Сделай Сам Свою Работу на 5

Начало исторического пути пионерства 1917 – 1930 г.г.





По данным историка Лейкина в 1917 году в России насчитывалось более 17 значительных детских организаций.

В первые послереволюционные годы (1917-1922г.г.) в России постепенно оформлялась идеология детского пролетарского движения. Главными предпосылками его рождения стали революционные события, победа пролетариата, создание нового советского государства.

По инициативе Наркомздрава, Всевобуча в 1918 году создается Всероссийская организация юных коммунистов («юков»). Юкизм явился переходной формой детского движения в Советской России, ступенью к пионерству. Это была попытка «соединить» воспитательную систему скаутизма (обращенность к личности ребенка) и идеологию развивающегося детского коммунистического движения. Появляются «Юные коммунисты» в Нижнем Новгороде, Одессе; деткомпартия в Туле; детком-движение «Юных Спартаков» на Украине; детгорсоветы на Белоруссии и др. Идеологом детского коммунистического движения историки справедливо называют Эдвина Гернле – немецкого коммуниста, педагога-методолога социалистического воспитания. Рожденный в 1918 году комсомол не смог взять руководство юками в свои руки и настоял на их роспуске в 1919 году.



3-й съезд Комсомола (1920г.) поставил перед комсомолом задачу практического вопроса создание новой детской организации в самые короткие сроки. В 1921-1922 годы идет работа по организации и идеологическому оформлению ядра нового движения. центром подготовки стала столица РСФСР – Москва. В Москву приезжает Иннокентий Жуков – опытный руководитель детского движения, В. Зорин – скаут-мастер. В разработке принимают участие Н.К. Крупская, О. Тарханов (возглавлял рабочую комиссию от комсомола). Рабочей комиссией был подготовлен проект «Устав организации юных пионеров». В нем определена структура групп, символика и внешняя форма пионеров, приводятся тексты торжественного обещания и законов. Итогами московского «пионерского эксперимента» стало создание нескольких отрядов юных пионеров в Москве на базе предприятий районов Сокольников, Хамовников, Замоскворечье, Красной Пресни. Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 года в Краснопресненском районе Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии, в него вошли 52 пионера, руководил им вожатый Михаил Стремяков. В мае 1922 г. на 2-й Всероссийской конференции РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи) была принята резолюция, одобряющая московский опыт: «Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ, под руководством ЦК».



19 мая 1922 года принято считать днем рождения пионерской организации. В августе 1922г. бюро МК РКСМ утвердило временный устав детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака. С 1922 года начинается новый – «пионерский» этап в развитии отечественного детского движения.

Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская, в лице которой гармонично сочетались черты убежденного коммуниста и педагога-гуманиста, государственного деятеля. Первыми развернутыми программными документами определяющими цели, содержание и характер руководства пионерским движением, правомерно считать постановление Оргбюро ЦК РКП(б) (Российская коммунистическая партия) от 4 августа 1924 г. «О пионерском движении», постановление ЦК РКП(б) от 24 июля 1925 г. «О пионерском движении». В документах особо подчеркивалась необходимость «строить работу на принципе здоровой самодеятельности детей снизу и твердого руководства сверху, на учете опыта и требований революционной педагогики», учитывая детскую психологию и задачи коммунистического воспитания. Центральный вопрос этих документов – подготовка пионерских кадров через систему педагогических учебных заведений. Комсомолом организуются спецкурсы пионерских вожатых.



При непосредственном участии партии, комсомола в эти годы развертывается сеть пионерских изданий: 1922 г. – пионерская газета «Юный Спартак», 1923 г. – журнал «Барабан», 1924 г. – журналы «Пионер», «Вожатый», 1925 г. – газета «Пионерская правда». Частыми авторами пионерской прессы были Крупская, Ульянова, Маяковский, Гайдар, Л. Кассиль и др. Издательство «Молодая гвардия» начинает издание серии пионерской методической литературы. 16 июня 1925 г. открывается первый Всесоюзный лагерь «Артек». Центрами пионерского движения становятся дома и дворцы пионеров. Первый дом пионеров открылся в апреле 1923 г. в Москве в Хамовническом районе.

Привлекательность пионерству придавали символика, атрибуты, ритуалы, зрелищные формы (Красное пионерское знамя, красный галстук, значок, горн, барабан, речевки, песни, костры, митинги, марши, загородные палаточные лагеря), дружба с комсомольцами, воинами Красной Армии и т.д.

23 января 1924 г. экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени В.И. Ленина», это связано со смертью В.И. Ленина. Присвоение организации «юных пионеров» имени Ленина в 1924 г. стало «рубежным». Это важное событие подтвердило верность пионеров Коммунистической партии, закрепляло классово-политическую направленность пионерской деятельности.

В определении содержания деятельности юных пионеров намечаются главные ориентиры: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

В общественно-полезной деятельности особо выделяется работа пионеров с октябрятами. «Новая, мало проверенная область работы, отличающая в частности, пионерство от скаутизма» - так определяла эту новацию в пионерском движении М.В. Крупенина. В апреле 1923 г. в Замоскворецком районе Москвы появляются первые группы детей 7-10 лет, которым было дано название «октябрятских» в честь праздника Октябрьской революции, а еще потому, что многие дети этих групп оказались рожденными в 1917 г. Подготовка своей пионерской смены, забота о младших, связь октябрятской группы и пионерского отряда, их совместные дела – все это стало отличительной чертой пионерского движения.

Выделяется как специфика содержания пионерработы ее образовательная направленность. В содержании пионерработы на первом этапе преобладали формы взаимообучения, самообразования в разнообразных формах: коллективные читки книг, газет, диспуты, лекции по истории революционного движения, героическим личностям России, освоение знаний производства, сельского хозяйства, медицины.

Наиболее распространенной формой связей пионерорганизаций и школы с 1923-1924 уч. года становятся пионерские форпосты в школах. Форпост – это объединение учащихся пионеров и октябрят данной школы. У пионеров в школе была особая позиция: «идти впереди других школьников, заражать своим примером», «быть образцовым школьником, дисциплинируя других». Возникшие проблемы взаимоотношений школы и пионерорганизаций (растворение школы в пионерском движении, попытки заменить новой школой детское движение, параллелизм в их деятельности, перегрузки детей учебной и общественной работой, кадровые трудности) потребовали глубокого научного осмысления роли и места этих субъектов в обществе, в системе социального воспитания.(работы Крупской, Крупениной, Королева, Лебединского и др.)

В опыте первых пионерских отрядов «нащупывались новые методы пионерработы». Опыт пионерского движения стал убедительным аргументом обоснования нового метода воспитания – участия детей в реальной жизни общества. Крупская связывала использование этого метода с главной задачей пионера – реальным посильным улучшением окружающей жизни. С середины 20-х годов в систему складывающихся методов пионерской работы входит метод «целевых заданий» (проектно-трудовых заданий), одним из разработчиков которого была М.В. Крупенина.

Остро дискуссионным был вопрос об игре – методе пионерской работы. Отвергнув «длительную игру» как метод скаутизма, теоретики и практики все-таки признавали важное педагогическое значение игры.

В практике пионерской работы закрепляются «методы самоорганизации», они реализовывались в звене, в котором пионер овладевал опытом коллективной деятельности. Особо выделяются методы-стимулы пионерской активности; индивидуального роста, саморазвития, самообразования пионера (ступени роста, высоты, скалы личных достижений).

Коллективная деятельность как приоритетная – отличительная воспитательная характеристика пионерства; первичный пионерский коллектив (отряд, звено, форпост) – основной метод организации самодеятельности пионеров.

В Нижнем Новгороде первые пионерские отряды появились в Сормово и Канавино. В конце мая- начале июня 1922 г. сормовские комсомольцы организовали первую в Нижегородской губернии детскую коммунистическую группу «Заводские орлята». Летом 1923 г. эта группа была преобразована в пионерский отряд. В октябре 1923 г. в Сормово уже действовало 6 пионерских отрядов. Первый пионерский отряд в Канавино образовался в феврале 1923 г. при детском доме №2, который стал называться пионердомом. Пионеры выступали с концертами, помогали в оборудовании клубов и красных уголков на фабриках и заводах. Ребята из пионердома помогли организовать пионерский отряд на заводе «Двигатель революции». Пионерские отряды создавались и на других предприятиях Канавина: при заводе «Новая Этна», щетинной фабрике, железнодорожном депо и Сибирских пристанях.

История пионерского движения в нагорной части Нижнего Новгорода связана с организацией здесь весной 1923 г. школы по подготовке патрульных – так называли вожатых. В школе обучались 30 рабочих-комсомольцев. Осенью 1923 г. комсомольцы – патрульные организовали в городе 11 отрядов (первый при профсоюзе работников связи и телефонном заводе на Мызе). С весны 1923 г. один за другим возникают отряды в Нижегородской губернии в Арзамасе, Растяпине (Дзержинск), Семенове, Красных Баках. Лукоянове, Богородске, Горбатове, Выксе, Кулебаках.

Первое десятилетие – это сложный путь к созданию на базе разнообразного детского движения нового типа детской организации, единой для всей страны, выполняющей, прежде всего, заказ Компартии и Советского государства. Партийно-комсомольское руководство пионерским движением стало его отличительной характеристикой, определившую целевую воспитательную направленность пионерской работы. Вожатый-комсомолец представлял интересы, цели партии, ее идеологию, являлся наглядным примером для пионера – будущего коммуниста, новым типом педагога-воспитателя.

1-й Всесоюзный слет пионеров (лето 1929 г., Москва - Артек) подвел итог начального этапа пионерского движения. Перспективы развития были обозначены в «Наказе» делегатов слета. Слет стал мощным стимулом роста числа рядов пионеров, прежде всего в школах. Итогом первого этапа становления нового пионерского движения в стране стало закрепление политической, авангардной роли за детской пионерской организацией.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.