Сделай Сам Свою Работу на 5

Качественные методы исследования.





Работа с документами

Документ – это предмет, существующий для хранения и передачи информации. Различают печатные, иконографические, фонетические, письменные источники. К печатным источникам относятся материалы прессы, статистические отчеты, архивные документы, справочники. К иконографическим – фильмы, снимки, картины, фото. Фонетические документы – это записи на магнитофоне, диктофоне, пластинки. К письменным источникам относятся дневники, письма, рукописи, стенограммы. По содержанию все вышеперечисленные документы различаются на исторические, экономические, технические, правовые и т.д.

Один из самых распространенных современных видов получения информации – контент - анализ. Контент - анализ (анализ содержания) – количественный метод работы с документами.Он разработан впроцессе исследований работы СМИ американскими социологами Г. Лассуэлом и Б. Берельсоном. Цель контент - анализа – перевод текстовой информации в числовые значения. Для этого выделяются единицы анализа (имена, названия, события, темы). Затем выбираются единицы счета (просто упоминания фамилии человека или события, либо число публикаций, разделов, ссылок, посвященных данной личности либо интересующему событию). Результаты подсчета позволяет выявить наиболее популярные и обсуждаемые в обществе темы.



 

Наблюдение.

Наблюдение – это прямая регистрация всех фактов, относящихся к изучаемому объекту в процессе его деятельности. Данный метод используется реже, поскольку далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному наблюдению. Объектом исследования при наблюдении могут быть различные социальные общности (региональные, этнические), трудовые коллективы, различные виды малых групп, отдельные личности. Выделяют два основных вида наблюдения: не включенное и включенное. В первом случае социолог изучает поведение забастовщиков, подростковой группировки или уличной толпы со стороны, не вмешиваясь в ход событий. В случае не включенного наблюдения исследователь действует извне, оставаясь незамеченным, и практически не влияет на ход событий своим присутствием. Если же он становится в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, или устраивается на работу в бригаду, то проводится включенное наблюдение (может быть анонимным и открытым). При включенном наблюдении исследователь может занимать разные позиции:



«участник» - наблюдатель принимает роль рядового члена коллектива и участвует инкогнито во всех событиях;

«участник-наблюдатель» - исследователь известен всему коллективу;

«наблюдатель» - позиция близка к не включенному наблюдению, контакт с группой в этом случае минимален.

Для успеха проведения включенного наблюдения исследователь не должен выделяться, проявлять повышенного интереса к происходящему. Не рекомендуется высказывать оценочных суждений по поводу происходящих событий.

В зависимости от частоты проведения исследований выделяют систематические, эпизодические и случайные виды наблюдения. Систематические наблюдения проводятся по четко установленному графику и по определенной методике, тогда как эпизодические жестко не регламентированы, а случайные ивовсе не предусмотрены исследовательскойпрограммой. Кроме того выделяют стандартизированные и не стандартизированные, лабораторные и полевые типы наблюдения. Стандартизированное наблюдение проводится по установленной программе, результаты фиксируются в специальных карточках или бланках. Частично стандартизированное наблюдение осуществляется в более свободной форме – перед исследователем ставятся основные задачи, для фиксации фактов используются протоколы или дневники. Не стандартизированное (не контролируемое)наблюдение чаще происходит в неизученной ситуации – его результаты описываются в дневниках.



Для удобства фиксации результатов наблюдения заранее готовятся специальные карточки. Их использование позволяет экономить время и избегать путаницы во время работы в полевых условиях. Структура карточки зависит от характера задач конкретного социологического исследования.

 

КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №_____________

Место проведения_________________________

Дата__________Время_____________________

Исполнитель_____________________________

 

Время явки на занятия Число студентов
за 30-20 мин. до занятий * *
за 20-15 мин до занятий * * * *
за 15-10 мин до занятий * * * * *
за 10- 5 мин до занятий * * * * * * *
за 5 – 1 мин * * * * *
опоздали на 1 – 5 минут * * *
опоздали на 5 – 10 мин. *
опоздали на 10-15 мин *
опоздание более 15 мин  

 

§5. Эксперимент

 

Эксперимент – это моделирование ситуации в целях практической проверки выдвинутых гипотез. Предмет исследования социального эксперимента – влияние определенных факторов (переменных) на состояние, поведение и деятельность изучаемого объекта. Различают последовательные и параллельные эксперименты. В последовательном эксперименте одна и та же группа испытывается в разных условиях. В параллельном эксперименте участвуют два вида групп: экспериментальные и контрольные. В экспериментальных группах вводятся инновации, а в контрольных все остается по-старому. Они нужны для сравнения, сопоставления результатов. Перед началом эксперимента оба вида групп должны находиться в равных условиях. В ходе эксперимента регулярно проводится мониторинг, поэтому группы должны быть немногочисленны по составу.

Социальные эксперименты можно классифицировать по ряду оснований:

1) по объекту и предмету исследования (производство, обслуживание, образование и воспитание, организация и управление и т.п.);

2) по характеру поставленных задач (научные и прикладные, однофакторные и многофакторные, проективные и ретроспективные). Научные эксперименты нацелены на получение надежных знаний, прикладные – на решение практических задач, достижение конкретных результатов (экономический эффект, повышение качества образования, улучшение психологического климата в группе и т.д.) Проективные (реальные) эксперименты нацелены на прогнозирование развития объекта. Ретроспективные (мысленные) направлены в прошлое с целью восстановления последовательности взаимосвязанных событий. Один из видов такого рода экспериментов – математическое моделирование.

3) По характеру экспериментальной ситуации различают контролируемые и неконтролируемые, лабораторные и полевые виды исследований. Экспериментальная ситуация – совокупность условий, в которых проходит эксперимент. В неконтролируемых экспериментах на результаты влияют неучтенные факторы, природа которых зачастую неизвестна. Чтобы исключить их влияние, проводят повторные опыты в различных условиях. Контролируемый (идеальный, чистый, классический) эксперимент предполагает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объектах. Чтобы проследить результаты воздействующего фактора, регулярно производится контроль, измерение показателей в экспериментальных и контрольных группах. (Методика проведения экспериментальных исследований приведена ниже в главе 4).

Качественные методы исследования.

Помимо описанных выше качественных методов (глубинное интервью, фокус - групповые методики) существует целый ряд такого рода исследований.

Биографический метод направлен на изучение субъективной стороны жизнедеятельности человека и чаще всего основывается на анализе личных документов. Основатели этого направления У. Томас, Ф. Знанецкий в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» на основе подробного изучения автобиографий, писем, а так же используя глубинное интервью, сумели дать широкие обобщения относительно причин эмиграции польских крестьян в Америку (в основном - неудачные попытки найти работу в Польше и Германии). Опросники формализованного интервью, используемые в биографическом исследовании, позволяют анализировать жизненный путь человека, его основные циклы. Поэтому их иногда называют «биографическими путеводителями».

Метод casestudy (кейс-стади) - это подробное исследование отдельных случаев, ситуаций, возникающих в конкретных социальных группах. Для глубокого изучения объекта иногда используется метод включенного наблюдения. Например, Ф. Тейлор, один из основателей индустриальной социологии, продолжительное время трудился в цехе, чтобы изнутри увидеть основные проблемы производства.

Метод экспертных оценок заключается в получении социологической информации от специалистов в определенной области знаний. Работа с экспертами обычно проводится в виде свободного интервью. Собрать экспертов вместе не всегда представляется возможным, в этом случае используются заочные методы:

- рассылаются опросные листы, в которых специалисты дают развернутые ответы в свободной форме по определенному кругу проблем;

- собираются докладные записки экспертов, содержащие оценку событий на основе глубокого изучения и анализа;

Одним из наиболее популярных видов экспертных оценок является метод Дельфи (дельфийский метод). Специфика этого метода заключается в том, что производятся многократные опросы одной и той же группы экспертов по определенной проблеме. Оценка изучаемых социальных фактов производится по специально разработанным шкалам. В ходе опроса на каждом этапе участников знакомят с предыдущими результатами. Эксперт, чья точка зрения значительно отличается от других, должен обосновать свои выводы. При подборе экспертов учитывается их компетентность (стаж, специализация, ученая степень, работа в экспертных комиссиях, качество оценок), а так же рекомендации других специалистов.

В случае, когда проблема мало изучена, особенно эффективным является метод «мозговой атаки» (мозгового штурма). Это коллективное обсуждение, в ходе которого экспертами выдвигаются самые неожиданные гипотезы, возникают дискуссии, предлагаются варианты позитивного решения проблем.(Методика проведения мозговой атаки приведена ниже в гл. 6).

Одну и ту же проблему можно исследовать количественными и качественными методами в зависимости от характера поставленных задач. Возможно сочетание нескольких методов, когда один выступает в качестве основного, а другие как дополнительные, которые дополняют и уточняют получаемую информацию.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какая социологическая школа положила начало разработке методов исследования? Назовите представителей этой школы и основные направления их интересов.

2. В чем различие между описательным и аналитическим типом исследований?

3. Охарактеризуйте трендовые, панельные,лонгитюдные, когортныевиды исследований.

4. Каковы задачи пилотажного исследования?

5. В чем заключаются различия между качественными и количественными методами исследования в социологии? Приведите примеры тех и других видов.

6. Дайте определение первичной и вторичной социологической информации.

7. Раскройте содержание понятия «генеральная совокупность респондентов».

8. Что означает «репрезентативность выборки»?

9. С какой целью применяется фокусированное интервью (метод фокус - группы).

10. Сформулируйте различия между формализованным (стандартизированным) и глубинным (не стандартизированным) интервью. К каким видам социологического исследования относится контент – анализ: количественным или качественным? В чем суть этого метода?

11. Перечислите виды иконографических источников социологической информации.

12. Приведите примеры включенных и не включенных видов наблюдения.

13. Какие виды групп участвуют в параллельном эксперименте? Для чего нужны контрольные группы?

14. Опишите методыэкспертных оценок, casestudy, метод Дельфи.

15. Как Вы оцениваете метод «мозгового штурма»? Приходилось ли вам участвовать в подобных исследованиях?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.