Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Управление денежным оборотом





ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

 

Методические указания, планы семинарских занятий,

тесты и индивидуальные задания для студентов III курса направления 38.03.01 «Экономика»

очной формы обучения

 

 

Хабаровск 2014

 

ББК У 9 (2) 26

Х 12

 

Деньги кредит банки : метод. указания, планы семинарских занятий, тесты и индивидуальные задания для студентов III курса направления 38.03.01 «Экономика» очной формы обучения / сост. Т. И. Горина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2014. – 52 с.

    Рецензент канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учёта Дальневосточного государственного университета путей сообщения Н. А. Басина Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
     
       

 

Учебно-методический комплекс

Горина Татьяна Ивановна

 

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Методические указания, планы семинарских занятий,

тесты и индивидуальные задания для студентов III курса

направления 38.03.01 «Экономика»

очной формы обучения

 

Редактор Г.С.Одинцова

Подписано к печати_____________Формат 60*84/16. Бумага писчая.



Печать цифровая. Усл. п. л. 3,0. Уч.-изд. л. 2,2. Тираж экз.______

Заказ____________________________________________________________

________________________________________________________________

ãХабаровская государственная академия экономики и права, 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по дисциплине «Деньги, кредит, банки» подготовлены в соответствии с содержанием и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 38.03.01 «Экономика», программой дисциплины «Деньги, кредит, банки», утверждённой Министерством образования Российской Федерации и программой курса, разработанной кафедрой банковского дела ХГАЭП.

Методические указания разработаны для решения следующих задач:

– определить основной круг вопросов, литературу и требования, предъявляемые к студентам по специальной дисциплине «Деньги, кредит, банки»;

­– оказать помощь студентам в рациональной организации самостоятельной работы по овладению общей теорией денег, кредита и банковского дела;

– повысить академическую активность студентов в обсуждении вопросов и проблем, рассматриваемых на лекциях и семинарских занятиях, и стимулировать вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.



Подготовка к семинару предполагает ознакомление с темой и планом занятия, перечнем вопросов, ответы на которые предстоит подготовить. Затем следует изучить методические рекомендации и приступить к ознакомлению с рекомендованной литературы. Наиболее важные положения лучше всего законспектировать. После этого нужно вернуться к лекции и поработать над её конспектом, дополняя его, отмечая непонятные места, обращая внимание на расхождение точки зрения лектора с изученными литературными источниками и собственным мнением. В завершение самостоятельной работы студенту необходимо ответить на тесты.

Индивидуальные задания выдаются с учётом посещаемости занятий и академической активности студентов. Их следует выполнять в отдельной тетради, которая в течение учебного года должна проверяться преподавателем.

Сетка часов практических занятий

 

№ п/п Тема семинарского занятия   Кол-во часов
1. Происхождение и сущность денег
2. Денежная система
3. Виды и формы денег
4. Эмиссионная система
5. Организация денежного обращения
6. Основы организации безналичного денежного оборота
7. Управление денежным оборотом
8. Ссудный капитал и кредит
9. Формы и виды кредита
10. Банки и банковская система
11. Центральные банки
12. Коммерческие банки
  Итого

 



Тема 1. Происхождение и сущность денег

 

План

1. Возникновение денег.

2. Сущность денег.

3. Функции денег.

 

Методические указания

Подготовку к семинару следует начать с выяснения условий возникновения денег. Такими условиями являются: переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров, имущественное обособление собственников производимых товаров, общественное разделение труда. Поэтому надо выяснить отличия натурального и товарного хозяйства, их недостатки и преимущества, необходимость использования денег для развития обмена продуктами труда. Кроме того, использование денег тесно связано с возникновением государства и развитием кредитных отношений. Студент должен объяснить эту связь.

Ответ на второй вопрос кроется в свойствах товара, его противоречиях, которые и были разрешены с появлением особого товара – денег. В этой связи необходимо дать определение товара, охарактеризовать его свойства — потребительную стоимость и стоимость. Далее следует пояснить противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, конкретным и абстрактным трудом, частным и общественным трудом; выяснить форму разрешения этих противоречий в процессе эволюции форм стоимости от простой (случайной) к полной (развёрнутой), затем к всеобщей и, наконец, денежной форме стоимости.

Необходимо дать характеристику золота как денежного товара и раскрыть его роль в современном мире. После этого можно приступать к раскрытию форм проявления сущности денег: всеобщей обмениваемости, самостоятельной меновой стоимости, внешней (вещной) меры труда. В завершение необходимо дать определение денег.

Прежде чем приступить к характеристике функций и дискуссии по данному вопросу, следует выяснить понятие «функция денег», поскольку существуют различные толкования данной дефиниции. Функция есть внешнее проявление сущности денег. Следовательно, деньги могут выполнять функцию средства обращения (выражают форму непосредственной обмениваемости денег), функцию средства платежа (выражают самостоятельную меновую стоимость), функцию средства сбережения и накопления (выражают свойство денег сохранять стоимость), функцию меры стоимости (выражают денежную форму материализации общественного труда), функцию мировых денег (выражают форму всеобщего покупательного и платёжного средства, всеобщего воплощения общественного богатства).

 

При характеристике современных денег особое внимание надо уделить их особенностям. Например, раньше функцию меры стоимости и масштаба цен выполняло золото, а денежные единицы имели фиксированное золотое содержание. В настоящее время связь денег с золотом не предусмотрена, а цены на товары как денежное выражение их стоимости всё же существуют. Таким образом, необходимо выяснить, что собой представляет масштаб цен в современных условиях. В чём отличие масштаба цен от меры стоимости?

Функцию средства обращения всегда выполняла «звонкая монета», то есть реальные, а не идеальные (виртуальные) деньги. Сегодня золотые монеты не обращаются, уступив место бумажным деньгам, билонной монете, безналичным расчётам. Это дало повод некоторым экономистам объединить функцию средства обращения и средства платежа. Правы ли они?

Не все деньги предназначены для осуществления платежей, какая-то их часть сберегается (накапливается). Студент должен выяснить разницу между сбережением и накоплением, рассмотреть формы накопления денег.

И наконец, можно ли сегодня говорить о мировых деньгах, которые, по определению К. Маркса, не должны иметь «национальных мундиров», как, например, золото в слитках? Однако ответов на эти вопросы недостаточно, чтобы вступать в дискуссию. Необходимо также прочесть публикации отечественных и зарубежных экономистов, выявить сходства и различия их мнений о функциях денег, что поможет сформировать собственную точку зрения.

 

Тема 2. Денежная система

 

План

1. Сущность, принципы организации и элементы денежной системы.

2. Типы и разновидности денежных систем.

3. Денежная система Российской Федерации.

 

 

Методические указания

Подготовку к занятиям следует начать с определения денежной системы. В командно-административной экономике сущность данного понятия была связана с организацией налично-денежного обращения в стране, которое было централизовано государством. Переход к рыночной экономике потребовал отхода от традиционного определения денежной системы: оно должно отражать организацию и налично-денежного, и безналичного денежного оборота, новый механизм денежной эмиссии, новые методы денежно-кредитной политики, новые способы регулирования валютного курса и, наконец, основываться на новом законодательстве.

После определения денежной системы необходимо остановиться на характеристике принципов её функционирования и отдельных элементов: денежной единицы и масштаба цен; видов денег, являющихся законным платёжным средством; платёжной системы; государственного аппарата, регулирующего денежное обращение; эмиссионных институтов и эмиссионного механизма; валютного курса и валютного регулирования.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют системы обращения металлических денег, которые, в свою очередь, подразделяются на биметаллизм и монометаллизм, и системы обращения бумажно-кредитных денег. Кроме того, денежные системы могут быть рыночного и нерыночного типа. Студенту надлежит разобраться во всех типах и видах денежных систем.

Третий вопрос предполагает знание особенностей организации денежных системы Российской Федерации.

Формирование денежной системы рыночного типа потребовало принятия соответствующего закона «О денежной системе Российской Федерации» (1992 г.). В соответствии с законом денежная система должна была включать две подсистемы: подсистему наличных расчётов и подсистему безналичных расчётов. Поскольку организация наличного и безналичного денежного оборота была возложена на Центральный банк РФ, то в 1995 г. принимаются дополнения и изменения в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которым определены задачи, функции и полномочия Банка России в сфере наличного денежного обращения и безналичных расчётов. Следующим этапом преобразований в денежной системе РФ стало принятие Закона РФ « О национальной платёжной системе РФ» и внесение изменений в Закон РФ « О Центральном банке ( Банке России )» ( главы 6 и 12 ). Студент должен дать сравнительную характеристику денежной системы СССР и денежной системы современной России, изучить вышеназванные законы.

Денежная система РФ состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые объединяют обе подсистемы — наличных расчётов и расчётов в форме перевода денежных средств. Принципы организации денежной системы отражаются в их элементах, каждый из которых имеет национальные особенности, в которых и надлежит разобраться студенту.

В России удельный вес налично-денежных расчётов традиционно высок, в связи с чем важное значение имеют государственные меры по совершенствованию инструментов регулирования сферы наличных денег и форм безналичных расчётов. Центральный банк как орган регулирования денежной системы призван обеспечить эффективное и бесперебойное функционирование национальной платёжной системы. Для подготовки данного вопроса студент должен изучить Закон РФ « О национальной платёжной системе РФ», направления единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством РФ; содержание нормативных документов, регламентирующих порядок функционирования платёжной системы в нашей стране.

 

Тема 3. Виды и формы денег

 

План

1. Классификация форм и видов денег.

2. Характеристика металлических, бумажных и кредитных денег.

3. Денежная масса и денежная база.

 

Методические указания

В первую очередь надо выяснить содержание понятий «вид денег», «форма денег», а также критерии их классификации. Это поможет в характеристике товарных (натуральных) и нетоварных; наличных и безналичных; действительных и знаков стоимости; реальных и идеальных; государственных и частных денег; металлических, бумажных, кредитных, электронных денег.

Металлические деньги могут быть полноценными (действительными) и неполноценными (символическими). Необходимо дать их определение, назвать преимущества и недостатки, назвать причины вытеснения металлических денег бумажными. Выясните причины ухода золота из обращения и значение этого металла в современной денежной системе.

Бумажные деньги подразделяются на казначейские билеты и банкноты. В этой связи необходимо получить чёткое представление об их единстве и различиях, о классической и современной банкноте. Особое внимание следует уделить кредитному характеру и обеспечению банкнот.

Приступая к характеристике кредитных денег, целесообразно сначала дать их определение, а затем раскрыть сущность векселя, рассмотреть виды векселей, их свойства и возможности использования.

Чек – более современный вид кредитных денег, появившийся в период развития коммерческих банков. Он может выпускаться на основе реальных и мнимых вкладов в процессе депозитно-чековой эмиссии. Чеки делятся на именные, предъявительские, ордерные, денежные и расчётные. Необходимо выяснить их особенности и различия.

Наряду с чеками носителями депозитных (безналичных) денег являются банковские карты (расчётные, кредитные или предоплаченные), а также электронные деньги. Следует разобраться в природе этих видов денег, дать определение электронных (виртуальных) денег, представлять перспективы их использования.

Для количественного измерения обращающихся денег, а также в целях государственного регулирования денежного обращения используются такие показатели, как денежная масса и денежная база. Студент должен знать их определение, состав денежных агрегатов и их отличия, взаимосвязь денежной массы и денежной базы, способ расчёта денежного мультипликатора.

 

Тема 4. Эмиссионная система

 

План

1. Понятие и виды эмиссии.

2. Безналичная денежная эмиссия.

3. Выпуск наличных денег в хозяйственный оборот.

 

Методические указания

Под эмиссией понимается выпуск денег или ценных бумаг. Поэтому сначала следует назвать особенности денежной эмиссии. Понятия «эмиссия денег» и «выпуск денег» также неравнозначны. Эмиссия денег может быть кредитной и бюджетной, обеспеченной и необеспеченной, наличной и безналичной, регулируемой и нерегулируемой, фидуциарной. Студент должен разобраться в содержании перечисленных терминов, выяснить их отличия. Кроме того, необходимо обосновать кредитный характер эмиссии современных денег и знать каналы денежной эмиссии.

Многие экономисты утверждают, что безналичная эмиссия первична по отношению к наличной. Ряд экономистов вообще не признаёт наличноденежную эмиссию в современной денежной системе. Эти утверждения необходимо обосновать. В условиях двухуровневой банковской системы прирост денежной массы (эмиссия) основан на механизме депозитно-кредитной (по западной терминологии – депозитно-чековой) мультипликации. Поэтому важно знать сущность, механизм и значение банковского мультипликатора, роль денежной базы в регулировании эмиссии денег, её взаимосвязь с денежной массой, а также методику расчёта денежного мультипликатора.

Коммерческие банки эмитируют безналичные деньги в пределах свободного резерва. Студент должен знать порядок определения этого резерва. Регулирование эмиссионных возможностей банковской системы осуществляет Центральный банк. Характеристикой методов и инструментов регулирования эмиссионных операций коммерческих банков следует завершить подготовку второго вопроса.

Третий вопрос предполагает знание особенностей эмиссии наличных денег: монополии и полномочий Центрального банка в сфере наличного денежного обращения, прогнозирования и планирования потребности в наличных деньгах, вторичного характера наличноденежной эмиссии по отношению к безналичной, порядка выпуска и изъятия наличных денег из обращения в Российской Федерации.

 

Тема 5. Организация денежного обращения

 

План

1. Понятие и содержание денежного обращения.

2. Основы и правила организации налично-денежного обращения.

 

Методические указания

Прежде всего следует определиться с понятием денежного обращения. По нашему мнению, оно связано с функцией денег как средства обращения и с формулой Т — Д — Т. Из этого следует, что обращение могут совершать только наличные деньги (банкноты и монеты), так как в процессе купли-продажи они непосредственно переходят из рук покупателя в руки продавца, постоянно находясь в обращении. К безналичным расчётам это утверждение не относится, поскольку они требуют посредников (в основном банков), наличия счетов в банках и, самое главное, письменного поручения плательщика на списание средств в пользу получателя. Однако в литературе всё чаще термин «обращение» применяется и к наличным, и к безналичным деньгам. Будет интересна позиция студента по данному вопросу. Безусловно, нужно представлять себе схему оборота наличных денег в хозяйстве, знать сферу их использования, объём и структуру наличных денег, обращающихся на территории РФ.

Организация денежного обращения — это сфера полномочий Банка России. Поэтому студент должен изучить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», глава 6 «Организация наличного денежного обращения», где обязанности и функции ЦБ подробно прописаны.

Особое внимание уделите принципам организации денежного обращения, значению и структуре прогноза кассовых оборотов банков, на основе которого определяется эмиссионный результат, роли баланса денежных доходов и расходов населения.

Наличные деньги выдаются из оборотных касс расчётно-кассовых центров, операционных касс коммерческих банков, касс предприятий, организаций и учреждений. Туда же они и должны возвращаться. Процесс этот регулируется Центральным банком путём установления лимитов всех перечисленных касс. Кроме того, операции с наличными деньгами оформляются специальными документами, существуют правила хранения, перевозки и инкассации денежных средств. Чтобы представлять себе эти процессы, необходимо изучить нормативные документы, определяющие порядок совершения кассовых операций для всех участников данной сферы, меры ответственности за нарушение кассовой дисциплины.

 

Тема 6. Основы организации безналичного денежного оборота

 

План

1. Структура и значение безналичного денежного оборота. Общая ха - рактеристика организации перевода денежных средств.

2. Порядок перевода денежных средств. Формы безналичных расчётов.

3. Межбанковские расчёты.

 

Методические указания

Структура безналичного денежного оборота определяется действующей моделью экономики. В рыночных условиях превалируют горизонтальные денежные потоки, обслуживающие рынок факторов производства, где происходит оборот основного и оборотного капиталов, а также рабочей силы; рынок потребительских товаров; финансовый рынок.

Что касается вертикальных денежных потоков, то они обслуживают распределительные отношения и связаны с формированием и использованием бюджета и внебюджетных фондов. Исходя из этого денежный оборот классифицируют на денежно-расчётный, денежно-кредитный, денежно-финансовый. Студенту остаётся лишь раскрыть содержание этих понятий.

Значение денежного оборота трудно переоценить. Однако особое внимание надо обратить не на организационно-технические преимущества, приводящие к экономии издержек обращения, а на экономические — обеспечение реализации ВВП, формирование ресурсов банков, эффективность контроля рублём, легализацию хозяйственной деятельности и т.п.

При подготовке ко второму вопросу сначала надо ознакомиться с Гражданским кодексом РФ, нормативными документами Центрального банка РФ, регламентирующими порядок перевода денежных средств. Затем рассмотреть систему безналичных расчётов как совокупности элементов: принципов организации безналичных расчётов, источников платежа, способов платежа, видов счетов, очерёдности платежей, способов перевода денежных средств, форм безналичных расчётов. Особое внимание необходимо уделить детальной характеристике форм безналичных расчётов: расчётам платёжными поручениями, расчётам по аккредитиву, расчётам чеками, расчётам инкассовыми поручениями; расчётам в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование ); расчётам в форме перевода электронных денежных средств. Рассмотреть схемы документооборота, случаи и условия применения; отметить преимущества и недостатки.

Особую сферу безналичных расчётов представляют межбанковские расчёты. Следует знать особенности централизованного и децентрализованного способов их организации. Студент должен представлять роль Банка России в решении задачи обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования национальной платёжной системы.

Тема 7. Управление денежным оборотом

 

План

1. Понятие и характеристика совокупного денежного оборота. Показатели объёма и структуры денежного оборота.

2. Денежно-кредитная политика. Методы денежно-кредитного регулирования.

Методические указания

Единство форм денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы. Следует дать определение денежной массы, оценить основные подходы к её измерению: трансакционный подход и ликвидный подход. Денежные агрегаты, характеризующие объём и структуру денежной массы. Рассмотреть перечень денежных агрегатов, применяемых в России. Денежная база как вид функциональных денег. Широкая и узкая денежная база по методике Банка России. Контроль за денежной массой через увеличение денежной базы либо за счёт эффекта мультипликации. Студенту следует подробно разобраться в данных вопросах.

Выяснив необходимость соответствия денежной массы потребностям хозяйственного оборота, надо дать характеристику целей рестрикционной и экспансионисткой денежно-кредитной политики, а также классификацию методов денежно-кредитного регулирования: прямых (административных) и косвенных (экономических), общих и селективных.

Банк России использует весь набор методов денежно-кредитного регулирования на основе ежегодно утверждаемых Государственной думой, Правительством РФ и Центральным банком целевых ориентиров. При подготовке ко второму вопросу студент должен изучить «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на текущий год, знать ориентиры инфляции, валютного курса, прироста денежной массы, денежной базы и инструменты, которые использует Банк России как проводник официальной денежно-кредитной политики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.