Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема 4. Юридические факты и их виды





Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип занятия:обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели по содержанию:

·Образовательная: систематизировать понятия: правоотношения, субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность.

·Развивающая: продолжить формирование умений: видеть логическую взаимосвязь данных понятий, выявлять характерные признаки правоотношения, грамотно пользоваться основными понятиями урока при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней.

·Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг к другу в процессе деятельности.

Формы организации воспитательного мероприятия: фронтальная, групповая.

Средства обучения: раздаточный материал

(Приложение 1)

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя:

Право занимает свое особое место в системе социальных норм, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Подчеркнем: сущность права наука определяет как нормативную форму организации общественных отношений. При этом, в отличие от всех других социальных норм, правовые нормы носят общеобязательный характер, закреплены в законах и других установленных обществом и государством правовых актах, которые призваны четко определять границы возможного поведения и наказания за правонарушения. На данном мероприятии мы более подробно рассмотрим тему “Правоотношения”.



И вы обратили внимание, что на столах лежит раздаточный материал.

II. Наша задача сегодня – более подробно познакомится с понятием правоотношение, выявить характерные признаки его; выяснить также, что представляет собой структура правоотношений. Для проведения данного мероприятия формируем две команды. (команда “Закон” и команда “Право”) и жюри в составе пяти человек( три педагога и два учащихся). Задача жюри – в конце мероприятия подвести итоги — личное первенство и командное первенство.

Люди, взаимодействуя друг с другом вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяет специфику правил, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, внутрисемейные отношения строятся, как правило, на лично-доверительных и моральных нормах.



Однако существует особая область человеческих отношений, которая в силу своей социальной значимости, помимо моральных и иных норм, объективно требует правовой регламентации. То есть существуют такие общественные отношения, которые: 1) возникает только на основе норм права; 2) в нем представлена воля участников правоотношения; 3) способом его обеспечения является государственное принуждение.

Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому что любая неопределенность отношения собственности, отсутствие ее надлежащей защиты неизбежно приводит к социальным потрясениям.

Таким образом: Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Нормы права носят всегда абстрактный характер, ибо представляют собой общеобязательные правила поведения. А правоотношения всегда индивидуально-конкретны, так как выступают в форме взаимной связи конкретных лиц. И эти лица, вступая в них, обретают соответствующие права и обязанности. Иначе говоря, по отношению к ним применяются нормы права.

У нас появилось два новых понятия: субъективное право и юридическая обязанность.

Вопрос учащимся: помогите, пожалуйста, сформулировать, что такое право и обязанность, (формулировка понятий учащимися).

Учитель: всем спасибо за такие разные ответы. Но у нас есть два учащихся, по одному от каждой команды, которые заранее готовились к данному мероприятию и сейчас мы послушаем их правильные сообщения.



1 учащийся. Субъективное право – это предоставленная участнику правоотношения возможность определенного поведения, предусмотренная нормами права и, в необходимых случаях, обеспеченная государственным принуждением.

Юридическая обязанность – это возлагаемая на участника правоотношения должная форма поведения, предусмотренная нормами права и обеспеченная государственным принуждением.

2 учащийся. Субъективные права и юридические обязанности находятся между собой в неразрывной связи. Возникновение субъективного права у одного лица неизбежно порождает появление юридической обязанности у другого лица и наоборот. Поэтому осуществление права одним из участников правоотношения требует непременной реализации обязанности другим участником этого же правоотношения.

Предоставляя кому-либо субъективное право; юридические нормы предписывают другому лицу или другим лицам требование обеспечить своим поведением его осуществление. Например, предоставляя нуждающимся нетрудоспособным родителям, право на получение содержания от своих детей, закон возлагает вместе с тем на детей соответствующую обязанность.

К участникам правоотношений относятся: физические лица, юридические лица, а также некоторые организации, органы, не являющиеся юридическими лицами. К физическим лицам относятся:

1) граждане;
2) лица с двойным гражданством;
3) лица без гражданства;
4) иностранцы.

Учитель: а теперь помогите выявить характерные признаки правоотношения.

Для этого необходимо возвратится к определению правоотношения, ведь в нем самом содержится подсказка. На столах у вас лежат раздаточные материалы. (таблица 1 и схема 1.). Правая сторона схемы заполнена, левая пустая – ваша задача заполнить левую часть таблицы. Для выполнения данного задания вам нужно воспользоваться схемой 1. Та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, считается победителем. (листы с заданием сдаются жюри)

Таблица 1. Характерные признаки.

Общественные отношения возникают на основе норм права Возникают между кем и на основе чего?
Волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны) Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?
Эта связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей Посредством чего осуществляется связь между лицами?
Охраняется государством и составляет основу государственного принуждения. Возникает на основе норм права, к чему это приводит?

Учитель: всем спасибо за работу, первая выполнила задание команда “Закон” (зачитывают правильные ответы).

Учитель: для того чтобы четко выделить структурные элементы правоотношения и представить картину их взаимодействия, обратимся к примеру, к отношениям, в которые мы вступаем, приобретая в магазине или на рынке необходимые нам товары.

Приехав на рынок и найдя интересующую нас вещь, мы – покупатели – начинаем торговаться с продавцом. Договариваемся между собой о цене, других условиях сделки, т.е. вступаем в правоотношения купли-продажи.

После того как придем к соглашению, у каждого из нас, продавца и покупателя, возникнут взаимные права и обязанности. Итак, структура правоотношения состоит из четырех составляющих ее элементов.

На столах у вас лежит схема – структура правоотношений. Что такое субъективное право и юридическая обязанность, мы уже рассмотрели. Познакомимся с понятиями субъекты и объекты правоотношения.

Схема 2.

Учитель: Сформулируйте определение понятий субъекты и объекты правоотношения и запишите на листочках (команда “Закон” – субъекты, команда “Право” – объекты). Задания с ответами сдаются жюри на проверку.

Учитель: жюри объявляет результаты и дает правильное определение понятий.

Субъекты–участники правоотношения, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Объекты–то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Учитель: Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности участников (субъектов правоотношения).

Под объектом правоотношения понимается тот предмет окружающего мира (материальное) или нематериальное благо (жизнь, здоровье, честь и достоинство), по поводу которого возникло данное правоотношение.

Субъектом (участником) правоотношения могут быть как физические, так и юридические лица, государство, его части и отдельные муниципальные образования.

Чтобы стать участником правоотношения, субъект должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Под правоспособностью понимается установленная государством способность субъекта обладать правами и нести юридические обязанности.

Дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и осуществлять юридические обязанности.

Правоспособность – это потенциальная, общая способность субъекта иметь права и обязанности. У граждан правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ). Дееспособность гражданина возникает с достижением определенного возраста. Так, в соответствии с нормами гражданского законодательства, частичная дееспособность гражданина возникает с 14 лет, а полная дееспособность – с достижением 18 лет, т. е. совершеннолетия.

Право и дееспособность у юридических лиц возникают с момента их образования, т. е. регистрации юридического лица, и прекращаются его ликвидацией.

Содержание правоотношения характеризуется обязательной взаимосвязью между правами и обязанностями участников (субъектов). Субъективному праву одного соответствует юридическая обязанность другого и наоборот. По содержанию правоотношение может иметь простую и/или сложную взаимосвязь между субъектами. Как правило, эта взаимосвязь носит довольно сложный характер, где каждый из участников (субъектов) правоотношения наделен одновременно и правами, и обязанностями в отношении другого участника (субъекта). Примеров простой взаимосвязи довольно немного, например, договор беспроцентного займа.

Для возникновения правоотношения необходимо наличие определенного юридического факта.

Учитель: перед вами схема 2 и схема 3 “Юридические факты” – изучите схему.

Юридические факты – это различные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Все юридические факты можно подразделить на события и действия. События – это жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли субъектов правоотношения. Например, смерть, наводнение, землетрясение, достижение определенного возраста и т. д.

Действия – это результат волеизъявления субъектов правоотношения. Действия в свою очередь подразделяются на правомерные (например, сделка) и неправомерные. Неправомерные действия в свою очередь могут быть подразделены на: преступления, административные проступки, гражданско-правовые правонарушения и т. д. .

Для возникновения отдельных видов правоотношений необходимо наличие нескольких юридических фактов, т. е. юридический состав. Например, брачно-семейные отношения возникают после государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния при условии взаимного добровольного согласия обоих супругов и достижения брачного возраста (ст. 12 Семейного кодекса РФ).

Схема 4. Юридические факты и их виды

Юридические факты
События Действия
Рождение, смерть, достижение определенного возраста Правомерные: Сделка и ее разновидность, договор и др. Неправомерные: Преступления (уголовно-наказуемые деяния) Административный проступок Гражданские правонарушения и др.

III. В заключение урока для закрепления материала выполним задание Каждому участнику раздается лист с заданием.

Задание 1. Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями:

а) покупка хлеба в булочной.
б) заказ билета на самолет.
в) поздравление товарища с получением премии.
г) вручение букета цветов подруге в день ее рождения.
д) дарение родственнику магнитофона.
е) пользование электробритвой.
ж) заем денег у приятеля.
з) прогулка по парку.

Задание 2. Субъектом правоотношений человек становится с момента:

а) рождения
б) получения паспорта
в) наступления совершеннолетия.
г) начала трудовой деятельности.

Задание 3. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

а) муж и жена усыновили годовалого мальчика.
б) отец с сыном были оштрафованы за проезд без билета.
в) мать с дочерью получили квартиру в новом доме.
г) брат устроился работать на фирму сестры.

Задание 4. Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

а) семейные
б) трудовые
в) административные.
г) гражданские

Задание 5. Верны ли следующие суждения об участниках правоотношений?

А. Участниками правоотношений могут быть как юридические, так и физические лица.
Б. Гражданин другой страны является участником правоотношений.

1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения.
4. оба суждения неверны.

Задание 6. Какое слово пропущено в схеме?

Задание 7. В какой из перечисленных отраслей права формой юридической ответственности может быть лишение свободы?

а) гражданское право
б) уголовное право
в) Экологическое право
г) государственное (конституционное) право

IV. Итог мероприятия.

Подводится личное и командное первенство. Самым отличившимся выставляется отметка в журнал.

Список литературы:

1.Гамова А.М. Обществознание для будущих юристов: Учебное пособие.– М: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003

2.Мушинский В.О. Обществознание: Учебник для средней школы. Часть первая. – М.: Междунар. Отношения, Центр гуманитарного образования,2002

3.Никитин А.Ф. Обществознание.10-11кл.: методические рекомендации, дидактические материалы, поурочное и тематическое планирование/А.Ф.Никитин.– М.: Дрофа,2005.

4.Никитин А.Ф. Правоведение: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/ А.Ф.Никитин.-М.: Просвещение, 2004

5.Обществознание. 11 класс; учеб. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др); под ред. Л.Н Боголюбова; Рос.акад.наук,Рос.акад образования, изд-во “Просвещение”. 2010

6.Открытые уроки. История. 5,6,7,10кл. Основы Государства и Права. 9 кл, 2003. Автор-составитель О.А.Бондаренко. Издательство “Учитель”

7.Русских Г.А. Система работы учителя географии в условиях профильного обучения. Учебное пособие (для слушателей системы повышения квалификации). Киров. 2006.

8.Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.