|
Изучение состава выхлопов автомобильных двигателей
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Основные положения
Вследствие загрязнения среды обитания вредными веществами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания зоной экологического бедствия для населения становятся целые регионы, в особенности крупные города. Проблема дальнейшего снижения вредных выбросов двигателей все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей самих мероприятий по снижению вредных веществ в процессе эксплуатации.
Принцип работы автомобильных двигателей основан на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких температурах. К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn, окислы азота (NO и NO2) обычно обозначаемые NOX. Кроме перечисленных веществ вредное воздействие на организм человека оказывают выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды. В таблице 1 приведено содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей.
Таблица 1.
Содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей
Токсичные вещества
| Содержание
| Окись углерода %
| до 10,0
| Углеводороды, %
| до 3,0
| Окислы азота %
| до 0,5
| Альдегиды %
| 0,03
| Сажа г/м3
| до 0,04
| Бенз(а)пирен мкг / м
| до 20
| Двуокись серы %
| 0,008
| Основным токсичным компонентом отработавших газов, выделяющихся при работе бензиновых двигателей, является окись углерода. Она образуется при неполном окислении углерода топлива из-за недостатка кислорода во всем объеме цилиндра двигателя или в отдельных его частях. Основным источником токсичных веществ, выделяющихся при работе дизелей, являются отработавшие газы. Картерные газы дизеля содержат значительно меньшее количество углеводородов по сравнению с бензиновым двигателем в связи с тем, что в дизеле сжимается чистый воздух, а прорвавшиеся в процессе расширения газы содержат небольшое количество углеводородных соединений, являющихся источником загрязнений атмосферы.
Примерное содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля приведено в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля
Токсичные вещества
| Содержание
| Окись углерода %
| 0,2
| Углеводороды, %
| 0,01
| Окислы азота %
| 0,25
| Альдегиды %
| 0,002
| Сажа г/м3
| 0,01 - 1,1
| Бенз(а)пирен мкг / м
| до 10
| Двуокись серы %
| 0,03
| Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.
Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов. Отработавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированными зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза.
Вклад автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в загрязнение воздуха составляет до 90 % по окиси углерода (СО) и до 70 % по окиси азота (NO). Автомобили выделяют в окружающую среду с парами топлива, отработавшими и картерными газами свыше 160 наименований различных химических веществ. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере представлены в табл. 3. Загрязнение воздуха идёт по трём каналам: 1. Отработавшие газы, выбрасываемые через выхлопную трубу – 65 %. 2. Картерные газы – 20 %. 3. Углеводороды в результате испарения топлива из бака и соединений трубопроводов – 15 %.Таблица 3.Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере населённых мест Вредное вещество | ПДКмр, мг/м3 | Оксид углерода СО | 5 | Диоксид азота NO2 | 0,085 | Оксид азота NO | 0,400 | Углеводороды CmHn (суммарное) | 5 | Акролеин C2H3CHO | 0,03 | Бенз(а)пирен C2OH12 | 1*10–6 | Сокращение вредных выбросов двигателями автомобилей можно добиться разными путями и прежде всего поддержанием исправного технического состояния автомобилей. Двигатели должны регулироваться на токсичность и дымность отработавших газов по показателям, установленным ГОСТ Р 52033–2003 (для бензиновых двигателей). Данный стандарт устанавливает нормы предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (CmHn) в отработавших газах автомобильных бензиновых двигателей. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (nмин) и повышенной (nпов) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием-изготовителем автомобиля. Для определения концентрации вредных веществ в воздухе широко используют разные типы газоанализаторов –приборы для измерения содержания одного или нескольких компонентов в газовой смеси.
Автоматические газоанализаторы представляют собой приборы, в которых отбор проб воздуха, измерение концентрации контролируемого компонента, выдача и запись результата анализа, а затем и удаление пробы осуществляется автоматически, по заданной программе, без участия обслуживающего персонала. В зависимости от режима работ газоанализаторы подразделяются на приборы непрерывного и циклического действия. Они могут быть стационарными, передвижными, переносными. Газоанализаторы в зависимости от принципа действия подразделяются на механические, звуковые, ультразвуковые, тепловые, магнитные, электрохимические, ионизационные, оптические и комбинированные. В отечественной практике наиболее широко применяются оптические (фотоколориметрические), электротехнические и ионизационные приборы.
ПРИБОРЫ И ПОСУДА
1. Газоанализаторы Testo 350XL измеряют содержание О2, СО, NO, NO2, SO2, CxHy, H2S в дымовых газах (не более 6-ти компонентов для Тesto 350XL); температуру дымовых газов, наружного воздуха; давление/разрежение; относительную влажность воздуха; скорость потока воздуха; СО в атмосфере; СО2 в атмосфере; скорость вращения; утечки горючих газов. Рассчитывают содержание CO2; содержание NОx; к.п.д.; избыток воздуха; потери.
Основные технические характеристики газоанализаторов Testo 350XL
Газоанализаторы Testo 350M, Testo 350XL - гибкая портативная газоклиматическая измерительная система широкого диапазона применений.
Универсальный электронный газоанализатор сочетается с многофункциональным измерителем параметров климата, с автономным питанием и встроенным принтером.
Рис.1. Общий вид газоанализаторов Testo 350XL
Достоинства газоанализаторов: компактные и легкие в применении; память в управляющем модуле - 250000 параметров; связь с ПК; расширение диапазонов измерения для CO (до 40%).
2. Двигатели автомобилей, заправленные различным топливом
Методика проведения работы
Включите управляющий модуль прибора Testo 350XL, нажав кнопку .
После индикации на дисплее версии прибора появится меню измерения.
Для выбора единиц измерения нажмите клавиши , ,
, перед Вами появится таблица с загрязняющими
веществами, выберете то соединение, где необходимо изменить единицы
измерения и нажмите кнопку и выберите нужные единицы
измерения.
При включенном приборе можно Включить/Отключить подсветку дисплея нажатием кнопки .
Посмотреть все параметры, расположенные в других окнах можно кнопками .
После самотеста прибор автоматически переходит в меню измерений.
Запустите двигатель машины.
Установите зонд в газоходе. Зонд необходимо располагать в потоке дымовых газов таким образом, чтобы ось зонда была перпендикулярна оси потока, и поток проходил через отверстия на наконечнике зонда. Это обеспечивает максимальный контакт термопары с дымовыми газами и правильное и быстрое измерение.
Нажмите кнопку , при этом включается насос и запускаются
измерения прибора Testo 350XL. В верхнем левом углу появится символ работающего насоса - мигающий символ “o”.
Для каждого вида топлива необходимо сделать 5 замеров выхлопных газов через определенные промежутки времени: 0 мин., 5 мин., 10 мин, 20 мин, 30 мин.
Для получения результатов в определенный промежуток времени необходимо
нажать клавишу , при этом отключается насос и останавливаются
измерения. Измеренные значения “застывают” на экране дисплея. Для
распечатки результатов нажмите клавишу .
Результаты измерений заносят в таблицу 1.
Таблица 3
Результаты измерений
Марка двигателя, год выпуска
| Время прошедшее от запуска двигателя, мин
| Температура выхлопных газов, оС
| Концентрация, мг/м3
| CO
| CO2
| NOx
| CxHy
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам измерений строят графические зависимости концентрации загрязняющих веществ от температуры и от времени.
Проводят анализ полученных зависимостей.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины повышенного содержания токсичных веществ в отработавших газах автомобиля.
2. Каким образом изменяется количество токсичных веществ при увеличении скорости движения автомобиля?
3. Как изменяется выброс токсичных веществ автомобиля в различных условиях эксплуатации?
4. В чем состоит нейтрализация токсичности отработавших газов автомобиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|