Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Примерные темы контрольных работ





П Р О Г Р А М М А

дистанционного обучения для магистрантов 1 курса по направлению «Журналистика» по подготовке и проведению научно-практического семинара «Актуальные проблемы журналистики»

 

Цель семинара:

сформулировать представление о современном состоянии журналистики, ее проблемах, в том числе связанных с отражением средствами массовой информации политических, экономических и социальных процессов, происходящих в стране и обществе

 

Задачи семинара:

· проанализировать современное состояние средств массовой информации, дать им оценку;

· познакомить с навыками исследовательской работы с медиаресурсами;

· расширить представление о задачах журналистики в современную эпоху;

· исследовать стоящие перед современной журналистикой проблемы;

выработать предложения по повышению роли СМИ, связанной с отражением процессов, происходящих в государстве и обществе.

 

 

I. План проведения семинара

I. Журналистика как социальное явление, основной институт государства и общества

Темы для обсуждения:

1.Актуальные проблемы современности, их влияние на содержание и характер. СМИ. Методы их исследования



2.Тенденции развития СМИ в условиях становления российского государства и общества.

3. Региональные и местные СМИ в медиапространстве.

 

II. Свобода СМИ и факторы, обеспечивающие действенное их участие в решении актуальных проблем современности

Темы для обсуждения:

1. Экономические, политические, правовые основы свободы прессы.

2. Позиция журналиста как совокупность установок при осуществлении профессиональной деятельности

3. Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач.

 

III. Отражение политических, экономических и социальных проблем российскими массмедиа

Темы для обсуждения:

1.Политическая, экономическая, экологическая, социальная, проблематика в структуре отечественных СМИ

2.Формирования единого экономического пространства в медийном освещении

3.Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге.



4.Проблемы современной культуры и искусства в медийном пространстве

5. Демографическое развитие в зеркале российских СМИ

6.СМИ о месте и роли России в современных цивилизационных процессах

 

IV. СМИ и проблемы формирования демократических институтов РФ

Темы для обсуждения:

1. СМИ как институт гражданского общества, новые формы журналистики.

Открытая журналистика и ее роль в развитии демократии.

2.Проблема прав человека в условиях трансформации ценностей традиционного общества.

3. СМИ о месте и роли России в современных цивилизованных процессах.

 

 

II. Перечень вопросов (заданий) к экзамену

№ п/п Формулировка вопроса (задания)  
1. Система современных СМИ: становления и развития
2. Информационное общество и журналистика: проблема взаимодействия
3. Неолиберальная парадигма мирового развития (Ф. Фукуяма, З. Бжезинский, Дж. Сорос, С. Хантингтон и др.) и освещение ее российскими СМИ
4.   Свобода слова и мнений и ее отражение в отечественной журналистике
5.   СМИ и проблемы формирования демократических институтов в РФ
6. Масс-медиа и становление гражданского общества в России
7. Региональные СМИ, тенденции их развития
Местная печать в системе российской журналистики
9. СМИ как институт гражданского общества
10. Открытая журналистика и ее роль в развитии демократии.
11. Экономическая, экологическая, социальная, научная проблематика в структуре отечественных СМИ
12. Экономическая журналистика России: специализированные и массовые издания.
13. Бизнес-процессы в новостной журналистике.
14. 15. Оценки инновационности национальной экономики российскими и зарубежными СМИ.   Динамика развития глобальной новостной индустрии
16. Проблемы формированияединого экономического пространства в медийном освещении.
17. Тематическое разнообразие аналитических материалов, посвященных энергетической проблематике
18. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге.
19.   Проблемы “новой бедности” в структуре российских социальных новостей.
Особенности освещения отечественными масс-медиа избирательных кампаний
21. Проблема коррупции и ее отражения в отечественных СМИ.
22. Влияние TV-журналистики на современный образ России.
23. Проблема освещения СМИ прав человека в условиях трансформации ценностей
24. Социальные, религиозные, этнокультурные проблемы миграции и освещение их отечественными СМИ
25. Проблемы демографического развития в зеркале СМИ
.26. Сущность и глобальный характер демографических проблем как предмет анализа российскими масс-медиа
27. Проблемы религиозного фундаментализма в медийном пространстве  
28. Молодежная тематика на страницах печатных СМИ  
29. Профессиональная позиция журналиста при осуществлении профессиональной деятельности
30. Правовые основы свободы прессы

 



Критерии оценки степени сформированности компетенций (результатов экзамена)

Оценка Критерии оценки степени сформированности компетенций
Отлично Обучающийся показывает всестороннее, систематическое и глубокое знание основного и дополнительного учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоил основную и знаком с дополнительной рекомендованной литературой; может объяснить взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для последующей профессиональной деятельности; проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.
Хорошо Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в пределах основного учебного материала, без существенных ошибок выполняет предусмотренные в программе задания; усвоил основную литературу, рекомендованную в программе; способен объяснить взаимосвязь основных понятий дисциплины при дополнительных вопросах преподавателя. Допускает не существенные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, устраняет их без помощи преподавателя.
Удовлетворительно Обучающийся показывает знания основного учебного материала в минимальном объеме, необходимом для дальнейшей учебы; справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой, допуская при этом большое количество не принципиальных ошибок; знаком с основной литературой, рекомендованной программой. Допускает существенные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Неудовлетворительно Обучающийся обнаруживает пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не знаком с рекомендованной литературой, не может исправить допущенные ошибки. Как правило, оценка "не удовлетворительно" ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

Условия допуска обучающегося к сдаче экзамена:

К сдаче экзамена допускаются обучающиеся, набравшие не менее 70баллов по следующим видам деятельности:

· Анализ проблемы обсуждения

· Участие в дискуссии или опросе по теме обсуждения

 

 

III. Примерные темы контрольных работ

 

1.Глобальные тенденции развития человечества как тема для публикаций.
2. Глобализация и кризис индустриального общества (по материалам СМИ).
3. Проблемы современности в контексте развития информационного общества.
4. Глобализация и средства массовой коммуникации (по материалам СМИ).
5. Противоречия глобализации на страницах российских СМИ.
6. Процессы глобального масштаба: негативные и позитивные аспекты. (по материалам СМИ).
7. Антиглобализм и другие протестные движения как тема для анализа в СМИ.
8. Новые проблемы цивилизации: прогнозы и тенденции (по материалам СМИ).
9. Новые вызовы в сфере международной безопасности (на материалах российской и/или зарубежной периодики).
10. Причины и особенности современных социальных конфликтов: анализ в современных СМИ.
11. Конфликт культур как тема для СМИ
12. Региональные конфликты как фактор глобальных угроз в современном мире (по публикациям российских газет и журналов).
13. Транснациональный терроризм как угроза для человечества: освещение войны с террором в российской прессе.
14. Тема терроризма на телевидении: проблемы и опасности.
15. Кризис семьи и семейных ценностей: отражение в СМИ.
16. Урбанизация как тенденция современности (по материалам СМИ).
17. Новые подходы в сфере ограничения вооружения: анализ в современных СМИ.
18. Роль СМИ в предотвращении военных конфликтов и в построении миротворческих стратегий.
19. Мировой экономический кризис (на материалах российской и/или зарубежной периодики).
20. Права человека в мире: современные формы дискриминации как тема для публикаций.
21. Проблемы миграции: обзор российских СМИ.
22. Демографические проблемы на страницах российских СМИ.
23. Экологический кризис: основные тематические направления для освещения в СМИ.
24. Гендерное неравенство как актуальная проблема человечества (на примерах публикаций в СМИ).
25. Продовольственный кризис как глобальная проблема (на материалах российской и/или зарубежной периодики).
26. Энергетический кризис как глобальная проблема (на материалах российской и/или зарубежной периодики).
27. Человечество и новые виды опасных заболеваний (на материалах российской и/или зарубежной периодики).
28. Социальная ответственность журналиста в контексте актуальных проблем современности.
29. Актуальные проблемы современности в информационной повестке (на примере одного или нескольких изданий).

30. Реклама как феномен культуры

31. Проблемы укрепления независимости региональных СМИ

32. Психологическое воздействие электронных коммуникаций и проблемы информационно-психологической безопасности.

33.Этнические и геополитические конфликты в освещении печатной и электронной прессы.

34.Проблемы построения в России информационного общества.

35. Информационная безопасность политической системы.

36. Идеология и масс-медиа в современной России.

37. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества.

38. Актуальные проблемы современности в информационной повестке (на примере одного или нескольких изданий).

Цель контрольной работы – всестороннее изучение на теоретическом и эмпирическом уровне определенной темы, связанной с актуальными проблемами современной журналистики.

 

Требования к выполнению и представлению результатов контрольной работы

Контрольная работа является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы студента и должна соответствовать следующим критериям:

· Полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы.

· Уровень овладения методикой исследования.

· Научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций.

· Научный стиль изложения.

· Актуальность и степень разработанности темы.

· Творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах.

· Правильная структурированность разделов работы.

· Степень соответствия оформления государственному стандарту.

· Своевременная сдача на проверку.

 

Контрольная работа выполняется печатным текстом на бумаге формата А4.

Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, высота букв должна быть не менее 2,5 мм (размер шрифта 14). На страницу входит 27–29 строк, включая сноски. Поля страниц устанавливаются следующие: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Выравнивание по формату.

Объем работы должен быть 15-20 страниц машинописного текста. Страницы должны быть пронумерованы справа от центра. Нумерация начинается с титульного листа, но при этом номер страницы на титульном листе не проставляется. Все остальные страницы нумеруются сквозной нумерацией, включая последнюю страницу. Титульный лист выполняется в соответствии с предъявляемыми требованиями

Сноски обычные – приводятся внизу страницы. Автор должен строго соблюдать правила библиографического описания. При первом упоминании нормативного акта следует указать его полное наименование, номер, где и когда он принят, источник. При повторном упоминании того же акта можно использовать его краткое наименование.

Контрольная работа должна быть подписана студентом на последней странице с указанием даты (число, месяц, год).

Выполненная работа сдается на кафедру.

 

 

IV/ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ

2. Закон РФ «О средствах массовой информации

3. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

4. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

5. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

6. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»

7. ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

8. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

 

Учебная литература и другие информационные источники

а) основная учебная литература

1. Вычуб Г.С.Актуальные проблемы современности и журналистика. Учебно-методическое пособие – М., 2003.

2. Фомичева И. Д. Методы изучения СМИ./Учебно-методическое пособие. . – М.: Факультет журналистики МГУ, 2009.

3. Актуальные проблемы журналистики. — М., 2007.

4.Интернет-журналистика. М., 2005. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте ин- формационного рынка. Ростов-н/Д, 2002.

5.Мельник Г. С. 5.Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005.

б) дополнительная литература и другие информационные источники

1.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Academia, 2004

2.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 2010. 7. 3.Засурский И. 3.Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. — М.: Изд- во МГУ, 2002.

4.Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001. Калмыков А. А., Коханова Л. А.

5. Кожухар В.М. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012.

6.Леонович О.А. Методы коммуникативных исследований. – М.: Гнозис, 2011.

7.Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. Т. 1. М.: ГУ ВШЭ, «Элитмкостар», 2007.

8..Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы: СМИ в эпоху перемен (1986-2009). – М., 2010.

9.Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества: Учеб. пособ. – М., 2008.

10.Стеглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.
11.ТоффлерА. Третья волна – 1991.
12.Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2003.

13.Федотов А. С. Гражданское общество: проблемы развития и современные формы. Саратов, 2004.

14. ХХI век начинается: актуальные вопросы журналистики. Екатеринбург, 2002.

 

В). Электронные ресурcы.

1.Pressa.ru

2.www.mediascope.ru – «Медиаскоп» – электронный журнал факультета журналистики МГУ.
3. evartist.narod.ru/journ. – электронная библиотека книг по теории и практике журналистики.

 

Подготовил М.В.Буторин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.