Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.





Ход урока

I Проверка Д/З

Самостоятельная работа.

II Объяснение нового материала:

§ 21. Зачем создаются фирмы

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаи­модействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, произ­водят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на при­родной среде, в которой мы живем.

Мы уже выяснили, что фирма — это организация, производящая блага для про­дажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими признаками:

1) создана для производства товаров или услуг;

2) покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;

3) свои товары или услуги продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — это фирма.

ФИРМА — коммерческая организация, приобретающая (и арендующая) факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.



Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозмож­ность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

Сточки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды, в том числе просто удовольствие от успеш­ного решения новой творческой задачи по созданию хорошо работающего бизнеса. Вот что говорит об этом известный российский предприниматель Владимир Мельни­ков, владелец и управляющий компании «Глория Джине» с годовым объемом продаж 75 млн долл.: «Предприниматель, в отличие от собственника, не строит бизнес с тем расчетом, чтобы увидеть результаты своего труда, — это невозможно в принципе. Он строит, и когда заканчивает очередной этап, его горизонты все время раздвигаются. Предприниматель все время нацелен на развитие, это состояние. Вот смотрите: соб­ственник потому так и называется, что оперирует своей собственностью, боясь ее растерять. А предприниматель не только не терять, но и развиваться умеет. У него нет собственности, он знает, что ему не принадлежит ничего — все временно. Вот менед­жер, третье звено, знает «как». А предприниматель знает «куда» и собирает вокруг себя людей, знающих, «как» идти».



ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.

Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Боль­шинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбереже­ния, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и об­ладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) какие товары или услуги производить;

2) в каком объеме их производить;

3) какую технологию использовать для производства;

4) какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

5) как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;



6) как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производи­тельно;

7) как продвигать свои товары на рынок;

8) по какой цене предлагать товары к продаже и т.д.

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Такова логика деятельности фирм в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существуют только государственные пред­приятия, все аспекты деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприя­тия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

С тонки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более эффективно, чем отдельный человек. Это связано с тем, что только в рамках фирмы можно задействовать весь набор факторов повышения производительности труда, а именно:

1) повышение технического уровня производства;

2) совершенствование управления, организации производства и труда;

3) изменение объема и структуры производства товаров в пользу тех, увеличе­ние выпуска которых дает наибольший прирост производительности;

4) обучение персонала более совершенным методам осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с по­мощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предпри­ятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

1) рационально соединять факторы производства при создании нужных людям благ;

2) зарабатывать своим владельцам прибыль.

Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих орга­низаций. Основные из них, а также круг их возможных участников или вкладчиков, представлены на рис. 10-1. Кроме показанных на этом рисунке форм, в Российской Федерации возможно также создание производственных кооперативов и государ­ственных либо муниципальных унитарных предприятий. Наконец, в некоторых сферах деятельности возможно создание некоммерческих организаций (например, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций). Остановимся на краткой характеристике отдельных форм коммерческих организаций.

Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организа­ции — индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется предпринимателем без образования юридического лица.

Рис. 10-1. Виды фирм по российскому законодательству

Создатель такой фирмы — ее единоличный иполновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он нискем не обязан делиться своей чистой прибылью.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ — часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им непо силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.

Индивидуальные фирмы и самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огром­ном количестве, по большей части существуют лишь год-два.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерче­ских предприятий, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связанных сэтим обязанностей, предприниматели освоили еще один вид хозяй­ственной организации — хозяйственное товариществов форме полного товарище­ства и товарищества на вере (коммандитное).

Вполном товариществе его участники:

— занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;

— несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуще­ством;

— управляют деятельностью товарищества по общему согласию;

— распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каж­дого в общем (складочном) капитале товарищества.

В товариществе на вере некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в предпри­нимательской деятельности или управлении ею.

Хозяйственные товарищества и индивидуальные фирмы долго были основной формой коммерческих организаций. Но со временем развитие производства потре­бовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних форм стало крайне трудно. Тогда предприниматели сделали следующий шаг: организовали хозяйственные общества в форме акционерных(открытых и за­крытых) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Такая форма хозяйственной организации представляет собой объединение ка­питалов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума. Участники передают имущество в собственность юридического лица инесут риск утраты в сумме своих вкладов.

Рождение акционерных компаний сыграло огромную роль в экономическом прогрессе человечества, резко расширив его возможности. Без огромных АО не удалось бы создать многие современные отрасли, изменившие в XIX—XX вв. образ жизни людей (машиностроение, химическую промышленность, авиационный транс­порт и т. д.).

Таким образом, у каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки. Их сводный обзор содержит табл. 10-1.

 

 

Таблица 10-1

Вид фирмы Достоинства Недостатки
Индивидуальная фирма 1. Легко создать. 1. Трудно найти средства для расширения фирмы.
2. Легко контролировать.
3. Обладает свободой действий. 2. Фирма обладает меньшей стабильностью.
4. Отличается меньшим
регулированием со стороны 3. Владелец должен вести всю работу по управлению фирмой
государства
Товарищество 1. Легко создать. 1. Возможны конфликты между партнерами.
2. Можно разделить работу по управлению. 2. Смерть или выход из дела одного из партнеров требуют переоформления документов фирмы.
3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме. 3. Полные товарищи несут ответственность имуществом.
4. Регулирование со стороны государства не особенно жесткое 4. Для крупных проектов средства собрать крайне трудно
Акционерное общество (корпорация, компания) 1. Можно собирать огромный капитал путем продажи акций. 1. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций.
2. Ответственность акционеров минимальна. 2. Работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т. д.).
3. Стабильность фирмы при смене ее совладельцев максимальна. 3. Владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)
4. Есть возможность найма профессиональных менеджеров

Причины возникновения и сосуществования различных типов фирм обобщенно показывает рис. 10-2. На нем все типы хозяйственных (коммерческих) организаций размещены относительно двух осей. По одной — уровень возможностей для отдель­ного человека влиять на деятельность фирмы. По другой — возможности привлече­ния денежных средств для развития фирмы.

Как легко заметить, наибольшую свободу действий индивидуальному предпри­нимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у такой фирмы и минимальные возможности для привлечения денег.

Рис. 10-2. Экономические различия между типами фирм

В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного колоссальной нервной нагруз­кой, необходимой для ведения дел. И хотя любая фирма — частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен для общества в целом. От устойчивости и про­цветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и многое другое.

III Закрепление изученного материала:

Задача. Если выручка от продаж составляет 3 млн. рублей, затраты на производство — 2,1 млн. рублей, а налог на прибыль — 30%, то какова величина чистой прибыли предприятия?

IV Д/З:Учебник Липсица 2 часть§ 35,36

Задача. Если выручка от продаж составляет 3 млн. рублей, затраты на производство — 2,1 млн. рублей, а налог на прибыль — 30%, то какова величина чистой прибыли предприятия?

Решение.

 

Задача. Предположим, что вы владеете и управляете небольшой фир­мой. Финансовые результаты деятельности предприятия за прошлый и нынешний год приведены в таблице 5-1. Проанали зируйте уровень и динамику показателей финансовых результа­тов и на основании этого сделайте вывод о том, была ли успеш­ной ваша деятельность в нынешнем году по сравнению с преды­дущим годом (параллельно заполните пустые графы таблицы).

Таблица 5-1

 

Наименование показателя За прошлый год (ден. ед.) За отчетный год (ден. ед.) В процентном отношении к прошлому году
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 5503,3 204,5
Затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) 4233,3 8526,5 201,4
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)      

Решение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.