|
Социальное служение: Интервью с ректором Российского государственного социального университета В.И. Жуковым
Российский государственный социальный университет является базовой структурой Национального общественного комитета «Российская семья», выступающего инициатором и организатором проведения международного Конгресса с одноименным названием. И это не случайно, поскольку РГСУ – первое и единственное в России высшее учебное заведение, готовящее специалистов социальной сферы практически во всех ее направлениях. Комплексная и многогранная деятельность университета, начиная с непосредственной подготовки специалистов, так необходимых сегодня российскому обществу, уникальных научно – исследовательских работ и заканчивая студенческими клубами, объединениями, структурой самоуправления, направлена на возрождение культурных и духовных традиций отечественного образования, формирование и укрепление основы любого сильного государства – человеческой личности и всего, что с ней связано. В 1991 году во вновь открывшемся Российском государственном социальном институте насчитывалось всего 6 кафедр, 154 преподавателя и обучалось 586 студентов. Сегодня это высшее учебное заведение включает в себя 16 факультетов, 61 кафедру, 6 институтов, 65 территориальных образовательных учреждений в России и 8 международных центров социального образования в странах СНГ и Балтии. За этими впечатляющими цифрами стоит колоссальная работа, проделанная в первую очередь ректором – основателем РГСУ, членом – корреспондентом РАН, заслуженным деятелем науки Российского Федерации, вице – президентом Российской Академии социальных наук, президентом Академии социального образованиям профессором Василием Ивановичем Жуковым в сотрудничестве с творческим коллективом единомышленников – ученых, преподавателей и менеджеров вуза. Накануне II международного Конгресса «Российская семья» мы побеседовали с В. И. Жуковым о теме предстоящего форума – «Семья и образование» и о позиции, которую занимает РГСУ в системе высшего образования России.
– Василий Иванович, что Вы как ректор первого Российского государственного социального университета, вкладываете в само понятие «социальный»?
–У нас почему-то считают, что социальное – означает общественное. Это одно из тех заблуждений, которое сложилось в прошлом веке, когда мы
пытались исторический и диалектический материализм противопоставить буржуазной социологии. Это одна из догм, которая перешла в современный лексикон. На самом деле социальным называется только то, что имеет прямое отношение к человеку. И с этой точки зрения общественное означает коллективное, а вот парой для социального являются такие понятия, как индивидуальное, личное, человек. Все то, что связано с личностью, с гражданином, человеком, его потребностями и проблемами, системой его взаимоотношений с обществом, природой, если хотите, высшими силами, и есть социальное. А во всем блоке социального самое главное, конечно, семья. Есть личность, есть выраженная индивидуальность, способная создать семью как основу гражданского общества.
– Из этого следует, что не случайно именно РГСУ стал базовой структурой Национального общественного Комитета «Российская семья», и что ваш университет, имея в своем названии столь емкое слово – «социальный», охватывает все его проявления и отвечает всем его требованиям?
– Все охватить невозможно. Тем более за столь короткий срок. РГСУ был пионером отечественного социального образования и стал его флагманом. В области подготовки современных образованных специалистов это проявляется в том, что РГСУ – головной университет учебно-методического объединения вузов России по специальности «социальная работа». Нами ведется разработка государственного стандарта, учебных планов и программ, курсов лекций и учебников, осуществляется лицензирование, обеспечивается подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров.
Социальное образование, основанное на взаимодействии гуманитарных, естественно-научных и других знаний, накладывает свой отпечаток и на традиционные дисциплины, и на развитие новых. Например, в развитии юридического образования мы стремимся быть конкурентоспособными с лучшими факультетами страны; много внимания уделяется кафедрам конституционного, гражданского права, другим традиционным дисциплинам, но при этом главной для юрфака РГСУ является кафедра трудового, пенсионного, семейного права, подготовка специалистов в области ювенальной юстиции.
РГСУ – один из немногих вузов России, который ведет подготовку специалистов для пенсионных фондов, имея факультет социального страхования и финансов. Профильными для нашего университета являются такие направления, как социальная работа, социальная экология и психология, социальная антропология и охрана труда, конечно же, для нас очень важно все то, что связано с гендерной проблематикой, все то, что связано с семьей, с формированием базовых отношений, определяющих будущее нашей страны. У нас есть центр и кафедра под руководством доктора политических наук, профессора Г.И. Климантовой, которые занимаются проблемами развития гендерных отношений, изучением их влияния на процессы, протекающие в обществе. Есть кафедра ювенологии и молодежной политики. На базе этой кафедры скоро будет открыт факультет ювенологии. Наши ученые работают над перспективными проектами этого направления. Один из них мы будем изучать ходе предстоящего конгресса. И не случайно символом нашего университета является буква «М», которая стилизована таким образом, что дает представление о главной ценности: мама, папа и я – российская семья. Это нас отличает. И подчеркну: мы – единственный университет, который из года в год наращивает прием студентов на бюджетной основе.
– Как Вам это удается?
– За этим стоит большой труд, способность обосновать необходимость подготовки определенного количества специалистов по определенной специальности, исходя из реальных текущих иперспективных потребностей общества. Это сложная задача. Она, во-первых, базируется на научных исследованиях специального центра, который занимается изучением рынка труда; во – вторых, вытекает из опыта работы молодежного кадрового агентства РГСУ и молодежной биржи труда с банком данных по половине территорий России. Многое дают семинары, конференции по вопросам подготовки кадров,анализ того, какие специалисты нужны сегодня, по каким специальностям и сколько, с какими профессиональными и гражданскими качествами они будут востребованы рынком. Мы стремимся к тому, чтобы молодые люди обучались по дневной форме по специальности «финансы и кредит», а через вечернюю форму получали специальность «юриспруденция». Такой специалист конкурентоспособен. Мы предоставляем возможность не только своим студентам, но всем желающим в студенческие годы учиться по одной специальности у нас или в другом вузе, а по второй специальности получать образование, крайне необходимое для того, чтобы человек был востребован, особенно в сельской местности.
Что же касается бюджетной формы обучения, то сейчас на пятом курсе РГСУ учатся те, кто поступил в 2000 году, с точки зрения получения высшего образования, ровесники наступившего XXI века. Судите сами. На пятом курсе на бюджетной основе у нас учится 3325 человек, на четвертом курсе – 5825, на третьем – 7017, на втором – 8122, и на первый курс в прошлом году поступили 9513 человек. То есть у нас только на бюджетной основе в университете обучается 33742 человека. Количественно это пять средних вузов России. Кроме «московской» части университета мы имеем территориальные образовательные учреждения. Они имеют свою специфику, свое предназначение. Потребность в людях с высшим университетским социальным образованием велика и на муниципальном, и на областном, и на краевом уровнях.
– Каковы отличительные черты РГСУ?
– У нас никогда не шел только учебный процесс. Всегда шел процесс учебно – воспитательный. Мы равное внимание уделяем подготовке современного образованного специалиста и тому, чтобы наш выпускник обладал очень привлекательными для населения гражданскими качествами. Отсюда и университетский академический хор, и художественная самодеятельность, и лучшая команда КВН, и студенческая академия социальных наук, и соответствующая система студенческого самоуправлении, и так далее. Для нас представление Екатерины Великой о том, что императорские университеты должны заниматься образованием ума и нравов, – это переведенная на современный язык формула организации работы. И у такого подхода есть определенные результаты. РГСУ – это один из немногих университетов, в котором не курят. И это не только здоровый образ жизни. Это – культура поведения человека, осознанная гражданская позиция.
– Что же является главной опорой в воспитании личности, Человека с большой буквы и одновременно высококлассного специалиста своего дела?
– Во всем должны быть союзники. Нашими главными союзниками является отношение к делу самого педагога, ученого, менеджера, специалиста, работающего в университете, стремление научно-педагогического коллектива к установлению сотрудничества с государственными, общественными и другими организациями, принимающими участие в изучении и решении социальных проблем.
Особое значение для нас имеет сотрудничество с академическими институтами, прежде всего, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом философии РАН, Центральным экономико-математическим институтом РАН, другими академическими коллективами, в том числе Российской Академией социальных наук, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
Обширны и международные контакты РГСУ. Университет входит в Европейскую ассоциацию школ социальной работы, Межуниверситетский консорциум социального взаимодействия, имеет прочие контакты с университетами США, Канады, Германии, Швеции, Финляндии, Польши, Венгрии, Южной Кореи, Китая, других стран.
Плодотворное сотрудничество развивается с Русской православной церковью. С нашей точки зрения наука и религия обладают компенсирующими, взаимно дополняющими свойствами. Мы никого не принуждаем к участию в церковных обрядах, не заставляем ходить в церковь. У каждого своя дорога к Богу. Но вместе с представителями РПЦ в РГСУ открыт Академический институт социального служения, в котором по специальности «социальная педагогика» ведется подготовка специалистов с высшим образованием для дальнейшей работы в православных молодежных организациях. Это направление благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек c ий II. Этому институту много внимания уделяет руководитель синодального отдела по делам молодежи, архиепископ Костромской и Галичский владыка Александр.
Наши студенты постепенно втягиваются в православное молодежное паломничество. Ежегодно под сенью иконы Божьей Матери Феодоровской у нас проходят сборы православной молодежи. На территории университета 1 сентября заложен храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Опыт взаимодействия с РПЦ привлек внимание представителей других традиционных религий. И мы готовы к сотрудничеству с другими традиционными конфессиями нашей страны.
– Что Вы можете сказать о научных разработках вашего университета, применяемых в социальной сфере общества?
– В своей работе ректорат РГСУ исходит из того, чтокачествосовременного социального образования всецело зависит от уровня развития социальной теории, участия всего коллектива в разработке фундаментальных научных проблем и развития прикладных исследований и проектов.
Университет имеет 7 докторских диссертационных советов, где принимаются к защите кандидатские и докторские диссертации по 23 специальностям; в аспирантуре и докторантуре обучается более 750 человек. Научными руководителями и консультантами, помимо 350 штатных докторов наук, работающих в РГСУ, являются ведущие ученые РАН, в том числе академики В.П. Макаров, В.С. Степин, Г.В. Осипов, Д.С. Львов, Т.И. Ойзерман, Б.Н. Топорнин, члены – корреспонденты РАН В.Н. Иванов, Ж.Т. Тощенко, Д.А. Керимов, А.В. Дмитриев, Р.Г.Яновский и др.
Есть у нас и свое издательство: 5 журналов, два из которых в числе периодических изданий ВАК России – это то, чем мы также можем гордиться.
В нашем вузе сложилась научная школа, включающая в себя социологию социальной сферы, социальную историю России, математическое моделирование и прогнозирование социальных процессов, социальное управление процессами в экстремальных условиях, отечественную кондуктивную педагогику, социальную медицину и реабилитацию и другие направления.
Много внимания РГСУ уделяет разработке методик реабилитации, реинтеграции и обучения разных категорий населения, в том числе инвалидов. В частности, создан российско-германский центр социального образования. Другие проекты развиваются вместе с канадскими учеными и венгерскими специалистами. Мы не только разрабатываем методики, но и обучаем тех людей, которые воплощают эти методики в школах, дошкольных образовательных учреждениях, в системах повышения квалификации. То же касается соединения медицины и реабилитации: социальная медицина и реабилитационные технологии – это название факультета новое для нашей страны.
В данном случае именно образование выступает как универсальный реабилитационный инструмент, при помощи которого можно решать множество задач. И с этой точки зрения, конечно, речь идет о том, чтобы образование было доступно людям с ограниченными возможностями. Инвалидность бывает разной степени. Одному нужно преодолевать себя, чтобы научиться читать и писать, а второй проявляет чудеса в управлении самим собой, получая высшее образование. Сегодня в нашем университете обучается более 50 человек, имеющих различные группы инвалидности. И все они поступали в РГСУ на общих основаниях.
Один из самых сильных проектов, над которым мы сейчас работаем, это создание реабилитационного Центра для детей, страдающих церебральным параличом. Судя по фактическим данным, свидетельствующем о росте числа младенцев, рождающихся в в состоянии церебрального паралича, природа начинает мстить человечеству за разрушение среды обитания, нравственных основ формирования отношений между людьми, за нищету, убожество, да и за излишества. Отечественная медицина накопила значительный опыт реабилитации детей в состоянии церебрального паралича, однако эти методики нельзя отнести к эффективным, щадящим и дешевым. В мире есть иной опыт, связанный с Будапештским институтом кондуктивной педагогики восстановительной двигательной терапии имени Андреша Петё. Он создал уникальную систему социальной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом. РГСУ получил возможность по программе «Дети России» направить в Будапешт 42 студента. И радует то, что нам удалось этот проект почти полностью довести до конца. Центр обязательно будет открыт в структуре нашего университета. Это то, чем должен заниматься университет, в названии которого есть такое зовущее слово – «социальный».
© Беседовала Елена Челнокова © Фото Елены Челноковой Журнал "Культура здоровой жизни" 2/2005
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|