знакомство с организацией рабочего места фармацевта-ассистента. Работа в качестве помощника фармацевта-ассистента. Работа в качестве помощника фармацевта-ассистента по приготовлению экстемпоральных лекарственных средств по рецептам и требованиям: твердых лекарственных форм (порошков), жидких лекарственных форм (растворов водных, глицериновых, масляных, спиртовых, растворов высокомолекулярных соединений, микстур, стандартных фармакопейных растворов, ароматных вод)
Итого:
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель изучения темы
| Содержание темы
| Результат
|
-познакомить с организационной структурой, задачами и функциями аптечных орга-низаций;
-познакомить с должност-ными инструкциями различных категорий аптечных работников;
-познакомить с инструк-цией по технике безопасности;
-познакомить с инструк-циией по санитарно-гигиеническому режиму
аптечных учреждений
| Раздел 1 Знакомство с аптекой, назначением основных помещений, должностными обязанностями различных категорий аптечных работников. Инструктаж по технике безопасности. Изучение инструкции по санитарно-гигиеническому режиму аптечных учреждений
В дневнике
описывается: тип аптеки, группа, подчиненность, адрес, чертится план аптеки, перечисляются основные производственные помещения
|
-представляет организацию, структуру назначение и функцию аптечной организации;
-ориентируется в должностных обязанностях различных категорий аптечных работников;
-знает правила по технике безопасности и требования по санитарно-гигиеническому режиму аптечных учреждений
|
-изучить инструкцию по обработке аптечной посуды, тары и укупорочного материала,
проведению уборки производственных помещений
| Раздел 2 Подготовка тары (флаконов и укупорочного материала), обработка и мытье аптечной посуды. Уборка производственных помещений
В течение рабочего дня дезинфицируется и моется аптечная посуда, тара и укупорочный материал, производится уборка производственных помещений согласно инструкции.
В дневнике описывается:
-устройство и оборудование моечной;
-конспектируется инструкция по обработке аптечной посуды, флаконов, укупорочного материала;
-условия стерилизации аптеч-ной посуды и порядок хранения;
-перечисляются моющие и дезинфицирующие растворы
|
-дезинфицирует и моет аптечную посуду, тару, укупорочный материал, убирает производствен-ные помещения в соответствии с дейст-вующей инструкцией
|
-познакомиться с ус-тройством аквадистилля-тора;
-изучить инструкцию по эксплуатации аквадисти-ллятора
-сформировать представление об основных помещениях асептического блока, его оснащении и оборудовании, организации работы и подготовке фармацевта к работе в асептическом блоке
| Раздел 3 Устройство и принцип работы аквадистиллятора. Получение воды очищенной. Знакомство с основными помещениями и организацией работы асептического блока
Под наблюдением непосредственного руководителя практики включить аквадистиллятор и получить воду очищенную. Познакомиться с проведением анализа воды очищенной и регистрацией результатов анализа в журнале провизора-аналитика.
В дневнике описывается устройство и оборудование дистилляционной, чертится схема аквадистиллятора, описывается строение и принцип работы аквадистиллятора, указываются условия и сроки хранения воды очищенной.
Познакомиться с основными помещениями и организацией работы асептического блока, начертить план, указать помещения, описать оборудование и оснащение. Описать подготовку фармацевта к работе в асептическом блоке
|
-знает устройство и принцип работы аква-дистиллятора;
-имеет опыт получения воды очищенной
-представляет структуру асептического блока, его оборудование, оснащение, организацию работы и подготовку фармацевта к работе в асептическом блоке
|
-изучить должностную инструкцию фасовщика (укладчика, упаковщика);
-организацию рабочего места фасовщика
| Раздел 4 Знакомство с организацией рабочего места фасовщика (укладчика, упаковщика). Работа в качестве фасовщика (укладчика, упаковщика)
В дневнике описать оборудование и оснащение фасовочной, организацию рабочего места фасовщика, средства малой механизации. Описать все виды фасовочных работ за 2 дня, приклеить образцы заполненных этикеток, представить перечень внутриаптечной заготовки
|
-фасует порошки, таблетки, жидкие лекарственные средства, мази, упаковывает, оформляет к отпуску
|
-изучить должностную инструкцию фармацевта-ассистента, инструкцию по технике безопасности;
-познакомиться с организацией рабочего места фармацевта-ассистента;
-отработать практические навыки по отвешиванию твердых и жидких веществ, отмериванию жидких веществ, измельчению, смешиванию, проверке однородности смешения, растворению (фильтрованию), подбору тары и укупорочного материала, оформлению лекарственных средств к отпуску
| Раздел 5 Знакомство с организацией рабочего места фармацевта –ассистента. Работа в качестве помощника фармацевта-ассистента по приготовлению экстемпоральных лекарственных средств по рецептам и требованиям: твердых лекарственных форм (порошки), жидких лекарственных форм (растворов водных, глицериновых, масляных, спиртовых, высокомо-лекулярных соединений, микстур, стандартных фармакопейных растворов, ароматных вод)
Под наблюдением руководителя готовятся лекарственные средства по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения (формы перечислены выше), выполняются работы по подбору флаконов и укупорочного материала, процеживанию (фильтрованию) растворов, развешиванию (дозированию), приготовленной порошковой смеси, упаковке их в бумажные капсулы, коробки, пакеты, выкладыванию приготовленных мазей в банку, оформлению лекарственных форм.
Вся работа описывается в дневнике по установленной форме
|
-умеет организовывать рабочее место фармацевта-ассистента в соответствии с действующими инструкциями;
-владеет приемами по отвешиванию твердых и жидких веществ, отмериванию жидких веществ, измельчению, смешиванию, проверке однородности смешения, растворению (фильтрованию), подбору тары и укупорочного материала, оформлению лекарственных средств к отпуску
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах
| Показатели оценки
| 1 (один)
| Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материла по фармацевтической технологии, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.), наличие многочисленных существенных ошибок исправляемых с помощью преподавателя.
| 2 (два)
| Различение объектов изучения программного учебного материала по фармацевтической технологии, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий, наличие существенных ошибок исправляемых с помощью преподавателя.
| 3 (три)
| Воспроизведение части программного учебного материала по фармацевтической технологии по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу, наличие отдельных существенных ошибок.
| 4 (четыре)
| Воспроизведение большей части программного учебного материала по фармацевтической технологии ( описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок.
| 5 (пять)
| Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала по фармацевтической технологии ( описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок.
| 6 (шесть)
| Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала по фармацевтической технологии; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок.
| 7 (семь)
| Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала по фармацевтической технологии; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок.
| 8 (восемь)
| Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала по фармацевтической технологии; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок.
| 9 (девять)
| Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала по фармацевтической технологии; оперирование программным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)
| 10 (десять)
| Свободное оперирование программным учебным материалом по фармацевтической технологии; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)
|
Примечание:
1. При полном отсутствии результатов учебной деятельности выставляется отметка «ноль»;
2. Существенными ошибками считаются:
-ошибки в проверке доз;
-ошибки в расчетах;
-ошибки в технологии лекарственной формы;
-ошибки в оформлении лекарственного средства
*за каждую существенную ошибку снимается 1 (один) балл.
3. Несущественными ошибками считаются:
-выбор нерационального способа изготовления лекарственной формы
* за нерациональное изготовление снимается 1 (один) балл
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|