Малая социальная группа и ее роль в обществе
1. Характеристики малой группы
1) Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении
друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.
2) Состав группы.
Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек.
3) Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей и набор норм.
4) Групповые процессы
2. Виды и функции малых групп
1) По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
2) По способу возникновения
(формальные, неформальные или контактные)
3) По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива.
4) Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и
функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
3. Групповая динамика
1) сплочение или разобщение групп;
2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
3) становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Чел ов ек
Потребности и интересы человека
1. Понятие потребности
2. Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные)
- Социальные
- Духовные (идеальные, познавательные)
- Экзистенциальные
- Престижные
3. Другие классификации потребностей:
- Базовые потребности (Маслоу): а)Первичные (врожденные)
б)Вторичные ( прио6ретенные)
4. Разумные потребности
5. Потребности лежат в основе возникновения
- интересов
- и склонностей
6. Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю: а)индивидуальные; б)групповые в)всего общества
- по направленности: а)экономические; б)социальные в)политические; г)духовные.
Деятельность
11. Понятие деятельности.
2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
а) целеполагание;
б) преобразование окружающей среды или самого себя;
3. Структура деятельности. а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) мотив;
д) средства; е) действия; ж) результат.
4. Мотивы деятельности. а) потребности;
б) интересы;
в) убеждения;
г) социальные установки.
5. Многообразие деятельности. а) духовная и практическая;
б) созидательная и разрушительная.
6. Основные виды деятельности человека.
а) познание;
б) труд;
в) общение;
г) игра.
Мировоззрение
1. Понятие мировоззрения
2. Структура мировоззрения
а)Мировоззрение личности
б)Научное и религизное мировоззрение в)Мировоззрение как деятельность
3. Пути формирования мировоззрения
4. Основные виды мировоззрения
а) мифологическое б) религиозное
в) философское г) научное
5. Роль мировоззрения в жизни человека
Человек как духовное существо
1.Духовная сфера деятельности человека. а)искусство.
б)религия. в)наука. г)нравственность.
2.Мораль. Духовный ориентир, система норм социального регулирования.
3.Ценности личности и общества.
4.Патриотизм и гражданственность.
5.Мировоззрение.
Человек, индивид, личность
1. Что такое человек? Что такое индивид? Что такое личность?
2. Человек – биосоциальное существо:
а) биологическая природа человека б) социальная природа человека
4. Индивид как конкретный человек. Различия индивидов благодаря:
а) темпераменту б) характеру
в) психике
г) самосознанию
5. Личность. Виды личности:
а) трудовой
б) политический в) эстетический г) социальный
д) религиозный
6.Личность характеризуется:
а) принадлежностью к разным социальным общностям б) сознанием
в) мировоззрением
г) социальной индивидуальностью д) неповторимостью
7.Ее ядро – мировоззрение. Типология мировоззрения:
а) мифологическое б) религиозное
в) философское
7 Становление личности в российском обществе.
Внутренний мир человека
1.Понятие внутреннего мира человека (Что такое внутренний мир человека?)
2.Структура внутреннего мира человека: А) познание
Б) эмоции
В) чувства
Г) мировоззрение
3. Мировоззрение и его структура
4. Пути формирования мировоззрения: А) стихийный
Б) осознанный
Изменение взаимодействия человека и природы в
Процессе общественного развития
1. Определение природы и человека.
2. Определение культуры
3. Концепции взаимодействия общества и природы.
3.а) История развития отношений человечества и природы
3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
4. “Глобальные проблемы” человечества.
5. Общие подходы к решению экологических проблем.
5.а) Пути решения проблем в разных странах.
5.б) Всемирные организации по защите окружающей среды.
5.в) Идея коэволюции.
Цель и смысл жизни
1.Понятие цель жизни
2.Содержание цели жизни
3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории
3.1. В античные времена
3.2. В Средние века
3.3. В эпоху Ренессанса
3.4. В новое время
4. Три измерения смысла жизни
4.1. Прошлое (ретроспекция)
4.2. Настоящее (актуализация)
4.3. Будущее (проспекция)
5. Концепция смысла жизни
5.1. Аскетизм
5.2. Гедонизм
5.3. Прагматизм
5.4. Утилитаризм
5.5. Эвдемонизм
5.6. Этика долга
6. Проблемы смысла жизни
6.1. Объективная сторона
6.2. Субъективная сторона
7.Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении жизни человека
Свобода и ответственность
1. Что такое свобода и ответственность?
2. Виды свободы: а) экономическая б) политическая
в) духовная
г) гносеологическая
3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.
4. Отражение относительного характера свободы –
ответственность.
а) наличие долга и совести
б) умение осуществлять самоконтроль в) самоуправление
5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
6. Роль свободы в современном российском обществе.
Ответственность, отраженная в конституции РФ.
Человек как продукт эволюции
1.теории происхождения чел-а
А)креационистская Б)эволюционная В)трудовая
2. понятие антропогенеза
3. человек, как биосоц.сущ-во
4.основн.олич. чел-а от животн. А)сознание(мышление)
Б) членораздельн.речь
В)сознат. Целенапр. Творч.деят.
5. уникальность чел-а
Биологическое и социальное в человеке
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия
"человек"
3. Биосоциальная природа человека:
а) Человек - часть природы
б) Человек - существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.
Человек есть существо общественное в большей степени, нежели всякого рода стадного животного
1. Человек как существо биосоциальное:
- биологическая сущность человека
- социальная сущность человека
2. Что из себя представляет биологическая сущность человека
3. Что из себя представляет социальная сущность человека
4. Подходы к преобладанию одной из сторон сущности человека:
- биологизаторство
- социологизаторство
5. Основы социологизаторства:
- социальное в человеке преобладает над биологическим
- человек не мыслим без общества
- именно общество делает из человека человека
6. Тенденции развития социальной сущности в человеке
Социализация личности
1. Сущность социализации
2. Основные этапы социализации и их особенности:
а) первичная социализация б) вторичная социализация
3. Институты социализации:
а)значение семьи в первичной социализации б) роль образования в социализации личности
в) какой опыт предают сверстники г) СМИ как агенты социализации
4. Значение социализации для личности
Проблема неполных семей
1.Виды семей
А)нуклеарная (родители,дети) Б)полная
В)неполная
Г)расширенная (3 поколения живут под одной крышей)
Д)патриархальная
1.глава-муж
2.разделение обязанностей
3.у детей свои обязанности
4строгость,подчинение старшим
Е)партнерская
1.равноправие
2.без разделения труда
3.совместно решают дела
2.Понятие неполной семьи
3.Причины появления неполных семей а)уход одного из партнеров
б)ранние браки в)асоциальное поведение г)уязвимость
д)неумение находить компромиссы е)повышение соц. статуса ж)инфантильность мужчин
4.Последстия неполных семей а)демографическая ситуация б)эк. ситуация
в)угроза неблагополучия
г)душевная травма
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|