Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Теория и основы изучения ВПК КНР.





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретические основы изучения ВПК КНР

1.1. Определение понятия ВПК

1.2. Особенности становления ВПК КНР

1.3. Государственная политика КНР в развитии ВПК

1.4. Основные партнёры КНР в развитии ВПК

Выводы по первой главе

2. Роль ВПК в обеспечении КНР статуса ведущей мировой державы

2.1. Стрелковое оружие КНР

2.2. Сухопутные войска КНР

2.3. Морские войска КНР

2.4. Военно-Воздушные войска КНР

2.5. Атомные технологии КНР

2.6. Ракетно-космические технологии КНР

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

Введение

В свете событии последних десятилетий военная сфера получила один из основных приоритетов развития. Каждое государство стремится улучшать свой военно-промышленный комплекс по двум причинам: во-первых, ВПК – очень важный компонент экономики любой страны, во-вторых, его развитие способствует не только усилению военной мощи и потенциала государства, но и прогрессу в сфере гражданских технологий - многие военные разработки в наши дни служат на благо общества. Именно поэтому актуальность развития ВПК является одним из главных приоритетов любой страны.



Применительно к данной теме объектом исследования является сам Военно-промышленный комплекс Китая, а предметом, соответственно – влияние уровня развития ВПК на современное положение КНР в мире. Целью этой работы является анализ теоретических основ изучения ВПК КНР, а так же определении роли ВПК в обеспечении КНР статуса ведущей мировой державы. В связи с этим выделяются следующие задачи:

1) определить понятие ВПК;

2) проанализировать особенности развития ВПК КНР;

3) рассмотреть государственную политику КНР в отношении ВПК;

4) проанализировать партнёрство КНР в развитии ВПК;

5) провести рассмотрение всех видов войск и вооружений КНР;

 

Глава 1. Теория и основы изучения ВПК КНР.

1.1 Определение понятия ВПК

Военно-промышленный комплекс (ВПК) – совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение специальной техники, амуниций, боеприпасов и т.п. преимущественно для государственных силовых структур, а так же на экспорт.



Структура ВПК:

1) Государственные учреждения и организации-заказчики. Это могут быть как представители Министерства обороны, так и других силовых ведомств и органов власти. От данных учреждений зависит принятие решений об общем перевооружении либо создании отдельных новых образцов, постановка технического задания, проведение конкурса среди подрядчиков и утверждение готовых проектов

2) Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Это специализированные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, зачастую закрытого типа, занимающиеся проектированием и созданием экспериментальных моделей.

3) Оборонное производство. Заводы, фабрики, верфи, занимающиеся изготовлением стрелкового оружия и боеприпасов, сборкой единиц боевой техники, летательных аппаратов, постройкой и спуском на воду военных судов, производством ядерного оружия и т. д.

4) Структурные подразделения вооружённых сил, занимаются проведением войсковых испытаний (проводимых после выпуска ограниченной партии конкретного образца вооружений), а также постановкой на вооружение нового и снятия с вооружения устаревшего и организацией складского хранения

5) Международная торговля и поставки оружия зарубеж (например, дружественным режимам и движениям сопротивления). Ведётся уполномоченными на это государственными предприятиями [7, с. 1]

Функции ВПК:

Основная функция ВПК — это техническое и материальное обеспечение вооруженных сил и их боеспособности. В современных экономических рыночных условиях ВПК ведущих держав мира занимаются экспортом вооружений, что является достаточно выгодным для экономики отдельных стран и ТНК. [Там же, с. 2]



 

1.2 Особенности становления ВПК в КНР

Военно-промышленный комплекс КНР создавался при участии и при помощи СССР. Наряду с осуществлением общей программы экономического сотрудничества с Китаем Советский Союз в 1950-х годах участвовал в строительстве более 160 предприятий военной промышленности. С 1950 по 1963 год были дополнительно построены и пущены в эксплуатацию более 70 крупных военных предприятий. Кроме того, Китаю была предоставлена богатейшая техническая документация и направлены для оказания содействия тысячи советских военных специалистов. Это позволило Китаю заложить основы ВПК и наладить производство новейшей по тем временам военной техники. [4, стр. 1]

Вместе с советским опытом развития ВПК Китай позаимствовал модель жестко централизованной отраслевой системы, обладающей избыточными производственными мощностями и изолированной от гражданского сектора экономики режимом секретности. Для китайского ВПК были характерны слабые горизонтальные связи системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с производственным сектором. Не было и необходимого взаимодействия между отраслями военного производства, что в итоге вело к застойным явлениям и невысокому качеству выпускаемой продукции. Кроме того, китайский ВПК обладал ограниченной производственной мобильностью, что препятствовало его использованию в интересах гражданского сектора экономики.

В 1950--1960-е годы во времена правления Мао Цзэдуна китайское руководство требовало вести военное строительство исходя из того, что страна стоит «на грани войны». Отставание в военно-технической области Китай стремился компенсировать многочисленностью армии, высокой мобилизационной готовностью вооруженных сил, экономики и населения. Это требовало колоссального напряжения людских, материальных и финансовых ресурсов в ущерб реализации не только социальных программ, но и модернизации самих вооруженных сил.

В те времена народнохозяйственный организм КНР был разделен на два сектора - военный и гражданский. Военный сектор пользовался всеми преимуществами централизованного обеспечения сырьем, электроэнергией, оборудованием и квалифицированными кадрами. Он охватывал современные крупные и средние предприятия военной промышленности, обеспечивающие отрасли тяжелой индустрии. Руководство такими предприятиями находилось под централизованным контролем армии и Госсовета КНР. [Там же, с. 2]

Гражданский сектор производства базировался на местных материальных и трудовых ресурсах, полунатуральном сельском хозяйстве, мелкой местной промышленности. Главной его задачей было обеспечение развития производства по принципу «опоры на собственные силы» без какой-либо существенной помощи со стороны государства, но при условии обязательного отчисления государству львиной доли материальных и финансовых средств.

В 1960-1970-е годы китайское руководство полагало, что грядущая «большая» война будет вестись с применением ядерного оружия. Исходя из этой предпосылки было признано необходимым переместить и рассредоточить до 55% ВПК в Центральный и Западный Китай. Там предполагалось создать мощную производственную и исследовательскую базу, получившую наименование «третьей линии». Она была предназначена для обеспечения армии всем необходимым в случае войны и выхода из строя оборонных предприятий «первой» и «второй» линий (приморские провинции и промышленные районы, расположенные вдоль железнодорожной магистрали Пекин-Гуанчжоу). «Третья линия» охватывала 13 провинций и автономных районов Китая, находящихся к югу от Великой Китайской стены, к северу от города Шаогуань (провинция Гуандун), к западу от магистрали Пекин--Гуанчжоу и к востоку от вершины Уцяолин (провинция Ганьсу). На «третьей линии» были созданы 483 предприятия ВПК и 92 научно-исследовательские организации, где трудились 1,35 млн человек.

Идея создания «третьей линии» несла в себе рациональное начало - предусматривалось крупное стратегическое перемещение производительных сил в интересах рассредоточения оборонных мощностей на случай войны. Однако основной период создания этой базы пришелся на годы самоизоляции Китая, «культурной революции» (1966-1976) и особо острой конфронтации с Советским Союзом. Строительство велось поспешно и без комплексной координации работ, что привело к нерациональной структуре капиталовложений, чрезмерной разобщенности заводов и исследовательских структур. Основная масса предприятий «третьей линии» была построена в отдаленных районах с неразвитыми коммуникациями, что впоследствии стало одной из сложнейших проблем китайского ВПК. [Там же, с. 3]

Исходным моментом для реформирования китайского ВПК послужила эволюция взглядов руководства КНР по проблемам войны и мира в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Согласно оценке Дэн Сяопина, в связи с отсутствием неизбежности возникновения новой мировой войны на рубеже XX и XXI веков Китай впервые в новейшей истории получил возможность сосредоточить усилия на модернизации экономики и одновременно, по мере ее развития, укреплять национальную оборону. Отмечалась не только зависимость военного строительства от экономического, но и обратная связь - использование возможностей ВПК в интересах развития экономики. Дэн дал свою формулу реформирования ВПК: «Сочетание военного и гражданского, мирного и немирного, приоритет военного производства и его развитие с опорой на выпуск гражданской продукции».

С началом политики реформ в Китае стали формироваться новые взгляды на роль и место военной промышленности в экономической системе государства. Был критически проанализирован опыт развития ВПК в предыдущие десятилетия, когда отрасль строилась по образцу советской плановой системы и отличалась высокой степенью централизации. В условиях слабой китайской экономики и послевоенной разрухи эта модель сыграла положительную роль, позволив сконцентрировать усилия на ключевых объектах оборонной промышленности и в короткие сроки решить неотложные задачи по разработке и производству вооружений. Однако она уже не соответствовала условиям рыночных реформ. Кроме того, по мнению китайских аналитиков, прежняя система оказалась не в состоянии адекватно реагировать на постоянные изменения в военной стратегии, отвечая на новые повышенные требования к вооружениям и военной технике. [Там же, с. 4]

Анализируя опыт СССР, в эпоху Дэн Сяопина в Китае пришли к выводу, что известные всему миру успехи советской высокоцентрализованной оборонной промышленности были достигнуты слишком дорогой ценой за счет развития гражданских отраслей экономики. Похожая ситуация сложилась и в Китае. Обладая ограниченными ресурсами, страна прилагала большие усилия к созданию ядерного и термоядерного оружия, в то время как большинство гражданских отраслей отстало на многие годы. Обособленное положение ВПК препятствовало использованию имеющихся здесь передовых технологий в экономике страны. Стало ясно, что пора пересматривать соотношение экономического и оборонного строительства, коренным образом реформировать ВПК. [Там же, с. 5]

 

 

1.3 Государственная политика КНР в развитии ВПК

Военно-промышленный комплекс КНР управляется "Комиссией по оборонной науке, технологии и промышленности" (The Commission of Science, Technology and Industry for National Defense was – COSTIND), созданной в 1982 г. и реформированной в 1998 г. и подотчетной Государственному Совету КНР. Управляя военно-научными исследованиями и программами создания и развития Вооружения и Военной Техники (ВиВТ), "COSTIND" координирует деятельность корпораций ВПК и взаимодействует с Центральным Военным Советом (ЦВС) НОАК, по вопросам производства и поставки ВиВТ, составление и выполнение научных исследований.
По данным "www.fas.org" исследования реализуются по трем направлениям: исследования по созданию новых образцов ВиВТ, фундаментальные и прикладные исследования для модернизации оборонной промышленности, и конверсия оборонных в народнохозяйственный комплекс Китая.
В современности и под влиянием опыта развитых стран ВПК КНР трансформирован, из централизовано-отраслевой системы в корпоративную, включающую одиннадцать военно-промышленных корпораций, находящихся под прямым контролем Госсовета КНР. [3, с. 24]

(Приложение 1)

Модернизация НОАК осуществляется двумя параллельными процесса процессами – первый, протекает в условиях конверсии значительной части оборонного комплекса и выражается в частичной модернизации вооруженных сил исходя из имеемых в современности ограниченных возможностей, включая закупки партий вооружений за рубежом, и второй – ориентированный на коренное обновление научно-технического и экономического фундамента обороны. Это направление включает в себя лицензионное производство, а так же перспективные наработки как самостоятельно, так и с зарубежными странами, в первую очередь с Россией, Израилем и Пакистаном. [Там же, с. 28]

 

1.4 Основные партнёры КНР в развитии ВПК.

В военно-технической области основными партнерами Китая являются Россия и некоторые другие страны СНГ, Пакистан, Израиль

Особое значение для Китая имеет военно-техническое сотрудничество с Россией. Несмотря на то, что в течение очень долгого времени Российская Федерация была основным партнером КНР в военно-технической области, в настоящее время в этом направлении существует ряд серьезных трудностей. Сегодня у Москвы нет ни одного масштабного оборонного контракта с Пекином, как было несколько лет назад. Россия ежегодно зарабатывала на продаже Китаю оружия и боевой техники до 1,8–2 млрд долл., получала до 40% и больше объемов своих экспортных валютных поступлений. [Там же, с. 30]

 

Выводы

Проанализировав историю развития и современное состояние военно-промышленного комплекса КНР, можно прийти к выводу, что долгое время после своего образования, Китай пользовался поддержкой СССР. Советский союз служил для Китай не только примером для подражания, но и активно участвовал в строительстве военной инфраструктуры. Следующим шагом в развитии КНР, стало обострение отношений с СССР и наращивание военного потенциала так, как китайское руководство опасалось войны с применением ядерного оружия, поэтому Мао Цзэдун разрабатывает так называемую «третью линию». Последним этапом в формировании ВПК КНР стал полный отказ от советской модели развития и начало политики реформ Дэн Сяопина.

В настоящее время Китай проводит активную политику по развитию военно-промышленного комплекса. КНР обладает достаточно мощными партнёрами такими, как Россия и другие страны СНГ. Активное сотрудничество КНР с другими странами в военной сфере является одним из важнейших аспектов удачного развития ВПК.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.