Сделай Сам Свою Работу на 5

АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ





Аминева Нина Ришатовна

Сложность исследования агрессивности заключается изначально в трактовке самого термина, так как этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Характеризуя человека как агрессивного, люди говорят, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.

Агрессивные действия можно наблюдать уже в самом раннем детстве: уже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Агрессивное поведение чаще всего выражается вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью [1, с.13].

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.



Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Все эти факторы и обуславливают актуальность нашего исследования на примере агрессивного поведения в подростковом возрасте [4, с.72].

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

- под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению;

- под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу;



- агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы;

- агрессия –физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи;

- агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [7, с.45].

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность [2, с.23]. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом [5, с.42].



Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

- проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

- прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания [6, с.43].

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой - по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.

3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.

Для диагностики агрессивности в подростковом возрасте мы провели диагностику с помощью опросника Басса-Дарки. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики подростковой агрессивности с помощью опросника Басса-Дарки

Шкала агрессии Кол-во подростков Девочки 8 человек Мальчики 7 человек
в % в %
№ п/п 15 человек Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Физическая агрессия   50% 37,5% 12,5% 14% 29% 57%
Косвенная   37,5% 12,5% 50% 29% 57% 14%
Раздражение     37,5% 50% 12,5% 14% 29% 57%
Негативизм   37,5% 12,5% 50% 14%   14% 72%
Обида   50% 37,5%   12,5% 28,5% 28,5% 43%
Подозрительность   12,5% 37,5% 50% 28,5% 28,5% 43%
Вербальная агрессия   12,5% 25% 62,5% 43% 28,5% 28,5%
Чувство вины   25% 12,5% 62,5% 28,5% 28,5% 43%

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

У респондентов, состоящей из 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков) оказались следующие результаты:

Как мы видим из диаграммы 1, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%), раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).

В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочки и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек или 62,5%).

Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. У всех испытуемых мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих.
Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.

Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной.

Когда подросток справедлив и искренен, ведет себя естественно в отношениях с взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.

Список литературы

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 212 с.

3. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127 с.

4. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей. Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.

5. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения. Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. – Вып. 4.

6. Психология человеческой агрессивности. Под ред. К.В. Сельченок – Мн., 2002. – 656 с.

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: 2003. – № 5.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.