Категории и понятия менеджмента
МЕНЕДЖМЕНТ
Раздел 1. Базовые категории менеджмента
Тема 1. Организация и управление
Сущность менеджмента
Сегодня менеджментом у нас интересуются все: хозяйственные руководители, предприниматели, научные работники, общественные деятели, сотрудники органов управления всех уровней, все, кто считает себя или надеется стать менеджером, и просто любознательные. Нам действительно не хватает менеджмента, причем со всех сторон, на всех уровнях, везде и во всем. И сейчас трудно представить себе что-либо более полезное в сфере образования и распространения знаний, чем постижение науки и практики менеджмента.
Менеджмент — это важная составная часть культуры современного человека и в качестве таковой имеет историю, традиции, теорию и практику. Менеджмент — это управление совместной человеческой деятельностью, а не работой машин или механизмов, не индивидуальным трудом как таковым, взятым изолированно от его социально-экономического окружения.
Одно из главных, если не центральное отличие менеджмента от других способов организации коллективных действий в том, что менеджмент в принципе не дает идеальных, единственно правильных, «самых лучших» рецептов, пригодных на все случаи жизни. Организация и методы управления выбираются в соответствии с целями, стратегиями и задачами предприятия. Не давая готовых рецептов, менеджмент учит задавать верные вопросы, правильно ставить задачи. Кроме того, он дает руководителям простые правила, которые, хотя и не универсальны, но дают большой эффект, если применимы к конкретной ситуации.
С информационной точки зрения менеджмент — это систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и заимствованы достижения других наук.
Следует отметить, что пришедший из английского языка термин «менеджмент» и слово «управление» являются синонимами, если говорят об управлении предприятием (организацией). В литературе можно встретить различные определения менеджмента.
Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой-либо объект или систему с целью перевода его в новое состояние или поддержания в установившемся режиме.
Менеджмент — это самостоятельный вид управленческой деятельности по руководству коллективами людей для достижения поставленных целей.
Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми и область знания, помогающая осуществлять руководство.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь поставленных целей.
Менеджмент означает также и функцию, и группу людей, которые ее осуществляют. Менеджмент, как группа менеджеров предприятия, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий и принимающий решения. При выполнении этих функций менеджмент повсюду сталкивается с одними и теми же проблемами. Он несет ответственность за влияние предприятия на социальную и природную среду, но прежде всего — за производство результатов, ради которых предприятие и существует.
Для современного менеджмента характерно все большее внимание к человеку, который воспринимается как наиболее ценное из всего, чем располагает предприятие. В трудные времена компании и фирмы идут на продажу ценных бумаг, на сокращение или ликвидацию ресурсных запасов и товаров, влезают в долги, лишь бы сохранить персонал. Менеджмент играет активную роль в мире, преобразуя не только свое дело, но и свое окружение. Конечно, многое могут изменить в мире гигантские корпорации, но и небольшое предприятие, пусть в малых географических или социальных масштабах, способно оказать немалое позитивное воздействие на свое окружение: качеством продукции, предоставлением рабочих мест, вниманием к охране окружающей среды и нуждам своего региона, разумной благотворительностью и заботой об образовании и культуре.
Категории и понятия менеджмента
Менеджмент, как и любая отрасль знаний, имеет свою систему категорий и понятий.
Предмет менеджмента — это законы, принципы и методы построения и функционирования организации; законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией; отношения, которые складываются между людьми в процессе управления.
Объект управления — это отдельные лица и коллективы работников.
В силу специфики предмета и объекта изучения менеджмент находится на стыке общественных наук и прикладных областей знания. При этом имеет место связь менеджмента с другими науками:
- экономикой (работают экономические законы);
- философией (используется диалектический подход к изучаемым явлениям);
- логикой (она важна при выборе управленческих решений);
- психологией (ее знание необходимо при решении вопросов мотивации и стимулирования труда);
- кибернетикой (изучает системы управления);
- математикой (используются математические методы).
Под методом исследования понимается система используемых способов и приемов получения знаний.
Перечислим некоторые специальные исследовательские методы менеджмента:
- системный — основан на целостности системы;
- комплексный — рассматривает явления в их связи и взаимозависимости;
- структурный — основан на разложении сложного явления на составные части;
- ситуационный — предусматривает учет конкретных внешних и внутренних условий;
- интеграционный — совокупность различных методов;
- математические и экономико-математические — используют математический аппарат и вычислительную технику как инструмент нахождения оптимального варианта решения;
- социологические — включают анкетирование, тестирование, опрос и т. д.;
- моделирование — строится модель рассматриваемой ситуации или явления;
- наблюдение — ведется наблюдение и фиксируются данные, затем проводится анализ;
- эксперимент — изучается влияние ряда факторов, которые можно менять, на характеристики изучаемого процесса или явления. Вообще говоря, проводить масштабные эксперименты в управлении может стоить очень дорого, так как их последствия зачастую сложно предвидеть.
Необходимо отметить, что эти исследовательские методы используются и другими науками.
Законы менеджмента отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений.
К специфическим законам менеджмента в сельскохозяйственном производстве можно отнести:
- сочетание централизации и децентрализации управления. Полная централизация невозможна, так как подразделения сельскохозяйственных предприятий различаются условиями работы, решаемыми задачами и т. д. Учесть специфику работы всех подразделений можно в том случае, если предоставить им право самостоятельно решать те или иные проблемы. Но в каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное соотношение централизации и децентрализации;
- соответствие управляющей подсистемы управляемой. Органы управления должны соответствовать уровню и объему производственной сферы. От этого зависят расходы на содержание управленческого аппарата и эффективность его работы. Автоматизация производства и компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает людей, занятых в сфере управления;
- постоянное совершенствование структуры управления. Необходимо постоянно приводить аппарат управления в соответствие меняющимся объемам работ, целям и задачам производства;
- развитие инициативы и предприимчивости предприятий и их подразделений. В рыночных условиях это особенно важно;
- единство методов и технологии управления на всех уровнях и в отдельных подразделениях.
Под принципами менеджмента понимаются основные законы, руководящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий.
Основные принципы менеджмента:
- научность. Управление должно строиться на точно сформулированных законах, управленческие решения должны приниматься на основе научного подхода;
- законность. Все управленческие решения должны иметь под собой правовую основу. Руководителю должны быть гарантированы все права, предусмотренные законодательством;
- ответственность. Работа всех сотрудников должна определяться организационной структурой предприятия, четкими должностными инструкциями;
- моральное и материальное стимулирование. Уровень вознаграждения работников должен соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда;
- подбор и расстановка управленческого персонала. Это обеспечивает эффективную работу предприятия;
- преемственность. Этот принцип предполагает анализ прошлого опыта и сохранение всего положительного в управлении.
В менеджменте работают и другие принципы: системности, иерархичности, обратной связи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|