Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоговая контрольная работа (ИКР).





Уральский университет, 2015/2016 г.

Программа дисциплины «История зарубежной литературы. Часть вторая» для студентов специальности «Издательское дело и редактирование».

Система отчетности

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 51 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.

Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку самостоятельной работы, представленной в виде доклада на практическом занятии, учет посещения занятий.

Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.

Текущий контроль

Контрольные работы по текстам

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).



Список произведений для обязательного чтения:

Раздел 1. Литература XVIIвека.

Пьер Корнель. Сид.

Жан Расин. Федра.

Мольер. Тартюф.

Мольер. Дон Жуан.

Педро Кальдерон. Врач своей чести.

Франсиско де Кеведо. История пройдохи по прозванию Дон Паблос.

Раздел 2. Литература XVIII века.

Антуан Франсуа Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Генри Филдинг. История Тома Джонса, найденыша.

Вольтер. Кандид.

Вольтер. Простодушный.

Бомарше. Севильский цирюльник.

Бомарше. Женитьба Фигаро.

Лоренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

Иоганн Вольфганг Гете. Страдания молодого Вертера.

Иоганн Вольфганг Гете. Фауст.

Фридрих Шиллер. Разбойники.

Раздел 2. Литература XIX века

Гофман. Житейские воззрения кота Мурра.

Бальзак. Гобсек.

Стендаль. Красное и черное.

Диккенс. Большие надежды



Флобер. Госпожа Бовари.

По.Падение дома Ашеров. Вильям Вильсон. Убийство на улице Морг. Колодец и маятник. Золотой жук. Похищенное письмо. Бочонок амонтильядо

Мелвилл. Моби Дик.

 

График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.

Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.

 

Практикум

В течение семестра студенты должны подготовить доклад по проблематике дисциплины. Темы в обязательном порядке должны быть согласованы в течение февраля-марта. Доклады представляются на практических занятиях в конце семестра. Желательны видео- и аудиоиллюстрации. Электронная версия доклада обязательна. К докладу должен быть приложен список использованной литературы. В текст доклада должны быть включены ссылки.

Все цитаты должны быть взяты в кавычки и атрибутированы (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении необходимо отделять свою речь от чужой и также указывать источник.

В каждом докладе должны быть цитаты не менее чем из двух источников.

Доклад не должен состоять только из цитат.

Доклад должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу.



В докладе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.

Оценка «отлично» за доклад соответствует 20 баллам, «хорошо» – 15 баллам, «удовлетворительно» – 10 баллам.

Темы докладов по дисциплине «История зарубежной литературы (ч. 2)»

Занятие 1.

Образ Тартюфа в комедии Мольера.

Интрига и сюжет «Тартюфа».

Образ Дон Жуана в комедии Мольера.

Интрига и сюжет комедии «Севильский цирюльник».

Образы героев в комедиях Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

Занятие 2.

Образы героев романа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»

Реализм и условность в романе Прево «Манон Леско»

Концепция любовного чувства в романе Прево «Манон Леско»

Социальная и психологическая проблематика романа Гете «Страдания молодого Вертера»

«Страдания молодого Вертера» как философский роман.

Занятие 3.

Принципы романтической поэтики в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Тема судьбы в романе Стендаля «Красное и черное».

Сюжет романа Диккенса «Большие надежды»

«Madame Bovary c'est moi». Автор и герой в романе Флобера «Госпожа Бовари».

Природа и человек в поэтической образности романа Германа Мелвилла «Моби Дик»

 

 

Тема Задание и литература
Образ Тартюфа в комедии Мольера. Прочитайте авторское предисловие к пьесе «Тартюф» и письма Мольера королю по поводу комедии. Как объясняет Мольер свой замысел? Вполне ли соответствует комедия цели, сформулированной автором? Каковы личные природные качества героя? Свойственны ли ему ум, хитрость, проницательность? Есть ли у него актёрские данные? Вполне ли соответствуют личные качества Тартюфа той роли лицемера, которую он исполняет?
Интрига и сюжет «Тартюфа». Определив содержание понятий «интрига» и «сюжет», охарактеризуйте соотношение внешнего и внутреннего действия комедии. Опишите, кто и как интригует в пьесе? Какие средства используют Тартюф и его противники для достижения своих целей? В какой степени персонажи контролируют ход событий? Как соотносится интрига (внешнее действие) с сюжетом (внутренним действием)? Как соотносятся характеры героев с их сюжетными функциями? Финал комедии Мольера «Тартюф». Насколько закономерна победа Тартюфа и насколько закономерно его разоблачение?
Образ Дон Жуана в комедии Мольера.   Проанализируйте образ Дон Жуана. Как можно объяснить противоречия его поступков? Каковы их мотивы? Что привлекает Дон Жуана в женщинах? Каковы смысл и содержание его любовных побед? Обратите внимание на сцены II акта с участием Шарлотты: как меняется её поведение на протяжении действия? Сделайте вывод о социальных, психологических, религиозно-философских аспектах содержания образа Дон Жуана. В чём тайна обаяния этого образа? Связана ли проблематика «Дон Жуана» с проблематикой «Тартюфа»?
  Литература Ауэрбах Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967. Дополнительная: Бордонов Ж. Мольер. М., 1983. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1991. Веселовский А. Н. Тартюф. История типа и пьесы. М., 1879. Гликман И. Мольер. М.; Л., 1966. Гриб В. Р. Мольер // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956. Мокульский С. С. Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма. Творчество Мольера // Мокульский С.С. О театре. М., 1963. Штейн А. Л. Мольер – зачинатель и основоположник // Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990. Рекомендуемые источники: Мольер Ж. Б. Комедии / Вступ.ст.и примеч. Г. Н. Бояджиева. М., 1972 (БВЛ). Мольер. Полн. собр. соч. : в 3 т. / Предисл. Ю. А. Гинзбург, С. И. Великовского. М., 1985–1987. Мольер. Полн. собр. соч. : в 4 т. / Под ред. Н. Любимова. М., 1966–1967.  
Интрига и сюжет комедии «Севильский цирюльник». Проанализируйте внешний ход действия в «Севильском цирюльнике». В чём отличие построения интриги «Цирюльника» от интриги комедий Мольера (например, «Тартюфа»)? Сопоставьте роль случайностей в комедиях Мольера и Бомарше. Каковы основные приёмы Фигаро как интригана? Проанализируйте значение в сюжете монолога Базиля о клевете. Можно ли говорить о единстве действия «Севильского цирюльника» в строгом смысле?
Образы героев в комедиях Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Сравните принципы создания образа героя у Мольера и Бомарше. Обладают ли герои «Цирюльника» строгой определенностью внешних черт характера, поведения? Всегда ли персонажи действуют в соответствии со своими характерами? В каких случаях и по какой причине нарушается логика характера? В каком смысле можно говорить о единстве образа героя у Бомарше? В чём социальная и психологическая типичность образов Фигаро, графа, Розины, Бартоло? Как соотносится сюжетная функция героя с его личностью? Определите значение сентенций в репликах героев для создания характера.
  Литература Основная: Грандель Ф. Бомарше. М., 1979. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: Тенденции и традиции. М., 1987. Дополнительная: Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме. М., 1967. Артамонов С. Д. Бомарше. М., 1960. Мокульский С. С. Бомарше. Жизнь и творчество. М., 1957. Мокульский С. С. Пьер Бомарше // Мокульский С. С. О театре. М., 1963. Финкельштейн Е. Бомарше. М.; Л., 1957. Штейн А. Л. Бессмертный Фигаро // На вершинах мировой литературы. М., 1988. Штейн А. Л. Политическая комедия Бомарше // Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990. Рекомендуемые источники: Бомарше. Драматические произведения. Мемуары / Вступ.ст. и коммент. Л. Зониной. М., 1971 (БВЛ). Бомарше. Избр.произв. : в 2 т. / Сост., вступит.ст. и коммент. С. Д. Артамонова. М., 1966. Французский театр эпохи Просвещения : в 2 т. Вступит.ст. и коммент. С. Мокульского. М., 1957.
Образы героев романа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» Образ Манон в романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Охарактеризуйте Манон, перечислите важнейшие черты ее личности, обратите внимание на её речь и манеры (в сцене знакомства знатного человека – автора «Записок» – с Кавалером и Манон; во время бегства героев из Амьена в Париж; во время объяснения с Кавалером после экзамена в Сорбонне; см. также проделки Манон со старшим и младшим гг. Г. М., с итальянским князем). Адекватно ли воспринимает Кавалер Манон? Охарактеризуйте личные человеческие качества Кавалера и его нравственные воззрения. Адекватно ли оценивает Кавалер сам себя? Перечитайте его рассуждения после ухода Манон к старшему Г. М. и в исправительной тюрьме Сен-Лазар. Перечитайте «Предуведомление автора Записок знатного человека»: вполне ли выражает оно отношение автора к герою и героине? Что лежит в основе нравственных воззрений Кавалера? Как с Кавалером соотнесен Тиберж?
Реализм и условность в романе Прево «Манон Леско» Обратите внимание на описания обстановки, интерьеров в романе Прево. Возможна ли такая детализация в искусстве классицизма? Какие сцены романа были бы невозможны в реалистическом психологическом романе XIX века? Проанализируйте эпизоды романа с точки зрения их правдоподобия. Какие эпизоды кажутся не вполне достоверными? Почему Прево отступает от правдоподобия?  
Концепция любовного чувства в романе Прево «Манон Леско» Проследите, как изображается любовь в романе. Свойственны ли противоречия любовному чувству героя и героини (обратите внимание на встречу Кавалера и Манон в Амьене, объяснение героев после экзамена с Сорбонне, размышления Кавалера после пожара в Шайо, после бегства Манон к господину де Г. М., спор Кавалера с Тибержем в Сен-Лазаре, объяснение героев в доме младшего Г. М., разговор Кавалера с отцом, американские эпизоды романа). Меняется ли в ходе действия любовное чувство или же изменяется лишь степень его осознанности героями? Меняются ли сами герои или меняется только их поведение в различных обстоятельствах?
  Литература Основная: Ауэрбах Э. Прерванный ужин // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956. Лурье С. Смерть в долине Миссисипи // Лурье С. Такой способ понимать. М., 2007. Дополнительная: Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983. Строев А. Типология романических жанров и французский роман эпохи Просвещения. М., 1983. Дэкс П. Проблемы творчества аббата Прево // Дэкс П. Семь веков романа. М., 1962. Затонский Д. В. Непостижимая Манон // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994. Мопассан Г. История Манон Леско // Мопассан. Полн.собр. соч. М., 1958. Т. 11. Франс А. Приключения аббата Прево // Франс А. Собр. соч. : в 8 т. М., 1960. Т. 8. Рекомендуемые источники: Прево А. Ф. Манон Леско. Шодерло де Лакло. Опасные связи / Вступит. ст. Ю. Б. Виппера. М., 1967 (БВЛ). Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско / Изд. подгот. М. В. Вахтерова, Е. А. Гунст. М., 1978 (Лит. памятники). Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско. История одной гречанки / Предисл. Е. Гунста. М., 1989.
Социальная и психологическая проблематика романа Гете «Страдания молодого Вертера» Раскройте социальную и психологическую типичность образа Вертера. Рассматривая вопрос о характере любовного чувства Вертера, обратите внимание на первые впечатления героя от облика Лотты, на письма от 19,21 июня, 1 июля. В каком отношении к основной проблематике романа находится тема обмана и самообмана (письма от 11 и 30 июля, 8 августа)7 Проанализируйте письма от 12 и 18 августа. Проследите за поступками Вертера после его отъезда. Насколько адекватно его поведение в свете (см. письмо от 15 марта)?
«Страдания молодого Вертера» как философский роман.   Проанализируйте эстетическую проблематику романа: гений, правила, принцип верности природе (см. особенно письма от 26 и 27 мая). Подумайте, как соотнесена история Вертера с годовым природным циклом, назовите важнейшие литературные ассоциации в романе. Как переосмыслена в романе сюжетная ситуация «Новой Элоизы» Руссо? Подумайте, с помощью каких лейтмотивов создаёт Гёте образ Лотты? Вполне ли адекватно воспринимает Лотту Вертер?
  Литература Аникст А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М., 1983. Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986. Аникст А. А. Художественный универсализм Гете // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. Бент М. «Вертер, мученик мятежный…»: Биография одной книги. Челябинск, 1997. Вильмонт Н. Н. Гете. М., 1959. Вильмонт Н. Н. Еще раз о Гете // Вильмонт Н. Н. Великие спутники: Лит. этюды. М., 1966. История немецкой литературы / Пер. с нем. : в 3 т. – М., 1985–1987. Конради К .О. Гете. Жизнь и творчество : в 2 т. М., 1987. Людвиг Э. Гете. М., 1965. Манн Т. Гете как представитель бюргерской эпохи. Путь Гете как писателя. Фантазия о Гете. «Вертер» Гете // Манн Т. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1961. Ортега-и-Гассет Х. В поисках Гете // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в.). М., 1983. Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М., 1981. Эпштейн М. Н. Фауст и Петр. (Типологический анализ параллельных мотивов у Гете и Пушкина) // Гетевские чтения. 1984. М., 1986; Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. М., 1988. Рекомендуемые источники: Гете И. В. Избр. произв. : в 2 т. / Вступит.ст. Н. Н. Вильмонта. М., 1985. Гете И. В. Собрание соч. : в 10 т. / Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и др. М., 1975–1978. Гете И. В. Фауст / Вступит. ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. М., 1969 (БВЛ). Гете И. В. Фауст. Лирика / Вступит. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. М., 1986.
Принципы романтической поэтики в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Проанализируйте сюжет и композицию романа. Определите взаимную соотнесенность и временную последовательность эпизодов биографии Иоганнеса Крейслера. Подумайте о содержании понятия «целостности» применительно к роману Гофмана. Вспомните другие произведения, построение которых в том или ином отношении напоминает построение романа Гофмана, сравните их.  
  Литература В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей / Под ред. В.И. Грешных. Калининград. Вып. 1. 1994. Виткоп-Менардо Г. Э.Т.А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999. Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Сост. К. Гюнцеля. Пер. с нем. М., 1987. Карельский А. Сказки и правда Гофмана // Гофман Э.Т.А. Новеллы. М., 1991. Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 1. Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1990. Сафрански Р. Гофман. М., 2005 (ЖЗЛ). Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. Рига, 1972. Художественный мир Э.Т.А. Гофана: Сб. статей / Под ред. И.Ф. Бэлзы. М., 1982. Чавчанидзе Д.Л. «Романтическая ирония» в творчестве Э.Т.А. Гофмана // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1967. Вып. 280. Чавчанидзе Д.Л. Художественный образ Э.Т.А. Гофмана («Фантазии в манере Калло») // Вопросы зарубежной литературы. М., 1968. Ученые записки № 304. МГПИ.
Тема судьбы в романе Стендаля «Красное и черное». Определить соотношение предопределения и свободного выбора в истории Жюльена Сореля. В какой мере он выбирает свою судьбу, в какой – исполняет роль, навязанную ему обстоятельствами? В чем Стендаль следует романтическим концепциям, а в чем отступает от них?
  Литература Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985. Виноградов А.К. Стендаль. М., 1960. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов- на-Д., 1982. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). Ростов-на-Дону, 1992. Прево Ж. Стендаль / Пер. с франц. Л., 1960. Реизов Б.Г. Стендаль: Годы ученья. Л., 1968. Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974. Тимашева О.В. Стендаль (200 лет со дня рождения). М., 1983. Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967. Эпштейн М. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. 1977. № 8.
Сюжет романа Диккенса «Большие надежды» Книга Диккенса должна быть рассмотрена в контексте традиции романа воспитания. Следует обратить внимание на роль сказочных аллюзий в сюжете, на образ героя-рассказчика.  
  Литература Гениева Е.Ю. Чарльз Диккенс: Великая тайна. М., 1993. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. М., 1954. Катарский И.М. Чарльз Диккенс. М., 1960. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Биография писателя. М., 1989. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998 Нерсесова М.А. Творчество Чарльза Диккенса. М., 1957. Оруэлл Дж. Диккенс // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь, 1992. Пирсон Х. Диккенс / Пер. с англ. М. Кан. М., 2002. Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. Л., 1970. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. М., 1990. Тугушева М. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1979. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / Пер. с англ. Р. Померанцевой и В. Харитонова. М., 1975. Цвейг Ст. Чарльз Диккенс // Цвейг Ст. Собр. соч.: В 7 т. М., 1963. Т. 6. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / Пер. с англ. Н. Трауберг. М., 1982.
«Madame Bovary c'est moi». Доклад должен быть построен как рассуждение по поводу известной фразы Флобера е героине его романа: «Мадам Бовари – это я». Фраза может быть по-разному истолкована. Нужно найти и изложить имеющиеся интерпретации, можно предложить свою.
  Литература Валери П. Искушение (святого) Флобера // Валери П. Об искусстве. М., 1993. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер: Из истории реализма во Франции. М., 1955. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955. Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. СПб., 1998. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи: В 2 т. / Сост. С. Лейбович. М., 1984. Франс А. Гюстав Флобер // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 8. Фрид Я. Гюстав Флобер // Флобер Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983. Т. 1.
Природа и человек в поэтической образности романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Тему следует рассмотреть в контексте романтической традиции изображения героя. Следует рассмотреть соотношение образов Измаила и Ахава, обратить внимание на особые «американские» аспекты осмысления темы в книге Мелвилла.
  Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М.,1972. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. В 2 тт.—М.,1971. – Т.2. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм/ ред. Храповицкая. М., 2000. История литературы США. М., 2000. - Т 3. Ковалев Ю.В. От «шпиона» до «шарлатана»… - СПб, 2003. Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3-х тт. –М., 1977,1978. –Т.2,3 Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. – М, 1968.
   

Посещение занятий

Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 10 баллам.

Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.

Итоговая контрольная работа (ИКР).

Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (классицизм, барокко, Просвещение, романтизм и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 35 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.

Общие вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Пьер Корнель

Жан Расин

Мольер

Луис де Гонгора

Педро Кальдерон

Даниэль Дефо

Блез Паскаль

Джонатан Свифт

Вольтер

Дени Дидро

Генри Филдинг

Бомарше

Лоренс Стерн

Жан-Жак Руссо

Шодерло де Лакло

Лессинг

Иоганн Вольфганг Гете

Фридрих Шиллер

Гофман.

Бальзак.

Стендаль.

Диккенс.

Флобер.

По.

Мелвилл.

 

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебникам «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.; «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001.

Введение. XVII век – самостоятельный этап в истории зарубежных литератур.

Испанская литература – общая характеристика.

Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Франсиско де Кеведо и проза испанского барокко.

Педро Кальдерон и драма его времени.

Французская литература – общая характеристика.

Драматургия Корнеля.

Трагедии Расина.

Комедии Мольера.

Спор древних и новых.

Немецкая литература – общая характеристика.

Английская литература – общая характеристика.

Джон Мильтон.

Литература эпохи Реставрации.

По учебникам «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.; «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Английская литература – общая характеристика.

Даниэль Дефо.

Джонатан Свифт.

Литература сентиментализма. Творчество Стерна.

Английская драма. Шеридан.

Французская литература – общая характеристика.

Вольтер.

Дидро и энциклопедисты.

Руссо и руссоизм.

Творчество Бомарше.

Немецкая литература – общая характеристика.

Лессинг.

Гердер и движение «Бури и натиска».

Раннее творчество Гете.

Раннее творчество Шиллера.

Веймарский классицизм.

Позднее творчество Гете.

 

По учебнику «История зарубежной литературы XIX века» /Под ред. Н. А. Соловьевой.- М.: Высшая школа, 1991. 637 с.

Дмитриев А. С. Введение. Немецкая литература: романтизм (Общая характеристика.Иенский романтизм. Поздний романтизм. Гофман).

Соловьева Н.А., Колесников Б.И. Английская литература: романтизм (Общая характеристика. Озерная школа. Байрон. Вальтер Скотт).

Козлова Н. П., Петраш Е. Г. Французская литература: Романтизм.

Глава 15. Общая характеристика.

Глава 16. Ранний французский романтизм.

Богословский В. Н., Прозоров В. Г., Головенченко А. Ф. Американская литература: Романтизм

Глава 23. Общая характеристика.

Глава 24. Ранний американский романтизм.

Глава 25. Трансцендентализм.

Глава 26. Э. По.

Глава 28. Г. Мелвилл.

Глава 30. У. Уитмен.

Петрова Е. А., Петраш Е. Г. Французская литература: Реализм.

Глава 31. Общая характеристика.

Глава 32. Стендаль.

Глава 33. П. Мериме.

Глава 34. О. де Бальзак.

Глава 35. Г. Флобер.

Соловьева Н. А., Миловидов В. А., Спицына Л. С. Английская литература: Реализм

Глава 36. Общая характеристика.

Глава 37. Ч. Диккенс.

Глава 38. У. М. Теккерей.

 

По учебному пособию «Зарубежная литература второго тысячелетия» / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности.

Пахсарьян Н. Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?

В.М. Толмачев. Где искать XIX век?

Т.Д. Венедиктова. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века

Собеседование по дополнительным вопросам представляет собой второй этап экзамена. Оно проводится в обычной экзаменационной форме. В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса и содержит программу ответа. Список экзаменационных вопросов:

1. Классицизм и его истоки в культуре Возрождения. Представители классицизма в литературе. Важнейшие произведения. Деятельность Французской Академии. «Поэтическое искусство» Буало.

2. Театр классицизма. Представители классицизма в драматургии. Важнейшие произведения. Жанры драматургии классицизма. Спор о "Сиде" и влияние этого спора на французский театр и становление концепции классицизма. «Единства» и «приличия» в театре классицизма. Конфликт, сюжет, действие классической драмы.

3. Мольер. Общая характеристика творчества. Становление концепции «высокой комедии», смысл театральной реформы Мольера. Важнейшие произведения, их темы и идеи. Жанровые формы комедий. Мольер и «правила» классицизма.

4. Барокко. Представители барокко в литературах европейских стран. Важнейшие произведения. Стиль барокко и его мировоззренческие основы. Отличия барокко от классицизма в отношении жанра, сюжета, героя.

5. Плутовской роман. Положение романа в системе литературы. Генезис плутовского романа. Важнейшие тексты и авторы. Сюжет плутовского романа. Образ пикаро. Плутовская традиция в романах Дефо, Филдинга, Прево и др.

6. Философская и сатирическая проза XVII – XVIII вв. Отражение в ней духовного кризиса галантной культуры. Важнейшие авторы и произведения. Соотношение художественного и нехудожественного в «прикладной литературе».

7. Просвещение как культурная эпоха. Просвещение и философский рационализм. Проблема «естественного человека». «Энциклопедия». Идеи Просвещения в литературе. Представители. Важнейшие произведения.

8. Расцвет романа в XVIII веке. Крупнейшие английские, французские, немецкие романисты. Феномен «буржуазного романа»: поэтика, жанровые формы. Роль романа воспитания в европейской литературе Нового времени.

9. Драма XVIII века, основные тенденции ее развития. Теория драмы Дидро. Крупнейшие драматурги XVIII века. Важнейшие произведения.

10. Место сентиментализма в культуре XVIII века. Психологическое, историческое, культурологическое содержание понятий «сентиментальность», «сентиментальный характер». Сентиментализм и буржуазная культура. Сентиментализм и Просвещение. Рационалистическое и антирационалистическое в сентиментализме. Сентиментализм и революция. Представители сентиментализма в литературе. Важнейшие произведения.

11. Литературное движение в Германии XVIII века. Немецкий классицизм и позиция Лессинга. Движение «Буря и натиск», его философские и эстетические основы. Крупнейшие немецкие писатели XVIII века. Важнейшие произведения.

12. Личность Гёте, социально-исторические обстоятельства её формирования. Периодизация творчества. Гете во главе штюрмерского движения. Веймар и Италия в жизни и творчестве Гёте. Веймарский классицизм. Основные произведения Гете.

13. Романтизм. Исторические и философские основы явления. Представители романтизма в литературе. Важнейшие произведения. Романтические жанры. Типы романтического героя.

14. Романтизм в Германии. Представители романтизма в немецкой литературе. Роль «кружков» и локальных центров в истории немецкого романтизма. Важнейшие произведения. Принцип романтической иронии.

15. Гофман, своеобразие творческого облика и положение в немецкой литературе: Гофман и романтизм. Основные произведения, темы, приемы.

16. Английская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм в английской литературе. Разнообразие форм английского романтизма. Английский исторический роман и романтизм.

17. Творчество Диккенса. Биографический и культурно-исторический контекст творчества. Важнейшие произведения, темы и мотивы. Традиции сказки и воспитательного романа в произведениях Диккенса.

18. Французская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

19. Бальзак. Биографический контекст творчества. Замысел и структура «Человеческой комедии». Усвоение и переосмысление Бальзаком современных научных теорий. Принципы типизации. Социологический анализ и романтическая образность в произведениях Бальзака.

20. Флобер. Важнейшие произведения. Флобер и романтизм. Эстетическая концепция Флобера и ее воплощение в его произведениях. Тема буржуазии и образы буржуа у Флобера.

21. Американская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

22. Герман Мелвилл. Биографический контекст творчества. Важнейшие произведения. Жанровый синтез в композиции романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Символика романа.

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 4 балла. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

Список рекомендуемой литературы

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001. См. статьи: Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности. Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения. Толмачев В.М. Где искать XIX век? (романтизм) Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века.

История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб., 2004.

История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под ред. Т. В. Соколовой. 2-е изд. М., 2003.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. М., 2001.

История зарубежной литературы XVII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой) М.: Высшая школа, 1991. 2-е изд. М., 1999.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков: Учебно-методическое пособие/ М., 1996.

Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М., 2004.

Теория литературы: Учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2.: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М., 2002.

Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830–1860-е гг.). М., 2005.

График контрольных мероприятий по дисциплине «История зарубежной литературы. Часть вторая» для студентов специальности «Издательское дело и редактирование»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.