Сделай Сам Свою Работу на 5

Гарантии законности и правопорядка





Учреждение «Университет «Туран»

   
    УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры юриспруденции и международного права учреждения «Университет «Туран» Протокол № __ от «___»______ 2012 г. Заведующий (ая) кафедрой ___________________Амиров Н.К..  

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС-КОНТЕНТ

(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ, СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Специальность: 5В030200 «Международное право»

По дисциплине: Общая теория государства и права

Автор: Жанузакова Л.Т., д.ю.н., профессор кафедры Юриспруденции и международного права университета «Туран»,

Технология обучения: кредитная

Форма обучения:очное

Языковое отделение: русское

Система оценки знаний студентов: рейтинговая

 

 

Алматы, 2012

[gl]Введение[:]

Данный учебный материал по курсу «Общая теория государства и права» предназначен студентам очной и заочной формы обучения, составлен из расчета часов дневного отделения и соответствует типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан, а также программам университета «Туран».



Общая теория государства и права – ведущая юридическая наука, с которой начинается изучение юриспруденции и международного права, в частности. Она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, имеющих важнейшее значение для основательной подготовки будущих юристов-международников. Тем самым, закладывается фундамент общей правовой культуры, юридического мышления у студентов, приобретается способность принимать правильные решения в своей будущей профессиональной деятельности. Формируемые в ней правовые понятия и категории используются в международном праве, отраслевых и специальных юридических дисциплинах. Кроме того, по отношению к ним она является методологической наукой, поскольку разрабатываемые в ней научные методы познания государственно-правовых явлений находят непосредственное применение в отраслевых науках и практической деятельности государственных органов по созданию и применению правовых норм.

Изучение данной учебной дисциплины начинается с изучения теории государства. Выясняются соотношение общества и государства, закономерности происхожения и отличительные признаки государства, его сущность, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства. Вторую часть курса составляет теория права. Изучаются вопросы: что такое право, что такое норма права, формы нормативных правовых актов, структура правовой нормы , понятие закона и его место в системе нормативных правовых актов, роль правового регулирования в современном обществе, принципы построения и функционирования правовой системы и системы законодательства, формы реализации правовых норм и т.д.[kgl].



 

[gl]Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА[:]

Цель:Сформулировать понятие общей ТГП как науки, определить ее предмет и методы

Структура лекции:

1.1 Предмет общей теории государства и права

1.2 Функции общей теории государства и права

1.3 Место общей теории государства и права в системе социальных и юридических наук

1.4 Методы общей теории государства и права

1.1 Предмет любой науки означает установление круга общественных отношений и иных явлений, институтов и учреждений, которые она изучает. Предмет общей теории государства и права составляют общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Его особенности выражаются в следующем:

1. Общая теория государства и права изучает не отдельные аспекты или стороны государственно-правовых явлений, а общие закономерности государства и права, которые составляют ее сущность и социальное значение.



2. Она исследует государственную и правовую надстройку в целом, обобщая опыт государственно-правового строительства на всех этапах его развития.

3. Государство и право изучаются в их единстве, в рамках одной науки, поскольку органически взаимосвязаны между собой и существовать друг без друга не могут.

4. Данная наука изучает не только реальные государственно-правовые явления и отношения, но и ту часть общественного сознания, которая связана с правом. Государст-венная власть, деятельность органов государства и их должностных лиц, право и правовые отношения строятся в соответствии с определенными представлениями людей, живущих в данном обществе, связаны с их сознанием, психологией, идеологией.

Таким образом, общая теория государства и права - это общественная юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования госу-дарства и права, их исторические типы, классово-политическую и общесоциальную сущ-ность, содержание и формы, функции, механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития, особенности правового сознания и правовой культуры.

1.2 Функции общей теории государства и права - основные направления в исследовательской деятельности: а) Гносеологическая (познавательная) функция выражается в познании и объяснении сущности и явлений государственной и правовой жизни общества. б) Методологическая функция заключается в разработке методов познания социальной действительности, применяемых отраслевыми юридическими науками. в) Прогностическая функция теории государства и права выражается в том, что она определяет устойчивые тенденции в развитии государства и права, открывает новые закономерности государственно-правовой жизни, полученные знания о которых используются для прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. г) Идеологическая функция данной науки состоит в осмыслении государственно-правовых процессов с общедемократических, гуманистических идеалов и ценностей, с точки зрения приоритета прав и свобод личности, развития демократии и законности, воспитании людей в духе соблюдения и уважения этих ценностей и т.д. д) Политическая функция теории государства и права заключается в том, что она вооружает знаниями о природе политической власти в обществе, о соотношении полити-ческих и государственно-правовых институтов, о влиянии на политику государства различных политических сил и т.д. е) Организаторская функция связана с разработкой и реализацией на практике теоретико-познавательных моделей государственно-правовой жизни.

ж) Эвристическая функция заключается в открытии новых тенденций, закономерностей в развитии государства и права.

1.3Общая теория государства и права изучает государство и право наряду с другими социальными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными.

Философия изучает общественное бытие в целом, во всей совокупности и взаимосвязи, взаимодействия всех его сторон и отношений, в том числе, и закономерности государства и права. Но она не подменяет специальные науки о государстве и праве, а определяет место этих явлений в развитии общества в целом. Поэтому философия служит теоретической и методологической базой для всех юридических наук. Социология более приближена к социальной практике. Это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, среди которых и государство и право. Вырабатываемые в ней дефиниции государства даются исключительно на конкретно-описательном уровне. Выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, социология оставляет в стороне юридические вопросы (правовые формы организации государственной власти, полномочия государственных органов и пр.). Политология является наукой о политике, которая определяется не только государством, но и политическими партиями, избирательными системами, политической культурой, группами давления, СМИ и т.д. Государство для политологов - лишь один из элементов политической системы общества. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. Общая теория государства и права связана и с исторической наукой. Выясняя причины происхождения государства и права и изучая их развитие, она опирается на конкретные исторические данные. Это сведения о первобытном обществе, социально-экономических условиях возникновения государства в различных регионах мира. Опираясь на положения и выводы экономических наук, изучающих производственные отношения и экономические законы различных социально-экономических формаций, общая теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право - важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает эти явления в их взаимосвязи с экономическими условиями.

Систему юридических наук можно подразделить на три основных группы:

1. К теоретико-историческим наукам относятся общая теория государства и права, история государства и права РК, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Историко-юридические науки изучают процесс исторического развития государ-ствененых и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке, а общая теория - в обобщенном виде. Изучение и анализ исторического материала необходимы для более всестороннего исследования общетеоретических проблем государства и права и закономерностей их развития. История государства и права, в свою очередь, опирается на выводы и обобщения, сделанные общей теорией государства и права.

2. Отраслевые юридические науки многообразны и охватывают конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное право и т.д. Отраслевые науки изучают деятельность государства и сферы правового регулирования в конкретных областях общественных отношений – финансовых, имущественных и т.д.

3. Третью группу составляют специальные юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия и пр. Они изучают отдельные стороны или направления государственно-правовых явлений в определенных сферах общественной жизни. При этом они опираются как на общеюридические знания, так и данные современных естественных наук.

По отношеннию к отраслевым и специальным наукам общая теория государства и права выступает как общеправовая и методологическая наука. Она синтезирует и систематизи-рует выводы отраслевых знаний, включает их в собственный багаж научных идей.

1.4 Методы общей теории государства и права - это приемы, принципы, способы изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Они подразделяются на общие, используемые во всех общественных науках, специальные, разрабатываемые в рамках отдельных социальных наук и используемые в общей ТГП и других юридических науках, и частные, разрабатываемые самой общей ТГП и другими юридическими науками применяемые лишь в пределах этих наук.

Методологической основой общей теории государства и права является общефилософские методы: диалектического и исторического материализма, рассматривающие государственно-правовые явления во взаимосвязи между собой и общественной жизни, в их взаимообусловленности, в динамике, в борьбе и единстве противоположного и т.д. К общим методам относятся: конкретно-исторический, формально-логический (анализ и синтез, индукция и дедукция), системный, структурно-функциональный. К специальным методам отнесены: статистический, конкретно-социологический, математический, социально-психологический и др. Среди частных методов можно выделить сравнительно-правовой, формально-юридический, методы правового эксперимента, государственно-правового моделирования.[kgl]

 

[gl]Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА [:]

Цель:Раскрыть причины и основные теории происхождения государства

Структура лекции:

2.1 Общая характеристика экономики, структуры и власти первобытного общества

2.2 Возникновение государства

2.3 Теории происхождения государства

2.1 Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой — все, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть частная собственность, эксплуатация. Основной единицей общества была родовая община - объединение людей, основанное на кровном родстве, общности имущества и совместной хозяйственной деятельности. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур позволяло более эффективно противостоять силам природы, осваивать использовать более совершенные орудия и приемы труда, успешнее отражать агрессию соседей. Семья была полигамна. Женщина занимала главенствующее положение в семье и обществе. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Повседневное управление осуществляли старейшина — наиболее уважаемый член рода, военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозная власть принадлежала жрецам. Все эти лица избирались и смещались собранием членов рода и осуществляли свою деятельность под его контролем. Постановления народного собрания были обязательны для всех членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям: 1) совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т. д.); 2) совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и пр.), три крупных общественных разделений труда: 1) отделение скотоводства от земледелия, 2) отделение ремесла от скотоводства и земледелия, 3) появление класса купцов, которые уже не участвовали непосредственно в процессе производства. Все это приводило к постепенному повышению производительности труда. Именно в этот период начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно-организованному обществу.

2.2 В это время происходят и социальные изменения. Возникает парная семья, которая выделяется из рода. На смену матриархату пришли патриархат и патриархальная семья, включающая 3-4 поколения, которая постепенно становится основной ячейкой общества, способной использовать привлеченную рабочую силу. Поскольку перераспределение общего имущества осуществлялось вождями, старейшинами и жрецами, то именно в их руках оседала общественная собственность. Возникла родоплеменная знать. Управлять становилось выгодным. Выборность этих лиц становилась все более формальной и заменялась наследованием должностей. Общий продукт присваивался родоплеменной знатью, возникла частная собственность. Расслоение на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых противоречий между ними.

В период «военной демократии» органы родоплеменной организации становятся аппаратом насилия над своими соплеменниками. Появляется имущественное неравенство, наследование имущества детьми. Совет старейшин всех родов превращается в совет старейших аристократических родов. Объем власти народного собрания постепенно сужается. Усиление эксплуатации чужого труда приводит к непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства. Вместе с тем, государство необходимо не только для защиты интересов экономически господствующих классов, но и для защиты данного общества от внешних нападений. Едва возникнув, государство приобретает самостоятельность по отношению к обществу.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил 3 формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую. Своими особенностями характеризовалось возникновение государства у восточных народов.

2.3Теологическая (Ф. Аквинский) концепция рассматривает государство как результат проявления божественной воли, практического воплощения власти бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви. Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Суть патриархальной теории (Аристотель, Филмер) - в том, что государство — наилучшая форма человеческого общения в целях общего блага, разросшаяся семья. Власть монарха —продолжение власти отца, который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Представители патримониальной теории (Галлер) считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. По договорной теории (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк), в процессе развития человечества естественные права одних людей входят в противоречие с правами других, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключая между собой общественный договор о создании государства, которое обязуется обеспечить права человека. Если условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. Согласно теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский), государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Психологическая (Л.И. Петражицкий, Цицерон) теория возникновение государства объясняет свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Органическая теория (Блюнчли, Г. Спенсер) основана на распространении законов биологии (теории Дарвина о естественном отборе) на социальные процессы. Человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение). По материалистической (марксистской) теории (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин), государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения антагонистических классов и обострения борьбы между ними, средство господства одного класса над другим, машина для подавления эксплуатируемых. С уничтожением классов отмирает и государство. Гидравлическая теория объясняет процесс происхождения государства в странах Востока, где для проведения ирригационных работ сгонялись большие массы людей, для управления которыми создавались специальные органы. Теория инцеста (К.Л. Стросс) объясняет происхождение государства необходимостью запрета инцеста – кровосмешения, являющегося исходным фактором для в выделении человека из мира природы и структурализации общества. Для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые меры пресечения, которые осуществлялись специально созданными органами[kgl]

 

[gl]Тема 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА [:]

Цель:Раскрыть понятие и признаки государства

Структура лекции:

3.1 Государственная власть как особая разновидность социальной власти

3.2 Понятие и признаки государства

3.1 Политическая (государственная) власть – не единственный вид власти. Власть существует в любом организованном обществе. Как общесоциальная категория она представляет собой средство функционирования социальной общности, соответствующее характеру и уровню общественной жизни и заключающееся в отношении подчинения воли всех лиц, входящих в данную общность, единой руководящей воле.

Политическая или государственная власть – это разновидность социальной власти. Это публичная власть, власть над всем обществом. Она отделена от общества, стоит над ним. Государственная власть носит классовый характер. Выражение классовых интересов придает государству политический характер. Государственная власть объединяет население по территориальному признаку. Итак, государственная власть – это особая разновидность социальной власти, осуществляемая самим государством либо проводимая по его уполномочению, от его имени и при его поддержке другими субъектами политической системы.

3.2 Признаки государства – это отличительные черты, характеризующие его сущность и выделяющие его среди других организаций. Основные признаки государства: 1) территория и население; 2) наличие аппарата управления обществом; 3) монополия на принуждение; 4) суверенитет; 5) неразрывная связь с правом, 6) право взимать налоги и различные сборы с населения; 7) выступает официальным представителем всего общества.

Итак, государство – это организация суверенной политической власти общества, необходимая для выполнения классовых и общесоциальных задач, которая распространяется на территорию всей страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и издает обязательные для всех правила поведения, обеспечиваемые принудительной силой.[kgl]

[gl]Тема 4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ [:]

Цель:Дать основные подходы к типологии государств и характеристику их основных исторических типов

Структура лекции:

4.1 Понятие типа государства и значение типологии государств

4.2 «Формационный» и «цивилизационный» подход к типологии государств

4.1Типология государств и правовых систем – их классификация по типам на основе определенных критериев - является одним из важнейших приемов познания исторического процесса развития государства и права.В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:

- вырабатываемые идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой;

- вооружает пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает основой научного предвидения их будущности;

- позволяет сочетать исследование общих закономерностей развития государства и права с их особенностями, присущими лишь их отдельным типам;

- в этом процессе создаются необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается вопросов возникновения и развития общества, государства и права;

- позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство на строго научной, подтвержденной жизнью основе.

Под типом государства понимается совокупность наиболее общих, важнейших свойств и сторон различных государств, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

4.2В настоящее время наблюдаются два подхода к изучению типологии государств: формационный и цивилизационный.

Суть «формационного» подхода (Маркс, Энгельс, Ленин) состоит в том, что в основе классификации государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Над экономическим базисом общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой формации соответствует определенный тип государства и права. Смена одной формации другой знаменует собой смену системы экономических отношений (базиса), возникающей на его основе надстройки соответствующего типа государства и права. Соответственно способам производства выделялись исторические типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический, соответствующий новым производственным социалистическим отношениям. В процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает».

Формационный подход: установил зависимость типа государства от экономики; объединил в одни классификационные группы государства, имеющие единый по отражению классовых интересов характер власти; выявил общее и особенное в организации, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы; определил закономерности смены одного типа государства другим. Недостатки: узкоклассовый подход, отрицание общечеловеческой роли государства; не учитывает особенности восточного государства, где первична государственная власть, а экономическая власть проистекает от политического господства; процесс возникновения государства рассматривается как однолинейное явление, заранее предопределенное, что не подтверждается социальной практикой; объяснить, почему разные народы, начав свое развитие с одной стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию; эта теория была превращена советским обществоведением в догму. Социалистическое государство рассматривалось как высший тип государства, но в своем развитии социалистические страны значительно отставали в своем от ведущих государств Запада.

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития: особенности духовной жизни, форм общественного сознания (религии, мировоззрения), исторического развития, географического положения, традиции и обычаи. Понятие «цивилизация» означает социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонии человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Сущность любой исторической эпохи познается через человека, через совокупность господствовавших в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек рассматривается не как классово обезличенная личность, а как творческая и конкретная.

Существуют различные классификации видов цивилизаций:

- по хронологическому принципу – древние, средневековые и современные;

- по религиозному принципу и типу культуры – восточные, западные и смешанные;

- по пространственному принципу - локальные (цивилизации, существующие в отдельных регионах, у отдельных народов - Шумерская, древнеегипетская, Эгейская); особенные (существующие на территориях нескольких современных государств и охватывающих более крупные территории - исламская, западноевропейская и пр.); всемирная (охватывающая все человечество, пока только складывается);

- по способу производства - крестьянские, промышленные и научно-технические;

- по уровню технократического развития – доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные;

- с точки зрения взаимоотношений государства и личности - традиционные государства (государства, которые подавляют человека, ущемляют его права, отрицают равноправие) и конституционные государства (народ признается единственным источником власти, государство гарантирует права человека).[kgl]

[gl] Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА [:]

Цель:Дать характеристику основных функций государства

Структура лекции:

5.1 Понятие и признаки функций государства

5.2 Классификация функций государства

5.3 Основные внутренние функции государства

5.4 Основные внешние функции государства

5.5 Формы осуществления функций государства

5.1Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение. Их основные признаки:

- выражают и предметно конкретизируют классовую и общечеловеческую сущность государства;

- воплощают и раскрывают его активную служебную роль как части надстройки;

- возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям;

- проявляют и объективируют особенности и закономерности развития общества и государства различных исторических типов;

- носят комплексный, собирательный характер;

- отражают сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

- представляют собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти.

5.2В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости:

- от продолжительности их существования – на постоянные и временные;

- от социальной значимости - выражающие интересы правящих классов, слоев и групп, и представляющие интересы всего общества;

- от сфер реализации - политические, идеологические, социальные, экономические;

- от форм реализации - правотворческие, правоохранительные, правоприменительные;

- оттерритории осуществления – общегосударственные и региональные, местные;

- от принципа разделения властей - законодательные, управленческие и судебные;

- от исторического типа государств - функции государств эксплуататорских типов, функции государств демократического типа;

- от сферы общественной жизни - на внутренние и внешние;

- от значимости – на основные (главные) и неосновные (производные).

5.3 Экономическая функцияотражает роль современного государства в области хозяйствования и имеет следующие направления: а) выработка экономической политики в масштабах всего государства; б) установление правовых основ рынка и ценовой политики государства (пресечение недобросовестной конкуренции, обеспечение равноправия всех форм собственности); в) государственное воздействие на экономическую жизнь (составление экономических программ, выдача субсидий производителям); г) непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики (управление государственными предприятиями); д) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты своего экономического суверенитета.

Назначение социальной функции –обеспечение общественного благополучия, создание условий для жизни и развития каждого человека. Ее основные направления: а) социальная защита безработных, инвалидов, пенсионеров, детей и пр.; б) обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, контроль за условиями труда, борьба с безработицей; в) борьба с бедностью; г) выделение необходимых средств на здравоохранение, строительство жилья, дорог, четкую работу транспорта и связи.

Функция развития культуры, науки и образования: а) государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, архитектуры; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев, библиотек; б) развитие массовой физической культуры и спорта; в) развитие радио, телевидения и других средств массовой информации; г) финансирование государственных учреждений образования, обеспечение обязательного среднего образования, создание стандартов образования и контроль за их соблюдением; д) государственное финансирование науки; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; развитие интеграции науки и высшего образования.

Экологическая функция:

а) государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды; б) государственное и общественное страхование граждан в данной области; возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы; в) государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; г) государственное планирование и нормирование качества окружающей среды; д) принятие мер по предупреждению и ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Функция налогообложения и финансового контроля: а) формирование и пополнение государственного бюджета за счет всех видов налогов, финансовых сборов, пошлин и платежей; б) обеспечение соблюдение законодательства предпринимателями, выдача патентов и регистрационных удостоверений; в) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством всеми хозяйствующими субъектами; устранение нарушений финансовой дисциплины; г) проверка соблюдения правил финансовых, в т.ч. валютных, операций; д) контроль за правильностью использования юридическими лицами находящимися в их распоряжении государственных финансовых ресурсов.

Функция охраны прав и свобод граждан и правопорядка:а) борьба с преступностью и ее предупреждение; б) защита всех форм собственности; в) охрана правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений; г) обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, предупреждение их нарушения, принятие мер к восстановлению нарушенных прав.

Политическая функция:а) реализация волеизъявления народа в форме законодательства и в иных государственных решениях; б) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; в) создание условий для формирования гражданского общества, создания органов местного самоуправления; г) официальное представительство общества; д) защита конституционного строя.

5.4Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.

Функция обороны страны:а) укрепление оборонной мощи; б) повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; в) охрана государственных границ; г) организация гражданской обороны. д) военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.