|
Типичная американская аптека
АПТЕКА США, БОЛЬШЕ, ЧЕМ АПТЕКА
Розничная торговля лекарственными препаратами в США – это огромный рынок, существенно отличающийся от российского фармрынка не только по объему, но и по способу организации торговли ЛС. Все аптеки в Америке частные, они принадлежат аптечным сетям или независимым фармацевтам, и у всех этих аптек есть свои характерные особенности работы.
Виды аптек в США
В настоящее время в США существует несколько видов аптек, основными из которых являются аптеки розничной продажи, больничные (госпитальные) аптеки и аптеки, специализирующиеся на изготовлении лекарств по индивидуальному рецепту. В последнее время появились также и интернет-аптеки, и их оборот также увеличивается с каждым годом. Подавляющее большинство фармацевтов в США (более 65%) работают в аптеках розничных продаж – в основном в качестве наемных работников, но иногда и в качестве владельцев аптек – как правило, небольших. Около 22% фармацевтов работают в госпитальных аптеках, а остальные Аптекари работают в компаниях, рассылающих лекарства по почте, интернет-аптеках, компаниях оптовых продаж фармакологических препаратов и госучреждениях, связанных с фармакологией. Работа аптек, осуществляющих розничную продажу ЛС рецептурного и безрецептурного отпуска, существенно отличается от работы российских аптек, поэтому давайте остановимся на этом аспекте более подробно.
Американский подход к продаже фармпрепаратов
Организация торговли фармпрепаратами в США сильно отличается от розничной продажи лекарств в России. В России, например, более 80% всех лекарств продается через аптеки и аптечные сети. Несмотря на то что американские аптеки (drugstores) являются основным каналом розничных продаж лекарств в США, через них продается всего 65% лекарственных препаратов рецептурного отпуска и только около 45% препаратов безрецептурного отпуска.* Остальные лекарства продаются в супермаркетах, продовольственных магазинах и даже высылаются почтой по заказам. В то же время в аптеках, кроме рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, продаются дорогая косметика и парфюмерия, а также сопутствующие товары, в числе которых могут быть не только продукты питания, но и пиво, чипсы и крепкий алкоголь, а иногда еще и карты для оплаты товаров и услуг, открытки и даже футболки.
Согласно статистическим данным NACDS (National Association of Chain Drug Stores – Национальной ассоциации аптечных сетей), сегодня в США работает более 56 тыс. аптек, из них более 39 тыс. принадлежат крупным устойчивым компаниям – владельцам аптечных сетей, а остальные аптеки (их около 17 тыс.) принадлежат независимым владельцам.* Цены в сетевых аптеках, как правило, ниже, а независимые фармацевты в большинстве случаев располагаются ближе к пациентам и обслуживают их более внимательно.
Ведущие аптечные сети США
На сегодняшний день в США работает более двух десятков аптечных сетей, самыми крупными из которых (по числу фармацевтов и годовому объему продаж) являются Walgreens, CVS/Pharmacy и Rite Aid.
Walgreens – это крупнейшая аптечная сеть в США. В настоящее время сети принадлежит 7733 аптеки в 50 штатах Америки. Второй по величине является аптечная сеть CVS/Pharmacy, или просто CVS, ей принадлежат 7182 аптеки в 41 штате. Аптечная сеть Rite Aid является 3-й по величине в США и самой крупной сетью аптек на Восточном побережье, ей принадлежат в общей сложности 4 703 аптеки.
Типичная американская аптека
Если точно перевести американское название аптеки drugstore на русский язык, то это скорее «аптечный магазин», «супермаркет лекарств». Этот перевод точно отражает тот ассортимент товаров, которые там продаются. Drugstore – это гораздо больше, чем просто аптека в нашем, российском понимании.
Аптека может занимать помещение площадью от 100 до 5 тыс. м2, а годовой объем продаж зависит не только от площади торгового зала, но и от расположения аптеки. Но можно сказать, что в целом средняя площадь американских drugstores гораздо больше, чем площади российских аптек. Лидером по количеству крупных аптек площадью 3,6 тыс. м2 и выше является аптечная сеть Rite Aid: средняя площадь аптек этой сети составляет 1 тыс. м2, при этом средний торговый оборот за год составляет более 2,1 млн долл. США.**
В аптеках США широко распространено самообслуживание, но не во всех отделах. Обычно торговый зал аптеки разделен на 3 части: рецептурные препараты, парфюмерия и косметика и сопутствующие товары, и если продукты и отдельные виды косметики продаются по системе самообслуживания, то рецептурные препараты всегда отпускаются только через прилавок.
Объем рынка ЛС в США растет с каждым годом и в денежном выражении превышает российский рынок в несколько десятков раз. Основным отличием является то, что в США около 75% продаж составляют оригинальные патентованные препараты,** в то время как в России примерно 80% продающихся лекарств составляют более доступные и дешевые дженерики.
Характерной тенденцией американского фармрынка является то, что в последние годы общее количество аптек в стране неуклонно уменьшается, а оставшиеся и выжившие в жесткой конкурентной борьбе аптеки быстро увеличивают обороты. Как правило, сокращается количество аптек, принадлежащих независимым владельцам, а количество сетевых аптек в целом практически не изменяется. Но при этом наблюдается также слияние аптечных сетей, и ежегодно происходит поглощение мелких аптечных сетей более крупными фармкомпаниями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|